РАЗРАБОТКА ПАРАДИГМЫ ВАРИАТИВНОГО РАЗВИВАЮЩЕГО СМЫСЛОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Впервые идея вариативности, как и само понятие «вариативное образование», было предложено А.Г. Асмоловым в 1991 году.
Вариативное образование понимается как процесс, направленный на расширение возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути и на саморазвитие личности.
Целью вариативного образования является формирование в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, в первую очередь, через освоение универсальных учебных действий картины мира, являющейся ориентировочной основой деятельности учащихся (П.Я. Гальперин) при решении широкого круга задач, в том числе задач, моделирующих ситуации неопределенности.
Мотивацией вариативного образования является мотивация на превращение образования в ведущий институт социализации личности, способствующий достижению личного и профессионального успеха человека в современном обществе.
Идеи вариативного образования получили свое воплощение в проектировании с позиций системно-деятельностного подхода нового поколения стандартов и программ общего образования [2006-2011гг], а также расширении вариативных программ профессионального образования. /см., например, Асмолов А.Г. Школа неопределенности // Московский клуб, 1993, №3;
Асмолов А.Г., Нырова М.С. Нестандартное образование в изменяющемся мире: культурно-исторические перспективы.- Новгород, 1993.:
Асмолов А.Г. Стратегия развития вариативного образования: мифы и реальность//Магистр, 1995, №1;
Асмолов А.Г. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования //Вопросы психологии, 2007, №4 (совместно с Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой);
Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли.- М.: Просвещение, 2011 (совместно с Г.В. Бурминской , И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой);