Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.


Сообщения - Антон Л.

Страницы: [1]
1
 1.Тема:   Экономика: наука и хозяйство.

Тип урока: Урок общей методологической направленности.
Класс: 11
Образовательные ресурсы: учебник «Обществознание», М.: Просвещение, 2012, школьный словарь по обществознанию 10-11 классы, задания по тестам ЕГЭ.
Цель урока: Создать условия для формирования представлений об экономической науке.

Формы и методы обучения:

Метод: частично-поисковый.

Форма: индивидуальная, фронтальная, письменная при подготовке к ЕГЭ.

Основные понятия: экономика, микро- и макроэкономика, мировая экономика, блага, ресурсы, факторы производства, основные проблемы экономики, производство, распределение, обмен, потребление.

Межпредметные связи: история, экономическая география, основы экономики.

Планируемы образовательные результаты:

Предметная компетенция.

  раскрывать существенные признаки понятия «экономическая наука» (сущность, предмет изучения, основные разделы);

обобщать и систематизировать представления об экономике как важной сфере жизни общества и ее основных проявлениях.
Метапредметные и личностные

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями с согласовывают свои позиции.





Регулятивные: продолжат работу по формированию умений и навыков анализировать, обобщать, делать выводы, решать проблемные задачи.
Личностные: вырабатывать качества экономически грамотных участников экономической деятельности.

Ход урока:
I. Мотивация учебной деятельности (цель, задачи урока).
...Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита,
И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.
Отец понять его не мог
И землю отдавал в залог.

Отражены ли в этих пушкинских строках три главных вопроса
экономики? Назовите эти вопросы.

Зачем человеку экономические знания?

План урока (формы, методы, приемы работы)

1. Что такое экономика?
Актуализация знаний учащихся. Задание из ЕГЭ.

Назовите три осо¬бен¬но¬сти современной эко¬но¬ми¬ки и про¬ил¬лю¬стри¬руй-те каждую примером.

-Кем впервые было использовано это понятие?
(Доклад обучающейся  о жизни Ксенофонта).
-Дайте определение понятия «экономика».
 (Работа со словарем. )
Выберите вер¬ные суж¬де¬ния об эко¬но¬ми¬ке как науке и за¬пи¬ши¬те цифры, под ко¬то¬ры¬ми они указаны. Задание из ЕГЭ
 1) Экономику как науку ил¬лю¬стри¬ру¬ет изу¬че¬ние спо¬со¬бов ис¬поль¬зо¬ва-ния огра¬ни¬чен¬ных ресурсов.
2) Экономику как науку ил¬лю¬стри¬ру¬ет про¬из¬вод¬ство то¬ва¬ров пи¬ще-вой промышленности.
3) Экономика вы¬сту¬па¬ет как наука в про¬цес¬се внед¬ре¬ния новых тех¬но-ло¬гий в сель¬ское хозяйство.
4) Экономика как наука вклю¬ча¬ет со¬во¬куп¬ность зна¬ний о хо¬зяй¬стве и свя¬зан¬ной с ним де¬я¬тель¬но¬сти людей.
5) Экономика как наука вклю¬ча¬ет ма¬те¬ри¬аль¬ное и не¬ма¬те¬ри¬аль¬ное производство.


-Какова роль экономики в жизни общества?
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. Задание из ЕГЭ
«Основная проблема для экономики — это согласование безграничных и постоянно растущих потребностей людей с ограниченными ___________ (А) для их удовлетворения.
Что такое потребности? Это понятие весьма многозначно и исторически изменчиво. Это ___________ (Б) того, без чего нельзя поддерживать не только жизнь человека, но и его развитие как личности и как члена общества. Человек своей хозяйственной деятельностью научился удовлетворять свои разнообразные потребности, производя товары и услуги, т. е. экономические блага. При этом количество и качество этих благ непрерывно растет и меняется под влиянием технического ___________ (В), расширения кругозора людей, моды, рекламы и т. д. Таким образом, потребности все время растут. А для того, чтобы их удовлетворить, нужны ___________ (Г). Те из них, которые удается вовлечь в производство экономических благ, называются факторами производства. Постепенно наука расширяла свои представления о факторах, необходимых для производства благ. Сначала считалось, что главный ресурс, главный фактор — это ___________ (Д), что только сельское хозяйство может произвести необходимые блага. Позднее, в качестве непременного фактора признали ___________ (Е) в любой сфере материального производства, а не только в сельском хозяйстве. С именем К. Маркса связано признание ___________ (Ж) как важнейшего фактора экономического развития.»
 
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
 1) капитал    2) производство    3) возможности
4) ресурсы   5) прогресс   6) нехватка
7) информация   8) земля   9) труд
 
В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами ответа.
A   Б   В   Г   Д   Е   Ж
                        

2.Что изучает экономическая наука?
Экономика как наука возникла в процессе перехода от Средних веков к Новому времени т.е. в XVII веке.
Работа с учебником (П.1.С.7)
 Проблемный вопрос: почему именно тогда появилась экономическая наука?
Показ схем ОК « Главные проблемы экономики». «Основные потребности».
Беседа: 1) Почему экономическая наука появилась в XVII  веке?
2)Что стало предметом изучения экономической науки?
3) Можно ли  удовлетворить постоянно растущие потребности общества?
 Экономика-наука, изучающая рациональные методы использования ограниченных ресурсов в процессе удовлетворения возрастающих потребностей человека.
Задание из ЕГЭ.
Существует несколько значений понятия «экономика». Какая позиция иллюстрирует экономику как науку?
 1) открытие нового супермаркета
2) расчёт изменения спроса на мобильные телефоны
3) оказание населению медицинских услуг
4) расширение сети парикмахерских салонов


Предмет экономической науки - изучение способов, с помощью которых можно достичь конкретных экономических целей, поставленных отдельной личностью или обществом в целом

Основная цель экономической деятельности - наиболее полное удовлетворение потребностей людей путем использования ограниченных ресурсов.
Проблема ограниченности ресурсов и экономического выбора вам знакома из курса основной школы.

Вывод. Экономическая наука призвана исследовать материально-производственную деятельность как основу существования человеческого сообщества, учитывая при этом ограниченные ресурсы (трудовые, материальные, финансовые), а также постоянно растущие потребности человека и общества в целом.
Установите соответствие между признаками и типами экономических систем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Задание из ЕГЭ.
 
ПРИЗНАКИ       ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
А) конкуренция производителей
Б) централизованное распределение
В) директивное ценообразование
Г) свобода предпринимательства
Д) саморегуляция спроса и предложения        1) рыночная
2) командная
 
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A   Б   В   Г   Д
                

 3.Основные разделы экономической науки

Показ схем «Основные разделы экономической науки».
«Макроэкономика». Составление и заполнение схем и таблицы

Понятие «мировая экономика»-  работа со словарем.
 Выполнение задания
2 в учебнике:  заполните таблицу «Разделы экономической науки». С. 16
 
Вывод. Выделение этих двух уровней подхода к экономике вовсе не означает, что микроэкономика и макроэкономика не связаны между собой. И та и другая оперируют одними и теми же понятиями: цена и заработная плата, доходы и издержки, выпуск продукции и потребление и др. Выводы, к которым приходит микроэкономика, используются в макроэкономике. В то же время поведение отдельных индивидуумов или отдельных фирм во многом зависит от того, в каком состоянии находится экономика в целом. Поэтому исследования в области микроэкономики опираются на результаты, которые получены в области макроэкономических исследований.
Задание из ЕГЭ.
Приведите примеры изменений макроэкономических показателей в стране, которые происходят на разных фазах экономического цикла. Назовите три фазы цикла и три примера соответствующих изменений макроэкономических показателей.

4.Экономика и экономическая деятельность.
 Актуализация знаний учащихся.
В широком смысле Э.- это совокупность методов создания условий для выживания и прогресса человечества.
Значит, экономическая деятельность представляет собой все виды
хозяйственной деятельности людей для удовлетворения их потребностей и
обеспечения материальных условий жизни.
-Как представить схематически экономику .
-Дайте определение понятий производство, распределение, обмен и
потребление.

Задание ЕГЭ. Верны ли сле¬ду¬ю¬щие суждения о спро¬се и предложении?
 
А. За¬ви¬си¬мость между спро¬сом и пред¬ло¬же¬ни¬ем состоит в том, что пред¬ло¬же¬ние всегда растёт вслед за спросом.
Б. Спрос, как правило, па¬да¬ет вслед за па¬де¬ни¬ем предложения.
 
1) верно толь¬ко А
2) верно толь¬ко Б
3) верны оба суждения
4) оба суж¬де¬ния неверны

Выполнение заданий Дополнение схемы: ресурсы и товар.
Дайте определения понятий экономические ресурсы и назовите виды
ресурсов.
Задание из ЕГЭ
 В любой экономической системе необходимо решать три главных вопроса экономики. Назовите эти вопросы и приведите три примера соответствующих решений этих вопросов в условиях рыночной экономики.
 Задание ЕГЭ.Для интенсивного экономического роста характерно:
 1) расширение производственной базы
2) вовлечение в производство дополнительных ресурсов
3) совершенствование организации труда
4) увеличение численности рабочей силы

Что такое факторы производства? Какие факторы производства знаете?
-От состояния экономики зависит уровень жизни людей. Дайте
определение понятия «уровень жизни»
 Задание из ЕГЭ. Фирма осу¬ществ¬ля¬ет производство и уста¬нов¬ку пластиковых окон. К ка¬пи¬та¬лу как фак¬то¬ру производства фирмы относится(-ятся)
 1) штат ма¬сте¬ров по уста¬нов¬ке окон
2) связи с кли¬ен¬та¬ми фирмы
3) администрация фирмы
4) оборудование для про¬из¬вод¬ства окон

Экономические ресурсы, непосредственно задействованные в создании конкретного товара или услуги, называют
 1) даровыми благами
2) факторами производства
3) спросом и предложением
4) материальными потребностями


Что включает уровень жизни  в широком смысле?
-От чего зависит уровень благосостояния государства?
 Назовите причины низкой эффективности экономики страны долгие годы.
Для повышения уровня жизни населения необходимо увеличить
объем производства.
Работа с учебником.  П. 1.С. 10
Назвать пути увеличения объема производства.
 
5. Проверка решения проблемы  необходимости экономических знаний. Беседа с учащимися.

 6. Подведение итогов урока.
Задание из ЕГЭ. Подумайте над высказыванием: «Экономика может стать ,как инструментом процветания, так и разрушения страны»…
 
Задание из ЕГЭ. Одной из задач экономической науки является исследование:
 1) влияния окружающей среды на работоспособность человека
2) закономерностей взаимодействия социальных общностей
3) влияния инвестиционной политики на профессиональный состав безработных
4) факторов, способствующих социальной мобильности
Верны ли следующие суждения о современной рыночной экономике?
 
А. Современной рыночной экономике присуща тенденция ослабления государственного регулирования проблем занятости населения.
Б. На современном рынке господствуют, благодаря своей гибкости, мелкие фирмы.
 
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения


 Рефлексия.
Цели :
Научить учащихся:
•       соотносить полученный результат с поставленной целью;
•       оценивать результат своей деятельности;
•       оценивать свое эмоциональное состояние;
•       соотносить полученный результат с поставленной целью;
•       оценивать результат своей деятельности.




Самоанализ и самооценка ученика
Задание из ЕГЭ. Общество с огра¬ни¬чен¬ной ответственностью ор¬га¬ни-зо¬ва¬ло добычу и раз¬лив артезианской воды. К ка¬ко¬му фактору про¬из-вод¬ства можно от¬не¬сти воду?
 1) земля
2) капитал
3) труд
4) предпринимательство
Трактор, приобретённый фермерским хозяйством для сельскохозяйственных работ, относится к такому фактору производства, как
 1) земля
2) капитал
3) труд
4) предпринимательство
Доход, по¬лу¬ча¬е¬мый соб¬ствен¬ни¬ком от де¬неж¬ных сбережений, - это
 1) прибыль
2) бан¬ков¬ский про¬цент по вкладу
3) рента
4) акциз
Валовой внутренний продукт — это
 1) совокупная стоимость конечных товаров и услуг, созданных как внутри страны, так и за ее пределами
2) рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных за год во всех отраслях экономики на территории государства
3) схема доходов и расходов, устанавливаемая на определенный период времени, обычно на один год
4) совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования денежных средств

Задание 1 (самоанализ). Закончите предложения:


1.  На уроке я понял, что …                         
2.  Экономическая наука изучает…
 Задание ЕГЭ.К числу фак¬то¬ров про¬из¬вод¬ства от¬но¬сит¬ся (-ятся)
1) труд
2) потребности
3) кредит
4) субсидия
Показателем экономического роста считается:
 1) увеличение реального ВВП
2) увеличение номинального ВВП
3) уменьшение реального ВВП
4) уменьшение номинального ВВП


Задание 2 (самооценка).  Отметьте  эмоции и чувства, отражающие ваше состояние на уроке.

1. уверенность    2. скука  3. стыд
4.    счастье    5. испуг  6.  вина
7.   злость   8. усталость   9. удивление
10.  надежда   11. грусть   12. оптимизм
 7. Домашнее задание:

Страницы: [1]
.