Интегративная сущность нововведений в образовании. Концепция педагогической интеграции
Для любого развития характерно единство двух противоположных процессов – дифференциации и интеграции. Они взаимосвязаны и дополняют друг друга. Дифференциация воплощается в поисках средств группового и индивидуального подходов, выделении разноуровневых программ, индивидуальных образовательных траекторий, вариантов стимулирования и поддержки учебной деятельности и многих других подходов и средств. Но собрать все ценное воедино, скоординировать и воплотить в едином процессе многие идеи, подходы, методики, технологии можно только на основе их интеграции. Без нее неизбежны фрагментарность, локальность, бессистемность, потеря общих ориентиров учебного процесса.
В чем суть интеграции? На основе какой концепции осуществляется педагогическая интеграция? Интеграция (от лат. integration) – восстановление, восполнение, объединение в целое каких-либо частей. Исходя из современной человекоориентированной парадигмы образования, педагогическую интеграцию можно определить как целесообразный, регулируемый процесс, результат становления, развития и формирования многомерной человеческой целостности в условиях осуществления интегративно-педагогической деятельности (Н. К. Чапаев, М. Л. Вайнштейн). Становление "человеческой целостности" включает процессы социализации и индивидуализации (становление "самости", индивидуального облика и стиля деятельности), а также профессионального становления будущего специалиста.
В образовательном процессе основой становления целостной личности выступает межотраслевая и межнаучная интеграция, обеспечивающая освоение и перенос в образовательную сферу знаний, принципов, подходов из разных сфер изучения человека, а также межпредметная интеграция изучаемых дисциплин в образовательном учреждении, которая в принципе должна вести к системности и относительной завершенности образовательного процесса.
Между процессами дифференциации и интеграции существует своеобразное разделение труда. Если дифференциация приводит к умножению и углублению регулируемых психических процессов и формируемых свойств, то интеграция – к упорядочиванию субординации и иерархизации ее результатов (Г. С. Костюк).
Но на каких бы уровнях и в каких бы формах ни осуществлялась педагогическая интеграция, она в конечном счете, формируя ценностно-интегративную образовательную среду, должна обеспечить преобразования в личности человека, его готовность к самосовершенствованию, познанию, созиданию, труду.
Интеграция образовательного процесса может быть комплексной, проводимой на всех уровнях теории и практики обучения, воспитания и развития личности, или частичной – на одном или нескольких уровнях. Обычно кардинальные изменения концепции и целей образования, смена образовательной парадигмы ведут к личностно-системным изменениям. Изменения же условий, методов, технологий, инструментария педагогической деятельности могут накапливаться постепенно и лишь потом вызвать системные изменения. Так происходит освоение новых информационных и коммуникационных технологий, индивидуальных средств и отдельных форм обучения.
На уровне содержательном усовершенствованная структура знаниеориентированного образования, включающего знания о природе, человеке и обществе, способы типовой и опыт творческой деятельности, а также опыт эмоционально-оценочных отношений ко всем элементам изучаемого (Μ. Н. Скаткин, И. Я. Лернер), интегрируется в последние десятилетия в более широкую структуру мировой и художественной культуры.
На когнитивном уровне должны в процессе обучения (школьного и послешкольного) создаваться последовательно сменяемые и все более интегрированные сначала общая недифференцированная интегративная картина мира ("Мир вокруг меня" и "Я в мире"), затем предметные (частные) картины мира, затем естественно-научная и социальная картины мира, потом на основе их интеграции – общенаучная картина мира и, наконец, с учетом не отраженных в науке аспектов – общая интегративная картина мира, которая пока остается идеальным объектом устремлений даже в университетском образовании. Интеграция на уровне содержания проявляется в межпредметных связях, в укрупнении дидактических единиц (модульное обучение, укрупнение дидактических единиц за счет объединения взаимосвязанных, прямых и обратных действий и полярных по смыслу понятий и действий, по Π. М. Эрдниеву, и других подходов).
На уровне процессуально-деятельностном – это сочетание гибких вариативных методик с отработанными технологиями (о чем шла речь выше) элементов усвоения и воспроизведения готовых знаний и образцов деятельности с поисково-творческими методиками. Это обогащение новыми инструментами и способами деятельности традиционных методик, скажем игры, мультимедийные вставки в традиционном обучении или элементы проблемного поиска, дискуссии, видеоряд при использовании новых информационных технологий и многое другое.
На организационно-управленческом уровне речь идет прежде всего о планировании системы обучения в целом или отдельного курса на предмет сочетания информационных технологий, рассчитанных как на самостоятельную работу обучающихся, так и на работу преподавателя с обучаемыми. Тут может быть и сочетание первого и второго.
Например, традиционное вводное занятие в виде собеседования или лекции, выдача и пояснение заданий и способов отчета об их исполнении, затем самостоятельная работа с обучающими программами, электронными учебниками, поиск и освоение информации в системе Интернет, а в заключительной стадии – индивидуальные устные или письменные отчеты, коллективное обсуждение результатов, их коррекция, тренировочные и поисковые работы под руководством педагога.
На уровне подготовки отдельного занятия полезно выбрать ведущий, стержневой метод, а затем дополнять, обогащать его элементами иных методов, прежде всего открывающих возможности развития самостоятельности и творческих способностей.