Документальное кино в России. Первая мировая война в кино.
«С капитаном Скоттом к Южному полюсу» (1913).
Наряду с игровым, в России развивалось и документальное кино. Документа́льное кино́ (или неигрово́е кино́) — вид кинематографа. Документальным называется фильм, в основу которого легли съёмки подлинных событий и лиц.
Первые документальные съёмки были произведены ещё при зарождении кинематографа. Темой для документальных фильмов чаще всего становятся интересные события, культурные явления, научные факты и гипотезы, а также знаменитые персоны и сообщества. Мастера этого вида кинотворчества нередко поднимались до серьёзных философских обобщений в своих произведениях.
Реконструкции подлинных событий в игровом кинематографе (например, исторический фильм, байопик, и т. п.) не относятся к документальному кино. Кинопериодика во всех странах с 1910-х гг. стала непременной составляющей киносеанса. 1980-е гг. В 1911 начал выходить отечественный киножурнал «Обозрение России» А. О. Дранкова, в 1912 – «Пегас» А. А. Ханжонкова и др. Впервые увиденные в кинохронике разнообразные события мировой политической, культурной и светcкой жизни, научные открытия, громкие судебные процессы и т. п. послужили толчком к созданию крупных произведений на документальном материале. Выделяется жанр фильма-путешествия и его разновидность – экспедиционный фильм, способствовавший формированию жанров научного кино, например «С капитаном Скоттом к Южному полюсу» Г. Понтинга (1913).
В начале ХХ века наука и техника развивались с невероятной скоростью: радио, электричество, кинематограф, автомобили… Миллионы жителей Европы порой не поспевали за стремительным научно-техническим прогрессом, и уж точно не могли предположить, что их безмятежной жизни может что-то угрожать. Но в 1914 г. пришла война, которой еще не знало человечество. Первая война броневых машин и аэропланов, пулеметов и отравляющих газов. Война, начавшаяся с убийства двух человек и в итоге унесшая жизни более десяти миллионов людей и разрушившая четыре империи. Первая мировая война, навсегда изменившая лицо Европы и всего мира.
Первая мировая стала первой войной, запечатленной в кинохронике. Съемку на полях сражений вели все страны – каждая освещала события по-своему. Историки говорят: документальные кадры с фронта тогда выполняли
функцию сегодняшних новостных выпусков – в кинозалы ходили не только ради развлечения, но и чтобы быть в курсе последних событий.
В кино устремлялись массы людей, по каким-то архивным материалам, по прессе – каждый день кинотеатры посещало два миллиона человек».
Время Первой мировой стало и началом расцвета игрового кино. За один 1916 год на российские экраны вышло пять сотен художественных фильмов. За их содержание отвечал специально созданный по воле императора правительственный комитет.
«Во время войны киноискусство выступило как один из видов пропаганды, пропаганды, которая должна была формировать образ противника, мобилизовывать население на свершение военных подвигов, трудовых подвигов», – рассказывает главный специалист научного сектора Российского военно-исторического общества Николай Копылов.
Хотя первую мировую называют забытой войной, фильмы о ней снимали на протяжении всего XX века. Режиссёры пытались объективно осмыслить великую трагедию.