О концепции. База. Преподавание русского языка.
Русский язык - это основа. Даже задания в "королеве наук" надо суметь прочитать, а потом и записать. Поэтому вопрос создания базы в таком учебном предмете, как русский язык, является главным для школы.
Что мы хотим создать, чему хотим научить наших детей? БАЗА - это определённые знания, умения и навыки, именно те, которые необходимы для успешного обучения в школе, в вузе и в дальнейшем - в любой профессиональной деятельности. Это умение правильно, логично, последовательно излагать свои мысли письменно и устно, хорошо читать и понимать прочитанное, уметь устно и письменно передать прочитанное и услышанное и, конечно, грамотно писать.
Основа предмета - грамматика. Причём письменная часть должна занимать не менее 70-80 % учебного времени. Умение грамотно писать основывается на знании определённых законов русского языка и навыке постоянного контроля. Я решила именно так назвать навык проверки написанного. Это очень важная задача - научить ребёнка проверять написанное. Лучше всего, если ученик (особенно в начальной школе) проверяет каждое написанное слово, подбирает проверочные слова, вспоминает правила. Эта работа должна быть доведена до автоматизма.
Попробую систематизировать и перечислить необходимые составляющие для создания ЗУНов в русском языке:
1) ежедневная орфографическая работа;
2) не менее 3-х раз в неделю - словарная работа (новые словарные слова и проверка - повтор пройденного);
3) ежедневная работа по предотвращению грамматических ошибок (правильное согласование и управление);
4) ежедневная работа по синтаксически правильному построению предложений и текстов. Включает в себя и устную часть;
5) не менее 1 раза в неделю - урок развития речи (изложения, сочинения, эссе);
6) ежедневная работа по обучению постоянному контролю;
7) постоянный контроль и обучение правильному произношению.
В основе всего, конечно, лежит работа с текстом. Ведь очень большое значение имеет материал, на котором мы учим детей. Поэтому в нашей Школе тщательнейшим образом подбираются тексты, с которыми мы работаем на уроках. Наши сборники с текстами Пушкина, Л. Толстого, А. Толстого могут служить и прекрасными пособиями по грамматической работе (как устной, так и письменной).
Уважаемые коллеги, очень хотела бы услышать ваше мнение по данной теме!