КАК УЧИТЬ РАБОТАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО
Последние годы педагогическая мысль сосредоточилась на личностном росте ученика (подразумевая развитие его личностных, человеческих качеств) и объявила категорию личностного роста (развитие личности) основой образования человека.
Как хорошо, что мы подошли к пониманию главного: образование человека – это его постоянное развитие, движение со дня его рождения и до конца (одном словом, -- непрерывное). И во время этого движения получение человеком знаний о жизни, навыков, умений.
Знания, навыки, умения как бы сопутствуют человеку, приобретаются им, его сопровождают и взращивают его как личность.
Что значит научить человека работать самостоятельно? Это значит взрастить личность, наученную самостоятельной работе.
Какими способами (формами, приёмами) мы предлагаем этого добиваться? Один из простейших: получил домашнее задание, надо его сделать самостоятельно.
Так было в прошлой педагогике.
Ученик сегодняшнего поколения, в своём большинстве, позабыл слово «надо» и, вместе с ним, навыки подходов к самостоятельному исполнению порученной ему работы. С одной стороны! С другой - тонны информации, окружающей его, требуют, как никогда раньше, искусно работать.
Значит, наша задача – обучить его этому.
Вот один из вариантов.
Для этой цели нами разработано учебно-методическое пособие «Учим работать самостоятельно».
Учебное пособие «Учим работать самостоятельно» представляет собой учебно-методический комплекс, состоящий из печатных материалов, аудиозаписи и видеоматериалов.
Пособие предназначается:
1) для развития личностных качеств учащегося: внимания, постоянства усилий, умения принять решение «на короткой дистанции»;
2) для создания «базы» (базовых знаний) и навыков на уровне предлагаемого материала и упражнений на его основе;
3) для работы на уровне «креатив»: беседа, дискуссия, диспут.
Материалы, представленные в учебном пособии для работы по вышеназванным целям, – это материалы о Москве:
- история,
- литература,
- искусство (театр, музеи, живопись, кино),
- религия.
Вместе они представляют собой метапредмет-композицию из разных частей знания о нашей столице, на основе каждой из которых мы предлагаем учителю организовать процесс обучения, направленный на осуществление целей 1), 2), 3), обозначенных выше.
Пособие рассчитано на 16 часов классных занятий (32 академических часа) и 8 часов (16 академических часов) внеклассных на выполнение домашнего задания.