9 апреля 2016 года распоряжением Правительства Российской Федерации была утверждена Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации.
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 9 апреля 2016 года № 637-р
1. Утвердить прилагаемую Концепцию преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации.
2. Минобрнауки России утвердить в 3-месячный срок план мероприятий по реализации Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации.
Председатель
Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев
Утверждена
распоряжением
Правительства
Российской Федерации
от 9 апреля 2016 г. N 637-р
Изучение русского языка и литературы играет
ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в приобщении к отечественной и зарубежной культуре, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений.
Литература - это культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка.
Литература в школе посредством воздействия на эстетические чувства
воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству. На основе понимания особенностей литературы как вида искусства возможны плодотворное освещение и усвоение важнейших функций литературы -
познавательной, нравственной и воспитательной
1. Проблемы мотивационного характера
В настоящее время заметно
снижение мотивации обучающихся к чтению. Изменение свойств и условий существования текстов, с которыми имеют дело дети и подростки (электронные носители с возможностями нелинейного представления текста, система гиперссылок, обилие коротких бытовых текстов, возникающих сиюминутно в печатной форме и размывающих представление об особом статусе печатного слова и др.), увеличение общего количества текстов, уменьшение их объема и изменение структуры приводят к тому, что традиционный, линейно разворачивающийся книжный текст большого объема все труднее воспринимается и прочитывается детьми. В некоторых случаях это становится серьезным препятствием для освоения литературных произведений и почвой, на которой расцветает имитационная читательская деятельность (чтение кратких пересказов, использование готовых сочинений и рефератов и др.).
Во многих случаях у обучающегося оказывается
несформированной заинтересованность в освоении значительного объема произведений русской и мировой литературы.Потребность в литературном образовании, его престиж в обществе сегодня невелики. Фундаментальные ценности, которые несет в себе литература как вид искусства, зачастую входят в противоречие с прагматическими ценностями.
Фактически литературное образование столкнулось сегодня с серьезным вызовом - поиском внутренней
мотивации для привлечения детей и подростков к литературе, выработкой аргументации и методик для повышения интереса к знакомству как с русской классикой, так и
с наиболее значительными произведениями современной литературы.
2. Проблемы содержательного характера
Содержание учебного предмета "Русский язык" не в полной мере обеспечивает формирование коммуникативных компетенций обучающихся. Многие выпускники образовательных организаций
недостаточно владеют навыками устной и письменной речи, нормами русского литературного языка и речевого этикета. Овладение теоретическими знаниями во многих случаях оказывается изолированным от умения
применять эти знания в практической речевой деятельности.
В содержании учебного предмета "Литература" основное внимание уделяется знакомству с историко-культурной информацией о произведении, авторе и литературном процессе, освоению понятийного аппарата литературоведения. При этом недостаточно внимания уделяется способности понимать художественный текст.
3. Проблемы методического характераУчебные предметы "Русский язык" и "Литература" направлены на формирование разных компетенций и предполагают
различные методические подходы и формы организации образовательной деятельности. Вместе с тем федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования установлены единые требования к результатам освоения предметной области "Русский язык и литература" как на базовом, так и на углубленном уровне.
Неравный уровень владения обучающимися русским языком делает необходимым создание и
внедрение в образовательную деятельность методик преподавания русского языка и других учебных предметов.
Требуют совершенствования методики и приемы формирования интереса современного обучающегося к чтению (в том числе с учетом развития современных информационно-коммуникационных технологий).
2. Русский язык
Необходимо обеспечить оптимальное соотношение межд
у теоретическим изучением языка и формированием практических речевых навыков.Освоение учебного предмета должно предусматривать:
овладение всеми видами речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо), умение правильно использовать речевые навыки во всех сферах общения;формирование нормативной грамотности устной и письменной речи; формирование межпредметных связей русского языка с другими учебными предметами (иностранными языками, литературой и др.)использование текстов разных функциональных типов (художественных, нехудожественных);
состав используемых текстов должен формироваться с учетом возрастных, тендерных и этнокультурных особенностей восприятия обучающихся;использование информационно-коммуникационных инструментов и ресурсов (включая печатные и электронные словари, переводчики, программы орфографического контроля, поисковые системы, системы
распознавания текста и устного ввода).
3. Литература
Необходимо:
усилить компонент, направленный на формирование читательских компетенций, а также способности осмысленно воспринимать художественный текст(?)
Сама концепция в Word и в выделенными фрагментами