Алексей Птушко
Александр Птушко — советский кинорежиссёр, сценарист, режиссёр-мультипликатор, художник-мультипликатор, педагог. Мастер сказочного жанра в кино. Изобретатель в области комбинированных и трюковых съёмок, создатель первого в мире полнометражного кукольного мультфильма, первого советского цветного игрового фильма на многослойной цветной плёнке и первого широкоэкранного фильма со стереозвуком.
Алексей Птушко родился в Луганске в семье крестьян . С детства хорошо рисовал. С 1919 года работал заведующим семилетней школой в селе Камышеваха близ Донецка. В 1923—1926 годах учился в Московском институте народного хозяйства. Сменил несколько профессий (корреспондент в газете, актёр, художник-декоратор), пока в 1927 году не нашёл своё призвание в кино.
Начинал на «Москинокомбинате» как художник и режиссёр-мультипликатор, конструировал куклы. В 1928 году дебютировал в качестве режиссёра, поставив серию мультфильмов. В 1932 году снял первый советский звуковой мультфильм «Властелин быта».
Значительной работой Птушко в 1930-е годы стала полнометражная мультипликационно-игровая картина «Новый Гулливер» (1935) по мотивам романа Джонатана Свифта, в которой наряду с многочисленными (от 1500 до 3000) куклами играл живой актёр.
"Новый Гулливер"
Успех этого фильма, высоко оценённого как в СССР, так и за рубежом, позволил Птушко открыть собственное художественно-производственное объединение объёмной мультипликации на «Мосфильме». С 1936 по 1940 год его команда поставила около дюжины короткометражных кукольных фильмов: «Лиса и волк», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Весёлые музыканты» и пр.
"Сказка о рыбаке и рыбке"
Во время Великой Отечественной войны был признан негодным к строевой службе по близорукости и вместе с семьей эвакуирован в Алма-Ату, где руководил трюковыми и комбинированными съёмками в фильмах. Чтобы прокормить семью, научился шить обувь, вышивал знамёна. Все его ученики погибли на войне, и восстановить свою мастерскую он не смог. Но Птушко не сдавался: «Война кончится, и людям опять понадобятся сказки. Они утешают».
Сказки понадобились уже в 1945 году, и режиссер вернулся к любимому жанру и уже в 1946-м снял собственную картину «Каменный цветок».
"Каменный цветок"
Следующей победой Александра Птушко была экранизация знаменитой былины о Садко, а в 1956 году вышел фильм «Илья Муромец» — первая в Союзе широкоэкранная лента. В истории кинопроката США «Илья Муромец» стал настоящей легендой, хоть и шел под названием «The Sword and the Dragon» («Меч и дракон»).
"Садко"
«Сказка о царе Салтане»(1965 г.) с большим успехом прошла по экранам Европы, Центральной и Южной Америки.
"Сказка о царе Салтане"
На Западе Птушко называли «советским Уолтом Диснеем». После появления «Сказки о царе Салтане» в 1967 году Уолт Дисней попросил передать Александру Птушко следующее: «Приезжайте, я вам предоставлю любую студию!» На что Птушко ответил: «Благодарствую, но вынужден отказаться. Моя съёмочная площадка — Россия».
Одна из самых красивых сказок советского кино — «Алые паруса» — тоже творение великого Птушко. Он мастерски показал историю любви, написанную другим мечтателем — Александром Грином.
"Алые паруса"
Алексей Птушко снял и первый советский сказочный фильм ужасов, экранизировав страшный рассказ Н.В. Гоголя "Вий".
"Вий"
Последним фильмом Александра Птушко стала двухсерийная картина «Руслан и Людмила», снятый» по мотивам одноимённой поэмы А. С. Пушкина в 1971 году. Это фильм — по мнению кинокритиков - вершина творчества режиссёра.
"Руслан и Людмила"