Автор Тема: Сборник (русский язык, литература, методика)  (Прочитано 110515 раз)

0 Пользователей и 4 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 41475
    • Просмотр профиля
Л. Н. Толстой "Война и мир"
Текст №3 (пересказ)

     Вечером, оставшись один на новом месте, князь Андрей долго не мог заснуть. Он читал, потом потушил свечу. В комнате было жарко. Он досадовал на этого глупого старика Ростова, который задержал его, досадовал на себя за то, что остался.
     Князь Андрей встал и подошел к окну. Как только он открыл ставни, лунный свет, как будто он давно ждал этого, ворвался в комнату. Ночь была свежая и неподвижно-светлая. Перед самым окном был ряд подстриженных деревьев. Под деревьями была какая-то сочная, мокрая, кудрявая трава. Далее была какая-то блестящая росой крыша, правее большое кудрявое дерево, и выше его полная луна на светлом, почти беззвездном весеннем небе. Князь Андрей облокотился на окно, и глаза его остановились на этом небе.
     Комната князя Андрея была в среднем этаже. В комнатах над ним тоже не спали. Он услыхал сверху женский говор.
— Только еще один раз, — сказал сверху женский голос, который князь Андрей сразу узнал.
— Да когда же ты спать будешь? — отвечал другой голос.
— Я не буду, я не могу спать, что ж мне делать! Ну, последний раз...
Два женских голоса запели какую-то песню.
— Ах, какая прелесть! Ну, теперь спать.
— Ты спи, а я не могу, — отвечал первый голос, приблизившийся к окну. Она, видимо, совсем высунулась в окно, потому что слышно было шуршанье ее платья. Все затихло. Князь Андрей тоже боялся пошевелиться, чтобы не выдать своего невольного присутствия.
— Соня! Соня! — послышался опять первый голос. — Ну, как можно спать! Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало. Что за луна!.. Ах, какая прелесть! Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, — и полетела бы!
— Полно, ты упадешь.
     Опять все замолкло, но князь Андрей знал, что она все еще сидит тут, он слышал иногда тихое шевеленье, иногда вздохи.
— Спать так спать! — вдруг вскрикнула она и захлопнула окно.

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 41475
    • Просмотр профиля
Л. Н. Толстой "Война и мир"
Текст  (диктант)

     День был теплый, осенний и дождливый.
     Перспектива, раскрывавшаяся с возвышения, где стояли русские батареи, защищавшие мост, то вдруг затягивалась кисейным занавесом косого дождя, то вдруг расширялась, и при свете солнца далеко и ясно становились видны предметы, точно покрытые лаком.
     Виднелся городок под ногами с своими белыми домами и красными крышами, собором и мостом. Виднелись на повороте Дуная суда, и остров, и замок с парком, окруженный рекой. Виднелся левый скалистый и покрытый сосновым лесом берег Дуная с таинственною далью зеленых вершин и голубеющими ущельями. Виднелись башни монастыря, выдававшегося из-за соснового леса.
     А далеко впереди на горе виднелись разъезды неприятеля.

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 41475
    • Просмотр профиля
Л. Н. Толстой "Война и мир"
Текст  (переписывание)

     Барышни были особенно счастливы и веселы в этот вечер. Соня насквозь светилась порывистой радостью. Наташа, гордая тем, что она в первый раз была в длинном платье, на настоящем бале, была еще счастливее. Они были в белых кисейных платьях с розовыми лентами.
     Заиграли вновь мазурку. Николай пригласил Соню.
     Наташа встала и одна пробежала через залу к углу, где сидел Денисов.
     Он вышел из-за стульев, крепко взял за руку свою даму, приподнял голову и ожидал музыку. Только на коне и в мазурке не видно было маленького роста Денисова, и он представлялся тем самым молодцом, каким он сам себя чувствовал. Выждав такт, он победоносно и шутливо взглянул на Наташу, неожиданно пристукнул одною ногой и, как мячик, упруго отскочил от пола и полетел вдоль по кругу, увлекая за собой свою даму…

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 41475
    • Просмотр профиля
Л. Н. Толстой "Война и мир"
Текст №1 (изложение)

  — Ура! — закричал князь Андрей, едва удерживая в руках тяжелое знамя, и побежал вперед с несомненной уверенностью, что весь батальон побежит за ним.
     И действительно, он пробежал один только несколько шагов. Тронулся один, другой солдат, и весь батальон с криком «ура!» побежал вперед и обогнал его...   
     «Что это? Я падаю! У меня ноги подкашиваются», — подумал князь Андрей и упал на спину. Он раскрыл глаза, надеясь увидать, чем кончилась борьба французов с артиллеристами, и желая знать, убит или нет рыжий артиллерист, взяты или спасены пушки.
     Но он ничего не видал. Над ним не было ничего уже, кроме неба, — высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками.
     «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, — подумал князь Андрей, — не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, — совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!»…
  … Он стал прислушиваться и услыхал звуки приближающегося топота лошадей и звуки голосов, говоривших по-французски. Он раскрыл глаза. Над ним было опять все то же высокое небо с еще выше поднявшимися плывущими облаками, сквозь которые виднелась синеющая бесконечность. Он не поворачивал головы и не видал тех, которые, судя по звуку копыт и голосов, подъехали к нему и остановились.
     Подъехавшие верховые были Наполеон, сопутствуемый двумя адъютантами… И в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками. Ему было совершенно все равно в эту минуту, кто бы ни стоял над ним, что бы ни говорил о нем; он рад был только тому, что остановились над ним люди, и желал только, чтоб эти люди помогли ему…
     Он собрал все свои силы, слабо пошевелил ногою и произвел самого его разжалобивший, слабый, болезненный стон.
— А! он жив, — сказал Наполеон. — Поднять этого молодого человека и снести на перевязочный пункт!






Л. Н. Толстой "Война и мир"
Текст №2 (изложение)

     На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными сучьями и с обломанной корой. Он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел видеть ни весны, ни солнца.
     «Весна, и любовь, и счастие! — как будто говорил этот дуб. — И как не надоест вам глупый бессмысленный обман!».
     Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу. Цветы и трава были и под дубом, но он все так же, хмурясь, неподвижно, уродливо и упорно, стоял посреди их.
     «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, — думал князь Андрей, — пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, — наша жизнь кончена!» Целый новый ряд мыслей возник в душе князя Андрея. Он как будто вновь обдумал всю свою жизнь и пришел к заключению, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая…
    ...Уже было начало июня, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту березовую рощу, в которой этот старый дуб так поразил его.
     «Да где он?» — подумал князь Андрей. Но сам того не зная, не узнавая, залюбовался тем дубом, который искал.
Старый дуб, весь преображенный, раскинулся шатром сочной, темной зелени, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Не было старых корявых пальцев, а сквозь столетнюю кору пробились молодые листья.
     «Да это тот самый дуб», — подумал князь Андрей. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости.

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38277
    • Просмотр профиля
5 класс. 3 четверть.

I. Перепишите. Объясните правописание букв и и ы после приставки

   Разыскивать, безыдейный, сыграть, сверхинициативный, безысходный, предыдущий, подытожить, сверхинтересный, небезынтересный, безыскусный, безыскусственный, небезызвестный.


II. Переписать, вставить пропущенные буквы.
1. Все встали с ш..потом глухим
    И вдруг смутились, зашумели:
   «Людмила здесь! (Пушкин А. С.)
2. Расхаживая тяж..лыми шагами взад и вперед по зале, он взглянул нечаянно в окно и увидел у ворот остановившуюся тройку (Пушкин А.С.)
3. При каждом звуке босых шагов, кашле, вздохе, толчке окошка, ш..рохе платья я вскакиваю с постели, воровски прислушиваюсь, приглядываюсь и без видимой причины прихожу в волнение.(Толстой Л. Н.)
4. Между старыми яблонями и разросшимися кустами крыж..вника пестрели круглые бледно-зеленые кочаны капусты; хмель винтами обвивал высокие тычинки; тесно торчали на грядах бурые прутья, перепутанные засохшим горохом. (Тургенев И.С.)
5. Через минуту он воротился и подал Ордынову богатую подушку, всю вышитую ш..лками и гарусом — ту самую, которую положила ему Катерина.(Достоевский Ф. М.)
6. Сам он ни богат, ни знатен, ни умен; в пансионе слыл за вялого и тупого мальчика, за соню и обж..ру. (Тургенев И. С.)

___________________________________________________


I. Перепишите. Объясните правописание безударных гласных.

   С утра было светло и тихо. Низкое солнце блестело ослепительно. Белый, холодный туман затоплял реку. Белый дым таял в солнечных лучах над крышами изб и уходил в бирюзовое небо. На полянах, в солнечном блеске, сверкали паутины и неподвижно рдели светло-золотые клёны. Резкий крик дроздов иногда нарушал тишину. Листья, пригретые солнцем, слабо колеблясь, падали на тёмные, сырые дорожки. Сад пустел и дичал; далеко виден был в нём полураскрытый, покинутый шалаш садовника.(Бунин И.А.)


II. Переписать, вставить пропущенные буквы.

1. Если уж вам пришло фантастическое желание, то с своей стороны я передаю их вам без..нтересно и купчую беру на себя.(Гоголь Н. В.)
2. Но эта без..дейная сытость не могла не повлиять и на жизнь.(Салтыков-Щедрин М. Е.)
3. Казалось, они все трое приготовили какую-то пресмешную шутку, которую теперь и хотели раз..грать.(Достоевский Ф. М.)
4. Множество сверх..нтересных историй можно рассказать о Пепе.(Горький М.)
5. Только знай, что, если будет на тебе какая новая вина, я вз..щу с тебя и старую. (Толстой Л.Н.)
6. В повествование обязательно нужно вплести детали прошлого, чтобы читатель знал пред..сторию персонажей.(Паустовский К.Г.)

___________________________________________________


I. Перепишите пословицы. Подчеркните существительные общего рода

1. Тихоня-жучок стену проедает. 2. Зина, не ходи разиней. 3. Парень – сладкоежка, что ни день, то сыроежка .
4. Нож не разбирает, что резал, обжора не замечает, что ел. 5. Не из чего сшить, неумехой назовут, нечем угостить – скупой прослывешь. 6. Пуля – дура, штык – молодец. 7. Медведь тоже костоправ, да самоучка. 8. Без хозяина земля – круглая сирота. 9. В еде – здоровяк, а в труде – калека.


II. Переписать, вставить пропущенные буквы.

1. В другие сани уселись другие господа, тоже с ц..ганками и ц..ганами.(Толстой Л. Н.)
2. Фомушка вымеривал аршином высоту хор и окон, а Варвара Петровна сама записывала ц..фры и делала на полях отметки.(Достоевский Ф. М.)
3. Но все сходились в одном: что он игрок и мот, а этих качеств матушка ни под каким видом в сестриц..ном женихе не допускала.(Салтыков-Щедрин М. Е.)
4. По большим праздникам юнкеров, оставшихся в училище, часто возили в ц..рк, в театр и на балы.(Куприн А. И.)
5. Петя поднимался на ц..почки, толкался, щипался, но ничего не мог видеть кроме народа вокруг себя.(Толстой Л. Н.)
6. Анна Андреевна. Но позвольте, я еще не понимаю вполне значения слов. Если не ошибаюсь, вы делаете декларац..ю насчет моей дочери?(Гоголь Н. В.)

___________________________________________________


I. Перепишите. Объясните слитное написание не- с именами существительными.
[/i]
1. И туман, и непогоды осень поздняя несёт. 2. Всё внимание его устремилось на неприятеля. 3. Слёзы опять навернулись на глазах его, слёзы негодования. 4. Опять недуг его свалил. 5. Пугачёв содержался в тюрьме не
строже прочих невольников. 6. А народ-то над ним насмехался: „Поделом тебе старый невежа“. 7. Невидимкою луна освещает снег летучий. 8. В деревне скучно: грязь, ненастье, осенний ветер, мелкий снег.
(Пушкин А.С.)



II. Переписать, вставить пропущенные знаки препинания.

1. Антон Пафнутьич похаживал по комнате он осматривал замки и окна  качал головою при сём неутешительном осмотре. (Пушкин А. С.)
2. Папенька вам без меня будет грустно когда вы подумаете что я несчастна. (Пушкин А. С.)
3. По крашеному полу были разбросаны разноцветные лоскутки клочья бумаги изломанные аптечные коробки склянки от духов в углу блестела небольшая медная булавка.(Горький М.)
4. Я несчастлив оттого Матрена Селиверстовна что родился с душой нежной чувствительной. (Островский А.Н.)
5. В церковь невежа этот приехал в сюртуке и в синих штанах он не дослушал молебна посадил ее в свою карету. (Толстой Л.Н.)
6. И ветер бушевал среди ненастья качались верхушки деревьев стучали ставни а он напевал мне в моей постели о десятках людей, лишенных тепла и приюта. (Короленко В. Г.)


___________________________________________________


I. Перепишите. Объясните написание гласных после шипящих.
[/i]
1.   Куда пастушок, туда и посошок.(Пословица.) 2. Личиком бел, да душою чёрен. (Пословица.) 3. Сеюсь как из сита, но не порошок, заползаю в жито но не червячок. (Загадка.) 4.   Пирожок лишь разломила, да кусочек прикусила. (А.С. Пушкин.) 5. По шерстке и кличка. (Пословица.) 6. В чужом глазу сучок видим, а в своём и бревна не замечаем. (Пословица.) 7. Долг платежом красен. (Пословица).

II. Перепишите, преобразовывая прилагательные, данные в скобках, в краткую форму.

1. Нам не (страшный) снег суровый, с снегом — батюшка-мороз. (П. А. Вяземский.)
2. Ночь прошла. Рассвело. Нет нигде облачка.
   Воздух (лёгкий) и (чистый), и замёрзла река.(И. С. Никитин.)
3. Всходит солнце, бодрое от холода, золотится отблеском окно.
    Утро (тихое, радостное) и (молодое).
    Белым снегом всё запушено. (И. А. Бунин.)
4. Ещё и (холодный и сырой) февральский воздух, но над садом уж смотрит небо ясным взглядом. (И. А. Бунин.)
5. Ты (серый), а я, приятель, (седой),
    И волчью вашу я давно натуру знаю...(Крылов И. А.)
6. Пускай же говорят собаки:
   «Ай, Моська! знать она (сильная),
    Что лает на Слона...(Крылов И. А.)





Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38277
    • Просмотр профиля
5 класс. 3 четверть.

I. Перепишите. Подчеркните существительные с нулевыми окончаниями.

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
(А. К. Толстой.)


II. Переписать, вставить пропущенные буквы.

1. Лиса, курятники накушавшись досыта,
    Под стогом прилегла в..дремнуть в вечерний час.(Крылов И.А.)
2. — Смотрите, ей Богу, Безухов! — говорила Наташа, высовываясь в окно кареты и глядя на высокого, толстого человека, который рядом с желтым, бе..бородым старичком подошел под арку Сухаревой башни.(Толстой Л.Н.)
3. Редакция поместилась в бывшем магазине Лукутина, где продавались его знаменитые и..делия из папье-маше.(Гиляровский В. А.)
4. Жизнь ее, бе..отрадная, бе..цветная, видимо гасла в глазах моих.(Достоевский Ф. М.)
5. Мне видеть мерзко, мерзко, и вы добились, в..кружили голову девчонке.(Толстой Л. Н.)
6. В этом настроении обиды, которую размышление не могло ни и..черпать, ни погасить, он пришел домой, зажег лампу, сел в угол и долго сидел в сумраке. (Горький М.)
7. Я иначе смотрю на вещи, чем вы; я еще не успела и..носить своих старых платьев и предрассудков.(Чехов А.П.)

___________________________________________________

5 класс. 3 четверть.

I. Перепишите. Объясните правописание безударных гласных в корне слова.

   Я проснулся серым утром. Комната была залита ровном жёлтым светом, будто от керосиновой лампы. Свет шёл снизу, из окна, и ярче всего освещал бревенчатый потолок.
Странный свет—неяркий и неподвижный — был не похож на солнечный. Это светили осенние листья.(Паустовский К.Г.)


II. Переписать, вставить пропущенные буквы.

1. Неосторожный! он к..снулся
    Душевных струн, — и звук проснулся,
    Расторгнув хладную тюрьму… (Лермонтов М. Ю.)
2. Я взяла на руки ребенка, прижала его к себе и, чуть прик..саясь губами, поцеловала его.(Толстой Л.Н.)
3. Кузьма Васильевич захотел прик..снуться к «фигурке». Она отшатнулась. (Тургенев И. С.)
4. Девочка опять протянула руку и робко к..снулась трепетавших ноздрей Орланда, который беспрестанно вздрагивал и грыз удила.(Тургенев И. С.)
5. Тишина земная как бы сливалась с небесною, тайна земная соприк..салась со звездною…
(Достоевский Ф. М.)
6. Иван Федорович знал его новую квартиру: именно в этом перек..сившемся бревенчатом маленьком домишке в две избы, разделенные сенями. (Достоевский Ф. М.)

___________________________________________________

5 класс. 3 четверть.

I. Перепишите. Объясните правописание безударных гласных в корне слова.

  Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружьё, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки. Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая. На самой середине избы висела люлька, привязанная к концу длинного шеста. (Тургенев И.С.)


II. Переписать, вставить пропущенные буквы.

1. Истории этого устройства летописец подробно не изл..гает, а приводит из нее лишь отдельные эпизоды. (Салтыков-Щедрин М. Е.)
2. — Оставь, я пол..жу резолюцию, — сказал Николай, взяв бумагу и перел..жив ее на левую сторону стола.(Толстой Л.Н.)
3. Мятежники в церкви разл..жили огонь, истопили избу, уцелевшую в выжженном предместии, и грелись попеременно.(Пушкин А. С.)
4. И чье-нибудь он сердце тронет;
И, сохраненная судьбой,
Быть может, в Лете не потонет
Строфа, сл..гаемая мной...(Пушкин А.С.)
5. Граф провел гостей-мужчин в кабинет, предл..гая им свою охотницкую коллекцию турецких трубок.(Толстой Л. Н.)
6. Предл..жение ученого и умного Сергея Ивановича идти за грибами с Варенькой подтверждало некоторые предположения Кити, в последнее время очень ее занимавшие.(Толстой Л. Н.)
__________________________________________________________________________


I. Перепишите. Объясните правописание слов с мягким знаком.
[/i]
  Девочка погасила фонарь, присела на крошечную скамейку и начала правой рукой качать люльку, левой поправлять лучину. Я посмотрел кругом—сердце во мне заныло: невесело войти ночью в мужицкую избу. Ребёнок в люльке дышал тяжело и скоро. Я в другой раз осмотрелся. Изба показалась мне ещё печальнее прежнего. Горький запах остывшего дыма неприятно стеснял мне дыхание.(Тургенев И.С.)


II. Переписать, вставить пропущенные буквы.

1. Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин; в ущелье не проникал еще радостный луч молодого дня; он золотил только верхи утесов, висящих с обеих сторон над нами; густолиственные кусты, р..стущие в их глубоких трещинах, при малейшем дыхании ветра осыпали нас серебряным дождем.(Лермонтов М. Ю.)
2. Куст «татарина» состоял из трех отр..стков.(Толстой Л.Н.)
3. Словом, представь себе дерево настоящей крупной породы, но выр..щенное в стеклянном колпаке, в банке из-под варенья.(Куприн А. И.)
4. Только сад не только не обветшал, но разр..сся, ср..сся и теперь был весь в цвету; из-за забора видны были, точно белые облака, цветущие вишни, яблони и сливы.(Толстой Л. Н.)
5. Между тем Андрюша подр..стал; Татьяна Борисовна начинала беспокоиться о его будущности.(Тургенев И. С.)
6. Как раз на середине широкой полосы между огородами, по которой шла дорога к огороду, стояла живописная кучка деревьев, густо обросшая у пней молодой пор..слью.(Короленко В. Г.)



Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38277
    • Просмотр профиля
2 четверть

5 класс

Текст № 1

М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени"


     Я остановился на краю горы и, прислонясь к углу домика, стал рассматривать окрестность, как вдруг слышу за собой знакомый голос:
— Печорин! давно ли здесь?
     Оборачиваюсь: Грушницкий! Мы обнялись. Я познакомился с ним в действующем отряде. Он был ранен пулей в ногу и поехал на воды с неделю раньше меня. Грушницкий — юнкер. Он только год в службе, носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель. У него георгиевский солдатский крестик. Он хорошо сложен, смугл и черноволос. Ему едва ли исполнился двадцать один год, но выглядел он старше. Он поминутно крутит усы левой рукой, а  правою опирается на костыль. Поговорив, мы расстались, и я пошёл гулять по виноградным аллеям…
     Становилось жарко, и я поспешил домой. Проходя мимо источника, я остановился у крытой галереи и стал свидетелем довольно любопытной сцены. Княгиня с московским франтом сидела на лавке. Оба были заняты серьезным разговором. Княжна прохаживалась задумчиво у колодца. Грушницкий стоял у самого колодца; больше на площадке никого не было.
     Я подошел ближе и спрятался за угол галереи. В эту минуту Грушницкий уронил свой стакан на песок и усиливался нагнуться, чтоб его поднять: больная нога ему мешала. Бежняжка! как он ухитрялся, опираясь на костыль, и все напрасно. Выразительное лицо его в самом деле изображало страдание.
Княжна Мери видела все это лучше меня.
     Легче птички она к нему подскочила, нагнулась, подняла стакан и подала ему. Потом ужасно покраснела, оглянулась на галерею и, убедившись, что ее маменька ничего не видала, тотчас же успокоилась. Когда Грушницкий открыл рот, чтоб поблагодарить ее, она была уже далеко. Через минуту она вышла из галереи с матерью и франтом, но, проходя мимо Грушницкого, приняла вид такой чинный и важный — даже не обернулась, даже не заметила его страстного взгляда, которым он долго ее провожал... Только тогда бедный юнкер заметил мое присутствие.
— Ты видел? — сказал он, крепко пожимая мне руку, — это просто ангел!

1. Чтение текста вслух (абзацно-фразовое, по цепочке, целиком и другие варианты, про себя).
2. Определение главной мысли текста.
3. Составление плана (письменно).
4. Пересказ.
5. Найти в тексте глагол с окончанием "-тся" или "ться"
6. Изложение (письменно).


Грамматические задания (можно использовать как домашнее задание)

I. Перепишите. В предложениях подчеркните подлежащее и сказуемое.
   Низкое солнце блестело ослепительно. Белый, холодный туман затоплял реку. Белый дым таял в солнечных лучах над крышами изб и уходил в бирюзовое небо. На полянах, в солнечном блеске, сверкали паутины и неподвижно рдели светло-золотые клёны. Резкий крик дроздов иногда нарушал тишину.(И.С. Тургенев)

II. Переписать,  вставить пропущенные буквы.
1. "Знаешь что? Ему ужасно хочет..ся уйти от меня", — шепнула мне наскоро Наташа, когда он вышел на минуту, — да и боит..ся.(Чехов А.П.)
2. С нетерпением ожидал я ответа на посланное письмо, не смея надеят..ся и стараясь заглушить печальные предчувствия. (Пушкин А.С.)
3. Тебе бы все с ружьем баловат..ся!(Тургенев И.С.)
4. Теперь случает..ся, что вдруг развеселит..ся и похорошеет, а тогда она очень иногда любила поболтать и посмеят..ся. (Достоевский Ф.М.)
5. Он боялся, что помимо его воли в нем может что-то взорват..ся. (Горький М.)
6. От ядра они разлетаются и разрешают..ся обильным дождем. (Гончаров И.А.)

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38277
    • Просмотр профиля
5 класс. Задания. 2 четверть

I. Перепишите. В предложениях подчеркните прилагательные как члены предложения.
    В углу стоял игрушечный стол, который окружали четыре маленьких стула. На одном из них сидел пушистый заяц, на другом—деревянный человек с длинным носом. На столе стоял блестящий самовар, возле него пристроился малюсенький чайник, их окружали беленькие чашки. Миниатюрная ваза была наполнена сластями. (Паустовский К.Г.)

II. Переписать, расставить знаки препинания при обращениях.

1. Ветер ветер ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море всюду веешь на просторе. (А. С. Пушкин.)
2. —   Здорово парнище!
    — Ступай себе мимо!
     —Уж больно ты грозен, как я погляжу!(Некрасов Н.А.)
3. Князь тихо на череп коня наступил и молвил: "Спи друг одинокий!" (Пушкин А.С.)
4. "Здесь ваше благородие," - отвечал мне голос сверху. (Пушкин А.С.)
5. Петрушка вечно ты с обновкой,
    С разодранным локтем. (Грибоедов А.С.)
6. "Матёрый ваше сиятельство", — отвечал Данило, поспешно снимая шапку. (Толстой Л.Н.)

______________________________________________________________-

I. Перепишите. В предложениях подчеркните числительные.

1. Входят семь богатырей, семь румяных усачей. (А. С. Пушкин.) 2. С первого щелка прыгнул поп до потолка; со второго щелка лишился поп языка, а с третьего щелка вышибло ум у старика. (А. С. Пушкин.) 3. Три девицы под окном пряли поздно вечерком. (А. С. Пушкин,) 4. В третий раз закинул он невод, пришёл невод с одною рыбкой. (А. С. Пушкин.)

II. Переписать, раскрывая скобки
1. Дубровский встал и пошёл искать дорогу домой, но ещё долго блуждал по (не)знакомому лесу.
2. Мысль о (не)счастливом предзнаменовании пришла ему в голову.
3. Издали услышал Владимир (не)обыкновенный шум и говор.
4. Двери запирались, и (не)счастную жертву оставляли наедине с косматым пустынником.
5. Мы видим, как изумил он бедного Антона Пафнутьича (не)ожиданным своим превращением из учителя в разбойника.
6. Князь вдруг показался ей отвратительным и (не)навистным.(Пушкин А.С.)

_______________________________________________________

I. Перепишите. В предложениях подчеркните глаголы как члены предложения,  укажите спряжение глаголов
Растаял в поле снег, леса повеселели
Даль заливных лугов лазурна и ясна;
Стыдливо белая берёза зеленеет.
Проходят облака всё выше и нежней,
А ветер сушит сад и мягко в окна веет
Теплом апрельских дней.
(И.А. Бунин)

II. Переписать, расставить знаки препинания.

1. Когда комнаты стояли пустые  я зашел посмотреть на голые стены с квадратными пятнами на местах где висели картины.(Горький М.)
2. Ветер за стенами дома бесился в его реве слышались стоны и дикий смех, метель к вечеру расходилась еще сильнее.(Куприн И.А.)
3. Солнце село звезда зажглась и дрожит в огнистом море заката. (Тургенев И.С.)
4. В спальню вбежали три старые горничные и графиня вошла и опустилась в вольтеровы кресла. (Пушкин А.С.)
5. Принесли ему девчонки лоскутков одел он кукол и поставил колесо на ручей. Колесо вертится а куколки прыгают.(Толстой Л.Н.)
6. Кот сипло замяукал но в это время шуба распахнулась хозяин сказал «гоп!» и Каштанка прыгнула на пол.  (Чехов А.П.)

______________________________________________

I. Перепишите. В предложениях подчеркните безличные глаголы.
    1. Нигде не дышится вольней родных лугов, родных полей. (Н. А. Некрасов.) 2. Не сидится в хате тесной, не лежится на печи. (Н. А. Некрасов.) 3. С вечера все спится, на дворе темно. (А. А. Фет.) 4. Вечерело. Горы были уже в тени. (Лермонтов М.Ю.) 5. Подморозило, лужи затянулись ледяной коркой. (Паустовский К.Г.) 6. Сладко дремлется в кроватке. (А. А. Блок.)


II. Переписать,. Вставить пропущенные буквы.

1. Прошли целые полгода, и наступил уже ветреный и ненас..ный октябрь.(Достоевский Ф.М.)
2. В среду, уже с четырех часов, станция была битком набита учас..никами пикника.(Куприн А. И.)
3. Впереди ехало человек сто казаков, предводительствуемых одним старым, седым наез..ником, на серой борзой лошади. (Лермонтов М.Ю.)
4. Да здра..ствует лицей! Наставникам, хранившим юность нашу, не помня зла, за благо воздадим. (Пушкин А.С.)
5. Стекло хрус..нуло и со звоном полетело на пол…(Гончаров И. А.)
6. Она любила чувс..вительные романсы, пела она их чуть слышно, одним лишь дыханием.
Чехов А. П.)


Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 41475
    • Просмотр профиля
М. Ю. Лермонтов "Герой нашего времени"
Тест №4 (пересказ)

     Я прыгнул на своего Черкеса и пустился во весь дух по дороге в Пятигорск. Я беспощадно погонял измученного коня, который мчал меня по каменистой дороге.
     Солнце уже спряталось в черной туче, отдыхавшей на гребне западных гор; в ущелье стало темно и сыро. Я скакал, задыхаясь от нетерпенья. Мысль не застать уже Веру в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце! Я молился, проклинал, плакал, смеялся... нет, ничто не выразит моего отчаяния!.. И между тем я все скакал, погоняя беспощадно.
     И вот я стал замечать, что конь мой тяжелее дышит; он раза два уж спотыкнулся на ровном месте... Оставалось пять верст до Ессентуков — казачьей станицы, где я мог пересесть на другую лошадь.
     Все было бы спасено, если б у моего коня достало сил еще на десять минут! Но вдруг на крутом повороте он грянулся о землю. Я проворно соскочил, хочу поднять его, дергаю за повод — напрасно: едва слышный стон вырвался сквозь стиснутые его зубы; через несколько минут он издох; я остался в степи один, потеряв последнюю надежду; попробовал идти пешком — ноги мои подкосились; изнуренный тревогами дня и бессонницей, я упал на мокрую траву и как ребенок заплакал.
     Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горячую голову и мысли пришли в обычный порядок, то я понял, что гнаться за погибшим счастьем бесполезно и безрассудно.
     Я возвратился в Кисловодск в пять часов утра, бросился на постель и заснул крепким сном.

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 41475
    • Просмотр профиля
М. Ю. Лермонтов "Герой нашего времени"
Тест №3 (диктант)

     До станции оставалось еще с версту. Кругом было так тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полетом. Налево чернело глубокое ущелье. За ним были видны темно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега. Они рисовались на бледном небосклоне, еще сохранявшем последний отблеск зари. На темном небе начинали мелькать звезды. По обеим сторонам дороги торчали голые, черные камни. Кое-где из-под снега выглядывали кустарники, но ни один сухой листок не шевелился, и весело было слышать среди этого мертвого сна природы неровное побрякиванье русского колокольчика.
— Завтра будет славная погода! — сказал я.
     По бокам высокой горы ползали легкие облака, а на вершине лежала черная туча, такая черная, что на темном небе она казалась пятном...
     Уже мы различали почтовую станцию, кровли окружающих ее саклей, и перед нами мелькали приветные огоньки. Вдруг пахнул сырой, холодный ветер, ущелье загудело и пошел мелкий дождь. Едва успел я накинуть бурку, как повалил снег. Я посмотрел на попутчика.
— Нам придется здесь ночевать, — сказал он с досадою.

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 41475
    • Просмотр профиля
М. Ю. Лермонтов "Герой нашего времени"
Тест №2 (переписывание)

     Давно запряженные кони продрогли на снегу. Месяц бледнел на западе и готов уж был погрузиться в черные свои тучи, висящие на дальних вершинах, как клочки разодранного занавеса.
     Мы вышли из сакли. Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро. Хороводы звезд чудными узорами сплетались на далеком небосклоне и одна за другою гасли по мере того, как бледноватый отблеск востока разливался по темно-лиловому своду, озаряя постепенно крутые горы.
     Направо и налево чернели мрачные, таинственные пропасти, и туманы, клубясь и извиваясь, как змеи, сползали туда по морщинам соседних скал, будто чувствуя и пугаясь приближения дня.

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 41475
    • Просмотр профиля
М. Ю. Лермонтов "Герой нашего времени"
Тест №1 (изложение)

     Я остановился на краю горы и, прислонясь к углу домика, стал рассматривать окрестность, как вдруг слышу за собой знакомый голос:
— Печорин! давно ли здесь?
     Оборачиваюсь: Грушницкий! Мы обнялись. Я познакомился с ним в действующем отряде. Он был ранен пулей в ногу и поехал на воды с неделю раньше меня. Грушницкий — юнкер. Он только год в службе, носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель. У него георгиевский солдатский крестик. Он хорошо сложен, смугл и черноволос. Ему едва ли исполнился двадцать один год, но выглядел он старше. Он поминутно крутит усы левой рукой, а  правою опирается на костыль. Поговорив, мы расстались, и я пошёл гулять по виноградным аллеям…
     Становилось жарко, и я поспешил домой. Проходя мимо источника, я остановился у крытой галереи и стал свидетелем довольно любопытной сцены. Княгиня с московским франтом сидела на лавке. Оба были заняты серьезным разговором. Княжна прохаживалась задумчиво у колодца. Грушницкий стоял у самого колодца; больше на площадке никого не было.
     Я подошел ближе и спрятался за угол галереи. В эту минуту Грушницкий уронил свой стакан на песок и усиливался нагнуться, чтоб его поднять: больная нога ему мешала. Бежняжка! как он ухитрялся, опираясь на костыль, и все напрасно. Выразительное лицо его в самом деле изображало страдание.
Княжна Мери видела все это лучше меня.
     Легче птички она к нему подскочила, нагнулась, подняла стакан и подала ему. Потом ужасно покраснела, оглянулась на галерею и, убедившись, что ее маменька ничего не видала, тотчас же успокоилась. Когда Грушницкий открыл рот, чтоб поблагодарить ее, она была уже далеко. Через минуту она вышла из галереи с матерью и франтом, но, проходя мимо Грушницкого, приняла вид такой чинный и важный — даже не обернулась, даже не заметила его страстного взгляда, которым он долго ее провожал... Только тогда бедный юнкер заметил мое присутствие.
— Ты видел? — сказал он, крепко пожимая мне руку, — это просто ангел!

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38277
    • Просмотр профиля
5 класс. Задания. 2 четверть

I. Перепишите. В предложениях подчеркните подлежащее и сказуемое.
   Низкое солнце блестело ослепительно. Белый, холодный туман затоплял реку. Белый дым таял в солнечных лучах над крышами изб и уходил в бирюзовое небо. На полянах, в солнечном блеске, сверкали паутины и неподвижно рдели светло-золотые клёны. Резкий крик дроздов иногда нарушал тишину.(И.С. Тургенев)

II. Переписать,  вставить пропущенные буквы.
1. "Знаешь что? Ему ужасно хочет..ся уйти от меня", — шепнула мне наскоро Наташа, когда он вышел на минуту, — да и боит..ся.(Чехов А.П.)
2. С нетерпением ожидал я ответа на посланное письмо, не смея надеят..ся и стараясь заглушить печальные предчувствия. (Пушкин А.С.)
3. Тебе бы все с ружьем баловат..ся!(Тургенев И.С.)
4. Теперь случает..ся, что вдруг развеселит..ся и похорошеет, а тогда она очень иногда любила поболтать и посмеят..ся. (Достоевский Ф.М.)
5. Он боялся, что помимо его воли в нем может что-то взорват..ся. (Горький М.)
6. От ядра они разлетаются и разрешают..ся обильным дождем. (Гончаров И.А.)

____________________________________________________________

I. Перепишите пословицы. Объясните постановку тире между подлежащим и сказуемым.
   1. Глаза - зеркало души. 2. Молчание - знак согласия. 3. Азбука - к мудрости ступенька. 4. Щи да каша - пища наша. 5. Чужая душа - потёмки. 6. Хлеб - всему голова. 7. Смех - лучшее лекарство. 8. Слово - серебро, а молчание - золото.

II. Переписать,  вставить пропущенные запятые между однородными  членами предложения.
1. Погоди не перебивай меня. Ты вот резвишься бегаешь, точно дитя, с ребятишками. (Гончаров И.А.)
2. Огромный платяной шкаф орехового дерева большой письменный стол с полками пианино два мягкие дивана и более полудюжины кресел составляли его мебель.(Гончаров И.А.)
3. Таких удивительных роз лилий камелий таких тюльпанов всевозможных цветов, начиная с ярко-белого и заканчивая черным, как сажа,  Коврину не случалось видеть нигде.(Чехов А.П.)
4. Наташа улыбалась мне улыбалась малютке плакала смеялась. (Толстой Л.Н.)
5. Между двух столбов были протянуты веревки, на которых висели калачи мясные окорока. На стоявших тут же столах были нагромождены кучи пирогов караваев блинов сырников и других яств. (Гоголь Н.В.)
6. Цвет лица у ней был очень нежный белый, волосы длинные русые мягкие и вьющиеся, и прекрасные ясные кроткие доверчивые глаза. (Толстой Л.Н.)

_____________________________________________-

I. Перепишите. В нераспространённых предложениях подчеркните подлежащее и сказуемое.
   Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву, Леса моросили дождём облетевшей листвы. Этот дождь шёл неделями. Наступил сентябрь. Сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей.(Паустовский К.Г.)

II. Переписать,  раскрывая скобки.
1. Ее черты, строгие и резкие, особенно ее (с,з)жатые губы, выражали твердость и силу воли.(Толстой Л.Н.)
2. Иные, еще обросшие листьями внизу, словно с упреком и отчаянием поднимали кверху свои бе(с,з)жизненные, обломанные ветви.(Тургенев И.С.)
3. Наконец, после многих ра(с, з)спросов вы находите желанную дверь; по(с, з)кользнувшись на пороге, вы летите две ступени вниз и попадаете ногами в лужу, потом ощупываете лестницу и начинаете в(с,з)бираться наверх. (Лермонтов М.Ю.)
4. Я кинулся со всех ног, подскользнулся на паркете и чуть-чуть не ра(с,з)клеил носа.(Гоголь Н.В.)
5. Придется еще много услышать жестоких и бе(с, з)человечных слов и долго оставаться бе(с,з)молвным свидетелем всякого рода бе(с,з)стыжеств. (Салтыков-Щедрин М.Е.)
6. Мужик, ра(с,з)клавши огонёк, наудя рыб, и(с,з)жарить их собрался.(Крылов И.А.)

_____________________________________________

I. Перепишите. В предложениях подчеркните имена существительные, как члены предложения, укажите их склонение.
    Зима. Снег лежит на каждой тропинке и каждой аллее . На зелёной ёлке и пихте, хвоя покрылась инеем. Спит в берлоге, в своей постели косолапый медведь. Белка скачет с ветки на ветку. Заяц у белоствольной берёзки попрыгивает. Бродит по просёлочной дороге, возле деревни. (И.С. Тургенев)

II. Переписать, расставить знаки препинания при прямой речи.
1. Могучий Олег головою поник и думает Что же гаданье? (Пушкин А.С.)
2. Отпустил он рыбку золотую и сказал ей ласковое слово Твоего мне откупа не надо, ступай себе в синее море, гуляй там себе на просторе. (Пушкин А.С.)
3. Где же вожатый спр..сил я у Савельича.(Пушкин А.С.)
4. Здесь, ваше благородие, отвечал мне голос сверху.(Пушкин А.С.)
5. Ты мне этого не сказал заметил Пугачёв.(Пушкин А.С.)
6. Это что ещё вскр..чал Пугачёв, сверкнув огненными глазами.(Пушкин А.С.)

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 41475
    • Просмотр профиля
5 класс
2 четверть
1.   Словосочетание. Разбор (главное и зависимое слово)
2.   Предложение. Виды (по цели высказывания, по интонации)
3.   Главные члены предложения
4.   Тире между подлежащим и сказуемым
5.   Распространённые и нераспространенные предложения. Второстепенные члены.
6.   Дополнение
7.   Определение
8.   Обстоятельство
9.   Однородные члены предложения. Знаки препинания при них.
10.   Предложения с обращениями
11.   Простые и сложные предложения
12.   Прямая речь. Диалог

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38277
    • Просмотр профиля
5 класс


Текст №4

А.С. Пушкин «Дубровский»


    Марья Кириловна искала способ отправить кольцо в дупло заветного дуба. В это время камушек ударился в окно ее, стекло зазвенело. Марья Кириловна взглянула на двор и увидела маленького Сашу. Она обрадовалась ему и открыла окно.
— Здравствуй, Саша, — сказала она, — зачем ты меня зовешь?
— Я пришел, сестрица, узнать от вас, не надобно ли вам чего-нибудь.
— Спасибо, милый мой Сашенька! Ты знаешь старый дуб с дуплом, что у беседки?
— Знаю, сестрица.
— Так если ты меня любишь, сбегай туда поскорей и положи в дупло вот это кольцо, да смотри же, чтоб никто тебя не видал.
    С этим словом она бросила ему кольцо и заперла окошко.
   Мальчик поднял кольцо, во весь дух пустился бежать. Он быстро  очутился у заветного дерева,  оглянулся во все стороны и положил колечко в дупло. Он хотел бежать обратно, как вдруг какой-то оборванный рыжий мальчишка мелькнул из-за беседки, кинулся к дубу и запустил руку в дупло. Саша быстрее белки бросился к нему и зацепился за него обеими руками.
— Что ты здесь делаешь? — сказал он грозно.
— Тебе какое дело? — отвечал мальчишка, стараясь от него освободиться.
— Оставь это кольцо, рыжий заяц, — кричал Саша, — или я проучу тебя.
   Вместо ответа тот ударил его кулаком по лицу, но Саша его не выпустил и закричал во все горло: «Воры, воры — сюда, сюда...»
   Мальчишка силился от него отделаться. Они боролись несколько минут, наконец рыжий мальчик повалил Сашу наземь и схватил его за горло.
Но в это время сильная рука садовника Степана вцепилась в рыжие волосы.
— Ах, ты, — говорил садовник, — да как ты смеешь бить маленького барина...
    Саша успел вскочить и оправиться.
— Отдай кольцо! — кричал Саша.
    Садовник повел пленника на барский двор, и все трое очутились перед Кирилом Петровичем, который спросил, что случилось. Саша смутился, спутался. Кирила Петрович нахмурился и приказал нести розги. Саша испугался и всё рассазал: «Сестрица велела мне сбегать к дубу и положить кольцо в дупло, я и сбегал и положил кольцо, а этот скверный мальчик...»
   Кирила Петрович обратился к скверному мальчику и спросил его грозно: «Чей ты?»
— Я дворовый человек господ Дубровских, — отвечал рыжий мальчик.
    Лицо Кирила Петровича омрачилось.
— А что ты делал в моем саду?
— Малину крал, — отвечал мальчик с большим равнодушием.
— Ага, малина разве растет у меня на дубах?
    Мальчик ничего не отвечал.

1. Чтение текста вслух (абзацно-фразовое, по цепочке, целиком и другие варианты, про себя).
2. Определение главной мысли текста.
3. Составление плана.
4. Пересказ.
5. Написать сочинение на тему "Образ Дубровского" по прочитанным текстам.



Грамматические задания (можно использовать как домашнее задание)

I. Перепишите, определите спряжения глаголов
    Герасиму отвели над кухней каморку; он устроил её себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбанах, истинно богатырскую кровать; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика—стул на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронет и ухмыльнётся.
(И. С. Тургенев.)


II.Перепишите. Вставьте пропущенные буквы, определите спряжения глаголов.
1. Он побл..днел, вздрогнул, глаза его св..ркнули, и карточка пол..тела в камин.(Лермонтов М.Ю.)
2. Я не люблю хв..лить себя, я хочу только, чтоб мне отд..вали справедливость. (Островский А.Н.)
3. Виктор лениво прот..нул руку, взял, небрежно понюхал цветы и начал в..ртеть их в пальцах, с задумчивой важностью посматривая вверх. (Тургенев И.С.)
4. Как вольно дыш..т грудь, как крепн..т весь человек, охваченный свежим дыханьем весны! (Тургенев И.С.)
5. И вижу я, смотр..т он пред собой умиленно и ясно.  (Достоевский Ф.М.)
6. Алексей Александрович стал зам..чать, что Анна б..ялась его, т..готилась им и не могла см..треть ему прямо в глаза.(Толстой Л.Н.)


 
.