«КАК ПРИСПОСОБИТЬ ЕГЭ И ОГЭ К РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ»
(русский язык и литература)
Предисловие
Упражнения, на основании которых проводится общегосударственная проверка подготовки человека к реальной жизни в нашей стране, классическая педагогика использовала для первичной презентации и «обработки» нового учебного материала.
Результатом понимания того факта, что русский язык и литературу нужно преподавать по-другому, в связи с реалиями современной жизни, послужило распоряжение правительства РФ от 9 апреля 2016 года об утверждении Концепции преподавания русского языка и литературы. Мы, полностью разделяя положения данной Концепции, представляем в создавшихся условиях данное учебное пособие, предлагающее вывести обучение на уровень, наиболее приближенный к реальной жизни и представляющее один из примеров алгоритма обучения говорению.
Содержание предлагаемого учебного материала и уровень его сложности определяется уровнем группы.
Инструкция по проведению занятия
ЧАСТЬ I. Алгоритм. Индивидуальный подход. (40мин.)Задание 1 – прочитайте текст выразительно. (10 мин.)
Тексты сгруппированы в три части С,В,А в зависимости от уровня подготовки учеников.
Часть С – для наименее подготовленных учеников и начальной школы,
часть В – для учеников средней школы, часть А – для учеников старшей школы.Задание 2 - у вас берут интервью. Ответьте на вопросы.(10 мин)
Вопросы также сгруппированы по уровням С, В,
Начальный этап – это вопросы к текстам, конечный результат – вопросы по различным
жизненным ситуациям.Задание 3 - произнесите монолог по картинке с опорой на план.(10 мин)
Будучи алгоритмизированным, занятие одновременно учитывает индивидуальные особенности обучающегося: скорость выполнения, уровень подготовленности, оперативность мышления, внимательность. Отсюда следует, что ученик может за отведённое время «отработать» от одного до трёх текстов своего уровня сложности.
5 минут от урока занимает организационный момент и
5 минут переход в другой кабинет, где будет проходить вторая часть занятия.
Вышеописанное алгоритмизированное занятие осуществляется в
ЛУРе (лингафонном кабинете) соответственно методике работы, отработанной в Школе-ВУЗе для данного вида учебной деятельности.
Пройдя серию подобных занятий – алгоритмов, учащийся получает и оттачивает навыки говорения и, одновременно, проходит стадию подготовки к реальной «свободной» речи.
ЧАСТЬ I I. «Свободная беседа». Коллективная работа. (40мин.)- Выполнение упражнений из части I (описание картинки, беседа по прочитанным текстам)
- Переход к «свободной беседе» (выражение точки зрения, высказывания, основанные на собственном опыте)
- Работа по учебному пособию
Во второй части занятия происходит обучение «свободной беседе», для проведения которой учащиеся приглашаются за стол
в галерее психологической разгрузки (или в
читальном зале «Возвращаем человека к чтению»), где проводится «свободная беседа» по уже проработанному материалу (описание картинки, беседа по прочитанным текстам) + выражение точки зрения, высказывания, основанные на собственном опыте, а также проводится работа по учебному пособию.
Домашнее задание письменно:а) вспомнить и записать текст, прочтенный на занятии;
б) вспомнить и описать картинки, проработанные на занятии;
устно:а) подготовить монолог по теме занятия на одну минуту звучания;
б) подготовить ситуацию по теме учебного пособия.
Заключительный этап в программы «Как приспособить ОГЭ и ЕГЭ к реальной жизни» может быть выполнен перед экраном компьютера, в режиме ЕГЭ-тренажер, который уже опробован и утвержден в нашей школе.