Иосиф Бродский преподавал студентам в Маунт-Холиоке. Однажды, выведенный из себя особенно безнадежным классом, Бродский сел за машинку и наспех составил «Список книг, которые должен прочесть каждый»:
«Бхагават гита»; «Махабхарата»; «Гильгамеш»; «Ветхий Завет»; Гомер. «Илиада», «Одиссея»; Геродот. «История»;
Софокл. Пьесы; Эсхил. Пьесы; Еврипид. Пьесы: «Ипполит», «Вакханки», «Электра», «Финикиянки»:
Фукидид. «История Пелопоннесской войны»; Платон. «Диалоги»; Аристотель. «Поэтика», «Физика», «Этика», «О душе»;
Александрийская поэзия; Лукреций. «О природе вещей»; Плутарх. «Жизнеописания»; Вергилий. «Энеида», «Буколики», «Георгики»; Тацит. «Анналы»; Овидий. «Метаморфозы», «Героиды», «Наука любви»; Новый Завет;
Светоний. «Жизнеописания двенадцати цезарей»; Марк Аврелий; Катулл; Гораций; Эпиктет; Аристофан;
Элиан. «Пестрые истории», «О природе животных»; Аполлодор. «Аргонавтика»; Пселл. «Жизнеописание правителей Византии»; Гиббон. «История упадка и разрушения Римской империи»; Плотин. «Эннеады»; Евсевий. «Церковная история»; Боэций. «Об утешении философией»; Плиний Младший. «Письма»; Византийские стихотворные романы;
Гераклит. «Фрагменты»; Августин. «Исповедь»; Фома Аквинский. «Summa Theolo qica»; Св. Франциск. «Цветочки»;
Николло Макиавелли. «Государь»; Данте. «Божественная комедия»; Франко Сакети. Новеллы; Исландские саги;
Шекспир. «Антоний и Клеопатра», «Гамлет», «Макбет», «Генрих V»; Рабле; Бэкон; Мартин Лютер; Кальвин;
Монтень. «Опыты»; Сервантес. «Дон Кихот»; Декарт; «Песнь о Роланде»; «Беовульф»; Бенвенуто Челлини; Генри Адамс. «Воспитание Генри Адамса»; Гоббс. «Левиафан»; Паскаль. «Мысли»; Мильтон. «Потерянный рай»; Джон Донн, Эндрю Марвелл, Джордж Херберт, Ричард Крошоу; Спиноза. «Трактаты»; Стендаль. «Пармская обитель», «Красное и черное», «Жизнь Анри Брюлара»; Свифт. «Путешествие Гулливера»; Лоренс Стерн. «Тристрам Шэнди»;
Щодерло де Лакло. «Опасные связи»; Монтескье. «Персидские письма»; Локк. «Второй трактат о правительстве»;
Адам Смит. «Благосостояние наций»; Лейбниц; Юм; Тексты федералистов; Кант. «Критика чистого разума»;
Кьеркегор. «Страх и трепет», «Или-или», «Философские фрагменты»; Достоевский. «Записки из подполья», «Бесы»;
Гете. «Фауст», «Итальянское путешествие»; Токвиль. «О демократии в Америке»; Де Кюстин. «Путешествие наших дней (Империя царя)»; Эрик Ауэрбах. «Мимезис»; Прескотт. «Лабиринт одиночества»; Карл Поппер. «Логика научного открытия», «Открытое общество и его враги»; Элиас Канетти. «Толпа и власть».
Во первых, замечу, что Бродский говорил о человеке, а не о школьнике.
Совсем не уверен, что школьники смогут разобраться с Локком, а тем более с Юмом и Лейбницем., то же самое касается Попера.
Что бы читать Махарбхатту и Бхавадгиту, надо очень неплохо разбираться в индийской культуре, т.е. на уровне специалиста по этой стране.
Ветхий завет и Новый завет- книги религиозные, кстати как и Бхавадгита, а у нас школа отделена от церкви,
и далеко не все родители хотят что бы детей учили по этим книгам.
Бенвеннутто Челини (видимо мемуары) - вообще то тот еще отморозок, говоря современным сленгом.
Исландские саги- тоже отражают мировозрение людей определенного времени, мягко говоря.
Пселл и Евсевий- историки своего времени, их не так уж легко читать.
Вергилий, Тацит- то же не самое легкое чтение.
Так что при все уважении к Бродскому как к поэту, я бы не стал предлагать этот список для школьной программы.
Р.С. кстати, уважаемый адмист, а какие из указанных произведений читали вы лично?