Автор Тема: Культурный код страны  (Прочитано 650327 раз)

0 Пользователей и 5 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн рейтар

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 7382
    • Просмотр профиля
Re: Культурный код страны
« Ответ #12 : 06 июня 2013, 19:21:55 »
Знаете, недавно  в  одном  шоу  один  из  социологов  привела  очень  интересное  наблюдение. Когда  она  опрашивала 
молодежь  о  том, чем  они  могут  гордиться, они  вспоминали  многие  исторические  события  и  героев  нашей  страны.
Но  все  это  были  именно  исторические  деятели  и  события, самым  последним  из  которых  был  полет  Гагарина.
К  сожалению, наше  общество  действительно  переживает  глубочайший  кризис  самоидентификации.
Традиционные  ценности, которые  нам  внушала  и  литература- честность, порядочность- такое  впечатление, что  в  современном  обществе, во  всяком  случае  для  достижения  успеха, нередко  выглядят  едва  ли  не  недостатками.
Средства  массовой  информации, в  первую  очередь  телевидение,  в  качестве  героев  предлагают  нам  бандитов, или, в  лучшем  случае, относительно  честных  сотрудников  милиции. Наши  чиновники  и  бизнесмены, с  точки  зрения  материальных  благ  наиболее  успешная  часть  общества, в  массовом  сознании  поголовно  являются  коррупционерами  и  мерзавцами. Что  то  страшное  происходит  в  нашей  стране.

Оффлайн Neta

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 5713
  • Neta
    • Просмотр профиля
Re: Культурный код страны
« Ответ #11 : 06 июня 2013, 12:16:33 »
Совершенно случайно прочитала в Сети  интереснейшую, на мой взгляд, статью Михаила Голубкова, доктора филологических наук, профессора МГУ
«СЛОВЕСНОСТЬ И РУССКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ КОД В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА»
Предлагаю выдержки из неё в надежде на то, что участники нашего форума выскажутся по поводу главных её положений.
____________________________________________________________________
Одна из доминант современного общественного сознания - вакуум идеологии, которая могла бы определить характер пройденного исторического пути, наше сегодняшнее место в национально-историческом пространстве, а также перспективы, дальние и ближние, которые открываются перед современным человеком и обществом в целом.
Национально значимая идея необходима. Ее можно называть как угодно – русской идеей, национальной идеей, государственной идеологией. Ее задачей будет формирование единства людей, принадлежащих одной нации и государству.
На основе чего возможно формирование общезначимой национальной идеи? Во-первых, на возрождении исторической памяти как актуальной составляющей каждодневного бытия человека. Современный русский (российский) человек может и должен в своей каждодневной жизни ощущать себя наследником тысячелетней культурно-исторической традиции.

Во-вторых, для современного человека точно так же, как и во все времена, необходимо понимание исторической цели существования русской цивилизации и личной причастности к этой цели. Только тогда человек ощутит себя и частью общества, и членом государства.
В самом деле, что объединяет нас всех, что сближает людей, завершающих первое десятилетие ХХI века? В сущности, две вещи: язык и общая тысячелетняя история, давшая нам ту культуру, которую мы часто не видим и не умеем ценить.
И вот здесь-то возникает самая большая проблема: школа не выполняет своей главной задачи – культурно-исторической социализации человека, не включает его в контекст тысячелетней истории и не ставит его судьбу в связь с историческими перспективами России – по той простой причине, что в самом обществе не ощутимы эти связи. Они как будто стали не нужны, не востребованы.
Таким образом, человек, вступая во взрослую жизнь, к тридцати годам ощущает себя не гражданином своего отечества, а менеджером, клерком и т.п.
Начать с того, что попираются глубинные, выработанные веками национальной жизни и быта принципы отношений, когда культ личного успеха просто не мог доминировать в общинном (коллективистском, соборном) сознании, когда слово и честность априори были значительно важнее финансовой состоятельности и определяли ценность личности, когда честь ценилась значительно выше собственной жизни.
Возникает лишь вопрос: если эти черты, некогда укорененные в национальной ментальности, безвозвратно канули, откуда мы можем знать об их отдаленном во времени существовании и как мы можем судить о них?

Вот здесь-то и начинается самое важное, ради чего, собственно, и написаны эти строки. Мы можем судить об этом по литературе. Литература является носителем своеобразного генетического кода, без которого человек и общество теряют преемственные связи по вертикали времени. Через литературу человек получает накопленный столетиями опыт национальной жизни, частного поведения, манеры чувствовать и думать.
Так уж сложилось в последние две-три сотни лет, что всякий русский постигал исторические судьбы своей страны, обретал национальную принадлежность, впитывал культурные гены своей нации – из литературы. Через литературу приобщался к образу мыслей и ощущению бытия давно ушедших поколений, обретал с ними кровную и глубоко личную связь. В этом и состояло то, что мы привычно называем литературоцентризмом русской культуры. И это качество мы утратили.

Положение литературы в современной школе видится как плачевное. Такое впечатление, что она теперь просто не нужна, существует по инерции и с каждым годом все теряет и теряет часы. Такое положение усугубилось введением ЕГЭ, системы абсолютно формальной, резко сужающей до холодного прагматизма интересы выпускника и выхолащивающей суть гуманитарного знания.

ЕГЭ нанес по литературе в школе сокрушающий удар. Суть в том, что гуманитарное знание, а литература в особенности, в принципе не поддается формализации. Отмена школьного сочинения как экзамена по русскому языку и литературе и переход к тестам и коротенькому эссе в сто пятьдесят слов привели к тому, что литература утратила статус обязательного предмета (русский язык сдается теперь отдельно и в тестовой форме).
Те же, кому нужно сдать ЕГЭ по литературе, натаскиваются учителями на разгадывание заданий, близких по своей сути к кроссвордным загадкам. Мы не будем в очередной раз упражняться в приведении нелепых вопросов из предлагаемых в ЕГЭ по литературе тестов.
Те читатели, кого интересует эта проблематика, много встречали таких примеров в публикациях против ЕГЭ. Скажем лишь, что изучение литературы «под ЕГЭ» не дает никакого смысла ни ученику, ни вузу, куда он принесет свои результаты. В таком виде экзамен по литературе, и в самом деле, не нужен.

А кому помешало сочинение, форма проверки знания, существовавшая в русской школе на протяжении двух с лишним столетий, которая давала полную возможность человеку выразить себя – сочинить текст, в котором обнаружится понимание смыслов художественного текста, собственная (гражданская) позиция, если она успела сформироваться, личное отношение к героям, их поступкам, мотивациям, ценностям? Да к тому же Петруше Гриневу, стоящему перед лицом самозванца? И не в 150 слов должна быть эта записочка на егэшном бланке под несуразным номером, а развернутый текст в половину, а то и больше, ученической тетради, написанный за шесть часов, как это было принято в прежней, дореформенной, школе. Может, это имело бы больше смысла, чем выбор одного из вариантов ответа на вопрос, что такое метафора, троп, эпитет и пр.?

Если мы хотим что-то противопоставить культурному и идеологическому вакууму современности, мы (общество, государство, политический класс) должны вспомнить о единственном и уникальном в своем роде носителе социально-исторической и культурной информации – о художественной литературе. Ее уникальность состоит в личном и даже интимном обращении к каждому, кто берет в руки книгу, в возможности, открытой для каждого, ощутить себя современником Петра Первого, Кутузова, Пугачева, и почувствовать, как ощущали себе в те времена Гринев, князь Андрей, Алексашка Меньшиков. Только для того, чтобы это произошло, нужно воспитать читателей, способных и желающих размышлять, - одних писателей мало.
Только тогда русская литература сможет оправдать перед современным и будущим поколением факт своего исторического существования.

Оффлайн WZabelin

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 554
    • Просмотр профиля
Re: Культурный код страны
« Ответ #10 : 05 июня 2013, 17:01:19 »
 Я не вижу никаких оснований считать, что генерал Багратион, будучи ярко выраженным государственником, думал, что все живущие в Российской империи люди нерусских национальностей - это граждане второго сорта. Тем более если относил себя к династии Багратидов, считавших себя потомками библейского царя Давида.
 Коль скоро зашла речь об Отечественной войне 1812 года, можно вспомнить, что вклад в победу России внесли и немец  Л.Л.Беннигсен, и грузин А.И.Кутайсов, и остзеец А.С.Фигнер, и норвежец К.Ф.Багговут.
 А памятник выдающемуся российскому полководцу Михаилу Богдановичу Барклаю-де-Толли, потомку ганзейских немцев, норманнов, шотландцев, стоит рядом с памятником М.И.Кутузову у храма Казанской Божией Матери на Невском проспекте. Давно стоит - ни большевики не тронули, ни  фашистские бомбы.

Оффлайн рейтар

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 7382
    • Просмотр профиля
Re: Культурный код страны
« Ответ #9 : 05 июня 2013, 11:49:19 »
Кстати, основу культурного кода России составляют в том числе и еврей Мандельштам, грузин Багратион, немец Шнитке, итальянец Растрелли... Эти люди - соль земли русской.
Думаю, многие  из  перечисленных  выше  людей  с  вами  бы  не  согласились, поскольку  считали  себя  людьми  русской  культуры.
Так, во  время  войны  12 г., по  свидетельствам  современников, русскую  партию  возглавлял  именно Петр  Иванович  Багратион, член  династии  Багратидов (грузинских  царей).

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 41480
    • Просмотр профиля
Re: Культурный код страны
« Ответ #8 : 04 июня 2013, 22:22:25 »
Из литературы и искусства, например, мы постепенно вытравим их социальную сущность, отучим художников, отобьем у них охоту заниматься изображением… исследованием, что ли, тех процессов, которые происходят в глубинах народных масс. Литература, театры, кино — все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства— словом, всякой безнравственности....

Вот что надо успеть исправить в сознаниях сегодняшней молодежи....
Да, с этим кодом бескультурья надо бороться! Хорошо, если это происходит и в семье, и в школе.

Оффлайн Марина

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 5600
    • Просмотр профиля
Re: Культурный код страны
« Ответ #7 : 04 июня 2013, 11:18:27 »
И давайте помнить, что Россия - страна россиян, в число которых входит и великий русский народ. Называя Россию "страной русских", мы 32 миллиона её граждан 192-х национальностей относим к людям второго сорта. Кстати, основу культурного кода России составляют в том числе и еврей Мандельштам, грузин Багратион, немец Шнитке, итальянец Растрелли... Эти люди - соль земли русской.
Браво! Об этом забывается все чаще и чаще. И, что самое гадкое, "забывается" на самых высоких уровнях.

Оффлайн born to be wild

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3229
    • Просмотр профиля
Re: Культурный код страны
« Ответ #6 : 04 июня 2013, 10:49:38 »
Из литературы и искусства, например, мы постепенно вытравим их социальную сущность, отучим художников, отобьем у них охоту заниматься изображением… исследованием, что ли, тех процессов, которые происходят в глубинах народных масс. Литература, театры, кино — все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства— словом, всякой безнравственности....

Вот что надо успеть исправить в сознаниях сегодняшней молодежи....

Оффлайн MaksimVilkov

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1119
    • Просмотр профиля
Re: Культурный код страны
« Ответ #5 : 04 июня 2013, 09:50:20 »
Трудно что-либо добавить к уже сказанному) Поведение человека, те образы, ассоциации, которые возникают у него в тех или иных случаях, во многом продиктованы той средой, в которой он рос, теми фильмами и книгами, которые прочитал, теми сказками, которые услышал в раннем детстве. Совокупность всех этих элементов и будет культурным кодом. Культурный код способен меняться со временем - так библейские сюжеты, которые были неотъемлемым атрибутом культуры России даже в начале 20-го века, сейчас уже не имеют определяющего влияния. И многое другое. Наша задача, среди много другого, сделать так, что бы в культурный код следующего поколения вошли классические для нашего общества сюжеты литературы, истории, изобразительного искусства. Чтобы потомкам был понятен смысл речей предков.

Оффлайн Элис

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1813
  • Подруга ветра
    • Просмотр профиля
Re: Культурный код страны
« Ответ #4 : 04 июня 2013, 08:07:38 »
И давайте помнить, что Россия - страна россиян, в число которых входит и великий русский народ. Называя Россию "страной русских", мы 32 миллиона её граждан 192-х национальностей относим к людям второго сорта. Кстати, основу культурного кода России составляют в том числе и еврей Мандельштам, грузин Багратиони, немец Шнитке, итальянец Растрелли... Эти люди - соль земли русской.
Полностью согласна!
В детстве я нажралась отравы для тараканов - и теперь у меня в голове их нет!

Оффлайн WZabelin

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 554
    • Просмотр профиля
Re: Культурный код страны
« Ответ #3 : 04 июня 2013, 01:16:55 »
 И давайте помнить, что Россия - страна россиян, в число которых входит и великий русский народ. Называя Россию "страной русских", мы 32 миллиона её граждан 192-х национальностей относим к людям второго сорта. Кстати, основу культурного кода России составляют в том числе и еврей Мандельштам, грузин Багратион, немец Шнитке, итальянец Растрелли... Эти люди - соль земли русской.

Оффлайн WZabelin

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 554
    • Просмотр профиля
Re: Культурный код страны
« Ответ #2 : 04 июня 2013, 00:06:06 »
 Я напишу коротко и конкретно о существующей проблеме как педагог - словесник с тридцатилетним стажем. Для учителей русского языка и литературы важнейшей формой учебно-воспитательной работы с детьми были выпускные экзамены по литературе и русскому языку, проводившиеся в форме сочинения. С 1983 по  2008 годы мне довелось быть членом школьных экзаменационных комиссий, а в  1986, 1992, 1994, 1995, 1997, 2000, 2002,2003, 2005, 2007 и 2008 годах -  отчитываться за проделанную работу в качестве выпускающего классы учителя. Все  эти годы мои ученики честно и добросовестно читали и обсуждали под моим  руководством лучшие произведения русской классики : культурный код передавался детям в меру моих сил и способностей. Сочинения все одиннадцатиклассники писали сами, знали : замечу шпаргалку - выгоню. "Пропаганда чуждой субкультуры", конечно же, имела место быть, но не являлась в моей профессиональной деятельности определяющим фактором.
 В 2009 году был отменён обязательный экзамен по литературе и тогда же введён обязательный экзамен по русскому языку в формате ЕГЭ : государство лишило меня права самому экзаменовать моих учеников.
 Плоды подобных решений все мы сейчас пожинаем...

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38282
    • Просмотр профиля
Культурный код страны
« Ответ #1 : 03 июня 2013, 22:31:55 »
 Что же именно делает Японию страной японцев, США страной американцев, Францию страной французов, а Россию страной русских?
В чём же смысл словосочетания «культурный  код  страны»? Словарь В.И. Даля говорит, что «код – тайна, тайнопись, загадка, секрет, шифр». Американский психоаналитик Клотер Рапай в своей книге «Культурный код» писал: «Культурный код — это культурное бессознательное. Он определяет набор образов, которые связаны с каким-либо понятием в нашем сознании."

Любой народ планеты, – прежде всего житель своей страны и мысли и эмоции у него окрашены историей культуры той страны, в которой он проживает. Культура страны влияет  на наши переживания,  жизненный опыт, эмоции...

 Изучение культурного кода остается одним из основных ключей к пониманию сущности, как отдельного человека, так и нации в целом через культурное наследие наших предков,историю,  культуру,  поведенческий   аспект, которые оказывает большое влияние на формирование человека и создающей ориентиры деятельности любого сообщества.

Культура – жизнь народа, его душа, его разум и сердце, его прошлое настоящее и будущее. В основе любой национальной культуры лежит принцип народности.
 А вне своей культуры ни один народ не существует. И национальная культура должна противостоять перерождению любого народа. Уничтожение культуры – уничтожение нации.

Именно поэтому после уничтожения СССР основной удар пришелся на русскую культуру. Особое внимание было уделено молодежи, которой стали вместо традиционной культуры активно пропагандировать, внедрять в сознание чуждую субкультуру.
В США давно поняли, что нацию, государство духовно сплачивает именно культурный код, потому там очень жестко его внедряют и внимательно контролируют, чтоб не было подмены. У нас, к сожалению, почти двадцать лет размывали его и только совсем недавно наши власти стали понимать, что, уничтожив национальный культурный код, мы потеряем Россию, как потеряли великую державу СССР.
 Огромная роль здесь принадлежит образованию,  которое должно опираться на незыблемые ценности, базовые знания и представления о мире. Гражданская задача образования, системы просвещения – дать каждому тот а объем гуманитарного знания, который составляет основу уникальности народа. И в первую очередь речь должна идти о повышении в образовательном процессе роли таких предметов, как русский язык, русская литература, отечественная история – естественно, в контексте всего богатства национальных традиций и культур.

Соответствующие требования должна задавать и государственная политика в области культуры. Имеются в виду такие инструменты, как телевидение, кино, Интернет, массовая культура в целом, которые формируют общественное сознание, задают поведенческие образцы и нормы.

А каково  ваше   мнение  о  культурном   коде   страны?

 
.