Попутно хочется остановиться на маразмах ОГЭ. Вот, например, как выглядит часть 3, задание 15-1:
Напишите
сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста Николая Фёдоровича Бунакова:
«Грамматика может показать, как люди пользуются языком для выражения всех богатств своего внутреннего мира».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы
можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н.Ф. Бунакова.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
_________________________________________________________________________________________________
Это, конечно, одно из заданий, но включено оно в ОГЭ для
всех общеобразовательных школ, а потому вызывает недоумение у многих словесников.Мне кто-нибудь объяснит, зачем подобное сочинение предлагать ученикам
9 класса,ведь по сложности предлагаемого материала оно, скорее, уместно на филфаке лингвистического ВУЗа, и то не на первом курсе. Ведь здесь необходимы не только фундаментальные знания всех разделов языка, особенно грамматики и лексики, но и филигранное умение этими знаниями пользоваться. Это при 2 уроках русского языка в неделю?! Когда не пройден ещё курс "Синтаксис и пунктуация в сложном предложении", который требует очень много времени для усвоения материала?!
В программе нет часов на подготовку к лингвистическому сочинению и на написание его! Это особый жанр, который
не по силам 15-16 летнему школьнику. Он должен мастерски владеть приёмами анализа и синтеза, уметь видеть связующую нить между теорией и практикой, назубок знать все языковые средства художественной выразительности, ибо одними эпитетами и метафорами эту тему не раскрыть!Нет, можно, конечно, "наклепать" слабую пародию на подобное сочинение в требуемом объёме (70 слов, включая служебные части речи), но мне непонятно,
КОМУ и ЗАЧЕМ нужны эти эксперименты?! Грустно стало преподавать в нашей постсоветской школе, господа...