Автор Тема: Сборник (русский язык, литература, методика)  (Прочитано 112466 раз)

0 Пользователей и 4 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 41936
    • Просмотр профиля
А. П. Чехов "Хамелеон"

Текст №2

     Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина... На площади ни души... Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло, как голодные пасти; около них нет даже нищих.
— Так ты кусаться, окаянная? — слышит вдруг Очумелов.— Ребята, не пущай ее! Нынче не велено кусаться! Держи! А... а!
     Слышен собачий визг. Очумелов глядит в сторону и видит: из дровяного склада купца Пичугина, прыгая на трех ногах и оглядываясь, бежит собака. За ней гонится человек в ситцевой крахмальной рубахе и расстегнутой жилетке». Он бежит за ней и, подавшись туловищем вперед, падает на землю и хватает собаку за задние лапы. Слышен вторично собачий визг и крик: «Не пущай!» Из лавок высовываются сонные физиономии, и скоро около дровяного склада, словно из земли выросши, собирается толпа.
  — Никак беспорядок, ваше благородие!..— говорит городовой.
     Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу. Около самых ворот склада, видит он, стоит вышеписанный человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: «Ужо я сорву с тебя, шельма!» да и самый палец имеет вид знамения победы. В этом человеке Очумелов узнает золотых дел мастера Хрюкина.
      В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала — белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса.

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 41936
    • Просмотр профиля
А. П. Чехов "Дама с собачкой"

Текст №1

     Вечером, когда немного утихло, Гуров и Анна Сергеевна пошли на мол, чтобы посмотреть, как придет пароход. На пристани было много гуляющих; собрались встречать кого-то, держали букеты. И тут отчетливо бросались в глаза две особенности нарядной ялтинской толпы: пожилые дамы были одеты, как молодые, и было много генералов.
     По случаю волнения на море пароход пришел поздно, когда уже село солнце, и, прежде чем пристать к молу, долго поворачивался. Анна Сергеевна смотрела в лорнетку на пароход и на пассажиров, как бы отыскивая знакомых.
     Нарядная толпа расходилась, уже не было видно лиц, ветер стих совсем, а Гуров и Анна Сергеевна стояли, точно ожидая, не сойдет ли еще кто с парохода. Анна Сергеевна уже молчала и нюхала цветы, не глядя на Гурова…
     …В Ореанде сидели на скамье, недалеко от церкви, смотрели вниз на море и молчали. Ялта была едва видна сквозь утренний туман, на вершинах гор неподвижно стояли белые облака. Листва не шевелилась на деревьях, кричали цикады, и однообразный, глухой шум моря, доносившийся снизу, говорил о покое, о вечном сне, какой ожидает нас. Так шумело внизу, когда еще тут не было ни Ялты, ни Ореанды, теперь шумит и будет шуметь так же равнодушно и глухо, когда нас не будет. И в этом постоянстве, в полном равнодушии к жизни и смерти каждого из нас кроется, быть может, залог нашего вечного спасения, непрерывного движения жизни на земле, непрерывного совершенства.
     Сидя рядом с молодой женщиной, которая казалась такой красивой, успокоенный и очарованный в виду этой сказочной обстановки — моря, гор, облаков, широкого неба, Гуров думал о том, как, в сущности, если вдуматься, всё прекрасно на этом свете, всё, кроме того, что мы сами мыслим и делаем, когда забываем о высших целях бытия, о своем человеческом достоинстве.
     Подошел какой-то человек — должно быть, сторож, — посмотрел на них и ушел. И эта подробность показалась такой таинственной и тоже красивой. Видно было, как пришел пароход из Феодосии, освещенный утренней зарей, уже без огней.
— Роса на траве, — сказала Анна Сергеевна после молчания.
— Да. Пора домой.
     Они вернулись в город.



Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38314
    • Просмотр профиля

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 41936
    • Просмотр профиля
А. С. Пушкин "Дубровский"
Текст №4

    Марья Кириловна и князь Верейский вместе вошли в холодную, пустую церковь; за ними заперли двери. Священник вышел из алтаря и тотчас же начал. Марья Кириловна ничего не видала, ничего не слыхала. С самого утра она ждала Дубровского, надежда ни на минуту ее не покидала. Когда священник обратился к ней, она содрогнулась и обмерла, но еще медлила, еще ожидала. Священник, не дождавшись ее ответа, произнес невозвратимые слова.
    Обряд был кончен. Она слышала веселые поздравления присутствующих и все еще не могла поверить, что жизнь ее была навеки окована, что Дубровский не прилетел освободить ее. Князь обратился к ней с ласковыми словами, она их не поняла. Молодые сели вместе в карету и поехали в Арбатово. Князь не стал докучать ей смешными восторгами, слова его были просты и не требовали ответов. Таким образом проехали они около десяти верст, лошади неслись быстро по кочкам проселочной дороги, и карета почти не качалась на своих английских рессорах.
     Вдруг раздались крики погони, карета остановилась. Толпа вооруженных людей окружила ее, и человек в полумаске, отворив дверцы со стороны, где сидела молодая княгиня, сказал ей:
 — Вы свободны, выходите.
 — Что это значит, — закричал князь, — кто ты такой?..
 — Это Дубровский, — сказала княгиня.
     Князь, не теряя присутствия духа, вынул из бокового кармана дорожный пистолет и выстрелил в маскированного разбойника. Княгиня вскрикнула и с ужасом закрыла лицо обеими руками. Дубровский был ранен в плечо, кровь показалась. Князь, не теряя ни минуты, вынул другой пистолет, но ему не дали времени выстрелить, дверцы растворились, и несколько сильных рук вытащили его из кареты и вырвали у него пистолет. Над ним засверкали ножи.
 — Не трогать его! — закричал Дубровский, и мрачные его сообщники отступили.
 — Вы свободны, — продолжал Дубровский, обращаясь к бледной княгине.
 — Нет, — отвечала она. — Поздно — я обвенчана, я жена князя Верейского.
 — Что вы говорите, — закричал с отчаяния Дубровский, — нет, вы не жена его, вы были приневолены, вы никогда не могли согласиться...
 — Я согласилась, я дала клятву, — возразила она с твердостию, — князь мой муж, прикажите освободить его и оставьте меня с ним. Я не обманывала. Я ждала вас до последней минуты... Но теперь, говорю вам, теперь поздно. Пустите нас.
     Но Дубровский уже ее не слышал, боль раны и сильные волнения души лишили его силы. Он упал у колеса, разбойники окружили его.

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38314
    • Просмотр профиля
А.С. Пушкин «Дубровский»
Текст № 2
1.   Марья Кириловна искала способ отправить кольцо в дупло заветного дуба. В это время камушек ударился в окно ее, стекло зазвенело. Марья Кириловна взглянула на двор и увидела маленького Сашу. Она обрадовалась ему и открыла окно.
— Здравствуй, Саша, — сказала она, — зачем ты меня зовешь?
— Я пришел, сестрица, узнать от вас, не надобно ли вам чего-нибудь.
— Спасибо, милый мой Сашенька! Ты знаешь старый дуб с дуплом, что у беседки?
— Знаю, сестрица.
— Так если ты меня любишь, сбегай туда поскорей и положи в дупло вот это кольцо, да смотри же, чтоб никто тебя не видал.

2.   С этим словом она бросила ему кольцо и заперла окошко.
   Мальчик поднял кольцо, во весь дух пустился бежать. Он быстро  очутился у заветного дерева,  оглянулся во все стороны и положил колечко в дупло. Он хотел бежать обратно, как вдруг какой-то оборванный рыжий мальчишка мелькнул из-за беседки, кинулся к дубу и запустил руку в дупло. Саша быстрее белки бросился к нему и зацепился за него обеими руками.
— Что ты здесь делаешь? — сказал он грозно.
— Тебе какое дело? — отвечал мальчишка, стараясь от него освободиться.
— Оставь это кольцо, рыжий заяц, — кричал Саша, — или я проучу тебя.

3.   Вместо ответа тот ударил его кулаком по лицу, но Саша его не выпустил и закричал во все горло: «Воры, воры — сюда, сюда...»
   Мальчишка силился от него отделаться. Они боролись несколько минут, наконец рыжий мальчик повалил Сашу наземь и схватил его за горло.
Но в это время сильная рука садовника Степана вцепилась в рыжие волосы.
— Ах, ты, — говорил садовник, — да как ты смеешь бить маленького барина...
    Саша успел вскочить и оправиться.
— Отдай кольцо! — кричал Саша.

4.   Садовник повел пленника на барский двор, и все трое очутились перед Кирилом Петровичем, который спросил, что случилось. Саша смутился, спутался. Кирила Петрович нахмурился и приказал нести розги. Саша испугался и всё рассазал: «Сестрица велела мне сбегать к дубу и положить кольцо в дупло, я и сбегал и положил кольцо, а этот скверный мальчик...»
   Кирила Петрович обратился к скверному мальчику и спросил его грозно: «Чей ты?»
— Я дворовый человек господ Дубровских, — отвечал рыжий мальчик.
    Лицо Кирила Петровича омрачилось.
— А что ты делал в моем саду?
— Малину крал, — отвечал мальчик с большим равнодушием.
— Ага, малина разве растет у меня на дубах?
    Мальчик ничего не отвечал.


Занятие проводится в ЛУРе (лингафонный кабинет).


I. Организация урока. Установки.≈ 2 мин.
II. Ход урока.
    1. Одновременное чтение текста в наушниках. ≈ 10 мин.
        Учитель подключается к ученикам, делает необходимые замечания, делает пометки в своей тетради.
    2. Пересказ текста. ≈ 8 мин.
        Учитель подключается, делает поправки,  комментирует, делает пометки в своей тетради.

    3. Работа "доска-тетрадь". ≈ 10 мин.
        3-1. Учитель просит раскрыть тетради, вызывает двух учеников к доске и диктует следующие предложения:

    Мальчик поднял кольцо, во весь дух пустился бежать. Он быстро  очутился у заветного дерева,  оглянулся во все стороны и положил колечко в дупло. Он хотел бежать обратно, как вдруг какой-то оборванный рыжий мальчишка мелькнул из-за беседки, кинулся к дубу и запустил руку в дупло. Саша быстрее белки бросился к нему и зацепился за него обеими руками.

        3-2. Одновременно проверяется работа в тетради у учеников (можно некоторым сразу выставить
                положительные оценки).
        3-3. По окончании работы у доски класс проверяет написанное и обсуждает работу.
        3-4. Учитель оценивает работу учеников в своей тетради. выставляет оценки.


III. Подведение итогов. Домашнее задание.≈10 мин.

      1. Обсуждение ответов, допущенных ошибок,  выставление оценок за каждый вид деятельности.
      2. Подробное и чёткое домашнее задание с записью в тетради.


Домашнее задание: переписывание пункта 2 понятным  и  красивым почерком, без ошибок (смотри критерии
                                  выставления оценок);
                                  составление плана текста. Пункты 1-4.

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 41936
    • Просмотр профиля
А. С. Пушкин "Дубровский"
Текст №3

     На дворе у Кирила Петровича воспитывались обыкновенно несколько медвежат и составляли одну из главных забав покровского помещика. В первой своей молодости медвежата приводимы были ежедневно в гостиную, где Кирила Петрович по целым часам возился с ними, стравливая их с кошками и щенятами. Возмужав, они бывали посажены на цепь, в ожидании настоящей травли. Случалось, что в телегу впрягали пару медведей, волею и неволею сажали в нее гостей и пускали их скакать на волю божию.
     Но лучшею шуткою почиталась у Кирила Петровича следующая.
     Проголодавшегося медведя запрут, бывало, в пустой комнате, привязав его веревкою за кольцо, ввинченное в стену. Веревка была длиною почти во всю комнату, так что один только противоположный угол мог быть безопасным от нападения страшного зверя. Приводили обыкновенно новичка к дверям этой комнаты, нечаянно вталкивали его к медведю, двери запирались, и несчастную жертву оставляли наедине с косматым пустынником. Бедный гость, с оборванной полою и до крови оцарапанный, скоро отыскивал безопасный угол, но принужден был иногда целых три часа стоять прижавшись к стене и видеть, как разъяренный зверь в двух шагах от него ревел, прыгал, становился на дыбы, рвался и силился до него дотянуться. Таковы были благородные увеселения русского барина!
     Несколько дней спустя после приезда учителя, Троекуров вспомнил о нем и, призвав его однажды утром, повел он его с собою темными коридорами. Вдруг боковая дверь отворилась, двое слуг вталкивают в нее француза и запирают ее на ключ. Опомнившись, учитель увидел привязанного медведя, зверь начал фыркать, издали обнюхивая своего гостя, и вдруг, поднявшись на задние лапы, пошел на него... Француз не смутился, не побежал и ждал нападения. Медведь приблизился. Дефорж вынул из кармана маленький пистолет, вложил его в ухо голодному зверю и выстрелил. Медведь повалился.
     Все сбежались, двери отворились, Кирила Петрович вошел, изумленный развязкой своей шутки. Кирила Петрович хотел непременно объяснения всему делу: кто предупредил Дефоржа о шутке или зачем у него в кармане был заряженный пистолет. Он послал за Машей, Маша прибежала и перевела французу вопросы отца.
— Я не слыхивал о медведе, — отвечал Дефорж, — но я всегда ношу при себе пистолеты, потому что не намерен терпеть обиду, за которую, по моему званью, не могу требовать удовлетворения.
     Маша смотрела на него с изумлением и перевела слова его Кирилу Петровичу. Кирила Петрович, обратясь к своим людям, сказал: «Каков молодец! не струсил». С той минуты он Дефоржа полюбил и не думал уже его пробовать.



Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 41936
    • Просмотр профиля
Текст №1
А.С. Пушкин «Дубровский»
1.    Прошло несколько дней. Жизнь обитателей Покровского была однообразна. Кирила Петрович ежедневно
    выезжал на охоту. Чтение, прогулки и музыкальные уроки занимали Марью Кириловну — особенно
    музыкальные уроки. Она начинала понимать собственное сердце и признавалась, что была неравнодушна к
    молодому французу. Она скучала без Дефоржа, обо всем хотела знать его мнение и всегда с ним
    соглашалась.

2.     Однажды во время занятий Дубровский подал ей украдкою записку. Марья Кириловна пошла в свою
    комнату, развернула записку и прочла следующее: «Будьте сегодня в 7 часов в беседке у ручья. Мне
    необходимо с вами поговорить».

3.     Любопытство ее было сильно возбуждено. Она давно ожидала признания, желая и опасаясь его. Она
     решилась идти на свидание и поминутно поглядывала на часы. Смеркалось. Часы пробили третью четверть
     седьмого, и Марья Кириловна тихонько вышла на крыльцо, огляделась во все стороны и побежала в сад.

4.      Ночь была темна, небо покрыто тучами — в двух шагах от себя нельзя было ничего видеть, но Марья
     Кириловна шла в темноте по знакомым дорожкам и через минуту очутилась у беседки. Она остановилась,
     чтобы перевести дух и явиться перед Дефоржем с видом равнодушным и неторопливым. Но Дефорж стоял
     уже перед нею.
     — Благодарю вас, — сказал он ей тихим и печальным голосом, — что вы не отказали мне в моей просьбе. Я   
     был бы в отчаянии, если бы вы не согласились.
     Марья Кириловна отвечала заготовленною фразой:
     — Надеюсь, что вы не заставите меня раскаяться в моей снисходительности.
     Он молчал и, казалось, собирался с духом.
     — Обстоятельства требуют... я должен вас оставить, — сказал он наконец, — вы скоро, может быть,
     услышите... Но перед разлукой я должен с вами сам объясниться...
     Марья Кириловна не отвечала ничего. В этих словах видела она предисловие к ожидаемому признанию.
     — Я не то, что вы предполагаете, — продолжал он, потупя голову, — я не француз Дефорж, я Дубровский.
     Марья Кириловна вскрикнула.

Занятие проводится в ЛУРе (лингафонный кабинет).


I. Организация урока. Установки.≈ 2 мин.
II. Ход урока.
    1. Одновременное чтение текста в наушниках. ≈ 10 мин.
        Учитель подключается к ученикам, делает необходимые замечания, делает пометки в своей тетради.
    2. Пересказ текста. ≈ 8 мин.
        Учитель подключается, делает поправки,  комментирует, делает пометки в своей тетради.

    3. Работа "доска-тетрадь". ≈ 10 мин.
        3-1. Учитель просит раскрыть тетради, вызывает двух учеников к доске и диктует следующие предложения:

     Любопытство ее было сильно возбуждено. Она давно ожидала признания, желая и опасаясь его. Она решилась идти на свидание и поминутно поглядывала на часы.   
    Смеркалось. Часы пробили третью четверть.седьмого, и Марья Кириловна тихонько вышла на крыльцо, огляделась во все стороны и побежала в сад.

        3-2. Одновременно проверяется работа в тетради у учеников (можно некоторым сразу выставить
                положительные оценки).
        3-3. По окончании работы у доски класс проверяет написанное и обсуждает работу.
        3-4. Учитель оценивает работу учеников в своей тетради. выставляет оценки.


III. Подведение итогов. Домашнее задание.≈10 мин.

      1. Обсуждение ответов, допущенных ошибок,  выставление оценок за каждый вид деятельности.
      2. Подробное и чёткое домашнее задание с записью в тетради.


Домашнее задание: переписывание пункта 2 понятным  и  красивым почерком, без ошибок (смотри критерии
                                  выставления оценок);
                                  составление плана текста. Пункты 1-4.

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 41936
    • Просмотр профиля
  1. Прошло несколько дней. Жизнь обитателей Покровского была однообразна. Кирила Петрович ежедневно выезжал на охоту. Чтение, прогулки и музыкальные уроки занимали Марью Кириловну — особенно музыкальные уроки. Она начинала понимать собственное сердце и признавалась, что была неравнодушна к молодому французу. Она скучала без Дефоржа, обо всем хотела знать его мнение и всегда с ним соглашалась.
     Однажды во время занятий Дубровский подал ей украдкою записку. Марья Кириловна пошла в свою комнату, развернула записку и прочла следующее: «Будьте сегодня в 7 часов в беседке у ручья. Мне необходимо с вами поговорить».

     2. Любопытство ее было сильно возбуждено. Она давно ожидала признания, желая и опасаясь его. Она решилась идти на свидание и поминутно поглядывала на часы. Смеркалось. Часы пробили третью четверть седьмого, и Марья Кириловна тихонько вышла на крыльцо, огляделась во все стороны и побежала в сад.

     3.  Ночь была темна, небо покрыто тучами — в двух шагах от себя нельзя было ничего видеть, но Марья Кириловна шла в темноте по знакомым дорожкам и через минуту очутилась у беседки. Она остановилась, чтобы перевести дух и явиться перед Дефоржем с видом равнодушным и неторопливым. Но Дефорж стоял уже перед нею.
— Благодарю вас, — сказал он ей тихим и печальным голосом, — что вы не отказали мне в моей просьбе. Я был бы в отчаянии, если бы вы не согласились.
Марья Кириловна отвечала заготовленною фразой:
— Надеюсь, что вы не заставите меня раскаяться в моей снисходительности.
Он молчал и, казалось, собирался с духом.
— Обстоятельства требуют... я должен вас оставить, — сказал он наконец, — вы скоро, может быть, услышите... Но перед разлукой я должен с вами сам объясниться...
Марья Кириловна не отвечала ничего. В этих словах видела она предисловие к ожидаемому признанию.
— Я не то, что вы предполагаете, — продолжал он, потупя голову, — я не француз Дефорж, я Дубровский.
Марья Кириловна вскрикнула.


1. Чтение первых 2-х абзацев (вслух, одновременно - работа в ЛУРе)
2. Переписывание 3-го абзаца грамотно и красивым почерком
3. Пересказ текста (начиная с 4-го абзаца)
4. Д.з.: составить план текста.

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 41936
    • Просмотр профиля
1. Прочитайте данные абзацы (вслух, одновременно - работа в ЛУРе)

Прошло несколько дней. Жизнь обитателей Покровского была однообразна. Кирила Петрович ежедневно выезжал на охоту. Чтение, прогулки и музыкальные уроки занимали Марью Кириловну — особенно музыкальные уроки. Она начинала понимать собственное сердце и признавалась, что была неравнодушна к молодому французу. Она скучала без Дефоржа, обо всем хотела знать его мнение и всегда с ним соглашалась.
     Однажды во время занятий Дубровский подал ей украдкою записку. Марья Кириловна пошла в свою комнату, развернула записку и прочла следующее: «Будьте сегодня в 7 часов в беседке у ручья. Мне необходимо с вами поговорить».

2. Перепишите данный абзац грамотно и красивым почерком
     Любопытство ее было сильно возбуждено. Она давно ожидала признания, желая и опасаясь его. Она решилась идти на свидание и поминутно поглядывала на часы. Смеркалось. Часы пробили третью четверть седьмого, и Марья Кириловна тихонько вышла на крыльцо, огляделась во все стороны и побежала в сад.

3. Перескажите текст.
     Ночь была темна, небо покрыто тучами — в двух шагах от себя нельзя было ничего видеть, но Марья Кириловна шла в темноте по знакомым дорожкам и через минуту очутилась у беседки. Она остановилась, чтобы перевести дух и явиться перед Дефоржем с видом равнодушным и неторопливым. Но Дефорж стоял уже перед нею.
— Благодарю вас, — сказал он ей тихим и печальным голосом, — что вы не отказали мне в моей просьбе. Я был бы в отчаянии, если бы вы не согласились.
Марья Кириловна отвечала заготовленною фразой:
— Надеюсь, что вы не заставите меня раскаяться в моей снисходительности.
Он молчал и, казалось, собирался с духом.
— Обстоятельства требуют... я должен вас оставить, — сказал он наконец, — вы скоро, может быть, услышите... Но перед разлукой я должен с вами сам объясниться...
Марья Кириловна не отвечала ничего. В этих словах видела она предисловие к ожидаемому признанию.
— Я не то, что вы предполагаете, — продолжал он, потупя голову, — я не француз Дефорж, я Дубровский.
Марья Кириловна вскрикнула.



4. Д.з.: составить план текста.

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 41936
    • Просмотр профиля
     Прошло несколько дней. Жизнь обитателей Покровского была однообразна. Кирила Петрович ежедневно выезжал на охоту. Чтение, прогулки и музыкальные уроки занимали Марью Кириловну — особенно музыкальные уроки. Она начинала понимать собственное сердце и признавалась, что была неравнодушна к молодому французу. Она скучала без Дефоржа, обо всем хотела знать его мнение и всегда с ним соглашалась.
     Однажды во время занятий Дубровский подал ей украдкою записку. Марья Кириловна пошла в свою комнату, развернула записку и прочла следующее: «Будьте сегодня в 7 часов в беседке у ручья. Мне необходимо с вами поговорить».
     Любопытство ее было сильно возбуждено. Она давно ожидала признания, желая и опасаясь его. Она решилась идти на свидание и поминутно поглядывала на часы. Смеркалось. Часы пробили третью четверть седьмого, и Марья Кириловна тихонько вышла на крыльцо, огляделась во все стороны и побежала в сад.
     Ночь была темна, небо покрыто тучами — в двух шагах от себя нельзя было ничего видеть, но Марья Кириловна шла в темноте по знакомым дорожкам и через минуту очутилась у беседки. Она остановилась, чтобы перевести дух и явиться перед Дефоржем с видом равнодушным и неторопливым. Но Дефорж стоял уже перед нею.
— Благодарю вас, — сказал он ей тихим и печальным голосом, — что вы не отказали мне в моей просьбе. Я был бы в отчаянии, если бы вы не согласились.
Марья Кириловна отвечала заготовленною фразой:
— Надеюсь, что вы не заставите меня раскаяться в моей снисходительности.
Он молчал и, казалось, собирался с духом.
— Обстоятельства требуют... я должен вас оставить, — сказал он наконец, — вы скоро, может быть, услышите... Но перед разлукой я должен с вами сам объясниться...
Марья Кириловна не отвечала ничего. В этих словах видела она предисловие к ожидаемому признанию.
— Я не то, что вы предполагаете, — продолжал он, потупя голову, — я не француз Дефорж, я Дубровский.
Марья Кириловна вскрикнула.


1. Чтение первых 2-х абзацев (вслух, одновременно - работа в ЛУРе)
2. Переписывание 3-го абзаца грамотно и красивым почерком
3. Пересказ текста (начиная с 4-го абзаца)
4. Д.з.: составить план текста.

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38314
    • Просмотр профиля
5 класс.  4 четверть

I. Перепишите пословицы. Подчеркните глаголы в неопределённой форме.
1. С тем не ужиться, кто любит браниться. 2. И мудрому человеку совет требуется. 3. Будете друг за дружку держаться — можете ничего не бояться. 4. Вместе и беда легче переносится. 5. Кто хвалился, тот с горы свалился. 6. Легко хвалился, легко и свалился. 7. Кто работы не боится, у того она и спорится. 8. Дело мастера боится.


II. Перепишите, вставьте пропущенные буквы.

1. Я не умею слушать ни похвалы в глаза, ни лести. При этом обыкновенно как-то глупо и самодовольно улыбают..ся; а я предпочитаю спокойное выражение лица.(Островский А. Н.)
2. Никто лучше его не умеет вовремя подкраст..ся и цапнуть за ногу, забраться в ледник или украсть у мужика курицу. (Чехов А. П. )
3. Ольга же Федотовна утверждала, что Жиго, по всем видимостям, из портных, потому что он всегда любил садит..ся ловко, сворачивая под себя ножки калачиком, и необыкновенно искусно штопал свое платье. (Лесков Н. С.)
4. Уж солнце зашло, начинало смеркат..ся, и весенняя темная тучка висела над домом и садом, только из-за деревьев виднелся чистый край неба с потухавшею зарей и только что вспыхнувшею вечернею звездочкой.(Толстой Л. Н.)
5. Встают смерчи, ревут бураны,
Седые стелются туманы,
Восходит день, ложится тьма,
Вороны каркают — и злят..ся,
Что до костей его добрат..ся
Мешает вечная зима.(Некрасов Н.А.)
6. «Боятся!» — невольно отметила мать.(Горький М.)

____________________________________________________________________

5 класс.  4 четверть

I. Перепишите. Вставьте пропущенные буквы.

   Утро. Выглядываю в окно и (не) узн..ю леса. Какое великолепие и спокойствие!
Над глубокими, свеж..ми снегами, завалившими чащ.. елей — син.., огромн.. и удивительно нежн.. небо. Такие ярк.., радостн.. краски бывают у нас только по утрам в январские морозы. И особенно хороши они сегодня над свеж..м снегом и зелен..м бором.
   Солнце еще за лесом, просека в глубокой тени. В колее санного следа тень совершенно син..я. А на вершинах сосен, в их пышных зелёных венцах, уже игра..т золотист.. солнечн.. свет. И сосны зам..рли под глубоким небом.
(Бунин И.А.)



II. Перепишите, вставьте пропущенные буквы, подчеркните переходные глаголы.


1. В нас была большая человечность, мы бор..мся за освобождение человека.(Бердяев Н. А.)
2. Оттуда же раздаё..ся звук рога — условленный сигнал драки.(Толстой Л. Н.)
3. Войдя в комнату, Проскуров сначала на мгновение остановился, потом быстро окинул ее взглядом и, увидев Василия Ивановича, тотчас же устр..мился к нему. (Короленко В. Г.)
4. Я, для скорости, послал мальчика на извозчике; ждёт, считет м..нуты. (Островский А.Н.)
5. Он обещал мне полное содействие, но просил обождать: на Сахалине готов..лись к встрече генерал-губернатора, и все были заняты.(Чехов А. П.)
6.  Самгин, не желая, чтоб Судаков узнал его, вскочил на подножку вагона, искоса, через плечо взглянул на подходившего Судакова, а тот обеими руками вдруг быстро к..снулся плеча и бока жандарма, толкнул его. (Горький М.)
__________________________________________________________________

5 класс.  4 четверть

I. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните глаголы в изъявительном наклонении, обозначьте их время.
   Если ты делаешь что(то) добросовес(?)но усердно чес(?)но мы мож..м сказать: Ты потрудился на славу. Если же ты относишься к делу нерадиво, спустя рукава, мы скажем: Ты плохо работаешь.
Слово „трудиться" умес(?)но употреблять, когда речь идёт о человеке, работающем хорошо, в полную силу.(Горький М.)



II. Выпишите отдельно пословицы с глаголами: 1) в изъявительном наклонении; 2) в повелительном наклонении; 3) в условном наклонении.

1. (Не) трудился бы, так и хлеба (не) добился бы.
2. Языком (не) спеши, а делами (не) смеши.
3. (Не) пеняй на соседа, коли спишь до обеда.
4. Кто (не) трудится, тот (не) ест.
5. Лодырю всегда (не) здоровит(?)ся.
6. От красивых слов (не) прибавится масла в каше.
7. (Не) спеши языком, торопись делом.

____________________________________________________________

5 класс.  4 четверть

I. Перепишите. Подчеркните безличные глаголы.
I. Нигде не дышится вольней родных лугов, родных полей. (Н. А. Некрасов.) 2. Не сидится в хате тесной, не лежится на печи. (Н. А. Некрасов.) 3. Уже давно смерклось. 4. С вечера все спится, на дворе темно. (А. А. Фет.) 5. К утру посвежело. 6. Вечерело. Горы были уже в тени. 7. Подморозило, лужи затянулись ледяной коркой. 8. Больного знобило бы еще больше, если  бы не лекарство. 9. Скоро стемнеет. 10. Опять легко вьюжило. 11. Сладко дремлется в кроватке. (А. А. Блок.)



II. Перепишите, вставьте пропущенные буквы.

1. Я не умею слушать ни похвалы в глаза, ни лести. При этом обыкновенно как-то глупо и самодовольно улыбают..ся; а я предпочитаю спокойное выражение лица.(Островский А. Н.)
2. Никто лучше его не умеет вовремя подкраст..ся и цапнуть за ногу, забраться в ледник или украсть у мужика курицу. (Чехов А. П. )
3. Ольга же Федотовна утверждала, что Жиго, по всем видимостям, из портных, потому что он всегда любил садит..ся ловко, сворачивая под себя ножки калачиком, и необыкновенно искусно штопал свое платье. (Лесков Н. С.)
4. Уж солнце зашло, начинало смеркат..ся, и весенняя темная тучка висела над домом и садом, только из-за деревьев виднелся чистый край неба с потухавшею зарей и только что вспыхнувшею вечернею звездочкой.(Толстой Л. Н.)
5. Встают смерчи, ревут бураны,
Седые стелются туманы,
Восходит день, ложится тьма,
Вороны каркают — и злят..ся,
Что до костей его добрат..ся
Мешает вечная зима.(Некрасов Н.А.)
6. «Боятся!» — невольно отметила мать.(Горький М.)

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38314
    • Просмотр профиля
5 класс


Текст №1

А.С. Пушкин «Дубровский»


     Прошло несколько дней. Жизнь обитателей Покровского была однообразна. Кирила Петрович ежедневно выезжал на охоту. Чтение, прогулки и музыкальные уроки занимали Марью Кириловну — особенно музыкальные уроки. Она начинала понимать собственное сердце и признавалась, что была неравнодушна к молодому французу. Она скучала без Дефоржа, обо всем хотела знать его мнение и всегда с ним соглашалась.
     Однажды во время занятий Дубровский подал ей украдкою записку. Марья Кириловна пошла в свою комнату, развернула записку и прочла следующее:
«Будьте сегодня в 7 часов в беседке у ручья. Мне необходимо с вами поговорить».
     Любопытство ее было сильно возбуждено. Она давно ожидала признания, желая и опасаясь его. Она решилась идти на свидание и поминутно поглядывала на часы. Смеркалось. Часы пробили третью четверть седьмого, и Марья Кириловна тихонько вышла на крыльцо, огляделась во все стороны и побежала в сад.
     Ночь была темна, небо покрыто тучами — в двух шагах от себя нельзя было ничего видеть, но Марья Кириловна шла в темноте по знакомым дорожкам и через минуту очутилась у беседки. Она остановилась, чтобы перевести дух и явиться перед Дефоржем с видом равнодушным и неторопливым. Но Дефорж стоял уже перед нею.
— Благодарю вас, — сказал он ей тихим и печальным голосом, — что вы не отказали мне в моей просьбе. Я был бы в отчаянии, если бы вы не согласились.
Марья Кириловна отвечала заготовленною фразой:
— Надеюсь, что вы не заставите меня раскаяться в моей снисходительности.
Он молчал и, казалось, собирался с духом.
— Обстоятельства требуют... я должен вас оставить, — сказал он наконец, — вы скоро, может быть, услышите... Но перед разлукой я должен с вами сам объясниться...
Марья Кириловна не отвечала ничего. В этих словах видела она предисловие к ожидаемому признанию.
— Я не то, что вы предполагаете, — продолжал он, потупя голову, — я не француз Дефорж, я Дубровский.
Марья Кириловна вскрикнула.


1. Чтение текста вслух (абзацно-фразовое, по цепочке, целиком и другие варианты, про себя).
2. Составление плана.
3. Пересказ по абзацу (близко к тексту).
4. Переписывание одного абзаца грамотно и красивым почерком.



Домашнее задание

I. Написать изложение по тексту (используя план,  составленный на уроке).


II. Перепишите. Подчеркните предлоги.

    Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. Внизу, у подножия сосен, уже темно и глухо. Бесшумно летают и как будто заглядывают в лицо летучие мыши. Какой-то непонятный звон слышен в лесах—звучание вечера, догоревшего дня. А вечером блеснёт наконец озеро, как чёрное зеркало. Ночь уже стоит над ним и смотрит  в его тёмную воду, — ночь, полная звёзд.
(К. Г. Паустовский.)

III. Перепишите. Вставьте пропущенные буквы.

1. Тогда водой ж..вою
Героя старец окропил,
И бодрый, полный новых сил,
Трепещ.. ж..знью молодою,
Встает Руслан... (Пушкин А.С.)
2. Пока в этом смысле все шло хорошо, хотя ж..лы не было и звания, а только изредка попадались пустые прож..лки кварца.(Мамин-Сибиряк Д. Н.)
3. Как горячий луч пал в душу его и дивный образ Лизы, этой ч..десной девушки, околдовавшей его ч..рами своей красоты и ума.
4. — По щ..чьему веленью, по моему хотенью… (русская народная сказка).
5. В эту минуту раздался внизу обрыва выстрел и ш..пящим эхом прокатился по горе.(Гончаров И. А.)
6. На столе кипит серебряный самовар и собран хорошенький ч..йный прибор. (Достоевский Ф.М.)


Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38314
    • Просмотр профиля
5 класс.  4 четверть

I. Перепишите. Подчеркните существительные с окончаниями прилагательных.
1.   В прекрасный летний день барыня со своими приживалками расхаживала по гостиной. 2. Чай ей показался особенно вкусным, за что горничная получила на словах похвалу и деньгами гривенник. 3. Проходя через гостиную, дворецкий для порядку переставил колокольчик с одного стола на другой и вышел в переднюю.(Тургенев И.С.)

II. Перепишите, согласуя данные в скобках прилагательные с теми существительными, к которым они относятся.

1. Вспоминается мне (ранний, погожий) осень.
2. Помню (ранний, свежий, тихий) утро. Помню (большей, весь золотой) сад, помню (кленовый) аллеи, (тонкий) аромат опавшей листвы и запах (антоновский) яблок, запах мёда и (осенний) свежести.   
3. Так славно ночью лежать на возу смотреть в (звёздный) небо чувствовать запах дёгтя в (свежий) воздухе и слушать, как осторожно поскрипывает в темноте длинный обоз по (большой) дороге.
4. В поредевшем саду далеко видна дорога к (большей) шалашу.
5. Ветер волновал сад и нагонял (зловещий) космы (пепельный)  облаков.
6. Холодно и ярко сияло на севере над (тяжёлый, свиноцовый) тучами (жидкий, голубой) небо, а из-за этих туч медленно выплывали хребты (снеговой) гор — облаков. (Бунин И.А.)

_______________________________________________________________--

I. Перепишите. Подчеркните краткие прилагательные.
1. Не родись ни хорош, ни пригож, а родись счастлив. 2. Не всякий в дело гож, кто лицом пригож.
3. Взялся за гуж, не говори что не дюж. 4. Всякий дом хозяином хорош. (Пословицы.) 5. Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море всюду веешь на просторе. (Пушкин А.С.)


II. Перепишите, открывая скобки.

1. Пульхерия Ивановна (не)могла (не)заметить страшного опустошения в лесу и потери тех дубов, которые она еще в детстве знавала столетними.(Гоголь Н. В.)
2.  Я ее страстно люблю и страстно ее (не)навижу.(Тургенев И.С.)
3. Подымите мне веки: (не)вижу! — сказал подземным голосом Вий — и все сонмище кинулось подымать ему веки.
   (Гоголь Н.В.)
4. Он (не)доумевал и с нетерпеливым любопытством смотрел на пришедшего лакея.(Гоголь Н.В.)
5. Ты был когда-нибудь в схватке? — спросил он вдруг у брата, совершенно забыв, что (не)хотел говорить с ним.
(Толстой Л.Н.)
6. Ей (не)здоровилось; у неё голова болела.(Тургенев И. С.)


Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 41936
    • Просмотр профиля
И. С. Тургенев "Записки охотника"

Текст №4 (пересказ, сочинение)

     Вдруг обе собаки разом поднялись, с судорожным лаем ринулись прочь от огня и исчезли во мраке. Все мальчики перепугались. Ваня выскочил из-под своей рогожи. Павлуша с криком бросился вслед за собаками. Лай их быстро удалялся...
     Послышалась беспокойная беготня встревоженного табуна. Павлуша громко кричал: «Серый! Жучка!..» Через несколько мгновений лай замолк. Голос Павла принесся уже издалека...
     Прошло еще немного времени. Мальчики с недоумением переглядывались, как бы выжидая, что-то будет...
     Внезапно раздался топот скачущей лошади; круто остановилась она у самого костра, и, уцепившись за гриву, проворно спрыгнул с нее Павлуша. Обе собаки также вскочили в кружок света и тотчас сели, высунув красные языки.
— Что там? что такое? — спросили мальчики.
— Ничего, так, что-то собаки зачуяли. Я думал, волк, — отвечал Павел равнодушным голосом, проворно дыша всей грудью.
      Я невольно полюбовался Павлушей. Он был очень хорош в это мгновение. Его некрасивое лицо, оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью. Без хворостинки в руке, ночью, он, нимало не колеблясь, поскакал один на волка... «Что за славный мальчик!» — думал я, глядя на него.
— А видали их, что ли, волков-то? — спросил трусишка Костя.
— Их всегда здесь много, — отвечал Павел, — да они беспокойны только зимой.
      Он опять прикорнул перед огнем. Садясь на землю, уронил он руку на мохнатый затылок одной из собак, и долго не поворачивало головы обрадованное животное, с признательной гордостью посматривая сбоку на Павлушу.



Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 41936
    • Просмотр профиля
И. С. Тургенев "Первая любовь"

Текст №2 (изложение)

     Ночь тяжело и сыро пахнула мне в разгоряченное лицо; казалось, готовилась гроза. Черные тучи росли и ползли по небу, меняя свои дымные очертания. Ветерок беспокойно содрогался в темных деревьях, и где-то далеко за небосклоном ворчал гром сердито и глухо.
     Через заднее крыльцо пробрался я в свою комнату. Дядька мой спал на полу, проснулся, увидал меня и доложил, что матушка опять на меня рассердилась и опять хотела послать за мною, но что отец ее удержал.
      Я сказал дядьке, что лягу спать — и погасил свечку и присел на стул. Я долго сидел как очарованный… Наконец я встал, на цыпочках подошел к своей постели и осторожно, не раздеваясь, положил голову на подушку.
  ...Я лег, но даже глаз не закрыл.
     Скоро я заметил, что ко мне в комнату беспрестанно западали какие-то слабые отсветы. Я приподнялся и глянул в окно. «Гроза», — подумал я.
     И точно была гроза, но она проходила очень далеко, так что и грома не было слышно. Только на небе непрерывно вспыхивали неяркие, длинные разветвленные молнии. Я встал, подошел к окну и простоял там до утра...
      Молнии не прекращались ни на мгновение. Была, что называется в народе, воробьиная ночь. Я глядел на немое песчаное поле, на Нескучный сад, на желтоватые фасады далеких зданий, тоже как будто вздрагивавших при каждой слабой вспышке... Я глядел — и не мог оторваться.
      Утро стало заниматься; алыми пятнами выступила заря. С приближением солнца всё бледнели и сокращались молнии: они вздрагивали всё реже и реже и исчезли наконец, затопленные отрезвляющим и несомнительным светом возникавшего дня...


 
.