Автор Тема: Научно-методический месяц продолжается  (Прочитано 144646 раз)

0 Пользователей и 3 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Helga

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1575
  • Патриций
    • Просмотр профиля
      Черниговская - Савельев: ученые о мозге и эволюции
       
           На первый взгляд, высказывания эволюциониста Сергея Савельева по поводу развития человечества и мозга шокируют и не предвещают ничего хорошего в будущем. По его мнению, происходит деградация мозга, а соответственно и человека как личности. Профессор Татьяна Черниговская не так категорична с выводами и диагнозами дальнейшей судьбы человечества, ссылаясь на то, что мозг - совсем неизученная сфера, отделяя сознание как область, неподвластную нашему, человеческому пониманию.
     Тем не менее некоторые высказывания двух ученых пересекаются.
             
              Можно ли сказать, что спо­собности человека заложены в его мозге?
    Савельев:     Да, и их нельзя ни расширить, ни увеличить — только реализовать.

    Черниговская:  Мы в большой зависимости находимся от того, какой нам мозг достался по наследству... Чтобы наследственные гены проявились, их нужно "включить.

                  Как социальный отбор повлиял на формирование мозга?
    Черниговская: Мы хотим, чтобы все были нормальными. Но норма — это не только то, что упирается в патологию, но и то, что упирается в другую патологию с противоположной стороны — гениальность. Потому что гениальность — не норма. И, как правило, эти люди дорогой ценой свою гениальность оплачивают. Из них огромный процент людей, которые либо спиваются, либо с собой кончают, или шизофрения, или что-нибудь у них непременно есть. И это огромная статистика.
                 
    Савельев:  Против массы ­посредственностей даже самые сильные гении ничего не могут сделать. Для социализации большой мозг не нужен. Прекрасно социализированная тупая особь интегрируется в любое сообщество гораздо лучше, чем индивидуалист. В ходе эволюции личными талантами и особенностями жертвовали ради биологических преимуществ: еды, размножения, доминант­ности.

                      Как выявить способности человека?
      Черниговская:   Для изучения мозга нужны мощные приборы и специалисты, но не это даст прорыв. Сознание как ветер, его увидеть нельзя, можно увидеть лишь результаты его активности. Сознание не вписывается в физическую картину мира, потому что оно ничем не ловится.
             
     Савельев:  Психология этого, к сожалению, не может. А технические средства пока не очень развиты. Однако, я уверен, через пять-десять лет технологии усовершенствуют, появятся высокоразрешающие томографы (сейчас их разрешение — 25 микрон, а нужно 4—5 микрон), и тогда с помощью специального алгоритма можно будет сортировать людей по способностям и отбирать гениев в разных областях.

                    Мозг всегда работает целиком?
      Черниговская:  Мы знаем, конечно, что в мозгу есть функциональные блоки, что есть какая-то локализация функций. И мы думаем, как дурачки, что если мы делаем языковую работу, то в мозгу будут активированы зоны, которые заняты речью. Так вот нет, не будут. То есть они будут задействованы, но остальные участки мозга тоже будут принимать в этом участие. Внимание и память в этот момент будут работать. Если задание зрительное, значит, зрительная кора тоже будет работать, если слуховое — то слуховая. Ассоциативные процессы тоже всегда будут работать. Одним словом, во время выполнения какой-либо задачи в мозге не активируется какой-то отдельный участок — мозг всегда работает весь. То есть участки, которые за что-то отвечают, вроде бы есть, и в то же время их как бы нет.

      Савельев: Нет, он к этому не приспособлен. Когда вы смотрите кино, работают затылочные области, когда слушае­те музыку — височные. И даже меняется кровоснабжение — то к слуховой области, то к ­зрительной, то к моторной. Поэтому, если вы хотите сохранить мозг в целости, нельзя заниматься, например, одной физкультурой. Если вы не будете при этом давать себе интеллектуальные нагрузки, причем разнообразные, то кровоснабжение будет проходить преимущественно в моторных областях, а не в интеллектуальных, то есть ассоциативных, и там раньше начнется склероз.

     

Оффлайн asdfg

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 5012
    • Просмотр профиля
     А чтобы научить взрослого да ещё и воспитать, надо стать руководителем или, в крайнем случае, администратором. Жду от тебя завтра развёрнутого плана действий классных руководителей на сентябрь месяц.
План готов, предварительно одобрен, завтра (5.09) подойду к каждому, проработаем.
we all have secrets...

Оффлайн Helga

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1575
  • Патриций
    • Просмотр профиля
       Эволюционист, палеоневролог, доктор биологических наук, профессор, заведующий лабораторией развития нервной системы ­Института морфологии человека РАМН Сергей Вячеславович Савельев довольно неоднозначно, резко и даже шокирующе делится своими наблюдениями об эволюции и деградации мозга, а также прогнозами развития человечества. Вот некоторые выдержки из интервью.

      Мозг эволюционировал не для того, чтобы мы стали хорошо думать, создавать бессмертные произведения, решать математические проблемы или посылать людей в космос. Он развивался, чтобы быстро и эффективно решать биологические задачи.

      Как социальный отбор внутри группы повлиял на формирование мозга?
     Миллион с небольшим лет назад социальная структура общества благодаря жесточайшему внутреннему отбору развила лобную область мозга. У человека эта область огромная: у остальных млекопитающих она гораздо меньше относительно всего мозга. Сформировалась лобная область не для того, чтобы думать, а чтобы заставить человека индивидуального делиться пищей с соседом.

      Мозг рос, пока было куда мигрировать и пока людям приходилось решать только биологические задачи. Когда человечество столкнулось с социальными проблемами, мозг стал терять в весе. Этот процесс начался примерно 100 тыс. лет назад.

      Приблизительно 30 тыс. лет назад это привело к уничтожению неандертальцев. Они были умнее, сильнее, чем наши предки кроманьонцы; они творчески решали все проблемы, придумывали орудия, средства добывания огня и т.д. Но из-за того что они жили небольшими популяциями, у них социальный отбор был меньше выражен. А кроманьонцы пользовались преимуществами больших популяций. В результате длительного негативного социального отбора их группы были хорошо интегрированы. Благодаря популяционному единству кроманьонцы уничтожили неандертальцев. Против массы ­посредственностей даже самые сильные гении ничего не могут сделать. В конце концов мы остались на этой планете одни.
        Как показывает эта история, для социализации большой мозг не нужен. Прекрасно социализированная тупая особь интегрируется в любое сообщество гораздо лучше, чем индивидуалист. В ходе эволюции личными талантами и особенностями жертвовали ради биологических преимуществ: еды, размножения, доминант­ности. Вот какую цену заплатило человечество!
       
        Мозг всегда работает целиком?

        Нет, он к этому не приспособлен. Когда вы смотрите кино, работают затылочные области, когда слушае­те музыку — височные. И даже меняется кровоснабжение — то к слуховой области, то к ­зрительной, то к моторной. Поэтому, если вы хотите сохранить мозг в целости, нельзя заниматься, например, одной физкультурой. Если вы не будете при этом давать себе интеллектуальные нагрузки, причем разнообразные, то кровоснабжение будет проходить преимущественно в моторных областях, а не в интеллектуальных, то есть ассоциативных, и там раньше начнется склероз.
     
        Из-за этой особенности мозга нам сложно делать несколько дел одновременно?

         Да, конечно, много дел требуют повышенной концентрации, и энергетические затраты резко возрастают. Приток крови идет сразу к нескольким областям, сопротивление мозга нарастает: чем больше вы включаете нейронов, тем больше мозг не хочет работать.

          Обмануть мозг можно. Для этого существует два приема. Первый — с помощью обманных обещаний, второй — с помощью так называемой смещенной активности. Приведу пример. Собака сидит около стола, вы — за столом, на столе — бутерброд. Собака хочет стащить бутерброд и понимает, что ее накажут. И вот она сидит-сидит между двух огней и вдруг ­начинает остервенело чесать за ухом. Она не может ни остаться безучастной, ни среагировать — и выбирает третий путь. Это и есть смещенная активность — занятие делом, ­напрямую не ­относящимся к тому, что вам действительно нужно.
       
          Можно ли сказать, что спо­собности человека заложены в его мозге?

           Да, и их нельзя ни расширить, ни увеличить — только реализовать.

           Как выявить способности человека?
         
          Психология этого, к сожалению, не может. А технические средства пока не очень развиты. Однако, я уверен, через пять-десять лет технологии усовершенствуют, появятся высокоразрешающие томографы (сейчас их разрешение — 25 микрон, а нужно 4—5 микрон), и тогда с помощью специального алгоритма можно будет сортировать людей по способностям и отбирать гениев в разных областях.

         Если цивилизация сохранится в нынешнем виде, в чем я сомневаюсь, то наш интеллектуальный уровень сильно упадет. Это неизбежно. Уже сейчас образовательный ценз значительно снижается, потому что возникла великая вещь — информационная среда, которая позволяет людям имитировать знания, образованность. Для приматов это очень большой соблазн — такая имитация позволяет ничего не делать и иметь успех. При том, что интеллектуальное развитие будет снижаться, требования к уровню социальной адаптированности будут повышаться.

Оффлайн V.B.

  • Генеральный директор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 891
    • Просмотр профиля
Умение научить не только ребенка, а еще и взрослого, передать полученные знания, воспитать - этого не встретишь на каждом шагу
     А чтобы научить взрослого да ещё и воспитать, надо стать руководителем или, в крайнем случае, администратором. Жду от тебя завтра развёрнутого плана действий классных руководителей на сентябрь месяц.

Оффлайн asdfg

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 5012
    • Просмотр профиля
Я думаю так. Старший учитель - это учитель наставник,  который  работает с  рядовыми,  чтобы сделать из них  старших.)
Умение научить не только ребенка, а еще и взрослого; передать полученные знания, воспитать - этого не встретишь на каждом шагу
we all have secrets...

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38277
    • Просмотр профиля
Я думаю так. Старший учитель - это учитель наставник,  который  работает с  рядовыми,  чтобы сделать из них  старших.)

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38277
    • Просмотр профиля
Не знаю... рядовой учитель или старший. Мне кажется,  в  нашей Школе  большинство учителей нерядовые. И берутся за многое. и многое выполняет.

Вчера Мила поведала мне о  своём разговоре о нас. Хотелось бы,  чтобы  она сама  об этом рассказала. Скажу  одно,  что слушали её, открыв  рот. Если  она сама  рассказать пока не  сможет по  каким-то причинам,  расскажу  я.)

Оффлайн asdfg

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 5012
    • Просмотр профиля
   
     Из предложений нашего министра


    В проекте стандарта описывается, что требуется от обычного учителя, а что - от старшего или ведущего. Например, если речь идет о проведении занятий, то рядовой педагог ведет уроки по единым разработанным планам и рабочим программам, старший - по вариативным программам, направленным на учет особых образовательных потребностей. А ведущий учитель может заниматься в самом сложном классе, где есть ученики, которым нужен индивидуальный подход и адаптированные программы. Если речь идет о контакте с родителями, то от обычного учителя требуется поддержка уважительного взаимодействия, от старшего - создание условий для того, чтобы заинтересованные папа и мамы принимали активное участие в жизни класса, а от ведущего - активное партнерство с родителями.
Доработанный профстандарт будет апробироваться до 2019 года.

На словах вроде бы все неплохо, посмотрим как все получится на деле (в 2019).

От себя лишь добавлю, что  данные предложения министра для нас далеко не новы! Америку они не открыли! Нечто подобное мы уже давно внедряли и продолжаем развиваить и работать в данном направлении.
we all have secrets...

Оффлайн info

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2579
    • Просмотр профиля
Из предложений нашего министра

    В проекте стандарта описывается, что требуется от обычного учителя, а что - от старшего или ведущего. Например, если речь идет о проведении занятий, то рядовой педагог ведет уроки по единым разработанным планам и рабочим программам, старший - по вариативным программам, направленным на учет особых образовательных потребностей. А ведущий учитель может заниматься в самом сложном классе, где есть ученики, которым нужен индивидуальный подход и адаптированные программы. Если речь идет о контакте с родителями, то от обычного учителя требуется поддержка уважительного взаимодействия, от старшего - создание условий для того, чтобы заинтересованные папа и мамы принимали активное участие в жизни класса, а от ведущего - активное партнерство с родителями.
Доработанный профстандарт будет апробироваться до 2019 года.

     См. также посты №№ 567, 568 "Новости образования", "Что нас ждёт".

Оффлайн Helga

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1575
  • Патриций
    • Просмотр профиля
"Служебный роман"

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38277
    • Просмотр профиля

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38277
    • Просмотр профиля
"Наша концепция" с изменениями
Изменения
1. Изменено название "Разное" на "НЕКОТОРЫЕ ПРИЁМЫ И ФОРМЫ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ-ВУЗА"
2. В разделе 3. ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД слово юноша изменено на юный человек
3. Там же Второй путь. В перечислении заглавные буквы изменены  на прописные
4. Где нужно слово Школа - с  большой буквы,  а  после  двоеточия -с  маленькой.
5. Тема "Физическая культура" переименована в "Здоровье  и спорт"
6. Планы работы Школы-ВУЗа устарели
7. Про "Аванти" удалено
8. Текст после контактных телефонов (?)

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38277
    • Просмотр профиля
Внесла разновидности образования по  ФГОСам

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38277
    • Просмотр профиля
    I ступень (начальное общее образование) — 4 года;
    II ступень (основное общее образование) — 5 лет;
    III ступень (среднее (полное) общее образование) — 2 года.


Школьный курс делится на три этапа, официально именуемые: «начальная школа», «основная школа» и «старшие классы».
Начальная школа
 

Основная школа
 

Старшие классы
 

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38277
    • Просмотр профиля
Ознакомилась. Мне кажется, план замечательный..
Сейчас  постараюсь "кинуть" сюда этапы.

 
.