В.А. Сухомлинский писал: "Чем труднее учиться школьнику, чем больше затруднений встречает он в умственном труде, тем больше ему надо читать: как фотопленка слабой чувствительности требует более продолжительной выдержки, так разум слабоуспевающего ученика требует более яркого и длительного сияния света научных знаний. Не дополнительные занятия, не бесконечное «подтягивание», а чтение, чтение и еще раз чтение – вот что играет решающую роль в умственном труде тех, кому трудно учиться".
Сейчас времена поменялись, новые технологии ворвались в жизнь , и современные школьники ускоряют процесс обучения - смотрят худож. фильмы , вместо чтения классики, того же Толстого , " Войну и мир". Клиповое мышление , клиповое сознание, зато везде "успели кое- как" , из уроков сделали " кое- что" , и жить будем потом " кое- как" . Некогда остановиться , почитать , поразмышлять в тишине.Умственный труд , усидчивость, осознанная ответственность за выполняемое дело, не развиваются.