5 класс. 4 четверть
I. Перепишите пословицы. Подчеркните глаголы в неопределённой форме.
1. С тем не ужиться, кто любит браниться. 2. И мудрому человеку совет требуется. 3. Будете друг за дружку держаться — можете ничего не бояться. 4. Вместе и беда легче переносится. 5. Кто хвалился, тот с горы свалился. 6. Легко хвалился, легко и свалился. 7. Кто работы не боится, у того она и спорится. 8. Дело мастера боится.
II. Перепишите, вставьте пропущенные буквы.
1. Я не умею слушать ни похвалы в глаза, ни лести. При этом обыкновенно как-то глупо и самодовольно улыбают..ся; а я предпочитаю спокойное выражение лица.(Островский А. Н.)
2. Никто лучше его не умеет вовремя подкраст..ся и цапнуть за ногу, забраться в ледник или украсть у мужика курицу. (Чехов А. П. )
3. Ольга же Федотовна утверждала, что Жиго, по всем видимостям, из портных, потому что он всегда любил садит..ся ловко, сворачивая под себя ножки калачиком, и необыкновенно искусно штопал свое платье. (Лесков Н. С.)
4. Уж солнце зашло, начинало смеркат..ся, и весенняя темная тучка висела над домом и садом, только из-за деревьев виднелся чистый край неба с потухавшею зарей и только что вспыхнувшею вечернею звездочкой.(Толстой Л. Н.)
5. Встают смерчи, ревут бураны,
Седые стелются туманы,
Восходит день, ложится тьма,
Вороны каркают — и злят..ся,
Что до костей его добрат..ся
Мешает вечная зима.(Некрасов Н.А.)
6. «Боятся!» — невольно отметила мать.(Горький М.)
____________________________________________________________________
5 класс. 4 четверть
I. Перепишите. Вставьте пропущенные буквы.
Утро. Выглядываю в окно и (не) узн..ю леса. Какое великолепие и спокойствие!
Над глубокими, свеж..ми снегами, завалившими чащ.. елей — син.., огромн.. и удивительно нежн.. небо. Такие ярк.., радостн.. краски бывают у нас только по утрам в январские морозы. И особенно хороши они сегодня над свеж..м снегом и зелен..м бором.
Солнце еще за лесом, просека в глубокой тени. В колее санного следа тень совершенно син..я. А на вершинах сосен, в их пышных зелёных венцах, уже игра..т золотист.. солнечн.. свет. И сосны зам..рли под глубоким небом.
(Бунин И.А.)
II. Перепишите, вставьте пропущенные буквы, подчеркните переходные глаголы.
1. В нас была большая человечность, мы бор..мся за освобождение человека.(Бердяев Н. А.)
2. Оттуда же раздаё..ся звук рога — условленный сигнал драки.(Толстой Л. Н.)
3. Войдя в комнату, Проскуров сначала на мгновение остановился, потом быстро окинул ее взглядом и, увидев Василия Ивановича, тотчас же устр..мился к нему. (Короленко В. Г.)
4. Я, для скорости, послал мальчика на извозчике; ждёт, считет м..нуты. (Островский А.Н.)
5. Он обещал мне полное содействие, но просил обождать: на Сахалине готов..лись к встрече генерал-губернатора, и все были заняты.(Чехов А. П.)
6. Самгин, не желая, чтоб Судаков узнал его, вскочил на подножку вагона, искоса, через плечо взглянул на подходившего Судакова, а тот обеими руками вдруг быстро к..снулся плеча и бока жандарма, толкнул его. (Горький М.)
__________________________________________________________________
5 класс. 4 четверть
I. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните глаголы в изъявительном наклонении, обозначьте их время.
Если ты делаешь что(то) добросовес(?)но усердно чес(?)но мы мож..м сказать: Ты потрудился на славу. Если же ты относишься к делу нерадиво, спустя рукава, мы скажем: Ты плохо работаешь.
Слово „трудиться" умес(?)но употреблять, когда речь идёт о человеке, работающем хорошо, в полную силу.(Горький М.)
II. Выпишите отдельно пословицы с глаголами: 1) в изъявительном наклонении; 2) в повелительном наклонении; 3) в условном наклонении.
1. (Не) трудился бы, так и хлеба (не) добился бы.
2. Языком (не) спеши, а делами (не) смеши.
3. (Не) пеняй на соседа, коли спишь до обеда.
4. Кто (не) трудится, тот (не) ест.
5. Лодырю всегда (не) здоровит(?)ся.
6. От красивых слов (не) прибавится масла в каше.
7. (Не) спеши языком, торопись делом.
____________________________________________________________
5 класс. 4 четверть
I. Перепишите. Подчеркните безличные глаголы.
I. Нигде не дышится вольней родных лугов, родных полей. (Н. А. Некрасов.) 2. Не сидится в хате тесной, не лежится на печи. (Н. А. Некрасов.) 3. Уже давно смерклось. 4. С вечера все спится, на дворе темно. (А. А. Фет.) 5. К утру посвежело. 6. Вечерело. Горы были уже в тени. 7. Подморозило, лужи затянулись ледяной коркой. 8. Больного знобило бы еще больше, если бы не лекарство. 9. Скоро стемнеет. 10. Опять легко вьюжило. 11. Сладко дремлется в кроватке. (А. А. Блок.)
II. Перепишите, вставьте пропущенные буквы.
1. Я не умею слушать ни похвалы в глаза, ни лести. При этом обыкновенно как-то глупо и самодовольно улыбают..ся; а я предпочитаю спокойное выражение лица.(Островский А. Н.)
2. Никто лучше его не умеет вовремя подкраст..ся и цапнуть за ногу, забраться в ледник или украсть у мужика курицу. (Чехов А. П. )
3. Ольга же Федотовна утверждала, что Жиго, по всем видимостям, из портных, потому что он всегда любил садит..ся ловко, сворачивая под себя ножки калачиком, и необыкновенно искусно штопал свое платье. (Лесков Н. С.)
4. Уж солнце зашло, начинало смеркат..ся, и весенняя темная тучка висела над домом и садом, только из-за деревьев виднелся чистый край неба с потухавшею зарей и только что вспыхнувшею вечернею звездочкой.(Толстой Л. Н.)
5. Встают смерчи, ревут бураны,
Седые стелются туманы,
Восходит день, ложится тьма,
Вороны каркают — и злят..ся,
Что до костей его добрат..ся
Мешает вечная зима.(Некрасов Н.А.)
6. «Боятся!» — невольно отметила мать.(Горький М.)