Брюс Такман - американский исследователь, профессор психологии образования Национального Университета Огайо. В основном его работы касались исследования динамики групп (команд). В 1965 году была опубликована его теория развития группы Tuckman's stages of group development. В первоначальной версии Такман выделил 4 стадии, но в 1977 была добавлена еще пятая. Вот они:
1.Формирование, Forming
2. Конфликтная, Штормовая, Storming
3. Нормализация, Урегулирование, Norming
4. Исполнительная, Результативная, Performing
5. Закрытие, Adjourning
Стадия 1: Формирование
Итак, первая стадия наступает, когда идет формирование команды. Участники команды впервые встречаются, либо происходят изменения которые переформатируют команду. Например, приходит новый руководитель и начинает вносить изменения в сложившийся состав, порядок или отношения команды. Этот этап характеризует несколько пунктов:
-Высокая вовлеченность руководителя во все процессы
-Участникам команды не понятны индивидуальные роли и место в команде
-Процессы еще не установлены
-Люди ведут себя настороженно по отношению друг к другу, и сомневаются в принятых решениях.
Стадия 2:Конфликтная стадия
Почему вторая стадия называется "конфликтной"?
Когда в команде все разнокомились и люди начинают вместе работать над задачами - группу начинает штормить. Каждая команда проходит через этот этап развития. Начинается борьба личностей за власть, признание и свое место в команде. Это естественный ход событий. На этой стадии развития руководитель проектов или менеджер сталкивается со многими конфликтными ситуациями. Конфликты возникают по разным причинам, но в основном они будут межличностными.
Итак, в штормовой фазе:
-Цели и задачи проекта уже всем понятны;
-Роли и обязанности понятны;
-Взаимодействие между участниками группы не командное, а личное;
-Мнения по тому, как задача должна быть выполнена различаются;
-Другие точки зрения не принимаются;
-Моральный дух команды падает;
-Производительность снижается.
Стадия 3: Фаза нормирования
Впервые можно говорить, что группа работает как команда. Этот период характеризуется прежде всего в переходе от приоритетов личных целей к задачам и целям проекта. Именно, в этот период приходит понимание процессов и процедур, и команда готова адаптировать их под свою работу. Задачи проекта выполняются с большей эффективностью, чем на предыдущих стадиях. Существенно увеличивается скорость взаимодействия между членами команды и повышается качество коммуникации. К характеристикам этой стадии можно отнести:
-Взаимоотношения к команде ясны и понятны
-Общее стремление всех участников достичь целей проекта
-Поступают предложение по адаптации и улучшению существующих процессов и договоренностей
Стадия 4: Исполнительная, Результативная, Performing
Итак, если руководитель проекта добился, что команда вышла на стадию результативной деятельности - это уже о многом говорит. Поскольку, именно на этой стадии достигается максимальный результат с наибольшей эффективностью, достигается синергетический эффект.
На этом этапе, мы уже говорим о группе как о единой команде, слаженном механизме, где каждый участник понимает свою роль и значение, уважает мнение других, открыт для коммуникаций и взаимодействий и всегда готов помочь в сложной ситуации. Основные характеристики стадии результативной деятельности следующие:
-Процессы налажены, правила установлены и скорректированы под нужды команды;
-Каждый участник знает свои задачи, роль и обязанности;
-Решения принимаются командой автономно, без негативного воздействия на проект;
-Требуется минимальный мониторинг и контроль руководителя;
-Высокая эффективность и результативность работы.
Стадия 5: Закрытие, Adjourning
Последняя стадия развития группы - это закрытие. Она была введена Брюсом Такманом в 1977 году и мне кажется, что вполне оправданно. Во-первых, это логическое завершение жизненного цикла команды, во-вторых, она действительно автономна и всегда присутствует в независимости от того, был ли проект успешен или наоборот закончился неудачей. Руководителю проектов на этом этапе надо сформулировать и обозначить достижения команды, сделать выводы и зафиксировать полученные уроки.