Автор Тема: Рабочие материалы V.B.  (Прочитано 592902 раз)

0 Пользователей и 3 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн born to be wild

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3237
    • Просмотр профиля
Re: Рабочие материалы V.B.
« Ответ #230 : 15 декабря 2015, 12:54:16 »
The Paris talks are seen as the last chance for coordinated global action on climate change under the UN.

If these talks fail to produce an agreement, the world will be left without an international effort to prevent dangerous effects of global warming.

Nowadays  international agreements on reducing polution, from developed and developing countries, run out in 2020.
 
The following 10 years will be important in deciding whether dangerous climate change influence such infrastructure like power stations and transport links.

If they are not built to low-carbon standards, and  polutions are not reduced nowadays, the world is in danger of a temperature rise up to 5 C.

This would cause dramatic changes in weather and ruin huge areas of the globe.

Оффлайн Freya

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 11156
    • Просмотр профиля
Re: Рабочие материалы V.B.
« Ответ #229 : 14 декабря 2015, 18:16:22 »
Клиповое   и понятийное мышление . 

Слыша слово «клип», люди, чаще всего, соединяют его с музыкой, видео и это не случайно, поскольку в переводе с англ. «сlip» – «отсечение; вырезка (из газеты); отрывок (из фильма), нарезка». Слово «клип» отсылает читателя к принципам построения музыкальных видеороликов, точнее к тем их разновидностям, где видеоряд представляет собой слабо связанные между собой образы. По принципу построения музыкального клипа строится и клиповое мировоззрение, то есть человек воспринимает мир не целостно, а как череду почти не связанных между собой частей, фактов, событий. Обладатель клипового мышления затрудняется, а подчас не способен анализировать какую-либо ситуацию, ведь её образ не задерживается в мыслях надолго, он почти сразу исчезает, а его место тут же занимает новый (бесконечное переключение телеканалов, просмотр новостей, рекламы, трейлера к фильму, чтение блогов…)

В настоящее время СМИ активно муссируют слово «клип» в контексте мышления. Произошло это явление не одномоментно, сам термин «клиповое мышление» в  философско-психологической  литературе появился еще в конце 90-х г.г. ХХ в. и обозначал особенность человека воспринимать мир посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме либо видеоклипа (отсюда и название), либо теленовости .

Первоначально именно СМИ, а не Всемирная сеть выработали универсальный формат подачи информации — так называемую последовательность актуальных клипов. Клип, в данном случае — это короткий набор тезисов, подающихся без определения контекста, так как в силу своей актуальности контекстом для клипа является объективная действительность. Таким образом, человек способен свободно воспринимать и интерпретировать клип в силу того, что погружен в эту самую действительность. На самом деле не все так прекрасно, как выглядит на первый взгляд, поскольку, ввиду фрагментарности подачи информации и разнесению связанных событий по времени, мозг просто не может осознавать и постигать связи между событиями. Формат СМИ заставляет мозг совершать фундаментальную ошибку осмысления — считать события связанными, если они имеют временную близость, а не фактологическую. Поэтому не удивительно, что появление клипового мышления — это ответ на возросшее количество информации.

Подтверждение этому можно найти в теории этапов развития цивилизации М. Маклюэна: «…общество, находясь на современном этапе развития, трансформируется в «электронное общество» или «глобальную деревню» и задает, посредством электронных средств коммуникации, многомерное восприятие мира. Развитие электронных средств коммуникации возвращает человеческое мышление к дотекстовой эпохе, и линейная последовательность знаков перестаёт быть базой культуры» [3].

За рубежом термин «клиповое мышление» подменяется более широким — «клиповая культура», и понимается в работах американского футуролога Э. Тоффлера как принципиально новое явление, рассматривающееся в качестве составляющей общей информационной культуры будущего, основанной на бесконечном мелькании информационных отрезков и комфортной для людей соответствующего склада ума. В своей книге «Третья волна» Э. Тоффлер так описывает клип-культуру: «…на личностном уровне нас осаждают и ослепляют противоречивыми и не относящимися к нам фрагментами образного ряда, которые выбивают почву из-под ног наших старых идей, обстреливают нас разорванными, лишенными смысла «клипами», мгновенными кадрами» [4, С.160].

Клип-культура формирует такие уникальные формы восприятия, как «зеппинг» (англ. zapping, channel zapping — практика переключения каналов телевизора), когда путем безостановочного переключения каналов телевидения создается новый образ, состоящий из обрывков информации и осколков впечатлений. Этот образ не требует подключения воображения, рефлексии, осмысления, все время происходит «перезагрузка», «обновление» информации, когда всё первоначально увиденное без временного разрыва утрачивает свое значение, устаревает.

В отечественной науке первым употребляет термин «клиповое мышление» философ-археоавангардист Ф.И. Гиренок,
полагая, что понятийное мышление перестало играть важную роль в современном мире: «…вот вы спросили, что сегодня происходит в философии, а происходит замена линейного, бинарного мышления нелинейным. Европейская культура выстраивается на системе доказательств. Русская культура, поскольку корни ее византийские, — на системе показа. И мы в себе воспитали, может быть, после И. Дамаскина, понимание картинок. Мы формировали в себе не понятийное мышление, а, как я его называю, клиповое, …реагирующее только на удар».

В 2010 году культуролог К.Г. Фрумкин выделяет пять предпосылок, породивших феномен «клиповое мышление»:                                                                                                                                                                               1)ускорение темпов жизни и напрямую связанное с ним возрастание объема информационного потока, что порождает проблематику отбора и сокращения информации, выделения главного и фильтрации лишнего;
2)потребность в большей актуальности информации и скорости ее поступления;
3)увеличение разнообразия поступающей информации;
4)увеличение количества дел, которыми один человек занимается одновременно;
5)рост диалогичности на разных уровнях социальной системы.


В целом, эпитет «клиповое мышление» за время своего существования приобретает ярко выраженную негативную коннотацию, чаще всего им «награждают» подростков и молодежь, считается, что данный вид мышления катастрофичен, ведь они читают урывками, слушают музыку в авто, посредством телефона, т.е. получают информацию пульсами, не фокусируясь на идеях, а лишь на отдельных вспышках и образах.                                                                                                                                                                        Но так ли это плохо и действительно ли только подростки, молодежь подвержены клиповому мышлению?

Рассмотрим положительные (+) и отрицательные (–) стороны клипового мышления:

I)

да, при клиповом мышлении окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов, частей, осколков информации. Человек привыкает к тому, что они постоянно, как в калейдоскопе, сменяют друг друга и постоянно требует новых (потребность слушать новую музыку, общаться в чате, постоянно «бродить» по сети, редактировать фотки, отрывки из фильмов экшен, играть в онлайн игры с новыми участниками…);

+ но, есть и оборотная сторона медали: клиповое мышление может использоваться как защитная реакция организма на информационную перегрузку. Если учитывать всю ту информацию, которую видит и слышит за день человек, плюс «всемирную свалку» Интернет, то нет ничего удивительного в том, что его мышление меняется, подстраивается, адаптируется к новому миру;

II)

– да, у подростков и студентов «клиповость» проявляется более ярко и связано это, во-первых, с тем, что они находятся «на виду» у педагогов, требующих от них читать первоисточники, конспектировать, и когда они этого не делают, начинается поиск интерактивных методов обучения и воздействия; во-вторых, с глобальной информатизацией общества и невероятно ускорившимся за последний десяток лет темпом обмена информацией, которая вселяет в подростка уверенность в быстром простом решении сложной для него задачи: зачем идти в библиотеку, чтобы взять, а затем прочитать «Войну и мир», когда достаточно открыть Google, найти, скачать из сети и посмотреть экранизацию романа, причем не Сергея Бондарчука, а Роберта Дорнхельма;

+ клиповое мышление — это вектор в развитии отношений человека с информацией, который возник, не вчера и исчезнет не завтра;

III)

– да, клиповое мышление предполагает упрощение, т.е. «забирает» глубину усвоения материала (употребляя слово «глубина» невольно вспоминается рассказ П. Зюскинда «Тяга к глубине» и что с этой «тягой» стало!);

+ клиповое мышление придает динамизм познавательной деятельности: часто мы попадаем в ситуацию, когда что-то вспоминаем, но не до конца уверены в точности воспроизведения информации;

IV)

– да, теряется способность к анализу и выстраиванию длинных логических цепочек, потребление информации приравнивается к поглощению фаст-фуда;

+ но великий классик Л.Н. Толстой говорил: «Короткие мысли тем хороши, что они заставляют серьезного читателя самого думать 

Список можно продолжить, ясно одно, клиповое мышление обладает не только недостатками — это просто развитие одних когнитивных навыков за счет других. Это феномен, присущий, по мнению Ларри Розена , поколению «I», воспитанному в эпоху бума компьютерных и коммуникационных технологий, — их возросшая способность к многозадачности. Дети интернет-поколения одновременно могут слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети, редактировать фотографии, делая при этом уроки. Но, разумеется, платой за многозадачность становятся рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст.

Однозначного определения клипового мышления нет, но из всего вышесказанного следует:                                                                                                                                                                      «клиповое мышление» — это процесс отражения множества разнообразных свойств объектов, без учета связей между ними, характеризующийся фрагментарностью информационного потока, алогичностью, полной разнородностью поступающей информации, высокой скоростью переключения между частями, фрагментами информации, отсутствием целостной картины восприятия окружающего мира.

Оффлайн I.G.

  • Администрация
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 292
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Re: Рабочие материалы V.B.
« Ответ #228 : 14 декабря 2015, 17:45:05 »

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38314
    • Просмотр профиля
Re: Рабочие материалы V.B.
« Ответ #227 : 14 декабря 2015, 16:12:24 »

Оффлайн Freya

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 11156
    • Просмотр профиля
Re: Рабочие материалы V.B.
« Ответ #226 : 14 декабря 2015, 12:34:20 »
      Саноре. Желаю успехов по оговоренному  плану. Идея появления Деда Мороза и Снегурочки не плоха!
      По поводу костюмов. Неплохо бы вспомнить Кота в сапогах и связанных с ним персонажей. Во время конкурса костюмов можно было бы напомнить людям, что ставится мюзикл и впереди - игра и движуха.
      Фрейе. Напоминаю о договоренности от субботы,12 декабря. Вы готовите выступление о клиповом и понятийном мышлении, а также о тренировке мозга. Минут на 5-7.
выступление будет  мною   подготовлено.

Оффлайн V.B.

  • Генеральный директор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 891
    • Просмотр профиля
Re: Рабочие материалы V.B.
« Ответ #225 : 14 декабря 2015, 00:03:03 »
      Саноре. Желаю успехов по оговоренному  плану. Идея появления Деда Мороза и Снегурочки не плоха!
      По поводу костюмов. Неплохо бы вспомнить Кота в сапогах и связанных с ним персонажей. Во время конкурса костюмов можно было бы напомнить людям, что ставится мюзикл и впереди - игра и движуха.
      Фрейе. Напоминаю о договоренности от субботы,12 декабря. Вы готовите выступление о клиповом и понятийном мышлении, а также о тренировке мозга. Минут на 5-7.

Оффлайн О.М.

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 7712
    • Просмотр профиля
Re: Рабочие материалы V.B.
« Ответ #224 : 13 декабря 2015, 21:16:04 »
С поправками
(1. Убрала задание №3 "Стихотворение".
 2. "О Школе-ВУЗе" внедрила в задание №3 "Сюрприз".
 3. "Все поют гимн Школы-ВУЗа" внедрила в задание №1 "Песня" вместо "Трава у дома", "И значит нам нужна одна победа!", "Конь".
4. Деды Морозы и Снегурочки не появляются, а уже в зале и всех встречают (но больше склоняюсь к волшебной атмосфере, к первоначальному варианту "Приглушается свет, звучит характерный звук появления Деда Мороза и его внучки ..., которые поздравляют и напоминаю еще и о праздновании Нового 2016 года  5 мин").
Итого: минус 20 мин


Трижды праздник!!!
Примерный план празднования 25-летия со Дня основания Школы-ВУЗа, Нового 2016 года и Дня окончания четверти


Часть 1  63 мин 
1. Все собираются в актовом зале Школы-ВУЗа, где их встречают Деды Морозы и Снегурочки.  5 мин

2. КВН  53 мин
  В формате КВН (почти все задания базируются на материале, входившем в содержание учебно-воспитательных мероприятий).

Три команды:
Команда №1 (1 - 6 классы)
Команда №2 (7 - 9 классы)
Команда №3 (10 - 11 классы)

  Заранее делается объявление об итогах анкетирования. Классные руководители уже в понедельник собирают команды, придумывают названия, озвучивают задания (точнее обсуждают).


Задание №1 "Кто лучше споет гимн Школы-ВУЗа?"  15 мин

  Команды по очереди поют

А ну-ка, песню нам пропой, веселый ветер,
Веселый ветер, веселый ветер!
Моря и горы ты обшарил все на свете
И все на свете песенки слыхал.

Спой нам, ветер, про дикие горы,
Про глубокие тайны морей.
        Про птичьи разговоры,
        Про синие просторы,
Про смелых и больших людей!

Кто привык за победу бороться,
С нами вместе пускай запоет:
        Кто весел - тот смеется,
        Кто хочет - тот добьется,
Кто ищет - тот всегда найдет!

ИЛИ оставить только

Кто привык за победу бороться,
С нами вместе пускай запоет:
        Кто весел - тот смеется,
        Кто хочет - тот добьется,
Кто ищет - тот всегда найдет!

Команда №1 -
Команда №2 -
Команда №3 -

Задание №2 "Танец" 15 мин
Команда №1 - "Кадриль"
Команда №2 - "Вальс"
Команда №3 - "Менуэт"

Задание №3 "Сюрприз (О Школе-ВУЗе)"  10 мин
Команда №1 - ""
Команда №2 - ""
Команда №3 - ""

Задание №4 "Конкурс костюмов"  3 мин
Команда №1 - ""
Команда №2 - ""
Команда №3 - ""

3.  5 мин ???
Грамоты. Награждение.

4. 10 мин
Звучит "В лесу родилась елочка", все водят хоровод и поют.  Дед Мороз и внучка в центре. Все желающие подходят к ним за подарками.


Часть 2  60 мин
 
Одновременно дискотека и фуршет (дискотека в актовом зале, фуршет в малом спортивном)



Оффлайн пан

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2017
    • Просмотр профиля
Re: Рабочие материалы V.B.
« Ответ #223 : 13 декабря 2015, 17:12:19 »
Примерный  план  работы  ЭПЭБа на  15.12.

1) Оргмомент. (5-7 м.)
2) Изучение  материалов
а) видеоматериалов (английский?) -10-15 м.
б) Изучение  материалов  в  письменном  виде (10-15 м.)
Подготовка  выступления  на  тему
1) причины  возможного  потепления (2-3 чел)- 5-10 м.
Голосование  о  том, кто  был  наиболее  убедителен.
2)  последствия  возможного  потепления  для  мира  и  для  России (2-3 чел)- 5-10 м.
3) варианты  решения  проблемы- (2-3 чел)- 5-10 м.
Голосование  о  том, кто  был  наиболее  убедителен.
4) противники  решения  проблемы (их  причины) (2-3 чел)- 5-10 м.
Голосование  о  том, кто  был  наиболее  убедителен.

Оффлайн Neta

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 5736
  • Neta
    • Просмотр профиля
Re: Рабочие материалы V.B.
« Ответ #222 : 13 декабря 2015, 01:38:40 »
Замечательно!!! С удовольствием!! :) :applodisment:

Оффлайн V.B.

  • Генеральный директор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 891
    • Просмотр профиля
Re: Рабочие материалы V.B.
« Ответ #221 : 13 декабря 2015, 01:31:47 »
А мне нужно будет выступать?
Конечно! Как же без ВАС? Подробности обсудим.

Оффлайн Neta

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 5736
  • Neta
    • Просмотр профиля
Re: Рабочие материалы V.B.
« Ответ #220 : 13 декабря 2015, 01:09:38 »
А мне нужно будет выступать?

Оффлайн V.B.

  • Генеральный директор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 891
    • Просмотр профиля
Re: Рабочие материалы V.B.
« Ответ #219 : 13 декабря 2015, 01:08:29 »
      Миле. Подумай, как подготовить твою статью (пост № 175) к выступлению на круглом столе.
     Слышала о твоем успехе на вкусном часе. А, может, к торжественному чаепитию что-нибудь  наготовить самим детям.  Было бы еще интереснее. Кстати, все хотят именно чаепития.

Оффлайн V.B.

  • Генеральный директор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 891
    • Просмотр профиля
Re: Рабочие материалы V.B.
« Ответ #218 : 12 декабря 2015, 22:14:43 »
     В целом принято! Думаем, как метапредметно врубить 25 лет, награждение, Патриция....

Оффлайн О.М.

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 7712
    • Просмотр профиля
Re: Рабочие материалы V.B.
« Ответ #217 : 12 декабря 2015, 20:42:14 »
Трижды праздник!!!
Примерный план празднования 25-летия со Дня основания Школы-ВУЗа, Нового 2016 года и Дня окончания четверти


Часть 1  83 мин 
1.  15 мин
О Школе-ВУЗе   5 мин
Все поют гимн Школы-ВУЗа  5 мин
Приглушается свет, звучит характерный звук появления Деда Мороза и его внучки ..., которые поздравляют и напоминаю еще и о праздновании Нового 2016 года  5 мин

2.  53 мин
  В формате КВН (почти все задания базируются на материале, входившем в содержание учебно-воспитательных мероприятий).

Три команды:
Команда №1 (1 - 6 классы)
Команда №2 (7 - 9 классы)
Команда №3 (10 - 11 классы)

Заранее делается объявление об итогах анкетирования. Классные руководители уже в понедельник собирают команды, придумывают названия, озвучивают задания (точнее обсуждают).


Задание №1 "Песня"  15 мин
Команда №1 - "Трава у дома"
Команда №2 - "И значит нам нужна одна победа!"
Команда №3 - "Конь"

Задание №2 "Танец" 15 мин
Команда №1 - "Кадриль"
Команда №2 - "Вальс"
Команда №3 - "Менуэт"

Задание №3 "Стихотворение"  10 мин
Команда №1 - "У лукоморья дуб зеленый ..."
Команда №2 - "Бородино"
Команда №3 - "Я вас любил ..."

Задание №4 "Сюрприз"  10 мин
Команда №1 - ""
Команда №2 - ""
Команда №3 - ""

Задание №5 "Конкурс костюмов"  3 мин
Команда №1 - ""
Команда №2 - ""
Команда №3 - ""

3.  5 мин
Грамоты. Награждение.

4. 10 мин
Звучит "В лесу родилась елочка", все водят хоровод и поют.  Дед Мороз и внучка в центре. Все желающие подходят к ним за подарками.


Часть 2  60 мин
 
Одновременно дискотека и фуршет (дискотека в актовом зале, фуршет в малом спортивном)

P. S.
Конкурсы занимают достаточно большое количество времени, предлагаю не проводить Задание №1 "Песня" или
Задание №3 "Стихотворение". Оставить одно из них.


Оффлайн Freya

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 11156
    • Просмотр профиля
Re: Рабочие материалы V.B.
« Ответ #216 : 12 декабря 2015, 00:30:39 »
ДЛЯ ВЕРЫ ИВАНОВНЫ :                                                                                                                                                                " Новое  содержание  образования на основе принципов метапредметности . "   Задача  современного  учителя − научить творчески мыслить школьников,  вооружить   их  таким важным умением, как умение учиться . Школа должна научить детей мыслить − причем, всех детей, без всякого исключения. Учителю  нашего времени  необходимо  стать конструктором новых педагогических ситуаций, заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

Среди существующих методологических подходов в образовании решению этих задач отвечает метапредметное обучение, которое обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.  Метапредметные  результаты образовательной деятельности − это способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

"Мета" – («за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда - мыследеятельностью.

Метадеятельность - универсальная деятельность, которая является "надпредметной". Предметная - это любая деятельность с предметом (строю, учу, лечу, книги пишу, людей кормлю, здания проектирую…). В любой предметной деятельности есть то, что делает ее осознанной и ответственной, то есть:
•стратегической (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ);
•исследовательской (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов, вывод);
•проектировочной (замысел, реализация, рефлексия);
•сценирующей (выстраивание вариантов сценария разворачивания событий);
•моделирующей (построение посредством знаковых систем мыслительных аналогов – логических конструктов изучаемых систем).
•конструирующей (выстраивание системы мыслительных операций, выполнение эскизов, рисунков, чертежей, позволяющих конкретизировать и детализировать проект);
•прогнозирующей (мысленное конструирование будущего состояния объекта на основе предвидения).

Метадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется уровнем владения им метазнаниями и метаспособами, т.е. уровнем развития личности.

Метазнания
- знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т.е. приёмы и методы познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с ним. Понятие «метазнания» указывает на знания, касающиеся способов использования знаний, и знания, касающиеся свойств знаний. Метазнания, выступают как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития человека, превращая его из «знающего» в «думающего».

Метазнания включают в себя философию предмета . Философия предмета включает в себя понятие, границы и методологию предмета как части науки.

Философские проблемы географии
заключаются в рамках ключевых аспектов взаимодействия общества и природы, проблем экологии, строящейся на основе принципов философии природы (натурфилософии), признающей целостность материального и духовного мира. К числу общих проблем, относятся : эволюция  жизни на  Земле , пространственное разнообразие природных условий, влияние природы на человека и общества на природу. Все эти проблемы - предмет как философии, так и географии. Проблема сохранения жизни на Земле становится краеугольным камнем формирования географической культуры.

Метаспособы - методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач.

Метаумения
- усвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки.
К ним относятся:
- теоретическое мышление: обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.;
- навыки переработки информации: анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию;
- критическое мышление: умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.;
- творческое мышление: перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми;
- регулятивные умения: задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция своей деятельности;
- качества мышления: гибкость, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.

В настоящее время формирование метаумений становится центральной задачей любого обучения.

Возможности формирования метадеятельности заложены в ряде методик, подходов и технологий:
•развивающее обучение Эльконина-Давыдова;
•мыследеятельностная педагогика;
•коммуникативная дидактика;
•эвристическое обучение;
•логико-смыслового моделирования;
•школа М. Щетинина и других.
Метапредметный подход обеспечивает целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежит в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания.
По мнению педагогов общей основой разнообразных инновационных моделей обучения, имеющей поисковую направленность, является интегративная надпредметная поисковая учебная деятельность  – исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая.
Суть деятельности заключается в том, что усвоение любого материала  происходит в процессе решения практической ,  исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации.

Метапредметные  результаты образовательной деятельности - способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребёнка.

В науке и педагогической практике все больше сторонников находит мыследеятельностная педагогика (Ю.В. Громыко), которая является продолжением теории развивающего обучения В.В. Давыдова.

Освоение метаспособов деятельности как процесса мыследеятельности и мыслепознания, основной упор которых направлен на формирование надпредметных компетентностей, происходит при использовании в учебном процессе определенных технологий обучения:
•развивающего обучения;
•критического мышления;
•ТРИЗ ;
•технологический компонент личностно-ориентированного урока;
•общеучебные умения и навыки .
Принцип  метапредметности  состоит также в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом (Ю. Громыко). Это составление ментальных карт, деревьев понятий, кластеров, граф, схем «фишбоун» (технология «за и против»), различных графических моделей знания, использование приемов сворачивания информации (конспект, таблица, схема) и пр.

В рамках Госстандарта нового поколения в систему учебных действий включены личностные, метапредметные и предметные результаты . Метапредметные образовательные результаты предполагают, что у учеников будут развиты: владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера, умениями организации собственной учебной деятельности, основными универсальными умениями информационного характера, информационным моделированием как основным методом приобретения знаний, широким спектром умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов, способами и методами освоения новых инструментальных средств, основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Метапредметный подход нашел отражение и в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения, в которых определены личностные, метапредметные и предметные результаты, описаны требования к ним, выделены учебные задачи и ситуации.
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:
- познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
- готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые, в том числе, и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
География – предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать и т.д. Эти умения формируются при выполнении практических работ. Таким образом, практические работы в географии – основной путь достижения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения. Тем более что специфика географии как учебного предмета, предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний. На метапредметных уроках ученик не запоминает, а осмысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий, открывая эти понятия заново.                                                                          Метапредметные результаты изучения курса географии 6, 7 классов.
Регулятивные (учебно-организационные):
•ставить учебную задачу под руководством учителя;
•планировать свою деятельность под руководством учителя;
•работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
•работать в соответствии с предложенным планом;
•участвовать в совместной деятельности;
•сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами.
•оценивать работу одноклассников.
Познавательные
учебно-логические:

•выделять главное, существенные признаки понятий;
•определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
•сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
•высказывать суждения, подтверждая их фактами;
•классифицировать информацию по заданным признакам;
•выявлять причинно-следственные связи;
•решать проблемные задачи;
•анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;
учебно-информационные:
•поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях;
•работа с текстом и внетекстовыми компонентами: выделение главной мысли, поиск определений понятий, составление простого и сложного плана, поиск ответов на вопросы, составление вопросов к текстам, составление логической цепочки, составление по тексту таблицы,схемы;
•качественное и количественное описание объекта;
•классификация и организация информации;
•создание текстов разных типов (описательные, объяснительные) и т.д.

Метапредметные результаты изучения курса географии 8, 9 классов


Регулятивные (учебно-организационные):

•Ставить учебные задачи.
•Вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи.
•Выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи.
•Планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями.
•Оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями.
•Владеть различными способами самоконтроля.

Познавательные
учебно-логические:

•Классифицировать в соответствии с выбранными признаками;
•Сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;
•Систематизировать информацию;
•Структурировать информацию;
•Определять проблему и способы ее решения;
•Формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;
•Владеть навыками анализа и синтеза;

учебно-информационные:

•поиск и отбор необходимых источников информации;
•представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах;
•работа с текстом и внетекстовыми компонентами: составление тезисного плана, выводов, конспекта, тезисов выступления;
•перевод информации из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т.п.);
•использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;
•создание собственной информации и её представление в соответствии с учебными задачами;
•составление рецензии, аннотации.

Коммуникативные:

•выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;
•уметь вести дискуссию, диалог;
•находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
Литература:
1.Валькова, Г.  Логико - смысловые модели  - дидактическая многомерная технология  / Г. Валькова, Ф. Зайнуллина, В. Штейнберг // Директор школы. - 2009. - № 1.
2.География : Примерные программы по учебным предметам : 6-9 классы. – М. : Просвещение, 2015.
3.3. Громыко, Ю. В. Метапредмет "Знак". -  М.,  2001. - 285 с.
 

 
.