Предыстория картины весьма интересна. Художник долгое время жил и работал в Риме и Милане, получив стипендию от Александра I для набора профессионального опыта. Там он познакомился со светской львицей, красивейшей из женщин и владелицей многомиллионного состояния графиней Юлией Павловной Самойловой. Долгие годы Карла Павловича с графиней связывали тёплые дружеские отношения. Он не раз писал её портреты, в том числе с воспитанницами (например, образ графини можно рассмотреть на всемирно известном полотне «Последний день Помпеи» в трёх персонажах).
Молодые люди познакомились в Италии в 1827 г., где графиня жила после разрыва с мужем. Самойлова в браке не успела завести собственных детей, поэтому взяла на воспитание Джованнину и Амацилию, двух девочек-итальянок, которые и изображены на "Всадница". На коне представлена непосредственно старшая приёмная дочь графини Самойловой, Джованнина.
По просьбе Самойловой художник взялся написать портрет воспитанниц. Для их изображения Брюллов выбрал неординарный сюжет: старшая из девочек изображена в духе парадных портретов полководцев – сидящей верхом на лошади.
Картина была выставлена на всеобщее обозрение в 1832 г. Реакция публики была неоднозначной. Многим не нравилась неправдоподобно свободная поза наездницы и спокойное выражение её лица. Однако всех поражал масштаб портрета: персонажи изображены
в натуральную величину. Удивляло умение передать движение лошади и необычность сюжета в целом. Зрители восхищались красавицей с ангелоподобным лицом. Критики сравнивали манеру письма с "большими фламандцами" эпохи позднего Ренессанса, а именно с Ван Дейком и Рубенсом. Картина произвела фурор, превзойдя все ожидания.
На картине изображена сцена прогулки. Девушка или собирается на прогулку, или возвращается с неё. (Большинство искусствоведов склоняются к первой версии). Можно предположить, что лошадь с всадницей понеслась галопом с прогулки, и в последний момент девушка осадила её у крыльца. Животное ещё возбуждено бешеной скачкой и готово продолжать свой галоп, рвётся вперёд.
О том, что движение только что остановлено, говорит и лёгкая вуаль девушки, которая ещё продолжает колыхаться. Наездницу встречает маленькая сестрёнка и спаниель. С другой стороны, возможно, героиня собралась на прогулку, и лошадь хочет скорее предаться скачке. Собака направляется за наездницей, а девочка на балконе провожает сестру.
Картина относится к портретному жанру, но сильно отличается от стандартных портретов, потому что в ней есть сюжет, действующие лица, персонажи, декорации. Это свойственно всем портретам Брюллова.
Картина была передана графине Самойловой и почти 40 лет была её собственностью. К концу жизни графиня разорилась и была вынуждена продать полотно. В 1893 г. холст купил Третьяков для своей галереи. Долгое время считалось, что «Всадница» – портрет Самойловой. Но второе название, данное картине самим художником («Джованни на лошади»), доказывает, что это старшая из девочек, взятых на воспитание графиней.
Сегодня «Всадница» – собственность Третьяковской галереи, и все желающие могут увидеть её в одном из выставочных залов.
Более подробно о нюансах и скрытых деталях картины можно прочитать здесь:
https://prokartiny.com/kartiny/vsadnitsa-karla-bryullova