Шалва Александрович, конечно, великий педагог и ученый, но... Предложенная им система была бы естественным продолжением и развитием советской школы, объединением ее с многовековой традицией "гуманной педагогики", продолжай она свое развитие в "тепличных условиях" советского детства. Но, история диктует свое. Современный мир, куда как ни крути приходится выпускать детей из "школы Радости и Жизни" он совсем не похож на роман-утопию. Именно поэтому, методы "гуманной педагогики", прекрасные в своем человеческом приближении, будучи взяты изолировано не дают положительного результата. Они неизбежно должны сочетаться с традиционными, "авторитарными" методами. Человек, а особенно ребенок, должен приучаться трудиться, трудиться творчески и с интересом, но для этого нужно научить его словам "надо" и "нельзя", научить преодолевать извечную человеческую лень.