Автор Тема: История образования в Москве и России: Школы, Универси  (Прочитано 32800 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн DAЛ$

  • Эй, гайс у меня все nice
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 61100
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Столичные школьники с 1 сентября смогут бесплатно посещать музеи Москвы


Об этом сообщил Сергей Собянин на педагогическом совете "Школа объединяет город". По словам мэра, это необходимо для того, чтобы педагоги смогли проще осуществить интеграцию с научными и культурными возможностями столицы.

Будем надеяться, что школьников такой подарок мотивирует.




Оффлайн info

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2579
    • Просмотр профиля

Школа-ВУЗ "Современное образование". Малый Головин пер. д.14. Год основания - 1990. Фотография от августа 2017 года.

Оффлайн О.М.

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 7665
    • Просмотр профиля
  Информативная тема.

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38271
    • Просмотр профиля
Классическая гимназия имени Ивана и Александры Медведниковых было одним из самых известных средних учебных заведений дореволюционной России. Гимназия была учреждена в 1901 году по высочайшему повелению Николая II, сначала она располагалась на Поварской, а несколькими годами позже переехала в Староконюшенный переулок. Проект здания с элементами модерна разработал архитектор Иван Сергеевич Кузнецов. Здание было не только красивым, но и прогрессивным, в нем даже была создана система вентиляции с пылеосадочными камерами, трижды в час обновляющая воздух в классах, а шинели в раздевалках нагревались и просушивались. Гимназии покровительствовали крупные промышленники-меценаты. После революции гимназия стала обычной школой, в годы войны занятия продолжались, а здании также размещались курсы медсестер. Сегодня уникальный памятник архитектуры и российского образования явно нуждается в профессиональной реставрации: во многих местах отвалившаяся штукатурка оголила кирпичную основу здания, постепенно разрушаются декоративные элементы.
Первое здание гимназии.
Поварская, 40 (ныне посольство Камеруна)


Оффлайн Дети к. Гранта

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 666
    • Просмотр профиля
      Копия с  поста №12 и наше мнение

     1714 году был издан указ о всеобщей учебной повинности для детей, по которому все дети священников, дьяков и дворян отныне обязаны научиться читать, чтобы получить разрешение жениться. Но образование в большинстве дворянских семей давалось тяжело, поэтому император вынужден был применять определённые меры. По установленному при Петре I и императрице Анне Иоановне порядку каждый семилетний мальчик-дворянин был обязан явиться в так называемую Геральдмейстерскую контору Сената, сказать, сколько ему лет, чему он учился, где служили его предки, сколько крепостных душ у его родителей. Затем недоросля, так называли тогда мальчиков, отпускали домой. Через пять лет на «втором смотре» ребёнок должен был уметь читать и писать. После этого его отправляли на военную или гражданскую службу, разрешая остаться дома только в том случае, если родители обязывались обучать сына иностранному языку, арифметике, географии, закону Божьему. В пятнадцать лет юноша являлся на новый смотр.
Негативные стороны российского образования того времени высмеивает Д. И. Фонвизин в знаменитой комедии «Недоросль».

    А мы считаем, что Фонвизин высмеивает не негативные стороны образования, а  недорослей, которые не хотят учиться.
    А также вопрос - почему дети дьяков, священников и дворян обязаны учиться. Где же свобода и их личное решение? Дети же должны САМИ решать!

Оффлайн Iren

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 635
    • Просмотр профиля
     Очень интересная информация собрана в этом разделе!

Оффлайн Arsenovna

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 592
  • Die Welt gehört demjenigen, der sich darüber freut
    • Просмотр профиля
Учебный корпус с домовым храмом во имя иконы Божьей Матери «Взыскание погибших» при Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова
ул. Зацепа, д. 41, корп. 4





Коммерческие училища и Коммерческий институт Московского общества распространения коммерческого образования основаны по инициативе предпринимателя и финансового деятеля А.С.Вишнякова.

В 1904 г. по проекту гражданского инженера Н.Л. Шевякова в течение года было выстроено двухэтажное каменное здание Женского училища с домовой церковью. 9 июня 1905 года состоялось освящение храма во имя иконы Божией Матери “Взыскание погибших”, а уже осенью того же года в училище начались занятия.
Интересно техническое решение здания. Особенность конфигурации участка обусловила сложную, в плане близкую к Г-образной, форму здания. Восточная его часть была занята объемом храма, который акцентировал угол улицы Зацепы и Б. Строченовского переулка. Сам храм был вытянут вдоль линии улицы с некоторым отступом, частично заполненным крытым крыльцом-папертью, и квадратной двухэтажной шатровой колокольней.
Основной четверик храма увенчан большим куполом на высоком световом барабане. Второй купол значительно меньших размеров возвышался над граненой по форме алтарной частью. В отделке фасадов использовались майоликовые панно и керамические плитки, ими в частности был облицован шатер колокольни.
Со стороны двора к церкви примыкал объем для лестниц, по которым можно было попасть как в церковь, так и в основное здание училища. В крыле здания училища, примыкающего к церкви, вдоль Зацепы на уровне второго этажа находился рекреационный зал, он, в случае необходимости, за счет раскрытия раздвижной железной перегородки соединялся с храмом, что позволяло вмещать до 800-900 молящихся!
Архитектура храма решена в формах неорусского стиля. Остальные части училища, хотя и отличалась по своему характеру от храма, также в определенной степени ориентировалась на древнерусскую архитектуру, что, выразилось в постановке высоких теремных кровель и трех шатров (утраченных впоследствии), отмечающих места размещения входов в здание. Над циркульными окнами окнами второго этажа и на аттике располагались гипсовые стилизованные надписи «Московское общество распространенiя коммерческаго образованiя» и «Женское коммерческое училище», хорошо видные на фотографии 1912 года. В башенке с шатром находился вход в училище со стороны Зацепы, над входом была надпись «Глаголевские торговые классы».
В 1905 году появилась ограда с воротами, в 1909 году строится двухэтажный каменный корпус для Приготовительных классов коммерческих училищ (Зацепа ул., д. 41, корп. 4 – часть, архитектор А.У. Зеленко). Учебный корпус, вдоль Большого Строченовского переулка,  вплотную примыкал к стене южной лестничной пристройки церкви. В результате образовался единый объем П-образной формы. Корпус приготовительных классов представлял собой двухэтажный каменный объем сложной формы. В 1912 г. здание приготовительных классов внутри было коренным образом перестроено по проекту П.А. Заруцкого.
После революции в здании женского коммерческого училища разместился Промышленно-экономический техникум имени Г.В. Плеханова.
Домовая церковь была закрыта в 1925 г. Сразу же после закрытия в 1926 г. помещения храма были перестроены (проект гражданского инженера В.И. Краузе). Мраморный иконостас разобрали, а в арочном проеме между храмом и алтарем соорудили стену, само же помещение храма разделили на два этажа.
В 1930 году двухэтажное здание приготовительных классов было надстроено двумя этажами, кроме того, со стороны южного торца была сделана пристройка для лестниц. Возможно, тогда же была разобрана часть прясел ограды. Чуть позже в середине 1930-х гг. было надстроено двумя этажами западное дворовое крыло здания б. Женского коммерческого училища.
К середине 1980-х гг. здание храма понесло значительные утраты: был разрушен главный купол, его барабан оставался открытым. В ходе восстановительных работ последнего времени глава храма была восстановлена с нарушением первоначального контура, частично восстановлено декоративное убранство. К лестничной клетке бывшего корпуса приготовительных классов пристроено крыльцо, имитирующее формы северного входа в храм, выполнена решетка ограды с рисунком, подобным оригинальному.
В 2014-2016 годах в рамках реставрации здания был восстановлен исторический облик и интерьеры на средства Российского экономического университета, возглавляемого ректором В.И. Гришиным, сотрудников и попечителей Университета.

Оффлайн Arsenovna

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 592
  • Die Welt gehört demjenigen, der sich darüber freut
    • Просмотр профиля
Аудиторный корпус Московского университета

Моховая ул., д.9, стр.1


На углу Моховой и Никитской улиц Пашков приказал построить дворец «для устройства балов». По неизвестным причинам строительство дома не было окончено. К 1832 г. в нем не было окон, дверей и печей. Император Николай I повелел купить его для университета, и этот корпус получил название Аудиторного.

В 1830-е гг. территория, занимаемая Московский университетом, стала мала, поэтому в 1832 г. император Николай I распорядился купить для него участок с двумя домами, который располагался через улицу от Главного здания университета. Во второй половине XVI века этот участок, возможно, входил в состав Опричного двора Ивана Грозного. От Опричного двора осталось небольшое одноэтажное здание с полуподвалом, в котором размещается типография факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова.







В конце XVII века этот участок оказался во владении богатой семьи Пашковых, в частности он принадлежал богачу П.Е. Пашкову, сыну денщика Петра I. Для них было построено архитектором Баженовым несколько зданий на Моховой улице, в частности, знаменитый Пашков дом. На углу Моховой и Никитской улиц Пашков приказал построить дворец «для устройства балов». По неизвестным причинам строительство дома не окончили, недостроенным стоял дворец Пашковых почти 40 лет. К 1832 г. в нем не было окон, дверей и печей. Император Николай I повелел купить его для университета, и этот корпус получил название Аудиторного. С 1970 г. в нем располагается факультет журналистики  МГУ им. М.В. Ломоносова.

Московскому архитектору Е.Д.Тюрину было поручено перестроить дворец Пашковых в здание, приспособленное под нужды университета. В 1835 году Аудиторный корпус был открыт, в  XIX веке в нем читали лекции знаменитые профессора историко-филологического и юридического  факультетов: Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев, С.П. Шевырев, В.О. Ключевский, Н.С. Тихонравов, М.М. Ковалевский. Публичные лекции в этом здании были очень популярны у московской публики. На верхнем этаже Аудиторного корпуса помещался механический кабинет, переименованный в 1901 г. в Кабинет прикладной механики, который возглавлял Н.Е. Жуковский. На балюстраде около него  стояла аэродинамическая труба, одна из первых в мире (она была разрушена в 1941 г.). На втором этаже располагалось старейшее в  Европе Математическое общество.

В 1833-37 гг. подвергся перестройке и корпус усадьбы слева от Аудиторного корпуса, где у Пашковых располагался манеж, а потом театр. Он был перестроен для размещения в нем университетской церкви Святой Татьяны. Отделка церкви, как и роспись итальянского художника Ланжилотто погибли в советское время.

В университетской домовой церкви студенты и профессора прощались со многими из тех, кто вписал навсегда свое имя в историю русской науки и культуры. Здесь отпевали Т.Н. Грановского и С.М. Соловьева прощались с А.Г. Столетовым и Н.С. Тихонравовым, отcюда выносили гроб с телом Н.В. Гоголя.

Университетский домовый храм был закрыт в 1918 году. В 1922 году, в пятую годовщину октябрьской революции, в храме был открыт клуб. 6 мая 1958 года великая русская актриса Александра Яблочкина торжественно открыла здесь Студенческий театр МГУ. Здесь ставил свои первые пьесы известный сегодня театральный режиссер М. Розовский, и ныне покойный Ролан Быков, здесь раскрылся сценический талант И. Савиной, А. Демидовой, А. Кортнева, И. Богушевской и др.

В 1993 г. была восстановлена община при церкви Святой Татианы, 25 января 1995 года, в Татьянин день, здесь вновь была освящена домовая церковь Московского университета.

В 1901-1904 (1905) гг. Аудиторный корпус был еще раз перестроен архитектором К.М. Быковским. Новый вид приобрел вход в здание,  над парадной лестницей вознесся купол стеклянной крыши. Был надстроен двумя этажами переход  к церковному корпусу. С фасада здания убрали фронтон,  изменили число колонн портика, размеры окон и сократили почти вдвое число окон. Появилась ажурная решетка перед зданием. Со стороны двора было достроено новое крыло: расширена Большая аудитория (в советское время она называлась Коммунистической – сейчас Академическая аудитория №232). Центральную часть  здания заняла великолепная парадная лестница и три яруса балюстрад под центральным куполом здания. Быковский надстроил корпус в сторону Никитской улицы, построив вторую большую аудиторию (бывшую Ленинскую – сейчас ауд. 201). После перестройки перестала существовать старая большая аудитория, где проводились публичные лекции, а также  и знаменитая Профессорская аудитория, которая находилась в центральной части здания. Тогда же К.М. Быковским было  построено здание Научной библиотеки университета с ротондой на углу. В таком виде ансамбль зданий и Аудиторный корпус сохранились до перестройки после Великой Отечественной войны.

С 1919 г. в Аудиторном корпусе располагался рабфак (рабочий факультет) МГУ. Затем, в 1920-е годы в Аудиторном корпусе находился факультет общественных наук, реорганизованный затем в историко-этнологический факультет и факультет права.

В годы Великой Отечественной войны здание Аудиторного корпуса пострадало. Особенно сильные разрушения были вызваны  29 октября 1941 г. падением большой фугасной бомбы рядом со зданием. Взрывной волной были выбиты все  окна и двери, сорвана крыша, выбиты стекла из купола.  В научной библиотеке МГУ также были выбиты окна и двери и разрушены стеллажи, книги, газеты и журналы были раскиданы по полу.  Взрыв сильно искорежил чугунную решетку перед зданием.  В 1942-1943 гг. реставрацией Аудиторного корпуса руководил архитектор С.А. Торопов. Тогда же была восстановлена чугунная ограда, отлитая  по рисунку Е.Д. Тюрина.

После окончания строительства высотного здания  и других корпусов часть факультетов МГУ переехала на Ленинские горы, а в Аудиторном корпусе с 1970 г. располагается факультет журналистики МГУ.

Первый памятник М.В. Ломоносову  - бронзовый бюст на чугунном постаменте работы скульптора С.И. Иванова с надписью: «Ломоносову Московский университет. 1876» - был открыт перед Аудиторным корпусом в день 120-летия университета 12 января 1877 г. Во время бомбежки в октябре 1941 г. был разрушен постамент этого памятника. Тогда бюст Ломоносова перенесли на площадку парадной лестницы клуба  МГУ им. М.В. Ломоносова (сейчас он – в приделе храма Святой Татьяны).

А перед университетом установили новый памятник скульптура С.Д. Меркурова, изображавшего молодого Ломоносова, стоявшего во весь рост и опирающегося на глобус. Этот гипсовый памятник стал быстро разрушаться от снега и дождей.

Поэтому в 1957 г. был открыт существующий ныне памятник  М.В. Ломоносову работы скульптора И.И. Козловского.


Авторы статьи: Гутнов Д.А. (профессор, доктор исторических наук, факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова) и Минаева О.Д. (доцент, кандидат исторических наук, факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова)



Оффлайн Spirit of Finland

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 13875
  • Удача сопутствует смелым!
    • Просмотр профиля
Российская академия музыки имени Гнесиных

Российская академия музыки (РАМ) имени Гнесиных — федеральное государственное музыкально-педагогическое образовательное учреждение высшего образования в г. Москве, расположенное по адресу Поварская улица, д. 30-36.

Академия является одним из двух базовых высших учебных заведений учебно-методического объединения РФ по образованию в области музыкального искусства, наряду с Московской консерваторией. Один из ведущих музыкальных вузов России и мира.

С 2016 года Академия отнесена к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации (по указу Президента РФ В.В.Путина №175 от 11 апреля 2016 года)


Оффлайн DAЛ$

  • Эй, гайс у меня все nice
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 61100
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Екатерина Дашкова и ее деятельность на посту первого президента Академии наук



В январе 1783 г. Е. Р. Дашкова была назначена на должность директора Петербургской Академии наук и приступила к исполнению обязанностей. Дашкова взяла в свои руки руководство Академией наук в то время, когда после директорства В. Г. Орлова и С. Г. Домашнева это ведущее научное и учебное учреждение находилось в упадке. В крайне заброшенном состоянии были и отдельные подразделения Академии, в том числе Университет и Гимназия, или, как они назывались после слияния, - Училище Академии.
     После 1783 г., на протяжении почти 14 лет, Училище Академии находилось в ведении выдающейся сподвижницы Екатерины II, замечательной поборницы российского Просвещения - "мадам директор" Е. Р. Дашковой.
     
     Предметом особой заботы Дашковой были меры, подтверждающие статус Училища Академии как школы высшего просвещения, университета.
     
   
     Как известно, Дашкова не только принуждала других старательно учиться и учить, но и сама занималась со студентами. При Дашковой сохранилась и упрочилась традиция поощрения академических занятий и стремления к академическому поприщу учащихся, происходивших из семей деятелей российской науки.
     Социальный облик учащейся молодежи во времена Дашковой отнюдь не был чисто дворянским. Она принимала в Училище и "от родителей низкого состояния рожденных". В их числе оказался и Василий Попугаев, принятый в 1885 г., в будущем - один из видных публицистов и поэтов-свободолюбцев радищевской плеяды.
     Таким образом, обращаясь к оценке, данной Дашковой тяжелому состоянию университетского курса при Академии, мы не должны забывать о необходимости некоторой коррекции этой оценки .
     Итак, основу обучения в академическом Училище составили лекции академиков-профессоров. Особым успехом у слушателей пользовались лекции "физико-математические, химические, зоологические, ботанические, минералогические". Училище Академии располагало достаточной базой учебных практик, основу которой составляли "ботанический огород", анатомический театр, физическая и химическая лаборатории, библиотека.
     Еще одним крупным педагогическим предприятием Дашковой на посту директора Академии было восстановление и поддержание материальными средствами, замечательной традиции чтения публичных лекций на русском языке, возникшей еще в период ректорства Ломоносова в Петербургском университете. Это доброе начинание сохранилось и после отставки Дашковой. Лекции читались профессорами в Гимназии вплоть до начала XIX в., когда академические учебные заведения были ликвидированы.
     Первое обсуждение вопроса о публичных лекциях состоялось 3 июля 1783 г. в Конференции Академии наук с участием Дашковой. Чтобы заинтересовать профессоров в чтении лекций и привлечь слушателей, на следующий год после вступления в должность Дашкова увеличила содержание всем профессорам и открыла три бесплатных курса: математики, геометрии, естественной истории.
     "Мадам директор" проявляла незаурядную изобретательность, заботясь о том, чтобы "публичные занятия" не прерывались даже в тех случаях, когда учебные помещения, отводимые для этих занятий, оказывались не готовы.
   
     Дашкова довела число обучавшихся в гимназии до 89 человек, "которые, смею утверждать, - писала она, - гораздо лучше накормлены, одеты и обучены, чем прежде" . Не менее энергичные меры были проведены ею по совершенствованию учебного процесса.
     В своей статье "О смысле слова "воспитание"", опубликованной в "Собеседнике любителей Российского Слова" в 1783 г., которую можно в определенном смысле рассматривать как манифест Дашковой при ее вступлении в должность директора, она писала: "В университетах английских, а особливо в Эдинбургском университете, в коем гораздо строже прочих экзаменуют для получения степени, должно знать следующие науки так твердо, чтоб при публичном экзамене (...) быть в состоянии удовольствовать своим ответом ... Логику, Риторику, Историю, Географию, высшую Математику, нравственную Философию, Юриспруденцию, Философию естественную, ... наконец Химию ..." .
Дашкова была убеждена в педагогической целесообразности высоких требований на экзаменах, в необходимости гласности и торжественности проверки знаний. Этому своему убеждению она следовала настойчиво и последовательно во вверенных ей учебных заведениях.
     Уже в самом начале деятельности Дашковой во главе Петербургского университета и Академии наук был наведен порядок и в организации регулярных строгих экзаменов. И в этом случае Дашкова обратилась к опыту Эдинбургского университета.
     Экзамены проводились строго дважды в год: в марте - апреле и в сентябре - октябре.
 
     Директор Академии наук не только сама присутствовала на экзаменах, требовала совершенствования формы проверки знаний, она была столь же внимательна к содержанию ответов. И ее взыскательный надзор за ходом юношеской мысли не оставался без последствий.
 
     
     Как педагог и воспитатель российского юношества, как организатор учебного процесса в доме Строгановых на Стрелке Васильевского острова, Дашкова была глубоко убеждена, что настоящее дело, практика лучше совершенствуют профессиональные навыки, чем всевозможные словесные призывы и наставления.



Гениальность женщин не знает границ.....

Оффлайн born to be wild

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3227
    • Просмотр профиля
Создание Академии наук прямо связано с реформаторской деятельностью Петра I. Как только начали учреждаться некоторые училища, возникла мысль и о создании академии наук. Пример Парижской академии, беседы Петра со многими учеными за границей, советы Лейбница, неоднократные представления многих иностранцев, сподвижников Петра, убедили его в необходимости завести в России академию наук.

Официальное открытие Академии наук состоялось в Санкт-Петербурге 27 декабря 1725. Основная деятельность академии проходила уже после смерти Петра. 

Первоначально она делилась на три класса (отделения):
•математика, астрономия с географией и навигацией, механика;
•физика, анатомия, химия, ботаника;
•красноречие, древности, история, право.

Штат Академии наук состоял из 11 профессоров и нескольких адъюнктов. Студентов в университете было сначала очень мало. В основном это были дети дворян или живших в России иностранцев; однако уже вскоре были введены стипендии и особые места для «казеннокоштных» студентов (учившихся за счет государства). Среди казеннокоштных студентов были разночинцы и даже крестьяне (например, М.В. Ломоносов). В гимназии также учились дети солдат, мастеровых и крестьян, однако они обычно ограничивались низшими (младшими) классами. 

В XVIII веке при академии содержались библиотека, музей Кунсткамера, обсерватория, физический кабинет, химическая лаборатория (основана в 1748 М. В. Ломоносовым), анатомический театр, художественные классы, мастерские, типография.

При Академии наук созданы Академический университет и Академическая гимназия.

Первым президентом академии был назначен медик Лаврентий Блюментрост. Заботясь о соответствии деятельности Академии мировому уровню, Петр I пригласил в неё ведущих иностранных ученых. 

С 1728 г. стал издаваться ежегодный сборник трудов «Комментарии Петербургской академии наук» (на латинском языке), который приобрел в ученом мире популярность и авторитет одного из ведущих научных изданий Европы. Была создана собственная типография, и ей было поручено издание всей литературы в стране, кроме церковной. Это обозначило ведущую роль Академии в общем развитии российской культуры.

Распространению научных знаний активно содействовали издания Академии. В «Примечаниях на Ведомости» печатались статьи о природных явлениях, минералах, машинах и приборах, о путешествиях, о дальних странах и народах, о болезнях и их лечении, о поэтическом и драматическом искусстве, об опере и многом другом. 

И, наконец, значимое событие - 1746 году состоялось назначение первого русского президента Академии, им стал граф К. Г. Разумовский. В Академию начали избираться отечественные ученые. Первыми русскими академиками стали С. П. Крашенинников - автор первой естественнонаучной книги («Описание Земли Камчатки»), написанной на русском языке, М. В. Ломоносов, поэт В. К. Тредиаковский, а позже астрономы Н. И. Попов, С. Я. Румовский, П. Б. Иноходцев, натуралисты И. И. Лепехин, Н. Я. Озерецковский, В. Ф. Зуев.

Обобщая итог образовательной реформы Петра I , отметим:
•возникновение системы профессионального образования;
•открытие большого количества школ;
•образование молодых дворян о за границей;
•учеба стала одним из видов государственной службы;
•изменение содержания образования: на первом месте – не церковные, а светские науки;
•создание светских учебников и издание первой печатной газеты «Ведомости»;
•основание в1714 году первой библиотеки; 
•создание первого музея - Кунсткамера в 1714 году в Петербурге;
•создание Академии наук в 1725 году;
•развитие отечественной науки: внедряются русские изобретения, организуются географические, геологические и иные экспедиции;
•введение нового летоисчисления с 1 января 1700 года, от Рождества Христова.

Система образования, созданная Петром I, сыграла гигантскую роль в развитии российского образования, «вписав» его в европейскую систему образования.

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38271
    • Просмотр профиля

Юности честное зерцало
— русский литературно-педагогический памятник начала XVIII века, подготовленный по указанию Петра I.

Авторы издания неизвестны. Предполагаемый составитель — епископ Рязанский и Муромский Гавриил (Бужинский). В создании книги принимал активное участие и курировал её издание сподвижник Петра, Яков Брюс. «Зерцало» было издано в соответствии с духом петровских реформ, когда основу всей книгопечатной продукции составляли разного рода руководства и наставления.

Издание состоит из двух отдельных частей. По-видимому, оно имело (или предполагало) типографские варианты, о чём свидетельствует отдельная нумерация страниц каждой части.

В первой части были помещены азбука, таблицы слогов, цифр и чисел, а также нравоучения из священного писания. Её можно считать одним из первых пособий по обучению гражданскому шрифту и арабскому написанию цифр, введёнными указом Петра I в 1708 году вместо прежнего церковнославянского обозначения.

Вторая часть — это собственно «зерцало», то есть правила поведения для «младых отроков» и девушек дворянского сословия. Фактически, это первый в России учебник этикета. Юному дворянину рекомендовалось учиться в первую очередь иностранным языкам, верховой езде, танцам и фехтованию. Добродетелями девушки признавались смирение, почтение к родителям, трудолюбие и молчаливость, целомудрие. Сочинение регламентировало практически все аспекты общественной жизни: от правил поведения за столом до государственной службы. Книга призвана была формировать стереотип поведения светского человека, избегающего дурных компаний, мотовства, пьянства, грубости и придерживающегося европейских светских манер.

Принято считать, что вторая часть представляет собой компиляцию из западноевропейских (в основном, немецких) изданий аналогичного содержания, возможно, дополненных лично Петром. В числе прочих источников, называют, в частности «О воспитанности нравов детских» («De civilitate morum puerilium») Эразма Роттердамского. Переводчиком Эразма Роттердамского в начале XVIII века был И. В. Паузе, и его также обычно причисляют к создателям «Зерцала».

«Юности честное зерцало» на долгие годы стало руководством о правилах хорошего тона и поведения в обществе. Популярность издания у современников была так велика, что в том же 1717 году книга была выпущена ещё дважды. А в 1719 году книга вышла уже четвёртым изданием, и неоднократно переиздавалась вновь вплоть до конца XIX века.

Оффлайн born to be wild

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3227
    • Просмотр профиля
В 1714 году был издан указ о всеобщей учебной повинности для детей, по которому все дети священников, дьяков и дворян отныне обязаны научиться читать, чтобы получить разрешение жениться. Но образование в большинстве дворянских семей давалось тяжело, поэтому император вынужден был применять определённые меры. По установленному при Петре I и императрице Анне Иоановне порядку каждый семилетний мальчик-дворянин был обязан явиться в так называемую Геральдмейстерскую контору Сената, сказать, сколько ему лет, чему он учился, где служили его предки, сколько крепостных душ у его родителей. Затем недоросля, так называли тогда мальчиков, отпускали домой. Через пять лет на «втором смотре» ребёнок должен был уметь читать и писать. После этого его отправляли на военную или гражданскую службу, разрешая остаться дома только в том случае, если родители обязывались обучать сына иностранному языку, арифметике, географии, закону Божьему. В пятнадцать лет юноша являлся на новый смотр.

Негативные стороны российского образования того времени высмеивает Д. И. Фонвизин в знаменитой комедии «Недоросль».

Оффлайн рейтар

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 7382
    • Просмотр профиля
Говоря  о  первых  школах, не  забудем  и  о  дьячках  и  других  свещенниках, которые  часто  выступали  как  первые  учителя,  а  так  же  врачи, архитекторы, агрономы  и  прочие.
Для  многих  наших  соотечественников  дорога  к  знаниям  начиналась  с  местного  батюшки, который  учил  их  грамоте.

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38271
    • Просмотр профиля
Курсы В.И. Герье

В 1872 году профессор московского университета В. И. Герье организовал в Москве высшие женские курсы. Согласно положению, утвержденному 6 мая 1872 года министром народного просвещения, графом Д. А. Толстым, московские высшие женские курсы были частным учебным заведением, которое имело своей задачей дать возможность девицам, окончившими средние учебные заведения, продолжать общее образование.
Курс ученья сначала был двухлетний, но с 1879 года он стал трёхлетним, а из учебной программы был исключён общеобразовательный курс энциклопедического характера по естественным наукам. Таким образом, курсы В. И. Герье приобрели историко-филологическую направленность.

 
.