Автор Тема: Школьная математика преображается  (Прочитано 3158 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн NLO

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4792
    • Просмотр профиля
Педагог с 30-летним стажем Владимир Тер-Григорян считает...
Решения задач, начинающиеся со слов «нетрудно заметить, что…», меня поначалу восхищали. Думал, вырасту большой, умный и мне тоже будет нетрудно это замечать.

Потом они стали меня раздражать. Я всё расту, учусь, а замечать легче не становится. Точнее, становится, но совсем чуть-чуть. Очень незначительно.

Теперь они меня веселят. Вроде вырос, выучился, около 40 лет проработал, решая и объясняя другим всевозможные задачи. Пора о душе подумать. А долгожданная способность всё маячит за горизонтом.

Нет, конечно, некоторые (далеко не все) моменты действительно стало нетрудно замечать. Но как объяснить человеку, который занимается решением задач лет на сорок меньше меня, что это действительно нетрудно?


Вспоминаю себя в юности и понимаю, что это серьёзная проблема — проблема «первого шага». С чего начать решение задачи? По какому признаку профессор математики (физики, химии) уже при беглом взгляде на задачу понимает, что надо воспользоваться именно этой формулой (теоремой, законом, свойством). Понятно, что он знает материал гораздо лучше начинающего, у него богаче опыт. И всё-таки… По какому признаку человек, относительно недолго занимающийся решением задач, должен сообразить, с чего начинать решение?

Тут я понял, что уже около сорока лет пытаюсь решить эту проблему. Назовем ее условно «проблемой первого шага». Многое в этом направлении уже сделано. Оказывается, все задачи, решаемые в школьном курсе математики и физики (а я занимаюсь именно математикой и физикой) можно довести до состояния «задача решает себя сама».

Учащемуся (каждому на его уровне) можно предложить подход, при котором он начинает «видеть» решение доступных ему задач


Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38314
    • Просмотр профиля
Остаётся надеяться, что ЕГЭ тоже будет различаться о уровню сложности...

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 41882
    • Просмотр профиля
Московским школьникам позволят выбирать сложность уроков математики. То есть ученики и их родители смогут выбрать, на каком уровне будут заниматься математикой: «для жизни», для прикладного использования или для творческого использования в профессии.
Математика для жизни будет понятна каждому, для прикладного использования понадобится тем, кто хочет поступать в инженерные вузы или получать высококвалифицированные рабочие специальности, а математика для творческого использования в профессии — это математика для будущих ученых.
http://lenta.ru/news/2014/02/19/mathmoscow/

Оффлайн Чаклуночка

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 267
  • Маленькая Колдунья
    • Просмотр профиля


 8) ;D ;D ;D ;D ;D 8)
Не с той ноги встала, не на ту метлу села, не в ту сторону полетела...

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38314
    • Просмотр профиля
Школьная математика преображается
« Ответ #1 : 01 февраля 2014, 00:56:58 »
Простое задание для 5-го класса на ЕГЭ по математике в прошлом году не смогли выполнить 150 тысяч выпускников. А последнее международное тестирование PISA показало: решить несложную задачку, но в "непривычной" формулировке, даже не пытаются 40% российских школьников. С математикой у наших детей проблемы - это факт. Исправить ситуацию должна помочь утвержденная правительством Концепция математического образования: с 1 сентября она начнет внедряться в школах. Как теперь будут учить один из важнейших предметов? Об этом корреспонденту "Российской Газеты" рассказал координатор работ по созданию концепции, ректор Московского педагогического госуниверситета, академик РАН Алексей Семенов.
Алексей Львович, в математике бывает верным только один ответ.
Так что изменится?
Алексей Семенов: Детей, неспособных к математике, нет. Этот тезис, высказанный когда-то экспертами ЮНЕСКО, лежит в основе концепции. Что сейчас происходит в школе, когда педагог видит неудачу ученика, а значит, и свою собственную тоже? Он объявляет его неспособным и идет по программе дальше. Это вместо того, чтобы разобрать еще раз непонятную ученику тему. Причем и учитель, и школьник знают: "троечку" даже самому слабому ученику "нарисуют". Эта нечестность компенсируются нечестностью при выдаче аттестата. Мы предлагаем другую модель обучения: каждый ученик гарантированно освоит пусть даже на минимальном уровне все темы и сможет самостоятельно решить хотя бы самые простые задачи. Все должно быть честно.
Чтобы честно ставить "двойки" двоечникам, разработана целая концепция?
Алексей Семенов: Надо не наказать за незнание, а сделать, чтобы пусть на разном уровне, но все знали всё. Принципиально важно, чтобы с самыми простыми задачками по каждой теме справился любой ученик.
То есть решать уравнения типа 2хХ=6 должны все, а извлекать корни из sin44x + cos2x = 2sin4x х cos4x - лишь самые толковые?
Алексей Семенов:
Это упрощенный взгляд, но примерно так.
Вы предлагаете учить математике с детсада. Дошколятам - таблицу умножения?
 Алексей Семенов:
Учить какие-то таблицы в самом раннем возрасте - бессмысленно и даже вредно. Сейчас детские сады начинают жить по новому стандарту дошкольного образования. Он предполагает создавать для малышей ситуации, в которых те сами начинают применять какие-то приемы. Например, искать верное решение, перебирая варианты - это типичный пример математической деятельности. Скажите, как в классе, где тридцать человек, отследить успехи и неудачи каждого?
Алексей Семенов
: Еще недавно это было совершенно нереально. Сейчас уже в начальной школе учителю должна помогать информационная среда. Ученики, играя по получасу в неделю за компьютером, выполняют различные задания, а машина это анализирует и выдает учителю "диагноз": какие задания нужно выполнить каждому, чтобы ликвидировать его пробелы.
Не секрет, что сегодня многие, не до конца понимая решение, просто механически заучивают готовые формулы. И это часто спасает от двойки, но знаний не прибавляет. Что делать? 150 тысяч выпускников не смогли выполнить простое задание для 5-го класса на ЕГЭ по математике в прошлом году. Почти половина одиннадцатиклассников!
 Алексей Семенов:

Прежде всего начать действительно заниматься математикой. Повторю: каждый ученик обязан хорошо освоить свой минимум базовых знаний. Подчеркиваю - свой. Но для этого надо кардинально изменить систему школьных оценок. Она не должна быть одинаковой для всех. Пусть оценка отражает успехи ученика и его прогресс. Если человек смог разобраться с трудной темой, то он заслуживает поощрения, высокой "индивидуальной" оценки.
 Интересно, а как будут выставляться годовые оценки?
Алексей Семенов:
Я думаю, это решит школа. С одной стороны, ученикам и их родителям надо знать реальный уровень знаний. С другой - если на ЕГЭ или ГИА важна объективность, то на промежуточной аттестации иногда важнее поощрить школьника за его персональные успехи.
Растолковывать неучам все непонятное будет тот же самый учитель?
 Алексей Семенов:
Совсем не обязательно. Это могут делать тьютеры - преподаватели, которые по тем или иным причинам не захотят работать по новым педагогическим технологиям. Чтобы они остались работать в школе, можно им предложить такую должность штатного репетитора.
Все, о чем вы говорите, касается в основном слабых учеников. А как быть с будущими Пифагорами?
Алексей Семенов:
Поддержка лидеров на всех уровнях обучения, как и олимпиадного движения - основные принципы концепции. В старшей школе это разделение образования по профилям. Нужно создавать больше классов, где школьники будут осваивать математику на высоком уровне. Как это сейчас происходит в школах при ведущих университетах.
Как изменится содержание предмета? Зачем обычному школьнику уметь брать интегралы, вычислять синусы и тангенсы?
 Алексей Семенов:
Программа перегружена "инженерными" расчетами. Профессионалы выполняют их на компьютерах, а для общего развития тригонометрические уравнения не так уж нужны. В то же время квадратные уравнения и прочие синусы с тангенсами нужны для решения задач по физике. Значит, есть повод подумать о синхронизации курсов. Концепция - слово "тяжелое". Но уверен, что она поможет сделать математику более понятной, наглядной и интересной. Повысится общая математическая грамотность и математическая компетентность профессионалов в различных областях. Принципиальных изменений во всех составляющих математического образования можно ожидать лет через пять. А первые серьезные шаги будут сделаны уже осенью. А вам пригодилась в жизни школьная математика?
Дмитрий Бертман, народный артист России, художественный руководитель театра "Геликон-опера":
- Мне математика всегда мешала. Наверное, она полезна как гимнастика для ума, но я слушал симфонии и развивал свой интеллект так. В школе мне было интересно учить математику и физику только когда уроки вели хорошие учителя. Повезло: несколько лет с нашим классом работал именно такой преподаватель. Поэтому сейчас я могу немножко разбираться в цифрах: как руководителю театра мне приходится иметь дело с финансами, бухгалтерией. Этим занимаются профессионалы, которым я полностью доверяю, но благодаря остаткам школьных знаний я могу хотя бы говорить с ними на одном языке. А сам я вообще никогда ничего не считаю. Могу прикинуть какие-то бытовые вещи, но никаких корней сейчас уже не извлекаю и про логарифмы ничего определенного вспомнить не смогу.
Бари Алибасов, заслуженный артист России:
 - Я в юности к этому предмету расположен не был, но по стечению обстоятельств поступил в архитектурный институт. А там как раз был очень серьезный курс высшей математики. И я дважды заваливал экзамены в сессию, оставался на осеннюю пересдачу. Теперь очень жалею, что в юности так халатно отнесся к этой науке. Все-таки математика сейчас - единственный оставшийся инструмент познания мира. Без нее не было бы ни мобильных телефонов, ни планшетов, ни компьютеров. Сложно представить себе процветающую страну, в которой люди совсем не знают математику.
Георгий Гречко, космонавт, дважды Герой Советского Союза:
- Я рассчитывал курс космических кораблей: и вокруг Земли, и на Луну, и на Венеру. Это очень сложные вычисления. Как тут без математики? Но даже тем людям, кому это не нужно по работе, все равно приходится иметь дело с цифрами: все ходят в магазин, все считают свои деньги. Можно, конечно, ничего не учить и всю жизнь пользоваться, как в первом классе, счетными палочками. Но лучше все-таки математику знать.


 
.