Автор Тема: А. Асмолов  (Прочитано 32181 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38307
    • Просмотр профиля
Re: А. Асмолов
« Ответ #60 : 18 августа 2015, 23:28:16 »
Своим выступлением на конференции «Эврика–Авангард-2015» Александр Асмолов задал общий тон дискуссии о гуманистической педагогике, вновь показав, что остается не только верным рыцарем вариативности, педагогики сотрудничества и достоинства, но и бескомпромиссным противником единообразия, мелочного контроля, «пеленочного детерминизма» – словом, всего того, что мешает полноценному развитию школы и ребенка.


Педагогика достоинства

На каких трех китах держится система образования в контексте современности? Первый кит – это педагогика достоинства, которая ставит во главу всего достоинство личности. Вспомните стихи Булата Окуджавы «Святое наше воинство».

«Совместная жизнь, основанная на достоинстве – это главное, что у нас есть. Совместная жизнь, которая теряет достоинство, становится нечеловеческой жизнью», – писал Папа Иоанн XXIII.

«Человеческое достоинство и личностная свобода – вот главное, к чему мы должны двигаться», – говорил Михаил Бакунин в своих исследованиях.

И наконец, ярчайший философ XX века Юрген Хабермас писал: «Человеческая жизнь даже в своих анонимных формах обладает достоинством и прежде всего требует уважения к другой личности».

Казалось бы, простые слова. Но если даже в нашей Конституции робко записано достоинство личности как ключевая характеристика человека, без достоинства мы никуда не двинемся. А что значит достоинство? Достоинство имеет антиподом адаптацию, конформизм, превращение в крепостных и превращение в рабов. Я всегда цитирую Льва Толстого, который презрительно иронизировал: «Все устраиваются, когда же жить начнут?». Эта фраза, сохраненная его дневниками, резко противоречит системам культуры, в которых господствует однообразие, жесткая беспредельная определенность, упрощенчество. А как называются такие системы? Это тоталитарные или авторитарные системы. Они всегда пытаются погасить неопределенность, разнообразие, чтобы все привести к упрощенчеству, беспредельной простоте. Это надо отчетливо понимать.

Термин «педагогика достоинства» я впервые употребил в 1967 году в одной из своих работ, в которой писал, что учителя спорят о технологиях преподавания, а ученики на выпускном вечере признаются: «Я боюсь выходить из школы, я чувствую себя как ребенок, как звереныш в норе; не подумайте, что я счастлив, – мне страшно».

Педагогика достоинства неотделима от второго кита нашей системы образования – педагогики сотрудничества, содействия, сорадования, сострадания. Невероятно важная линия, она вошла в нашу жизнь благодаря усилиям Симона Соловейчика, Шалвы Амонашвили, других великих педагогов. Правда, ей сегодня пытаются указать на дверь.

И наконец, третий кит – это культурно-деятельностная идеология развития, которая представляет собой трансдисциплинарный подход, объединяющий психологию, социологию и культурологию. Наиболее емко эта линия прошла через последний стандарт дошкольного образования. Не может быть одной примерной программы. Могут быть только вариативные программы развития дошкольного образования. Это сказано очень отчетливо. И они же являются авторскими программами. Но когда происходят управленческие изменения, мы все время выбираем: либо мы контролируем, либо мы развиваем. Эта оппозиция между контролем и развитием – одна из ключевых оппозиций. Контроль рождает выученную беспомощность, апатию. Жесткий контроль рождает гиперопеку и концепцию пеленочного детерминизма. Что это такое? В ряде африканских племен ребенка связывали, чтобы он не мешал. Если мы хотим подарить миру пеленочных детерминантов, мы проигрываем, проигрываем и еще раз проигрываем.

Педагогика достоинства, педагогика сотрудничества, педагогика развития – вот те линии, которые пересекаются между собой и дают новую палитру образования.


Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38307
    • Просмотр профиля
Re: А. Асмолов
« Ответ #59 : 09 августа 2015, 19:25:38 »
#Invalid YouTube Link#

Оффлайн О.М.

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 7701
    • Просмотр профиля
Re: А. Асмолов
« Ответ #58 : 09 августа 2015, 19:21:54 »
  Сложный путь, длиною в жизнь.

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38307
    • Просмотр профиля
Re: А. Асмолов
« Ответ #57 : 07 августа 2015, 13:08:28 »
†   
 †   
 †   
"Образование не отрасль, на отдельная программа или сфера. Это уникальный путь социального проектирования общества. И в этой ситуации особое значение приобретает развитие дополнительного образования детей и подростков."


Асмолов А.Г.
Образовательная политика № 2 (64) 2014
Совершенно верно!

Оффлайн О.М.

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 7701
    • Просмотр профиля
Re: А. Асмолов
« Ответ #56 : 07 августа 2015, 12:01:09 »
†   
 †   
 †   
"Образование не отрасль, на отдельная программа или сфера. Это уникальный путь социального проектирования общества. И в этой ситуации особое значение приобретает развитие дополнительного образования детей и подростков."


Асмолов А.Г.
Образовательная политика № 2 (64) 2014

Оффлайн О.М.

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 7701
    • Просмотр профиля
Re: А. Асмолов
« Ответ #55 : 05 августа 2015, 14:05:42 »

  "Как говорил классик современной психологии Даниил Эльконин, бессмысленно упрекать систему образования за то,
что она мало занимается воспитанием, если в стране не отрефлексированы ценности, идеалы и перспективы.  ..."

Асмолов А.Г.
Образовательная политика № 1 (67) 2015

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38307
    • Просмотр профиля
Re: А. Асмолов
« Ответ #54 : 04 августа 2015, 15:35:36 »
#Invalid YouTube Link#
О Выготском

Оффлайн Maksim

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 357
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Re: А. Асмолов
« Ответ #53 : 04 августа 2015, 01:40:06 »
                        Необходимость подобного видения и
                      определяет логику создания организации, ко-
                      торая несла бы ответственность за стратегию
                      образования в целом, а не только отдельных
                      его ступеней или уровней

     Александр Григорьевич, мы тоже так думаем.

Оффлайн Maksim

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 357
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Re: А. Асмолов
« Ответ #52 : 04 августа 2015, 01:37:48 »
     Разделяю полностью позицию Асмолова в вопросе непрерывного образования и вариативности.

Оффлайн О.М.

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 7701
    • Просмотр профиля
Re: А. Асмолов
« Ответ #51 : 03 августа 2015, 11:35:13 »
  Идея непрерывности образования от развития
детей младенческого возраста до профессо-
ров и академиков предполагает системное вы-
страивание стратегии развития вариативного
образования на разных этапах жизненного
пути личности. Важно за дошкольным обра-
зованием, профессиональным образованием
и наукой видеть всю панораму сложнейшего
образовательного процесса как ключевого
института социализации людей и професси-
онализации современного общества, инду-
стрии человеческого капитала в обществе
знаний. Необходимость подобного видения и
определяет логику создания организации, ко-
торая несла бы ответственность за стратегию
образования в целом, а не только отдельных
его ступеней или уровней.

Асмолов А.Г.
Федеральный институт развития образования: кризис 10-летнего возраста?
Образовательная политика № 1 (67) 2015

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38307
    • Просмотр профиля
Re: А. Асмолов
« Ответ #50 : 02 августа 2015, 22:26:49 »
А.Г. Асмолов: "Образование в сетевом сообществе: риски и перспективы"
#Invalid YouTube Link#

Оффлайн О.М.

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 7701
    • Просмотр профиля
Re: А. Асмолов
« Ответ #49 : 01 августа 2015, 23:17:55 »
     А еще интереснее и ближе к нам (в большинстве своих высказываний) Асмолов в программе "Правда".
  Согласна.

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38307
    • Просмотр профиля
Re: А. Асмолов
« Ответ #48 : 01 августа 2015, 17:25:55 »
Глоссарий  проходил  в начале  июля этого года.

Оффлайн Iren

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 635
    • Просмотр профиля
Re: А. Асмолов
« Ответ #47 : 01 августа 2015, 02:17:40 »
     Прослушала выступление  А.Асмолова  в "Глоссарии 90-х". Все, что А.Г. сказал о 90-х - все принимаю. А вот с 2000-ными ????? Кстати, Мари, а когда имел место быть "Глоссарий"?
     А еще интереснее и ближе к нам (в большинстве своих высказываний) Асмолов в программе "Правда".

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38307
    • Просмотр профиля
Re: А. Асмолов
« Ответ #46 : 30 июля 2015, 21:21:14 »

В учебнике психология личности предстает как история развития изменяющейся личности в изменяющемся мире. С привлечением разрозненных ранее фактов из эволюционной биологии, культурной антропологии, истории, социологии, филологии и медицины обсуждаются вопросы о происхождении человека, норме и патологии личности, социальных программах поведения, роли конфликтов и взаимопомощи в развитии личности, мотивации личности и поиске человеком смысла существования.

 
.