Автор Тема: Обучение и воспитание  (Прочитано 47919 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Marin

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 232
    • Просмотр профиля
Re: Обучение и воспитание
« Ответ #23 : 04 Апрель 2013, 23:14:43 »
Вчера  я узнала, что мама , слушая как читает сын "Лебедушку" Сергея Александровича Есенина, прослезилась. Мудрые мамы не боятся показать свои слезы.

Оффлайн Nelly Hamzina

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 322
    • Просмотр профиля
Re: Обучение и воспитание
« Ответ #22 : 27 Март 2013, 20:09:44 »
   Я полностью согласна с тем, что обучение и воспитание неразрывно связаны между собой. И такие предметы, как русский язык и литература, с точки зрения воспитательных возможностей, являются благодатной почвой для учителя.
   
    В частности, на уроках русского языка постоянно используются разнообразные тексты для, например, изложений, диктантов, а также сочинения-миниатюры, предложения на морально-этические темы и многое другое, которые помогают развивать нравственные качества учащихся. А хорошо проработанный, гармонично вписанный в урок, определённым образом прокомментированный  дидактический материал разного типа позволяет воздействовать на чувства учащихся, формируя  любовь к Родине, к человеку, чувство милосердия, совести и т.д., бережное отношение к родному слову. Воспитание и обучение выступают как единое целое  и на уроках литературы, ведь изучение произведений художественной литературы, наполненных нравственными, духовными ценностями, как нельзя лучше способствует этому.
   
   Воспитание, на мой взгляд,  не ограничивается временными рамками занятий по предмету, процессом непосредственного обучения, оно продолжается и после звонка...когда учителя и ученики здороваются и прощаются друг с другом, желают друг другу "приятного аппетита" в столовой, встречают доброжелательным взглядом и улыбкой на лестницах и в коридорах, следят за своей речью... Можно долго продолжать этот список, и в силах каждого внести свою лепту в формирование действительно цельной и гармоничной Личности учащегося.

Оффлайн Начальница

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 34
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Re: Обучение и воспитание
« Ответ #21 : 27 Март 2013, 16:28:09 »
Моральная поддержка другого человека , сопереживание  с  ним в трудной ситуации  , дружеское участие , а иногда - плечо товарища ( лучше друга ), ободряющий теплый взгляд могут спасти и помочь , когда необходима помощь.
А вот я уверена, что морально-нравственные качества проявляются именно тогда, когда другому человеку ХОРОШО. Пожалеть и ободрить мы все можем (подумав : хорошо, что не со мной!), а вот искренне порадоваться успеху, неожиданно свалившемуся богатству, прискакавшему к подруге принцу на белом коне  ;) - единицы.

Оффлайн MaksimVilkov

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 707
    • Просмотр профиля
Re: Обучение и воспитание
« Ответ #20 : 27 Март 2013, 11:29:48 »
Мне кажется ошибочным само разделение процесса обучения человека на обучение и воспитание. Формирование человеческой личности – процесс единый.

Никто и никогда не воспитывается «специальными мерами» - вроде как «садись, я тебя сейчас буду воспитывать». Человек формируется, познавая мир вокруг себя (получая знания), беря примеры из  поведения и реакций окружающих, пытаясь применять полученные знания так, как он увидел на примерах. Поэтому так важна фигура учителя – человека, который является осязаемым и легко доступным примером поведения взрослого. Конечно, учителем дело не ограничивается, есть и родители, и дети постарше, есть и телевизор, и киногерои, но, роль учителя выше – он, как человек дающий знания, обладает (априори) авторитетом непререкаемым, создает в голове у ребенка образ действительно социально-одобряемого, «идеального» поведения.

Это – главное, что должен помнить учитель, входя в класс. С его, именно его, образом ребенок будет сравнивать других людей, и формировать свое поведение. Тем, что он услышал от учителя, ребенок будет оперировать в спорах со сверстниками.  И здесь оба направления сливаются – обучая – мы воспитываем, воспитывая – обучаем.       

Оффлайн Neta

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3881
  • Neta
    • Просмотр профиля
Re: Обучение и воспитание
« Ответ #19 : 26 Март 2013, 23:39:42 »
Обучение и воспитание…. Две составляющие одного очень важного целого: формирования Личности. Так что же важнее? На первый взгляд вопрос странный. Ну как можно однозначно решить, что первично, а что – вторично?
Предположим, человек овладел немалым багажом знаний, но при этом абсолютно не приучен жить в социуме, ибо его воспитание оставляет желать лучшего. Почему? Ну, причины могут быть разными.
Зачастую родители, поглощённые зарабатыванием на «хлеб с икрой», забывают о том, что главная их обязанность – воспитание собственного ребёнка. Они с чувством глубокого «успокоения» сдают своё чадо в школу и с того момента всю ответственность в воспитании перекладывают на плечи педагогов. И не дай Бог их отпрыск не оправдает возложенных на него надежд! Родительский гнев обрушивается на головы несчастных «сеятелей прекрасного, доброго, вечного»! В ход идут упрёки типа: «И чему их только в университетах учат! И за что мы только налоги платим!» Ну, что-то вроде этого.
Не стану углубляться в историю вопроса, одно скажу: да, воспитание – это совместный труд семьи и школы, но всё же приоритеты в этом важнейшем деле принадлежат именно родителям! Никто не снимает ответственности с преподавателей, потому что они владеют секретами таких наук, как «Педагогика» и «Психология» и способны «прочувствовать» душу маленького человека,  что не всегда удаётся его отстранённым и «шибко» занятым родителям. Но даже если папы и мамы и не получили в большинстве своём специальных знаний, именно  они -  самые близкие и самые родные -  способны понять своего ребёнка! Объяснить ему  в самом раннем детстве - совсем ещё несмышлёнышу – что такое хорошо и что такое плохо! Помочь ему обрести гармонию с собой и с миром, в котором он живёт!
Когда в семье царят взаимопонимание и теплота отношений, дети, как губка, впитывают те нравственные ценности, которые становятся основой  и их мировоззрения. Конечно, не бывает правил без исключения, не случайно же когда-то появилась пословица «В семье не без урода»! Но исключения только подтверждают правило: азы воспитания (и «невоспитанности») закладываются в семье!

Оффлайн Freya

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 10890
    • Просмотр профиля
Re: Обучение и воспитание
« Ответ #18 : 26 Март 2013, 21:36:34 »
 В трудных ситуациях жизни , которые мне предоставляла судьба  , мне не стыдно за  выбор , который делала и моим родным не стыдно за меня . Уважением  самых близких людей - надо  дорожить .

Оффлайн Элис

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1831
  • Подруга ветра
    • Просмотр профиля
Re: Обучение и воспитание
« Ответ #17 : 26 Март 2013, 21:21:09 »
В культуре поведения нужны подлинные эталонные взаимоотношения , без фальши ,особенно в семье. Джентельменом подлинным , по духу , (как и леди ) можно стать в подлинной ,любящей среде , иначе будет пародия и лукавство. Для ребенка не должно быть фальши в семье. Дух семьи - дух родины , на всю жизнь.
Сколько себя помню, мама мне постоянно твердила : "Веди себя как леди" ... Признаться..иногла я спорила с ней. "Леди сейчас трудно выжить,"- говорила я. Мама смеялась: "Леди не снаружи...всё может быть наносным, маской. Леди-это состояние души. Комплекс моральных и поведенческих норм для себя самой. Тот стержень,благодаря которому люди будут видеть в тебе леди в любых обстоятельствах". Я не знаю, получается ли это у меня... Не думаю, что всегда.. Но, я это помню постоянно..
Интересно, кто может сказать, что всегда ведет себя как леди или джентельмен? Вы, Фрейя, можете?
В детстве я нажралась отравы для тараканов - и теперь у меня в голове их нет!

Оффлайн Freya

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 10890
    • Просмотр профиля
Re: Обучение и воспитание
« Ответ #16 : 26 Март 2013, 20:47:50 »
Моральная поддержка другого человека , сопереживание  с  ним в трудной ситуации  , дружеское участие , а иногда - плечо товарища ( лучше друга ), ободряющий теплый взгляд могут спасти и помочь , когда необходима помощь. А могут и ввести в краску , если откупился от друга рублем , не пришел на помощь. Что лучше - БЫТЬ или КАЗАТЬСЯ  хорошим , добрым ,внимательным ? Иногда , какую то ситуацию исправить поздно , если поленился ,упустил время. Добро очень необходимо в жизни каждого , но важен фактор времени, иначе теряется смысл . Необходимо поспешать делать добро..не убудет от нас. И реагировать на просьбы тоже надо вовремя, не быть глухим к людям.

Оффлайн souveren

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 251
    • Просмотр профиля
Re: Обучение и воспитание
« Ответ #15 : 26 Март 2013, 20:22:36 »
      Благотворительность зто дарить благо, именно дарить и ничего не требовать взамен. Это не только материальные пожертвования в пользу нуждающихся, а и моральная поддержка тех, кто в ней нуждается. Это один из главных показателей высокой нравственности.

Оффлайн Marin

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 232
    • Просмотр профиля
Re: Обучение и воспитание
« Ответ #14 : 26 Март 2013, 18:01:15 »
Плохое скопировать ребенку проще, веселее, легче, а хорошее - так трудиться надо. И нравственно , и душевно возрастать. Родители трудятся,а дети ? Детей оберегаем, не все понимают , что в школу ходят трудиться-учиться, а не штаны протирать и не развлекаться.

Оффлайн Freya

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 10890
    • Просмотр профиля
Re: Обучение и воспитание
« Ответ #13 : 26 Март 2013, 00:42:58 »
В культуре поведения нужны подлинные эталонные взаимоотношения , без фальши ,особенно в семье. Джентельменом подлинным , по духу , (как и леди ) можно стать в подлинной ,любящей среде , иначе будет пародия и лукавство. Для ребенка не должно быть фальши в семье. Дух семьи - дух родины , на всю жизнь.

Оффлайн NLO

  • Администрация
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2903
    • Просмотр профиля
Re: Обучение и воспитание
« Ответ #12 : 25 Март 2013, 23:58:59 »
Воспитание и обучение-это процесс непрерывный и взаимосвязанный. Создание благоприятной образовательной среды способствует успешному достижению целей в этом направлении. Создаётся это на воспитательных и внеаудиторных мероприятиях, классных минутках, классных часах, учитывается и при составлении планов урока, при личном общении с учащимися.

Оффлайн Freya

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 10890
    • Просмотр профиля
Re: Обучение и воспитание
« Ответ #11 : 25 Март 2013, 23:37:32 »
Воспитание человека  - особое направление деятельности в педагогике , труд учителя и родителей , общества . Если образованность человека часто остается скрытой , пока с человеком не пообщаешься на семинаре , в дискуссии , в беседе , то воспитание и манеры поведения  ученика скажут о многом при простом наблюдении за поведением на уроке , перемене , любом школьном мероприятии . ТО, как человек сидит на уроке:  кладет ли ноги в грязной обуви  на стулья ,ест ли из-под стола шоколадку в шуршащей обертке , ставит ли  на парту бутылку с напитком , жует ли  жвачку в классе , лепит ли  шарики  жвачки на крышку парты , надевает ли наушники на уроке слушать музыку , разговаривает  ли по телефону во время занятий , или громко сморкается и вытирает рукавом нос , скажет о многом  мимолетному взгляду учителя . Как ученик выходит - пропускает ли девочек вперед , или не замечает их , как разговаривает- вежливо или грубо с друзьями ? Бегает ли на переменах так , что сбивает окружающих , выбивает двери класса ? Все это и многое другое является предметом внимания  учителя и содержанием продуманных бесед лично с учеником , на классных часах с коллективом школьников . Гибкий ,гармоничный ум человека требует классических манер поведения в школьном социуме , дома , в обществе. " ХАМСТВО ", "ГРУБОСТЬ ", как  и  "  БЕСКУЛЬТУРИЕ " , если они и присутствуют , то прекрасно   " лечатся " за школьные годы  в культурной , добропорядочной среде , не оставляя следов былых привычек.

Оффлайн Mila

  • PR
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6698
    • Просмотр профиля
Re: Обучение и воспитание
« Ответ #10 : 25 Март 2013, 22:36:27 »
Как бы то ни было, но качество обучения можно проверить. Лучше, конечно, оценивать по динамике развития, но и любые тесты и проверочные работы покажут какой-нибудь результат. А вот что с воспитанием? Раньше, когда была государственная идеология, воспитание было неотъемлемой частью работы педагога. А что сейчас, когда на смену УЧИТЕЛЮ хотят поставить МЕНЕДЖЕРА, который оказывает "образовательные услуги"? Но учителя проводят с учениками слишком много времени, и их общение не сводится к просто вопросам - ответам по образовательному предмету, тем более если речь идёт об истории или литературе. Учителю приходится давать моральную оценку всему происходящему в классе, расставлять акценты, создавать атмосферу урока. Думаю, что это и есть воспитательные моменты. Конечно, роль литературы считаю наиболее важной  в воспитании. Мы не можем иметь всеобъемлющий жизненный опыт. А литература помогает нам узнавать жизнь и правильно в ней ориентироваться.

Оффлайн Freya

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 10890
    • Просмотр профиля
Re: Обучение и воспитание
« Ответ #9 : 25 Март 2013, 21:26:57 »
Учителя , который не воспитывает , не учитывает психологические , возрастные особенности развивающейся личности ребенка ,  а только вслепую  обучает ,можно назвать урокодателем , лектором. Передача суммы знаний , это еще не все . Надо учитывать , как заинтересовать школьников  разного возраста к усвоению нового , как смотивировать  на глубокое усвоение темы , какими наглядными  средствами обучения воспользоваться , какие наиболее  приемлемые  методы обучения  применить , сколько времени на уроке посвятить изучению нового , а сколько - проверять домашнее задание , сколько - уделить закреплению нового. Это - технология обучения, воспитания, развития  на каждом уроке , а в общем целом - единая дидактическая система у опытного учителя. Учителю доверено не только ОБУЧИТЬ растущее поколение , но и ВОСПИТАТЬ и РАЗВИВАТЬ человека . Очень ответственная задача , трудная , не всегда легко решаемая. Главное здесь - не навреди , как и в медицине. Всегда нужна взаимосвязь с родителями на всех этапах школьного обучения ( до последнего класса ) и желание ученика - самой развивающейся ЛИЧНОСТИ .Если какое -то образовательное  звено выпадает , на выходе имеем недостатки разного рода , трудно восполнимые  в будущем. А наша цель - гармоничная личность, идеал человека , к которому стремится школа и семья.