Современные учебники... Чем же они отличаются от тех, по которым учились мы? В чём они лучше, а в чём - хуже?
Сейчас много разговоров о едином учебнике истории. Вопрос действительно очень важный.
Как в прошлом, так и в настоящем школьный учебник истории являлся произведением идеологическим. Его идеология определялась прямым или опосредованным государственным заказом, характером государственного позиционирования. Национальный школьный учебник всегда выражал с той или иной степенью успешности позицию государства.
Анализируя существующие ныне школьные учебники истории на предмет их соответствия задачам патриотического воспитания подрастающего поколения, необходимо в первую очередь уточнить само понятие патриотизма, затем на его основе сформулировать четкие задачи патриотического воспитания.
В словаре В. Даля патриотизм определяется предельно коротко — как «любовь к Отчизне». Разумеется, оперировать столь общим понятием в практических целях невозможно. Поэтому необходимо внести в него некоторые дополнительные уточнения. Очевидно, что патриотизм должен быть включен в духовно-нравственную сферу личности.
Ну, я думаю, об этом лучше скажут историки...
Я же хочу сказать несколько слов об учебниках начальной школы, а именно - об учебниках по русскому языку.
Для примера возьму учебник В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого "Русский язык"для 2 класса. Надо сказать, что в целом он неплох, но вот, что меня поразило, так это правила.
Приведу несколько примеров.
Попробуйте прочитать и вникнуть с первого раза.
Чтобы правильно обозначить буквой парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед согласным, надо:
* или изменить слово: глаз-глаза, островки-островок, дубки-дубок,
* или подобрать однокоренное проверочное слово так, чтобы парный согласный звук в корне оказался перед гласным звуком или непарным звонким глухим звуком [н]: сказка-сказочный, холод - холодок, холодный. Повторяю: учебник для 2 класса.
Или ещё.
Буква обозначающая парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед другим парным согласным, - это орфоргамма: морж, ложка, суп, загадка. Очень важное правило, не правда ли?
Вот и завели мы во 2 классе "тетрадку для правил". Я печатаю правила-памятки, которые действительно понадобятся ребятам на практике, а они вклеивают в тетрадь.
Что ещё приходится иногда изменять, так это задания к упражнениям. Вместо "Отгадайте загадку, определите сколько там глаголов и докажите, что это глаголы." - "Списать. Во втором предложении подчеркнуть грамматическую основу. Выделить предлоги. С любым предлогом составить предложение."
А что вы скажете о современных учебниках?