3.
Не отрицая необходимости внимательного отношения к учебному предмету, общим учебным планам, авторитарной педагогике и программам, без которых невозможен необходимый стандарт, Школа одновременно ставит в центр образовательного процесса Ученика, личность и стремится к организации не просто образования, а образовательной деятельности для него. Вот почему в основу учебно-воспитательного процесса в Школе «Современное образование» положен личностно-деятельностный подход.
Этому подходу предшествовало несколько педагогических подходов и методик, тесно связанных с психологией и ставящих в центр личность ребенка.
Гуманистический подходПолучил развитие в США в конце 19 – середине 20 века.
Д. Дьюи (1859-1952) – представитель американской инструментальной педагогики, «учения через деятельность».
Ребенок, по выражению Дьюи, это «солнце, вокруг которого вращаются все средства образования; в учебном процессе все должно подчиняться его желаниям и интересам».
К. Роджерс (1902-1987) – американский психолог, один из создателей и лидеров гуманистической психологии, автор «Я-концепции» (англ. one's self-concept). По его мнению, «Человек <…> неизлечимо социален; он имеет глубокую потребность во взаимоотношениях».
А. Маслоу (1908-1970), соратник К. Роджерса и создатель теории потребностей, считал, что «авторитарность современного образования легко формирует непродуктивное поведение, блокирует самоактуализацию (саморазвитие)».
В России среди сторонников гуманистического подхода выделим Л.Н. Толстого (1828-1910).
Он понимал обучение как многосторонний процесс, а не только воздействие на интеллект ребенка. Обучение – процесс активного, сознательного и творческого, а не механического усвоения детьми сообщаемых им в школе знаний и навыков. Толстой придавал большое значение развитию самостоятельности и творческого мышления у учащихся. Он писал: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать... В каждом ребенке есть стремление к самостоятельности, которое вредно уничтожить в каком бы то ни было преподавании и которое особливо обнаруживается недовольством при срисовывании с образцов».
Педагогическая психологияП.Я. Гальперин (1902-1988). Автор теории "поэтапного формирования умственного действия". Суть теории в том, что научить сложному умственному действию можно через простые сначала физические, затем умственные действия (этапы) с проговариванием вслух каждого этапа. Натренировавшись таким образом, ребенок в итоге проделываем все этапы в голове – быстро и молча.
Развивающее обучениеВ.В. Давыдов (1930-1998) - советский педагог и психолог. Совместно с Д.Б. Элькониным (1904-1984) выявил условия организации развивающего обучения. Разработал теорию учебной деятельности: «Учащиеся должны уметь переходить от выполнения действий в умственном плане к выполнению их во внешнем плане и обратно».
Педагогика сотрудничестваВ.А. Сухомлинский (1918-1970) строил процесс обучения как радостный труд. Важнейшая его идея: «Ребенок не только мыслит и познает мир вокруг себя, но и познает самого себя».
Ш.А. Амонашвили (род. в 1931 г.) разработал собственную систему обучения для начальной школы. Его ведущий принцип: «Если человек соприкоснулся с целым и осознал себя как его часть — вот здесь и начинается его радость, его настоящее бытие».
В.С. Библер (1918-2000) – автор концепции «Школа диалога культур». Его педагогическая установка: «От ˝человека образованного˝ к ˝человеку культуры˝». Причем «человек культуры» «сопрягает в своем мышлении и деятельности различные, не сводимые друг к другу культуры, формы деятельности, ценностные, смысловые спектры».
Личностно-деятельностный подходОсновы подхода заложены в психологии работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения.
Л.С. Выготский (1896-1934) – выдающийся советский психолог и педагог, автор «культурно-исторической теории» в психологии. Он утверждал: «Небывальщина нужна ребенку лишь тогда, когда он хорошо утвердится в бывальщине». «Учитель с научной точки зрения — только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником», — подчеркивал Л.С. Выготский.
А.Н. Леонтьев: «Личность… выступает как то, что человек делает из себя, утверждая свою человеческую жизнь».
Задача Школы состоит в том, чтобы превратить учебно-воспитательный процесс в действительно учебную деятельность и сделать ученика активным ее участником как в классное, так и во внеклассное время. Более того, позаботиться о том, чтобы эта деятельность была многовидовой, рассчитанной на задействование разнообразных способностей человека: памяти, логического мышления, темперамента, умственных и физических данных. Школа стремится отразить в образовательном процессе максимально большее количество явлений, с которыми в будущем столкнется Ученик, «пропустить» его через них и «выпустить» во взрослый мир максимально защищенным и готовым к нему.