Автор Тема: Преподавание литературы  (Прочитано 68468 раз)

0 Пользователей и 3 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Freya

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 11156
    • Просмотр профиля
Re: Преподавание литературы
« Ответ #14 : 05 ноября 2012, 00:01:59 »
Цените    то,  что    есть   .    У РОССИИ  особая    судьба   -  не  до   смеха !   Или , смех    сквозь   слезы  ,  как    у  Чехова ,  Булгакова,   Зощенко  ....

Оффлайн Элис

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1813
  • Подруга ветра
    • Просмотр профиля
Re: Преподавание литературы
« Ответ #13 : 04 ноября 2012, 22:44:36 »
О да!"Молодая гвардия " и "А зори здесь тихие..."-верх позитива!  Сонечка Мармеладова - вообще звезда позитива!

В детстве я нажралась отравы для тараканов - и теперь у меня в голове их нет!

Оффлайн Freya

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 11156
    • Просмотр профиля
Re: Преподавание литературы
« Ответ #12 : 04 ноября 2012, 22:38:40 »
РУССКИЕ   ГЕРОИНИ,которые "  не  пойдут   топиться ", а  ,наоборот , покажут   образец   жизненной   стойкости ,  будут   продолжать  жить: № 1:-героини/  и герои / -прототипы  живых  людей  в романе  Фадеева  "Молодая   гвардия" /герои-краснодонцы: Олег Кошевой , мама  Олега ,бабушка   Олега , Уля  Громова ,  Любовь Шевцова, Сергей  Тюленин , Валя  Борц , Радик  Юркин и др.       №  2  :  Русские   жены   декабристов /поэма  Некрасова "РУССКИЕ   ЖЕНЩИНЫ" /, разве   они   не   достойные   реальные   прототипы   русских   жен- декабристов .Все  лучшее , что  есть  в  Мировой  Художественной   Литературе   и в  образе    женщин в жизни- все    воплощают  в  себе : любовь   окрыляющую,  доброту,  терпение , материнство , мудрость, постоянство, верность, заботу ,все  есть  в них!       № 3 : Героини   Ф.М.Достоевского, например , Соня  Мармеладова,  она   кормит   свою  больную  мать и  семью ; это- образ   жертвенной   любви ,  любви  великой  ''АГАПЭ", " любви  покрывающей,  тихой , любви    дающей ,  не  требующей  своего, ничего не  просящей  взамен ".          №"4: Героини   Л. Н. Толстого   из романа  " Война  и мир " - Наташа  Ростова ,Кити   Щербацкая , образы   русских   женщин ,переживающих    горе   и радости   во  врем ена войны   с  Наполеоном.№  5 : Героини нашего   "Солнца   русской   поэзии "-А.С.Пушкина-  образ   Маши   Мироновой  из  "Капитанской  дочки ",  образ  мечтательной   Татьяны  Лариной  из " Евгения   Онегина " ;  светлые   сказочные   пушкинские   образы : Людмила /из  "Руслана и Людмилы",   образ Царевны -Матери  князя   Гвидона  Салтановича ,испытавшая  измену   сестер  ,разлуку  с  мужем , но  сохранившая   любовь и вырастившая  сына.    №6:  Образы     сказочных   героинь  русских    народных   сказок-всегда   -борцы   против  зла ,№7:  Героини   военных  времен   Бориса   Васильева  из   романа  "А  зори   здесь    тихие "  о подвиге    девушек -зенитчиц ; №8: сама  Анна  Ахматова , как  героиня-поэт ,пережившая   потерю  мужа, заключение сына, ее  мужественные стихи  о    стойкости ,доблести . Лауреат  Нобелевской  премии. Испила   чашу  жизни  до дна ,до последних дней.     ........№ 9 :..Есть и другие   героини-отважные  и храбрые, например , "Барышня- гусар " , воевавшая   в 1812  году в   войне   против   Наполеона.Реальный  прототип   -героя. ..................ХОТИТЕ  ЕЩЕ О  РУССКИХ   ЖЕНЩИНАХ ?

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 41936
    • Просмотр профиля
Re: Преподавание литературы
« Ответ #11 : 04 ноября 2012, 20:08:03 »
И где же это, в какой школе так хорошо изучают зарубежную литературу?)))
а если серьёзно, кто из русских героинь сможет сказать: "Я подумаю об этом завтра!" И будет продолжать жить, а не пойдёт топиться?

Оффлайн Элис

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1813
  • Подруга ветра
    • Просмотр профиля
Re: Преподавание литературы
« Ответ #10 : 04 ноября 2012, 19:37:03 »
Это     зарубежная! А   речь идёт    о     русской) 8)
В детстве я нажралась отравы для тараканов - и теперь у меня в голове их нет!

Оффлайн Freya

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 11156
    • Просмотр профиля
Re: Преподавание литературы
« Ответ #9 : 04 ноября 2012, 19:28:37 »
Ну,  как  же ,  я помню , изучая   в   школе     зарубежную   литературу  очень   позитивные,  жизнеутверждающие  произведения :   ДЖЕК  ЛОНДОН :" Любовь   к   жизни",   " Белое   безмолвие  " ,   ЭРНЕСТ  ХЕМИНГУЭЙ :"Cтарик  и  море  ",  Гете "Фауст" ;  ДЖЕРАЛЬД  ДАРРЕЛЛ- весь -  о любви   к животным  Мира ,  O, Генри-  рассказы(!)  .

Оффлайн Mic

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 29212
    • Просмотр профиля
Re: Преподавание литературы
« Ответ #8 : 04 ноября 2012, 17:47:10 »
Я тоже полностью согласна, что литература очень важна. Но мне вот что интересно: сами преподаватели хотели бы что-то изменить в программе по русской литературе? Может, что-то, какие-то произведения, добавить или, наоборот, убрать? Мне, например, кажется, что почти все произведения русской классики, которые наши дети проходят в средней и старшей школе, несут некий оттенок трагизма. Катарсис, конечно, вещь нужная для развития личности, но ведь и позитив нужен.
Задумался,  не  могу   вспомнить     ничего     более   или   менее   позитивного из     школьной    программы.
Кто   напомнит?

Оффлайн Next

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 154
    • Просмотр профиля
Re: Преподавание литературы
« Ответ #7 : 04 ноября 2012, 15:56:19 »
"12  стульев"  Ильфа  и  Петрова   в  программу!

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 41936
    • Просмотр профиля
Re: Преподавание литературы
« Ответ #6 : 04 ноября 2012, 12:59:04 »
Я тоже полностью согласна, что литература очень важна. Но мне вот что интересно: сами преподаватели хотели бы что-то изменить в программе по русской литературе? Может, что-то, какие-то произведения, добавить или, наоборот, убрать? Мне, например, кажется, что почти все произведения русской классики, которые наши дети проходят в средней и старшей школе, несут некий оттенок трагизма. Катарсис, конечно, вещь нужная для развития личности, но ведь и позитив нужен.

Оффлайн V.B.

  • Генеральный директор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 891
    • Просмотр профиля
Re: Преподавание литературы
« Ответ #5 : 11 октября 2012, 01:31:13 »
Литература, как впрочем и история, - дисциплины поистине глобального масштаба , формирующие личность в очень многих ее проявлениях. И как бы хотелось, например, чтобы школьные уроки литературы пробуждали любовь к художественному слову, учили выражать себя через слово, прививали интерес к риторике! :)

И мне бы хотелось, Ирина!

Оффлайн Next

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 154
    • Просмотр профиля
Re: Преподавание литературы
« Ответ #4 : 10 октября 2012, 22:47:56 »
Литература, как впрочем и история, - дисциплины поистине глобального масштаба , формирующие личность в очень многих ее проявлениях. И как бы хотелось, например, чтобы школьные уроки литературы пробуждали любовь к художественному слову, учили выражать себя через слово, прививали интерес к риторике! :)
Подписываюсь под  каждым   словом

Оффлайн Irina

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 9
    • Просмотр профиля
Re: Преподавание литературы
« Ответ #3 : 09 октября 2012, 23:21:17 »
Литература, как впрочем и история, - дисциплины поистине глобального масштаба , формирующие личность в очень многих ее проявлениях. И как бы хотелось, например, чтобы школьные уроки литературы пробуждали любовь к художественному слову, учили выражать себя через слово, прививали интерес к риторике! :)

Оффлайн Freya

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 11156
    • Просмотр профиля
Re: Преподавание литературы
« Ответ #2 : 08 октября 2012, 02:36:09 »
 Речь  и мышление  неразрывно связаны  между  собой. Немалую роль играет возраст  подростка   ,т.к.на разных этапах взросления, созревания коры  головного мозга(где находится  центр  речи ) изменяется  круг изучаемых  вопросов, возрастает количество изучаемых дисциплин,  на которых  учащийся совершает такие мыслительные операции, как  анализ , синтез  ,сравнение,  обобщение ; расширяется кругозор и количество  впечатлений, ярких образов .В совокупности  ,растущая,  увеличивающаяся  информация  требует осмысления,  запоминания, четкости мысли и правильности  выражения ,а также ,установления связи между разными  явлениями  и объектами. Эти  процессы   требует работы мозга ,  речевого выражения- письменного  или устного.  Логическое  понимание наук  способствует  осмысленному  запоминанию  текстов  параграфов ,  их речевому  выражению на языке этой науки . Школьник  в процессе   урочной   деятельности  осваивает новые предметы   и владеет  их  понятийным  аппаратом , современной  терминологией изучаемой  науки.

Оффлайн Anna_Danilova

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 84
    • Просмотр профиля
Преподавание литературы
« Ответ #1 : 19 июня 2012, 14:32:39 »
1. Решая задачи литературного образования, учитель литературы опирается на общепедагогические и частные методические принципы. Педагогические и методические - это общие, основные и направляющие положения, которые возникли в результате анализа научно-педагогических закономерностей и практического опыта преподавания литературы. Изучение литературы в школе опирается на следующие ведущие педагогические, или дидактические принципы: 1) Научность - рассмотрение темы с позиции современного литературоведения. 2) Системность и планомерность - четкое следование программам, в которых эти принципы заложены. 3) Ведущая роль учителя при сознательной и активной деятельности учащихся - установление субъективных отношений на уровне литературы. 4) Доступность - изучаемый материал должен быть доступен ученику данного возраста. 5) Межпредметные связи - взаимосвязь литературы с другими школьными дисциплинам. 6) Наглядность - углубление анализа произведения, показать отличие литературы от других видов искусств, создание эмоционального фона урока. 7) Воспитательная направленность процесса обучения.
Частные принципы: 1) Преподавание литературы как искусства слова. 2) Анализ художественного произведения в единстве формы и содержания. 3) Принцип историзма. 4) Принцип традиций и новаторства в творчестве конкретного писателя, что позволяет школьникам проследить развитие литературы как единого процесса. 5) Межпредметные связи. 6) Усвоение основных понятий по истории и теории литературы. 7) Осмысление историко-культурных сведений и нравственно-эстетических представлений, т.е. изучение литературы в культурологическом и этическом контексте.  8) Овладение богатейшими выразительными средствами русского языка.

2. Развитие речи осуществляется в двух направлениях: развитие устной и письменной речи. Оно должно проходить на основе речевой деятельности - это активный целенапрвленный процесс создания и восприятия высказываний. Принципы развития речевой деятельности: 1) взаимодействие нравственного, интеллектуального, художественного, эстетического и речевого развития школьника; 2) органическая взаимосвязь работы по развитию речи со всеми компонентами занятий по литературе; 3) разнообразие методических форм и приемов; 4) соблюдение преемствености речевого развития с предыдущими классами;  5) практическая направленность работ по развитию речи и приближение ее к реальным жизненным ситуациям и формам искусства; 6) систематический характер работы; 7) учет межпредметных связей. Основные направления по речевому развитию: 1) словарно-фразеологическая работа с текстом художественного произведения; 2) обучение различным видам и жанрам монологического высказывания на разные темы; 3) организация диалогического общения; 4) создание речевых ситуаций. Виды: проблемные; художественно-игровые (общение с героями в воображении); фантастические (перевоплощение в героя). 5) активизация межпредметных взаимодействий в аспекте речевой деятельности.
Развитость речи учащихся зависит от общего речевого режима школы, насколько активно учителя вовлекают учеников в речевую деятельность. Устная речь требует быстрой реакции, умения найти нужное слово - уточнить его, подобрать синонимы и т.д. Если активный словарь школьника примитивен, у ученика не хватит слов для выражения мысли. Необходимо его расширять - в старших классах и за счёт терминов, книжных оборотов. Необходимо не только находить слова, но и связывать их. Это умение предполагает освоение грамматического строя русского языка. Основной формой развития связной речи в 4-7 классах является пересказ. Речь всегда обращена к слушателю. Выступающий должен предвидеть реакцию слушателя и быстро реагировать. Устное выступление должно иметь свою завязку, развитие мысли, кульминацию и вывод. В сообщении не должно быть ничего лишнего. Оно должно быть логичным, речь - выразительной. Формы работы - выразительное чтение, пересказ, заучивание наизусть, работа с ремарками, сопоставление текстов, доклады, выступления.

 
.