Текст выступления (без сокращения)
Новейшие научные открытия в области работы человеческого мозга побудили нас использовать их в нашей методике преподавания. Так, особое внимание мы уделили открытию итальянского нейробиолога Джакомо Ризолатти, сделанного в 1990 году, – умению человека понимать других без использования вербального, то есть речевого, взаимодействия.
Таким образом были открыты зеркальные нейроны. Почему их так назвали? Они отвечают за зеркальное отображение чужих действий через собственные действия живого существа. При проведении дальнейших исследований зеркальные нейроны были обнаружены и в речевых, моторных, зрительных, ассоциативных и других областях мозга человека, а также в области солнечного сплетения, так называемого «брюшного мозга».
Филолог, учёный в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания, доктор биологических наук, доктор филологических наук, профессор Татьяна Владимировна Черниговская, продолжила работу в области данного открытия.
Оказывается, зеркальные нейроны (зеркальные системы), которые были найдены у людей, обеспечивают не только коммуникацию, но и способны к обучению (имитации).
Это замечательная подсказка нам, учителям. Ведь педагогика как наука не занималась изучением мозга как такового. К большому сожалению, роль имитации в педагогике была за ее пределами. А ведь человек с помощью имитации учит свой собственный язык, а в младшем возрасте человек практически живет на имитации. Поэтому в процессе обучения детей мы должны ОБЯЗАТЕЛЬНО принимать во внимание столь важную подсказку Т.В. Черниговской.
Процитирую слова Т. Черниговской: «Наш мозг, конечно, весь в себе. Но в него есть окна и двери. Эти окна и двери - наши сенсорные системы: уши, глаза, кожа, нос. То есть все, через что идет информация извне. Мозг не может работать в закрытом помещении. В особенности это касается мозга ребенка».
Таким образом, мозг, независимо от того, хотим мы этого или не хотим, все время обучается. А «качество обучения мозга зависит от класса пищи, которую он потребляет». Задача школы – не только напитать мозг ребенка самой качественной «пищей», но и «вытащить» из него заложенные способности и таланты. Допустим, с генами ребенку передались способности к математике или языкам, художественные или музыкальные.
Если их, эти гены, не «включить», то они не проявятся. Об этом прямо заявлено в нашей концепции: мы стремимся, чтобы деятельность была многовидовой, рассчитанной на задействование разнообразных способностей человека: памяти, логического мышления, темперамента, умственных и физических данных.