Автор Тема: История Москвы  (Прочитано 83483 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Arsenovna

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 592
  • Die Welt gehört demjenigen, der sich darüber freut
    • Просмотр профиля
Re: История Москвы
« Ответ #17 : 30 января 2017, 19:39:01 »
Наводнение в Москве. Пятницкая улица? Одно из крупнейших наводнений в Москве произошло в апреле 1908 года, на Страстной неделе, которая выдалась удивительно тёплой. С одной стороны, это радовало людей. С другой, в городе оставалось много снега, который начинал быстро, очень быстро таять. Наводнение началось 10 апреля и продолжалось пять дней. Разливом Москвы-реки, Яузы и Водоотводного канала была охвачена почти пятая часть всей площади города. Но Подмосковью досталось ещё сильнее. От наводнения пострадало почти 200 тысяч человек. Среди погибших в основном были люди низших классов. После того, как река вошла в свои берега, на многих постройках появились отметки уровня наводнения. Например, такая отметка сохранилась на Якиманской набережной, дом 4, стр. 1.





Оффлайн Arsenovna

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 592
  • Die Welt gehört demjenigen, der sich darüber freut
    • Просмотр профиля
Re: История Москвы
« Ответ #16 : 23 января 2017, 13:27:09 »

Сретенка



Долгое время считалась главной улицей Москвы, пока в XVIII веке ей не пришла на смену Тверская. Будущая улица Сретенка еще с XII века была частью дороги во Владимир, Ростов и другие города северо-востока Руси. А с XIV века эта дорога стала путем в Троице-Сергиеву Лавру, и каждый православный считал своим долгом пройти пешком свой паломнический путь начиная с этой улицы. Свое название улица получила от события, происшедшего в годы монголо-татарского нашествия. В 1395 году на Москву наступали войска Тамерлана. Для молитвы об избавлении от этой беды в столицу была перенесена икона Владимирской Божией матери. 26 августа (8 сентября по н.с.) вся Москва вышла встречать чудотворную икону и завоеватель повернул войска назад. В 1397 году на месте встречи («сретения») иконы был основан монастырь, названный Сретенским.





До середины XIX века Сретенкой также называлась Большая Лубянка, на которой расположен монастырь, дававший начало и название улице. Заканчивалась улица грандиозной Сухаревой башней, которая была снесена в советское время. Теперь на этом месте находится Сухаревская площадь и метро Сухаревская В XVI веке вдоль Сретенки находились слободы: Печатная и большая Пушкарская, Сретенская и Новая сретенская, называемая Панкратьевской чёрной слободой. Каждая из слобод строила на улице свою церковь, но до сегодняшнего времени дожили всего три. С XVII века район Сретенки с прилегающими переулками стал складываться как торгово-ремесленная, купеческая часть города, а благородные дворяне на ней своих усадеб не строили. Названия сретенских переулков отражают род занятий своих обитателей: Печатников, Колокольников, Пушкарев, Мясной, Просвирнин. На Сретенке было в изобилии всяких лавок — мясных, рыбных, зеленных, было множество мелких магазинчиков, трактиров, чайных, парикмахерских, дешевых меблированных номеров. А в самом конце Сретенки, у Сухаревой башни, раскинулся знаменитый, рынок, на который, как писал Гиляровский, «как на праздник, шла вся Москва, и подмосковный крестьянин, и заезжий провинциал». Несмотря на небольшую протяженность (длина улицы составляет всего 800 метров), Сретенка испещрена переулками. Писатель-москвовед А. И. Вьюрков обратил внимание на одну характерную черту улицы Сретенки: на ней нет ворот. Все дворы выходят только в прилегающие переулки. Этот факт не случаен — купцы-домовладельцы старались использовать каждый метр так называемой «красной линии» под торговые помещения с витринами, а переулок был при каждом доме. Поэтому многие переулки носят имя своих домовладельцев: Ананьевский, Ащеулов, Большой Головин, Даев, Луков, Малый Головин, Панкратьевский, Рыбников, Селиверстов и другие. Сегодня Сретенка отлакирована новодельными фасадами, но в ее переулках еще сохранились знаменитые московские дворы.

Если кто-то хочет посмотреть, какой была Москва в первой половине ХХ века, а может быть и раньше, тому нужно побродить по сретенским переулкам, особенно по тем, что идут от нечетной стороны улицы.

Достопримечательности Сретенки:

Нечетная сторона

1. Ул. Сретенка, д. 1, Гостиница 1806 года постройки.. В 1892 г. перестроена архитектором П. Ушаковым.

2. Ул. Сретенка д. 3 Церковь Успения в Печатниках (1695).

3. Ул.Сретенка д. 9. XVIII век - подворье купца Малюшина, где находились меблированные комнаты, торговые лавки, аптека и трактир.

4. Ул. Сретенка д.11- владение купца Сущенкова, который открыл здесь лавки и пристанище для нищих.

5. Ул. Сретенка д. 15. Деловое здание, выстроенное модернистском стиле, сохранило лепной декор, керамические фризы и большие окна.

6. Ул. Сретенка д. 19. На этом месте с 1914 до конца декабря 1997 г. располагался один из самых старых кинотеатров столицы «Уран», сейчас на этом месте театр «Школа драматического искусства».

7. Ул. Сретенка д 27.Сретенку завершает церковь Троицы в Листах (1651-1661).

Четная сторона

8. Ул Сретенка д. 4. В здании находился кинотеатр, который был открыт в 1913-м, носивший названия Гранд-Электро, Фантомас, Искра и Хроника.

9. Ул. Сретенка д 6/2 в наше время был сильно перестроен, в период 1920-1980-х здесь находилось Московское художественное училище памяти 1905 года.

10. Ул. Сретенка д.26. Многоквартирный дом (1913 г.), архитектор. А. Измиров

Оффлайн Элис

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1813
  • Подруга ветра
    • Просмотр профиля
В детстве я нажралась отравы для тараканов - и теперь у меня в голове их нет!

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 41460
    • Просмотр профиля
Re: История Москвы
« Ответ #14 : 22 января 2017, 20:38:40 »
Несмотря на происхождение, "Арбат" сейчас - самое родное московское слово)

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38277
    • Просмотр профиля
Re: История Москвы
« Ответ #13 : 30 декабря 2016, 14:06:44 »
Старый Арбат в Москве
Первое упоминание об Арбате относится к 1493 году. В летописях описан страшный пожар в церкви, случившийся от оставленной на ночь свечи в Храме Николы на Песках.

Существует несколько трактовок образования слова Арбат.

Арбат - происхождение названия

«Орбат» (в переводе с арабского) - пригород. Данная местность была расположена у стен Белого города и в XIV-XVI веках соответствовала такому статусу.

«Арба» (в переводе с тюркского) – телега. Название связывают с татарами, которые останавливались в этой местности при своем посещении Москвы.

И третье. В те времена, для уменьшения силы сквозного ветра на местности, сильно раздувавшего и усиливающего возникшие пожары, улицы выстраивались с некоторым изгибом. Отсюда и название – «горбат».

Интересно, что в давние времена Арбатом называлась не отдельная улица, а целый район. Он находился в границах, заключенных между современными Садовым кольцом, Ермолаевским переулком, Воздвиженкой и Арбатом.

Лишь в конце XVIII века Арбатом принято называть отдельно расположенную улицу.

Интересно, что в 16 веке Воздвиженка тоже носила топоним «Орбат», но по указу Алексея Михайловича, царя российского, была переименована в Смоленскую.
Начиная со второй половины XVIII века, Арбат становится местом проживания московской знати, и из района  простолюдинов переходит в статус «дворянского гнезда».

Так, в 1793 году на Арбате 13 домов числились за родовой знатью и высокими чиновниками, 6 относились к церквам и притчу, 20 закреплены за дворянами, в 9 были расположены различные заведения. Только то, что здесь стояли 3 особняка, которые принадлежали графу П.Б. Шереметеву, говорит об элитарности района.

Пожар 1812 года, во время захвата Москвы Наполеоном, изменил Арбат до неузнаваемости: все деревянные строения, а их было большинство, полностью выгорели.

После пожара значительную часть зданий выстроили в модном тогда стиле ампир. И уже из камня. О домах той эпохи напоминает лишь дом, принадлежавший графу Бобринскому (№37). Остальные же сооружения со временем были или перестроены, или изменились до неузнаваемости.

Во второй половине XIX века Арбат меняет свой статус. Основным населением района становятся купцы.

В домах появляются лавки и магазины. Облик Арбата меняет пестрота разнообразных вывесок, присущих торговым рядам. Улица наполнилась снующим народом. Добавилась конка к уже имевшимся здесь извозчикам.

Оффлайн Ксюша

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 331
  • просто я твой 'чечек"
    • Просмотр профиля
Re: История Москвы
« Ответ #12 : 27 декабря 2016, 21:34:58 »
В Москве прорубают проспект Калинина, ныне Новый Арбат, 1963 год





Оффлайн Ксюша

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 331
  • просто я твой 'чечек"
    • Просмотр профиля
Re: История Москвы
« Ответ #11 : 27 декабря 2016, 21:30:48 »

Два столетия.....

Оффлайн Ксюша

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 331
  • просто я твой 'чечек"
    • Просмотр профиля
Re: История Москвы
« Ответ #10 : 26 декабря 2016, 19:22:06 »
Редкие кадры Москвы столетней давности: пустые улицы, трамваи возле «Метрополя», конные повозки, толкучий рынок и стирка прямо в Москве-реке



на заднем плане Киевский вокзал






Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38277
    • Просмотр профиля
Re: История Москвы
« Ответ #9 : 18 декабря 2016, 21:14:06 »

Москва деревянная


Москва  белокаменная


Москва "краснокаменная"

Оффлайн NLO

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4769
    • Просмотр профиля
Re: История Москвы
« Ответ #8 : 18 декабря 2016, 20:52:26 »
Что касается более точной даты основания города, то тут происходит небольшая путаница. Согласно одной из версий, Москва была основана в 1156 году Юрием Долгоруким, который приказал на месте старого поселения построить деревянную крепость и заложить город. Эта версия подвергается критике, так как в этот период князь находился в Киеве, и летопись весьма нечетко упоминает его визиты на московские земли. Еще одна версия утверждает, что закладка крепости произошла чуть раньше, в 1153 году. Также существует мнение, что Москву мог основать вовсе не сам Юрий Долгорукий, а его сын Андрей.

Тем не менее, несмотря на споры ученых, принято считать, что Москва была основана в 1147 году (по дате упоминания в летописи) князем Юрием Долгоруким. Поскольку точная дата основания является загадкой, день города в Москве празднуют в первую субботу сентября.

Оффлайн born to be wild

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3228
    • Просмотр профиля
Re: История Москвы
« Ответ #7 : 13 декабря 2016, 06:53:02 »
Возраст Москвы точно не известен. Существуют легенды, относящие её основание к древнейшим временам. По мнению Александра Векслера, главного археолога города, её возраст может быть более тысячи лет, о чём свидетельствуют монеты и вещи, найденные при археологических раскопках.

Первым достоверным летописным упоминанием считается указание Ипатьевской летописи на субботу 4 апреля 1147 года, когда ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий принимал в городке под названием Москов своих друзей и союзников во главе с новгород-северским князем Святославом Ольговичем. Тогда Москва была боярской усадьбой, конфискованной князем. По преданию изначально городок располагался на Красном холме (другое название — Швивая горка), в районе поздней Гончарной слободы (совр. Гончарная улица). Здесь было поселение не позднее XI века, но изучение этого места археологическими методами проблематично из-за сильного разрушения древнего культурного слоя. В результате земляных работ 1959 -1960 гг. было установлено наличие древнерусского "мысового" городища на территории современного Кремля уже в конце XI века, обнаружены остатки древнего оборонительного рва на углу Большого Кремлёвского Дворца. Во дворе современного здания Оружейной палаты, при реставрации кремлевских стен, в шурфе на шестиметровой глубине открылась вымостка из щебенки - слабый след древней улицы, спускавшейся к Неглинной. На ней была найдена свинцовая печать, оттиснутая в Киевской митрополии между 1091 и 1096 годами (согласно В.Л. Янину). С другой стороны Боровицкого холма на низменный берег реки Москвы спускалась улица, ведшая к пристани, в районе современной Москворецкой набережной (вблизи к/т "Зарядье"). Севернее современного Успенского собора проходила другая улица, деревянная мостовая созданная в конце XI века (по данным дендрохронологии примерно в 1080-1090-х годах). В разных местах найдены следы железоделательного, кузнечного и кожевенного ремесленного производства неукрепленной части раннего города - посада, существовавшего в конце XI века.

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38277
    • Просмотр профиля
Re: История Москвы
« Ответ #6 : 11 декабря 2016, 19:26:18 »
Фатьяновская культура

Оффлайн born to be wild

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3228
    • Просмотр профиля
Re: История Москвы
« Ответ #5 : 10 декабря 2016, 14:36:06 »
А что такое фатьяновская культура?

Фатья́новская культу́ра, археологическая культура раннего бронзового века первой половины второго тысячелетия до нашей эры; часть большой культурно-исторической общности, в которую входят культуры боевых топоров и шнуровой керамики — предков славян, балтов и германцев. Племена фатьяновской культуры занимали обширную территорию Восточно-Европейской равнины: от Прибалтики на западе до Камы на востоке, от Вологды на севере до верховьев Оки и Средней Волги на юге. Культура названа по могильнику, открытому в 1873 году у села Фатьяново (ныне в Даниловском районе Ярославской области).
 
Происхождение фатьяновцев связывают с продвижением из междуречья Вислы и Дуная воинственных племен культур шнуровой керамики и боевых топоров, которые, продвигаясь с запада на восток, поглотили местные культуры (прежде всего, волосовскую энеолитическую культуру). В фатьяновской культуре выделяют локальные варианты: московско-клязминский, верхневолжский и средневолжский, или балановский, который выделяется в самостоятельную балановскую культуру. В племенах фатьяновской культуры господствовал патриархально-родовой общественный строй. Фатьяновцы исповедовали культ предков, медвежий и солярный культы.

Фатьяновская культура известна в основном по грунтовым могильникам — родовым кладбищам — расположенным на возвышенностях. Могилы родовых старейшин выделяются размерами и богатством инвентаря. Умерших хоронили в скорченном положении, мужчин в основном на правом боку головой на запад, женщин на левом боку головой на восток. Погребения устраивали в ямах и внутримогильных сооружениях из дерева, бересты и прутьев. Но погребальный обряд не устойчив, что связано смешением фатьяновцев с местными племенами. Антропологический тип фатьяновцев — европеоидный.

В могильниках фатьяновской культуры найден разнообразный, преимущественно кремневый инвентарь: оружие (боевые кремневые и медные топоры, копья, стрелы); орудия труда из камня, кости, реже из меди (клиновидные топоры, ножи, скребки, шилья, булавки, иглы, долота, мотыги); украшения (ожерелья из зубов, костей птиц, раковин, янтаря), глиняная посуда. Самые массовые находки — сверленые кремневые боевые топоры. В более богатых погребениях встречаются бронзовые топоры. Количество металлических изделий резко увеличивается при движении с запада на восток, так как медь племена фатьяновской культуры добывали в песчаниках Среднего Поволжья.

Керамика представлена круглодонными, шаровидными сосудами. Орнамент сосудов — нарезной и штампованный узор (линии, елочки, зигзаги; на донцах солярные знаки). В погребениях часто встречаются кости домашнего скота: свиней, овец, коров, лошадей и собак. Исходя из этого, предполагают, что основным занятием населения было скотоводство. Большое значение играли также охота, рыболовство, собирательство. Возможно, в зачаточном виде существовало подсечно-огневое земледелие. Кроме того, была развита металлургия меди.

Поселения фатьяновской культуры не найдены. Возможно, они располагались в труднодоступных местах (на болотах или лесных полянах) или фатьяновцы занимали существовавшие поселения местных племен. Эту версию подтверждают находки фатьяновских вещей на памятниках волосовской культуры.

Оффлайн привет это я!

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 85
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Re: История Москвы
« Ответ #4 : 09 декабря 2016, 22:52:43 »
А что такое фатьяновская культура?

Оффлайн born to be wild

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3228
    • Просмотр профиля
Re: История Москвы
« Ответ #3 : 09 декабря 2016, 18:45:58 »
В Царицынском парке обнаружено поселение среднего бронзового века фатьяновской культуры. Это первое обнаруженное фатьяновское поселение на территории Волго-Окского междуречья. Носители фатьяновской культуры — индоевропейское население, которое первым стало заниматься земледелием и скотоводством на этой территории.

На территории Москвы найдено несколько городищ дьяковской культуры приблизительно VII века до нашей эры: Дьяковское городище, где такое поселение было впервые обнаружено, в районе Нескучного сада, Нижних Котлов, на территории храма Христа Спасителя, в районе Самотёки, на Потылихе. Многие городища располагались на мысах между рек.

В I тысячелетии н. э. на территории города проживали финно-угорские племена, в основном дьяковцы Славянские сёла появились на территории города не позже IX века. Это был северный край расселения вятичей, на границе с землями кривичей.

Появление названия города, как и названий многих городов мира, связано с именем реки Москвы, которая носила это имя задолго до появления поселения. Кем дано название, и что оно означает, точно не известно. На сегодняшний день существует три основных версии: балтская, славянская и финно-угорская.
Балтская и славянская версии указывают на то, что корень моск- означал «вязкий, топкий» или «болото, сырость, влага, жидкость». Балтское название реки могло оставить племя голядь, а славянское — жившие здесь вятичи.
Согласно финно-угорской версии, слово Москва происходит из какого-то волжско-финского языка, и означает «река-Медведица», либо «Коровья река».

 
.