Вместе с тем, эта инициатива свидетельствует о желании какой-то части нашего руководства вернуть в школы функцию воспитания (или, по крайней мере, имитировать это возвращение). Необходимость этого настолько назрела, что стала видна даже с самых заоблачных министерских высот. Однако формы реализации воспитательной функции образования выглядят пугающе.
Предположим, вменяемый родитель из всех блоков выбирает для своего ребенка курс светской этики и ознакомление с основами всех мировых религий. В этом виде курс предполагает на протяжении 36 учебных часов рассказывать детям о правилах поведения, и этических нормах. Как вы думаете, к чему это приведет? Какое отношение к самим этическим нормам будет у ребенка после прохождения курса? Я боюсь, что эффект от предмета будет обратным.
Наши теоретики от Министерства образования, кажется, просто забыли, как выглядят дети и чем занимается учитель. Забыли, что учитель воспитывает детей самим фактом своего присутствия на уроке. Манерой своего поведения. Образом, который он создает в глазах ученика. Этическим наполнением того материала, который он предлагает ребенку для изучения на своих уроках.
Именно из этого и составляется воспитательный эффект образования. Забыли они также и то, что какие курсы не вручи в руки учителя, ему придется бороться, фактически в одиночку, с монстром массовой культуры.
Естественно, что в рамках нашей частной школы вопрос воспитательной функции образования никогда с повестки дня не снимался, что даже в самые «креативные» годы мы продолжали (и продолжаем) не только обучать (передавать знания, умения и навыки), но и социализировать (то есть готовить к жизни в обществе) наших детей. До сих пор мы чувствовали себя донкихотами. Надеюсь, что объявленный курс свидетельствует о том, что ситуация с воспитанием и отношением к воспитанию в высших эшелонах власти меняется, но одновременно боюсь своего оптимизма.