Телефонные разговоры — один из вариантов взаимодействия учителя и родителей. Наиболее характерные особенности разговора по телефону, помогающие общению:
1) начинайте разговор по телефону с приветствия («Здравствуйте», «Добрый день (вечер)». Ответное приветствие: «Добрый день, я слушаю вас»), называйте собеседника по имени-отчеству;
2) представьтесь («Я Иван Петрович Соколов, папа вашего ученика Сережи Соколова»). Не следует говорить: «Вы меня не знаете», «Мы с вами незнакомы»;
3) спросите, есть ли у вашего собеседника время для короткого разговора: «Можете ли вы уделить мне минутку?», «Могу ли я коротко обсудить с вами один вопрос?». Не начинайте извиняться. В случае, если учитель/родитель занят сейчас, следует назначить другое время («Пожалуйста, извините, я сейчас занят, позвоните мне…»);
4) четко и коротко формулируйте свою просьбу, вопрос, предложение;
5) не задавайте несколько вопросов подряд, сделайте паузу, чтобы услышать ответ; не перебивайте; говорите не очень быстро и не очень медленно, спокойным, ровным и доброжелательным тоном. Если при этом вы будете улыбаться «про себя», ваш голос будет звучать теплее и мягче;
6) слушайте активно, используйте короткие фразы: «Да», «Понятно», «Хорошо»; не перегружайте собеседника информацией, но обязательно повторяйте то, что ваш собеседник должен запомнить, например, место, дату и время встречи (если вы договариваетесь о встрече);
7) спрашивайте мнение собеседника по ходу разговора, чтобы понять его реакцию («Вы согласны?..», «Что вы думаете?..», «Как вы считаете?..»). Если говорите что-то приятное, выделяйте эти слова интонацией. Не подчеркивайте то, что может огорчить. Не давайте советов, если вас об этом не просят;
Попрощайтесь с собеседником, поблагодарите за внимание, позвольте звонившему первому повесить трубку.
Если звонят вам и разговор затягивается, вполне корректно сказать: «Извините, у меня дела (мне нужно идти, звонит другой телефон)». Это сигнал к немедленному окончанию разговора.
Это важно знать!
Не звоните, отложите разговор, если вы:
• рассержены, огорчены, возмущены — в таком состоянии выяснение отношений по телефону только ухудшит ситуацию;
• плохо себя чувствуете или очень устали, это обязательно «услышит» ваш собеседник, но может расценить по-своему;
• не уверены, что этот звонок необходим.