Психологи советуют больше писать от руки
В США после всеобщего увлечения компьютерным письмом вновь возвращаются к письму от руки. По мнению исследователей, это очень важно для развития и обучения школьников. Американские федеральные общеобразовательные нормативы, опубликованные в 2010 году, призывали учить детей разборчивому письму только в детском саду и первом классе. Но начиная с 2016 года отношение к письму начинает резко меняться
И в этом процессе США поступают ровно наоборот Финляндии, которая с 2016 года решила отказаться от письма. Теперь в финской школе можно вообще не учиться писать от руки: прописи уступают место урокам компьютерного набора и электронного письма. Объясняют это тем, что компьютеры занимают в жизни все больше места, и, когда дети вырастают, им практически не приходится писать от руки
В большинстве средних школ в США до недавнего времени больше уделяют внимания технологиям, нежели чистописанию. В некоторых классах от карандашей отказались вовсе. Алфавит преподают при помощи клавиатуры
Если на фоне этого рассмотреть ситуацию в России, то сегодня у нас тоже раздаются голоса, призывающие прислушаться к опыту Финляндии. И ученики начальной школы в первом классе уже пишут не ручкой, а карандашом. Как гласит официальная статистика, у нас 40% детей имеют трудности с чтением и письмом по окончании начальной школы. И даже в седьмом классе ребенок читает плохо. Но проблема не в школе, считают эксперты, а в родителях, которым проще поставить мультфильм и засадить детей за компьютерную игру, нежели потратить время на занятие с ребенком. «Если придя в школу ребенок не учится письму, в детском саду не вырезает ножницами, не перебирает бисер, то у него мелкая моторика не вырабатывается, – считает знаменитый нейробиолог, исследователь мозга Татьяна Черниговская. – А это именно то, что влияет на речевые функции. Если не развиваете мелкую моторику ребенка – не жалуйтесь потом, что его мозг не работает»
Татьяна Черниговская в одной из своих лекций говорит, что в мозге зоны, отвечающие за речь и мелкую моторику, находятся рядом. Соответственно есть и методики, корректирующие речь с помощью тренировки рук. То, что маленьких детей перестали сегодня учить так, как учили в свое время поколение бабушек и дедушек, – это плохо. Ведь перьевая ручка учила ребенка целому комплексу нужных навыков: ставила почерк, приучала к аккуратности, вырабатывала внимание. «Писать ручкой полезно не только для успешной когнитивной деятельности мозга, – говорит кандидат педагогических наук, психолог, психотерапевт Алексей Михальский. – Когда мы пишем от руки, усиливается работа памяти, улучшаются функции речевой активности и проясняются мысли. Мы тренируем свой мозг. Уже давно замечена взаимосвязь между когнитивными способностями и письменными навыками. Если вы хотите дольше сохранить остроту ума и блеснуть собственным красноречием, не откладывайте ручку в долгий ящик. Пишите на бумаге. Так же и с чтением. Читать с планшета можно, но с бумажного носителя информация больше запоминается.
Кроме того, письмо рукой (ручкой) в отличие от компьютерного не позволяет нам удалить или сделать быстрые поправки в тексте. С точки зрения психологии это очень важный момент, это означает, что человек несет ответственность за свое действие. Поэтому ответственность выше у того человека, которого приучили писать текст ручкой. Если мы вспомним, что планирование любого вида деятельности начинает развиваться у ребенка с пяти-шести лет, то писание ручкой – это своего рода кирпичик, который мы вкладываем в формирование личности ребенка. Когда ребенок рисует ручкой или карандашом, он обязательно продумывает план рисунка. Когда он рисует красками, он не может отменить что-то в рисунке или стереть без последствий. Значит, здесь мы сталкиваемся с формированием еще и волевых качеств личности».
Так что... хотите сохранить ясность ума – пишите ручкой.