Автор Тема: Аналогия. Как ею пользоваться?  (Прочитано 29475 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Б.Я.

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1070
    • Просмотр профиля
Re: Аналогия. Как ею пользоваться?
« Ответ #16 : 06 ноября 2015, 01:03:56 »
     Обучение аналогии неразрывно связано  с обучением человека вниманию и сравнению. Хотелось бы узнать, какие упражнения используются учителями и преподавателями Школы-ВУЗа для этой цели.
     Без постоянных упражнений на внимание и сравнение никакой аналогии  обучить не удастся.

Оффлайн Freya

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 11156
    • Просмотр профиля
Re: Аналогия. Как ею пользоваться?
« Ответ #15 : 05 ноября 2015, 13:26:46 »
     Аналоги : строение головного мозга типа Хордовых.                                       

Оффлайн Freya

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 11156
    • Просмотр профиля
Re: Аналогия. Как ею пользоваться?
« Ответ #14 : 05 ноября 2015, 13:20:40 »
   Аналоги :  у  всех млекопитающих  Земли четырехкамерное сердце.                                                                                                                   

Оффлайн Freya

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 11156
    • Просмотр профиля
Re: Аналогия. Как ею пользоваться?
« Ответ #13 : 05 ноября 2015, 13:06:52 »
  Аналоги : единая формула цветка в семействах  растений.                                                                                                                                                                        В каждом семействе  двудольных  и  однодольных  растений Земли аналогичная формула цветка.

Оффлайн Freya

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 11156
    • Просмотр профиля
Re: Аналогия. Как ею пользоваться?
« Ответ #12 : 05 ноября 2015, 13:01:13 »
  Аналоги : наличие набора систем внутренних органов , объединяющих животных в класс Пресмыкающиеся.                                                                                                       

Оффлайн Freya

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 11156
    • Просмотр профиля
Re: Аналогия. Как ею пользоваться?
« Ответ #11 : 05 ноября 2015, 12:57:08 »
  Аналоги : единый план строения типа  Хордовых .  Наличие опорно- двигательной  системы.                                                                                                                                           

Оффлайн Freya

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 11156
    • Просмотр профиля
Re: Аналогия. Как ею пользоваться?
« Ответ #10 : 05 ноября 2015, 12:51:29 »
     Аналоги: в основе всех материков Земли- платформы.                                                                                                                                              

Оффлайн рейтар

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 7382
    • Просмотр профиля
Re: Аналогия. Как ею пользоваться?
« Ответ #9 : 04 ноября 2015, 22:01:22 »
В  истории  аналогия  часто  используется  при  сравнении  развития  различных  стран, поиск  аналогий  помогает  развивать  мышление  ребенка.
Так  же  этот  метод  хорошо  помогает  при  объяснении, когда  что  сложное  объясняется  на  более  простом  примере

Оффлайн О.М.

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 7669
    • Просмотр профиля
Re: Аналогия. Как ею пользоваться?
« Ответ #8 : 04 ноября 2015, 19:03:21 »
  Вывод по аналогии не всегда может быть верным.
Например:
из сходства квадрата и прямоугольника и того, что у квадрата все стороны равны, можно сделать по аналогии вывод, что и у прямоугольника они равны. Но это уже будет неверно.
 
  Аналогию, дающую высоковероятное знание, принято называть строгой, или точной. Научные аналогии обычно являются строгими.

Оффлайн Neta

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 5712
  • Neta
    • Просмотр профиля
Re: Аналогия. Как ею пользоваться?
« Ответ #7 : 04 ноября 2015, 12:47:43 »
Говоря о таком методе,как аналогия, , нельзя не вспомнить о преподавании литературы.
Мотивация школьников на уроках литературы прямо зависит от наличия у них опыта решения аналогичных ситуаций. Новая задача так или иначе сопоставляется с прошлым опытом ,и чем более личным является этот опыт, тем сильнее его влияние.
Единственный способ вызвать глубокий эмоциональный и нравственный отклик ребенка на уроках литературы - поставить его перед близкой ему проблемой, побуждающей самостоятельно размышлять,проводить аналогии и формулировать вывод.
 Здесь хорошо "работает" метод эмпатии (личной аналогии).
В его основе лежит процесс отождествления себя с объектом исследования и осмысление его функций на основе «вживания» в образ. Данный метод может широко использоваться в решении литературных и художественных задач.
При работе по методу эмпатии учащиеся получают следующую памятку.
1. Помните, что в основе метода эмпатии лежит принцип личной аналогии, то есть приписывание объекту исследования личностных человеческих свойств и качеств.
2. Приступая к решению творческой задачи, мысленно представьте себя на месте исследуемого объекта или процесса (этап «вхождения в образ»).
3. Попытайтесь мысленно исследуемому объекту присвоить способности чувствовать, слышать, видеть, рассуждать, т.е. иметь человеческие свойства и качества.
4. После «вхождения в образ» рассуждайте как бы от «лица объекта», пока не возникнет продуктивная идея ее решения.
 Применяя метод эмпатии, предлагается такой вид работы, как написание монолога от лица героя литературного произведения. Причём лучше выбрать двух героев-антагонистов, что в конечном итоге позволит глубже постичь конфликт:
9 класс – монологи Евгения Онегина и Татьяны Лариной «Размышления о любви»,
10 класс – монологи Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова «Что есть общественная польза?», Андрея Болконского и Пьера Безухова «Мой понимание счастья».

Более сложным, но интересным видом работы является создание диалога между читателем и литературным героем, литературным критиком и писателем, писателем и писателем, героями из разных литературных произведений. В качестве участников диалога выступают школьники. Задача одних – составить вопросы, задача других – на эти вопросы ответить, исходя из конкретного образа.
 Интересно также «вживание» в неодушевлённые образы (море, парус, тучки, листок). Этот метод личной аналогии очень хорошо вводить в средних классах (5-7).
Метод эмпатии применяется и при различных видах инсценирования.
Завершая разговор о методе личной аналогии, хотелось бы отметить, что он способствует развитию фантазии, воображения, постижению сути изучаемого объекта, получению оригинальных творческих решений. «Вживание» в образ, особенно на уроках литературы, учит сочувствию, состраданию, соучастию, «будит душу», а следовательно, формирует важнейшие нравственные понятия подрастающего человека.

Оффлайн SA

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 406
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Re: Аналогия. Как ею пользоваться?
« Ответ #6 : 04 ноября 2015, 11:27:16 »
Аналогия - один из первичных методов познания окружающего мира. Маленькие дети вначале все повторяют за взрослыми, другими детьми, животными и т.д., иными словами, действуют по аналогии. Именно поэтому им удается "с нуля" довольно быстро учить языки и обучаться базовым, жизненно необходимым умениям.

Аналогия очень помогает на НАЧАЛЬНОМ этапе изучения чего-либо.

В русском языке, при первом знакомстве детей с причастием, удобно провести аналогию этой части речи с прилагательным. Причастие, как и прилагательное, изменяется по родам (летящий, летящая, летящее; прочитанный, прочитанная, прочитанное), по числам (летящий-летящие) и падежам (летящий, летящего, летящему...), то есть склоняется. Причастия согласуются с существительными в роде, числе и падеже в ед. ч. и в числе и падеже во мн. ч.: прочитанный журнал, прочитанная книга, прочитанное стихотворение, прочитанные книги, прочитанных книг и т.д.
Некоторые причастия, как и прилагательные, могут иметь две формы – полную и краткую (прочитанный – прочитан; выученный – выучен).

Склонение действительных причастий проще всего понять "на базе" склонения прилагательных. Проверить спорное окончание причастия можно, подобрав прилагательное в аналогичной форме или поставив вопрос прилагательного.

Например, "беседовать с думающ...м человеком". Заменяем причастие прилагательным "высокий": "Беседовать с высокИм человеком". На месте пропуска пишем И.

Рассказать о летящ...м самолете. Рассказать о синЕм самолете. Если есть сомнения, синИМ или синЕМ, ставим вопрос прилагательного - о каком? Если в вопросе -ОМ, на месте пропуска О либо Е. О в данном случае не подходит, остается Е.

В литературе с помощью аналогии удобно объяснять различные средства выразительности. Если детям, не знакомым с метафорой, зачитать определение этого тропа из литературной энциклопедии (без примеров), они вряд ли поймут, о чем речь. А если привести несколько примеров (стальные нервы, огненный взгляд, хвост поезда и т.д.), дети довольно легко смогут продолжить этот ряд по аналогии.

Для понимания стихотворных размеров вместо того, чтобы зубрить количество слогов и ударение в каждом размере, достаточно выучить названия размеров и по одной строчке на каждый размер (он должен прослеживаться там четко). А потом просто "примерить" анализируемую строку к своим выученным примерам.

Допустим, мы запомнили название "ямб" и строчку "В минуту жизни трудную..." из стихотворения М.Ю. Лермонтова "Молитва". Нам попался текст песни "Священная война" (В.И. Лебедев-Кумач, А.В. Александров). Примеряем и выясняем, что строки "В минуту жизни трудную..." и "Вставай, страна огромная!" имеют одинаковый ритм. Стихотворение Лермонтова можно с легкостью пропеть на мотив известнейшей военной песни. Таким образом, стихотворный размер песни "Священная война" тоже ямб.

Оффлайн Marin

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1362
    • Просмотр профиля
Re: Аналогия. Как ею пользоваться?
« Ответ #5 : 03 ноября 2015, 16:30:12 »
Как здорово, что решили высказаться по поводу АНАЛОГИИ. Это один из действенных приемов в педагогической деятельности в самых младших классах и частенько я пользуюсь им, чтобы первоклашкам и второклассникам была понятнее суть требуемого задания . Объясняя новый учебный материал по литературному чтению или по русскому языку,  после необходимых разъяснений я говорю: "И по аналогии с этим приведите свои примеры (например - синонимов: храбрый - смелый- отважный; или антонимов: низкий - высокий, маленький -большой, далекий - близкий )" . Или еще растолковываю в конце объяснения домашнего задания:" По аналогии выполните это задание, работаем по образцу ..." На уроках литературного чтения мы уже изучаем литературоведческое понятие СРАВНЕНИЕ в поэтических произведениях и в текстах устного народного творчества. Для 2 класса это непросто, но помогает палочка-выручалочка-на пальцах-объяснялочка АНАЛОГИЯ, объяснение подобным очень эффективно работает. Малыши справляются. Не тольков учебе, но и в решении поведенческих проблем мы все пользуемся аналогией достойного примера для подражания. Воспитание без хороших высоких образцов " буксует  на ровном месте". Использование в методических наработках АНАЛОГИИ очень помогает малышкам.

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38277
    • Просмотр профиля
Re: Аналогия. Как ею пользоваться?
« Ответ #4 : 03 ноября 2015, 16:27:36 »
Аналогии  делают незнакомое знакомым, позволяя благодаря увиденному сходству решить проблему известным способом, и знакомое незнакомым, давая возможность взглянуть на проблему с неожиданной стороны, что может натолкнуть на новое оригинальное решение.

При изучении придаточных изъяснительных,   определительных и   обстоятельственных можно провести аналогию  с   соответствующими  членами  предложения: дополнение,   определением  и обстоятельством.

При написании того или иного документа можно опереться  на форму и  содержание  ранее  написанных документов.

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 41460
    • Просмотр профиля
Re: Аналогия. Как ею пользоваться?
« Ответ #3 : 03 ноября 2015, 13:35:12 »
АНАЛОГИЯ - педагогический прием, заключающийся в установлении сходства в каком-либо отношении между изучаемыми предметами, явлениями.
Этот приём мы используем на своих уроках, например, при объяснении нового материала, приводя примеры для лучшего понимания темы.
На аналогии может основываться объяснение нового материала, когда ребята сами выявляют сходства между объектами изучения (в русском языке, например, так можно объяснять формообразующие суффиксы глаголов неопр. формы и формы прош. времени) и потом сами же делают вывод по новой теме урока.

Оффлайн NLO

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4769
    • Просмотр профиля
Re: Аналогия. Как ею пользоваться?
« Ответ #2 : 02 ноября 2015, 15:55:36 »
Широкое применение аналогии дает возможность более легкого и прочного усвоения школьниками учебного материала, так как часто обеспечивает мысленный перенос определенной системы знаний и умений от известного объекта к неизвестному (что, кстати говоря, способствует также актуализации знаний).

О роли аналогий как в научном познании, так и в процессе обучения говорили многие видные ученые. Так, Кеплер высказал следующее суждение: "Я больше всего дорожу Аналогиями, моими самыми верными учителями. Они знают все секреты Природы, и ими меньше всего следует пренебрегать”.

Установление аналогий будет идти успешнее, если у учащихся будет сформировано умение проводить сравнение. Благодаря сравнению объектов, явлений, процессов человек получает возможность мыслить глубже, и его знания становятся более прочными и осмысленными. Сравнение позволяет сформировать у школьников умение находить сходства и различия понятий, процессов, явлений, что активизирует мыслительную деятельногсть и ускоряет процесс умственного развития.

 
.