Автор Тема: О школьных учебниках  (Прочитано 36423 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн рейтар

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 7382
    • Просмотр профиля
Re: О школьных учебниках
« Ответ #8 : 10 июня 2013, 19:59:35 »
Позволю  себе  определенное  противоречие. Есть  и  неплохие  учебники.
Так, учебник  по  истории  для  5  класса- Вигасин, Годер- весьма  неплох  на  мой  взгляд, особенно  что  касается  Древнего  Востока  и  Древней  Греции.
Так  же  не  вызывает  особых  нареканий  учебники  Даниловой  и  Косулина, (серия  6-9 классы)  История  России.
То  же  самое  можно  сказать  об  учебнике всемирной   истории  -Донского  и  Агибалова, хотя  его  я  бы  сократил, учитывая, что  в  учебном  плане  на  этот  раздел  отводиться  всего  28  часов.
А  вот  учебники  по  всемирной    истории для  7-8  класса, мягко  говоря,    не  вызывают  особого  восторга, поскольку  перегружены  событиями  и  попытками  втиснуть  в  один  параграф  историю  сразу  нескольких  стран.



Оффлайн Марина

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 5600
    • Просмотр профиля
Re: О школьных учебниках
« Ответ #7 : 10 июня 2013, 00:56:55 »
я выскажу свое мнение об учебниках начальной школы. Я НЕ ПОНИМАЮ, зачем нужно такое разнообразие и разночтение. Учебники разных программ - разные. То, как дается математика по программе 2100 и Перспективе - это тихий ужас! про Систему Занкова - молчу и плАчу... Мне хочется спросить :"Зачем?!" ведь к пятому классу все дети приходят к черте, к единым знаниям! Меня тут попытались уверить, что ребенок, обучающийся по Моро не умеет (как выразились) "мыслить". Чушь! Умеет! только проще и понятнее, а не через ... Уж простите  ;)

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 41455
    • Просмотр профиля
Re: О школьных учебниках
« Ответ #6 : 09 июня 2013, 15:56:19 »
Современные   учебники... Чем  же  они отличаются  от тех, по  которым учились мы? В  чём они лучше,  а в  чём - хуже?

Сейчас много разговоров о едином   учебнике истории. Вопрос действительно очень важный.
 Как в прошлом, так и в настоящем школьный учебник истории являлся произведением идеологическим. Его идеология определялась прямым или опосредованным государственным заказом, характером государственного позиционирования. Национальный школьный учебник всегда выражал с той или иной степенью успешности позицию государства.
Анализируя существующие ныне школьные учебники истории на предмет их соответствия задачам патриотического воспитания подрастающего поколения, необходимо в первую очередь уточнить само понятие патриотизма, затем на его основе сформулировать четкие задачи патриотического воспитания.
В словаре В. Даля патриотизм определяется предельно коротко — как «любовь к Отчизне». Разумеется, оперировать столь общим понятием в практических целях невозможно. Поэтому необходимо внести в него некоторые дополнительные уточнения. Очевидно, что патриотизм должен быть включен в духовно-нравственную сферу личности.
 Ну, я думаю, об этом лучше скажут историки...

А что  вы скажете  о  современных    учебниках?

Не знаю, что скажут историки, но я могу сказать как мама, дочь которой сдавала егэ по истории. Мне, конечно, пришлось помогать. Вот тогда - то  у меня и появилось желание хотя бы посмотреть в глаза авторам школьного учебника по истории. Учебник составлен так и написан таким языком, что кажется, что главной целью авторов было отбить у детей всякий интерес к истории. Кстати, никакой направленности на идеологию я не заметила.

Оффлайн WZabelin

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 554
    • Просмотр профиля
Re: О школьных учебниках
« Ответ #5 : 08 июня 2013, 16:55:35 »
 Хочу обратить внимание : всё, ранее написанное мной о школьных учебниках, касалось такого предмета, как литература. Об учебниках русского языка пишу впервые. В нашей школе работа ведётся по трём учебным комплектам : 1. Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, А.А. Тростенцова. Русский язык. Учебники для 5,  6, 7 классов. 2. С.Г.Бархударов, С.Г.Крючков, Л.Ю. Максимов. Русский язык. Учебники для 8 и 9 классов. 3.   В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко.       Русский язык. Учебное пособие для учащихся старших классов. Все эти книги скоро отпразднуют полувековой юбилей : по "зелёному" учебнику Ладыженской в 1971-72-м учебном году учился я сам, по нему же давал свои первые в жизни уроки на студенческой практике,  по нему стал работать в качестве учителя, по нему весь прошедший учебный год занимались наши  пятиклассники . В 1984 году коллектив авторов этой книги был удостоен Государственной премии СССР. Конечно, эти книги   часто ( но незначительно ) редактируются : на их титульных листах можно увидеть слова : ... 22-е, 26-е издание. Конечно же, они не лишены недостатков, важнейшим из которых является отсутствие системы работы по развитию речи. ( Особенно это относится к учебнику для старшеклассников). Для меня, как учителя, этот пробел помогает восполнить  такая книга : Уроки русской словесности. Учебное пособие по развитию речи. Она была напечатана Школой "Современное образование" специально для наших учеников в 2010-м  году.

Оффлайн Элис

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1813
  • Подруга ветра
    • Просмотр профиля
Re: О школьных учебниках
« Ответ #4 : 08 июня 2013, 11:57:08 »
Я помню еще правила о главных членах предложения из своего учебника... Это было что-то несусветное на пол страницы. Мама так ругалась. Ругань запомнила, правила- так и не смогла  ;)
В детстве я нажралась отравы для тараканов - и теперь у меня в голове их нет!

Оффлайн Neta

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 5712
  • Neta
    • Просмотр профиля
Re: О школьных учебниках
« Ответ #3 : 08 июня 2013, 00:00:31 »
А как Вам вот это правило? :o
Гласные И, Ы, А, Я, У, Ю после шипящих Ж, Ш, Ч, Щ

После шипящих ж, ш, ч, щ не пишутся гласные ы, я, ю, а пишутся и, а, у:

Это же уму непостижимо, как можно было изувечить всем с детства привычное: ЖИ-ШИ пиши с И. ЧА-ЩА пиши с А. И все запоминали на всю жизнь.
А новое- "современное" -  правило не то что ребёнку запомнить - взрослый язык сломает!

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38271
    • Просмотр профиля
Re: О школьных учебниках
« Ответ #2 : 07 июня 2013, 12:46:20 »
Современные   учебники... Чем  же  они отличаются  от тех, по  которым учились мы? В  чём они лучше,  а в  чём - хуже?

Сейчас много разговоров о едином   учебнике истории. Вопрос действительно очень важный.
 Как в прошлом, так и в настоящем школьный учебник истории являлся произведением идеологическим. Его идеология определялась прямым или опосредованным государственным заказом, характером государственного позиционирования. Национальный школьный учебник всегда выражал с той или иной степенью успешности позицию государства.
Анализируя существующие ныне школьные учебники истории на предмет их соответствия задачам патриотического воспитания подрастающего поколения, необходимо в первую очередь уточнить само понятие патриотизма, затем на его основе сформулировать четкие задачи патриотического воспитания.
В словаре В. Даля патриотизм определяется предельно коротко — как «любовь к Отчизне». Разумеется, оперировать столь общим понятием в практических целях невозможно. Поэтому необходимо внести в него некоторые дополнительные уточнения. Очевидно, что патриотизм должен быть включен в духовно-нравственную сферу личности.
 Ну, я думаю, об этом лучше скажут историки...
Я  же  хочу сказать несколько слов об учебниках начальной школы, а  именно - об учебниках по русскому языку.
Для примера возьму учебник В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого "Русский язык"для 2  класса. Надо сказать, что в целом он неплох, но  вот, что  меня поразило, так  это правила.
Приведу несколько примеров.
Попробуйте прочитать и вникнуть  с первого раза.
Чтобы  правильно обозначить буквой  парный по глухости-звонкости согласный  звук на конце   слова или перед  согласным, надо:
* или  изменить  слово: глаз-глаза, островки-островок, дубки-дубок,
* или  подобрать однокоренное  проверочное   слово так,  чтобы  парный согласный  звук  в  корне оказался перед   гласным  звуком или  непарным звонким  глухим  звуком [н]: сказка-сказочный,   холод - холодок, холодный. 
Повторяю: учебник  для 2   класса.
Или  ещё.
Буква обозначающая парный  по глухости-звонкости согласный  звук  на   конце  слова или  перед   другим парным  согласным, - это орфоргамма: морж, ложка,  суп, загадка. Очень  важное  правило, не правда ли?
Вот   и   завели мы во 2   классе "тетрадку  для  правил". Я печатаю правила-памятки, которые действительно понадобятся  ребятам  на  практике,  а  они   вклеивают в  тетрадь.
Что  ещё  приходится  иногда  изменять, так  это   задания к упражнениям. Вместо "Отгадайте  загадку, определите  сколько там  глаголов и докажите,  что это   глаголы." - "Списать. Во  втором  предложении подчеркнуть грамматическую   основу. Выделить предлоги. С  любым  предлогом   составить предложение."

А что  вы скажете  о  современных    учебниках?

Оффлайн Neta

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 5712
  • Neta
    • Просмотр профиля
О школьных учебниках
« Ответ #1 : 06 июня 2013, 12:22:28 »
          В условиях современного ритма жизни принято везде и всюду мчаться. Неважно, есть в этом острая необходимость или нет, но спешить – значит как бы идти в ногу со временем.
         Может, поэтому в школу хлынул ворох новых, самых новых, новейших и супер-новейших учебников, призванных «мгновенно и креативно» осчастливить подрастающее поколение неким универсальным багажом знаний. Однако даже беглый анализ тех же учебников по русскому языку, например, открывает не самую радужную картину. Ибо тестовый характер опросов и выдернутые из контекста предложения-тренажоры натаскивают, бесспорно, детей на более-менее успешную сдачу ГИА и ЕГЭ, но совершенно не развивают ни навык чтения, ни навык правописания, а также не  предполагают дать детям глубоких знаний и не формируют умения спокойно и вдумчиво работать со связным текстом.
         Кого мы хотим обмануть? И непосвящённому ясно: обществу не нужны Личности – с ними хлопотно и неудобно. Требуется тупая и покорная масса, толпа, желательно не способная думать и даже просто задумываться, управлять которой – любо-дорого. Вот и приводим «к единому знаменателю» индивидуальности. Превращаем их, как в недавние времена, «в колёсики и винтики» общего механизма. Как-то прочитала: «Школа – это место, где шлифуют булыжники и разбивают алмазы». Грустная истина реалий нашего времени…
        Что в этих условиях может предложить в противовес  принимаемому оглуплению наша «школа «Современное образование»? Только одно – бережный подход к воспитанию Личности. Что это значит? Это означает умелую и мудрую коррекцию ныне существующих учебников с целью адаптации их к главной задаче нашей школы – формированию самостоятельно думающей единицы общества, способной в непростых условиях сохранить своё «Я».
       Как мы это делаем? Как работаем с «едиными учебниками»? Думаю, у каждого педагога есть свои наработанные методики, о которых можно поведать на страницах форума в жанре научно-популярной статьи ( и не только :)). Призываю всех заинтересовавшихся и заинтересованных к открытому диалогу…

 
.