Что такое самостоятельная работа?
Вид учебной деятельности, выполняемый учащимся без непосредственного контакта с преподавателем или управляемый преподавателем опосредованно через специальные учебные материалы; неотъемлемое обязательное звено процесса обучения, предусматривающее прежде всего индивидуальную работу учащихся в соответствии с установкой преподавателя или учебника
Учим работать самостоятельно
О возрасте и строгости контроля
Безусловно, каждый родитель хочет, чтобы его ребенок сам стремился к знаниям, а не выполнял любые задания из под палки. Начинающих учеников следует контролировать и призывать к выполнению необходимой работы. Делать это нужно мягко и без угроз наказания, но в то же время настойчиво, чтобы ребенок осознал, что делать это действительно необходимо.
Постепенно контроль должен ослабевать, а ребенок - получать больше свободы. В идеале ко второму-третьему классу ученики начинают выполнять работу самостоятельно и без дополнительных напоминаний.
Во всем должен быть смысл
Любому человеку, а особенно ребенку, трудно выполнять какую-либо деятельность, в которой он не видит смысла. Поэтому очень важно этот смысл показать. Первоначально он может заключаться в получении хорошей оценки и/ или похвалы, а постепенно должен сводиться к получению новых знаний/умений/навыков. Важно донести до ученика, что его самостоятельная работа поможет ему узнать что-то новое и интересное, приобрести знания и опыт, которые помогут в его дальнейшей жизни.
Значимый результат - стимул для дальнейшей работы
Выполняя какую-то работу, человек хочет, чтобы она не только была оценена, но и приносила пользу. Если показать ребенку, что результат его трудов могут быть кому-то интересны, то выполнять работу он будет вдвойне усерднее. Сделать результат значимым возможно двумя способами:
1. Попросить ребенка рассказать о том, чем он занимался. При этом важно выказать заинтересованность, внимательно выслушать его, отметить, что из рассказа ребенка вам удалось узнать много нового и интересного.
2. Попросить ученика подготовить доклад/сообщение/реферат и пр. по изученной самостоятельно теме. Здесь очень важна роль учителя, который может дать возможность ребенку рассказать о своей работе классу, оценить эту работу и отметить ее важность и интересность.
Очень важно при этом также остается принцип объективности: похвала должна быть по существу, а критика - минимальной. ?????