За и против безотметочного обучения в школе
Экспертный семинар по теме "Безотметочное обучение в начальной школе: за и против" состоялся в Российской академии образования. В семинаре приняли участие эксперты РАО, представители родительских и учительских ассоциаций, учителя начальных классов и психологи.
Сторонники безотметочного оценивания настаивают на том, что отметка рассматривается как "антимотив учебной деятельности", приводит к нарушению этики взаимоотношений между учеником и учителем, отрицательно воздействует на личность ребенка.
Сторонники же отметочной системы полагают, что отметка положительно влияет на успешность обучения и формирует у школьника учебно-познавательные функции. Кроме того, эксперт выразила мнение, что средний балл при выведении итоговой отметки отрицает возможность ученика пересдать конкретную тему и противоречит педагогическим требованиям этического характера.
Между тем, аналитик Центра развития образования РАО Елена Корнилова рассказала о результатах исследования, в котором приняли участие 2500 школьников 2, 3 и 4 классов. Учеников попросили: "Представь, что в твоей школе отменили отметки. Это поможет тебе учиться? Объясни".
Оказалось, что 82 процента респондентов хотят получать отметки, лишь 15 процентов учеников желают учиться без отметок и 3 процента не определились. Среди аргументов школьников в пользу отметок: "она дает мне обратную связь с учителем", "я готов получить двойку лишь бы получить свою заветную пятерку". Основные аргументы за безотметочное обучение: "я не хочу волноваться", "отметка отбивает у меня желание учиться".
Взгляд физиолога на данную проблему изложила директор Института возрастной физиологии РАО, профессор Марьяна Безруких.
"Будет отметка или не будет, будет 12-балльная система оценивания или стобалльная, принципиально это ничего не меняет. Любой вариант безотметочного обучения, как бы хорош он не был, упрется в общие критерии оценки системы образования, рейтинги, ЕГЭ и пр.", ‒ полагает эксперт.
Мнение родителей о том, надо ставить детям отметки или не надо, высказала исполнительный директор Национальной родительской ассоциации социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей Лариса Санатовская. "Мы не против того, чтобы детям ставили отметки, мы против того, чтобы по отметкам судили успешность ребенка, мы против того, чтобы по отметкам присваивались ярлыки "двоечник" или "отличник", ‒ подчеркнула спикер. Между тем, как оппонировали некоторые другие эксперты, родители зачастую сами провоцируют негативное отношение к отметкам: "вместо того, чтобы поинтересоваться, все ли хорошо у ребенка в школе, родители задают свой излюбленный вопрос "Что ты сегодня получил?".
По итогам семинара было решено обратиться к Министерству просвещения с просьбой подготовить новый вариант методического письма об оценивании результатов обучения в начальной школе.
Кроме того, эксперты
официально подтвердили педагогическую нецелесообразность использования отметок в любом графическом виде в первом классе начальной школы и, по усмотрению самой школы, в первой половине второго года обучения.РИА Новости
https://ria.ru/sn_edu/20180919/1528909638.html