Автор Тема: Научно-методический месяц продолжается  (Прочитано 144701 раз)

0 Пользователей и 4 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн V.B.

  • Генеральный директор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 891
    • Просмотр профиля
     Антону. Тема нужная, рекламная и в то же время психолого-педагогическая. Если есть материал, предлагаю продолжить.

Оффлайн DAS

  • Ist Fantastisch
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4554
  • Патриций
    • Просмотр профиля
     Хотелось бы увидеть фамилии создателей!

Основой для разработки понятия "универсальные учебные действия" служит деятельностный подход, базирующийся на положениях научной школы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова.

Оффлайн info

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2579
    • Просмотр профиля
     Хотелось бы увидеть фамилии создателей!

Оффлайн DAS

  • Ist Fantastisch
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4554
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.

Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем заключается задача школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет!

В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Близкими по значению понятию «универсальные учебные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия». Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.

Функция универсальных учебных действий

- УУД обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные;2) регулятивные, включая саморегуляцию; 3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические; 4) коммуникативные действия.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей? самого себя и своего будущего.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

Познавательные действия
включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Коммуникативные действия
– обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.


О. А. Карабанова д.п.н

Оффлайн DAS

  • Ist Fantastisch
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4554
  • Патриций
    • Просмотр профиля
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК – урок, отвечающий требованиям ФГОС, в котором отражены запросы и потребности семьи, общества и государства. Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:
 
1) применение активных форм познания: наблюдение, моделирование, учебный диалог и пр.;
2) создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.

Универсальные учебные действия: способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

ВИДЫ УУД:


*личностные;
*регулятивные;
*познавательные;
*коммуникативные

Cистема требований к уроку включает:

1. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.

ЦЕЛИ:
• Конкретные
• Достижимые
• Понятные
• Диагностируемые

Целеполагание совместно с обучающимися, исходя из сформулированной (желательно обучающимися) проблемы.

Обучающиеся должны знать :
• Способы деятельности;
• Способы достижения поставленных задач

2. МОТИВАЦИЯ.

Интерес как самый действенный мотив.
Решение актуальной проблемы.
Практическая направленность содержания.
Краеведческая составляющая содержания.

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Учитель должен показать обучающимся возможности применения осваиваемых знаний и умений в их практической деятельности.

4. ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ.


Результат урока является объектом контроля, что требует обеспечения систематической диагностики всех ( личностных, метапредметных , предметных) планируемых результатов как целевых установок урока.

Оффлайн DAS

  • Ist Fantastisch
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4554
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Но, самостоятельным, независимым человеком можно назвать лишь того, кто сам выносит точную оценку своей работе, не завышенную и не заниженную, кто умеет анализировать свою деятельность.

     Точную оценку своей деятельности  и её (деятельность) анализировать  редко умеют даже взрослые люди.

Абсолютно верно, этот навык надо развивать с детства.

Оффлайн info

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2579
    • Просмотр профиля
 Но, самостоятельным, независимым человеком можно назвать лишь того, кто сам выносит точную оценку своей работе, не завышенную и не заниженную, кто умеет анализировать свою деятельность.

     Точную оценку своей деятельности  и её (деятельность) анализировать  редко умеют даже взрослые люди.

Оффлайн DAS

  • Ist Fantastisch
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4554
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Идея крупных блоков

Идея заключается в том, что, когда материал сводится в крупные блоки, появляется возможность значительно увеличить объем изучаемого материала при резком снижении нагрузки на ученика. В крупном блоке легче устанавливаются логические связи, легче выделить ведущую мысль и показать ее ученикам. Учитель может поставить перед учениками сложную и потому интересную задачу: справиться с материалом десяти уроков за один. Изучение материала блоками освобождает ребенка от страха перед трудностями: блок пройден, основная мысль схвачена — и ученик не боится, что он не поймет ее и отстанет. Есть конечно, опасность, что ученик овладеет темой слишком поверхностно или не поймет ее за такой короткий срок, поэтому не во всех классах данный прием может оказаться эффективным, но иметь его в своем арсенале должен любой педагог, чтобы уметь его применить в случае его обоснованности.

Peer Correction

Общепринято считать, что работа ученика нуждается в оценке учителя. Но, самостоятельным, независимым человеком можно назвать лишь того, кто сам выносит точную оценку своей работе, не завышенную и не заниженную, кто умеет анализировать свою деятельность. Поэтому необходимо учить маленьких детей оценочным действиям и суждениям. Ученикам можно давать проверить и оценить работу товарищей (естественно, не выставляя отметок). Делать это можно уже на готовых эталонных примерах, чтобы «рецензии» учеников на работы своих сверстников были содержательными и осмысленными.

Оффлайн DAS

  • Ist Fantastisch
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4554
  • Патриций
    • Просмотр профиля
     Человек, в том числе маленький, растущий, должен встречаться с чем-то отрицательным для себя. Иначе не научишься преодолевать НИЧЕГО. И как жить?
 


Согласен, если хранить ребенка все детство и юношество как стеклянный сосуд, он вырастет неподготовленным к жизни. Но, та же двойка, для ребенка в младшем возрасте может оказаться куда более серьезным потрясением, чем для ученика старших классов. Хотя примеры, безусловно, бывают разные. Ключ к успеху, на мой взгляд, заключается в определении разумной меры воздействия на каждого ученика в воспитательном плане, чтобы с одной стороны, добиться результата и не допустить попустительства в обучении , с другой, чтобы ценой достижения этого результата не стала психологическая травма ребенка.
     
   
Учитель начальной школы, который ставит плохие отметки, а иногда и двойку за двойкой, который не пользуется поощрением, настойчиво требует результатов или вообще (не дай бог) в детей не верит, может навсегда отбить охоту ребенка учиться. Более чем согласна. И не только начальной.

Такие примеры, увы, возникают достаточно часто. Вспоминаю уроки биологии, когда учитель за малейшую провинность ставил 2 и за поведение, и за работу на уроке, а иногда даже и наказывал весь класс из-за одного человека, о чем во всеуслышание и сообщал. Таким образом, создавал конфликты между учащимися, полностью отбивал охоту учиться да и усвоить что-либо представлялось достаточно проблематичным, т.к. каждый урок проходил в очень напряженной обстановке

Оффлайн info

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2579
    • Просмотр профиля
     По поводу "ставить  двойки или оставлять некие пустые клетки". Полагаю, что "пустые клетки" со временем сами по себе могут превратиться в те же двойки. Всё относительно. А вообще убеждена, что человек, в том числе маленький, растущий, должен встречаться с чем-то отрицательным для себя. Иначе не научишься преодолевать НИЧЕГО. И как жить?
     "Опорные сигналы". Вполне можно использовать время от времени.
     
    Учитель начальной школы, который ставит плохие отметки, а иногда и двойку за двойкой, который не пользуется поощрением, настойчиво требует результатов или вообще (не дай бог) в детей не верит, может навсегда отбить охоту ребенка учиться. Более чем согласна. И не только начальной.

Оффлайн DAS

  • Ist Fantastisch
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4554
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Система оценки

Что касается младших классов, то, мне кажется, не стоит ставить маленьким детям двоек. вместо этого можно оставить  пустую клетку в журнале в случае необходимости, и у маленьких учеников часто возникает естественное желание ее исправить / заполнить

Учитель начальной школы, который ставит плохие отметки, а иногда и двойку за двойкой, который не пользуется поощрением, настойчиво требует результатов или вообще (не дай бог) в детей не верит, может навсегда отбить охоту ребенка учиться.

Учитель должен не только знать свой предмет, он должен знать детское незнание и уважать его — понимать его  причины этого незнания и способы устранения. Лень у детей часто (но не всегда!) возникает, когда задания слишком сложные.

Оффлайн DAS

  • Ist Fantastisch
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4554
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Опорные сигналы

Опорные сигналы были изобретены В.Ф. Шаталовым. Они, как правило, представляют собой набор ключевых слов, знаков и других опор для мысли, особым образом расположенных на листе. Сигнал позволяет ученикам свертывать и развертывать предъявляемый для изучения текст, и это сильно облегчает понимание и запоминание материала и полностью исключает возможность зубрежки.
Кроме того, опорные сигналы позволяют проверять домашнюю работу ученика в свернутом виде — одного взгляда учителя на опорный сигнал достаточно, чтобы справедливо оценить работу каждого ученика на каждом уроке.
Успех детей сильно зависит от повторения. Сверхмногократное повторение с включением трех видов памяти — зрительной, слуховой и моторной позволяет лучше запоминать информацию, а также овладевать необходимыми умениями.





Оффлайн DAS

  • Ist Fantastisch
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4554
  • Патриций
    • Просмотр профиля
     В нашей концепции мы говорим о сочетании педагогики сотрудничества с авторитарной педагогикой. Терминология традиционная и расставляет все точки над I. Какое предложение у тебя?

Согласен, только комплексный подход к обучению позволить добиться высокого результата!

Имеем КОНДУИТ. В нем  и солидарность, и авторитаризм, и совершенно конкретное средство работы с учеником.  К сожалению, до сих пор используем это средство слабо и не гибко. Твое отношение?

Думаю, необходимо неукоснительно соблюдать перечень требований предъявленный к ученикам, что, впрочем, и соблюдается. Но я считаю, что и ученики должны быть лучше осведомлены в этом вопросе, то есть знать свои обязанности. Кроме того, можно иногда записывать поощрения отдельных учеников, но только если они действительно того заслуживают!




Оффлайн info

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2579
    • Просмотр профиля
     В нашей концепции мы говорим о сочетании педагогики сотрудничества с авторитарной педагогикой. Терминология традиционная и расставляет все точки над I. Какое предложение у тебя?
     Имеем КОНДУИТ. В нем  и солидарность, и авторитаризм, и совершенно конкретное средство работы с учеником.  К сожалению, до сих пор используем это средство слабо и не гибко. Твое отношение?

Оффлайн DAS

  • Ist Fantastisch
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4554
  • Патриций
    • Просмотр профиля
1. Согласен, исправил

2. 3. Я согласен, нужно быть реалистом, в условиях отсутствия мер принуждения, бессмысленно рассчитывать на всеобщую любовь к тому или иному предмету, на мой взгляд, необходимо такую любовь прививать. Поэтому необходимо выводить отношения с учащимися на новый уровень, стараясь четко проводить черту между нормальными человеческими взаимоотношениями и фамильярностью с панибратством. В процессе обучения нужно вызывать у детей чувство успешности и развития, ну и, разумеется, создавать живые, интересные уроки для этой цели. 
Поскольку результат напрямую зависит от старательности, необходимо делать упор на вовлеченность детей в процесс обучения, а также на их с учителем совместный труд. Однако, иногда перед учителем и учеником стоит определенная цель, например, подготовка к школьным или другим экзаменам и не всегда задача сделать урок интересным дается легко, но, я убежден, что для компетентного, любящего свое дело учителя это не проблема.

  Каждый учитель, по моему мнению, должен сочетать в себе навыки как предметника, так и воспитателя. Но и в исключительных случаях применять авторитарные методы считаю также вполне обоснованным. Другой вопрос, в том, как именно это делать: в первую очередь разбираться именно с самой ситуацией, а не с учеником, ни в коем случае не унижая его достоинства. А впоследствии, когда вопрос с неподобающим поведением уже закрыт, никогда не возвращаться к этому cлучаю.
Однако, чтобы идея сотрудничества не представляла из себя пустой звук она должна строится на протяжении продолжительного периода времени, поскольку эффективное сотрудничество с детьми не возникает внезапно. Поэтому, как я считаю, именно отношения с учениками выходят на одно из первых мест, а если оно уже налажено, то и принуждать и применять авторитарные методы уже проще, и делать это можно исподволь и незаметно.


 
.