для Веры Ивановны (примерный образец урока в 5 классе)
ПЛАН УРОКА В 5 КЛАССЕ
ТЕМА: М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН. СКАЗКА «ПРЕМУДРЫЙ ПЕСКАРЬ»
Цели урока: Развитие навыков изучающего чтения и говорения. Подготовка к ВПР. (Предлагаю этим ограничиться).
1. Отбор речевых средств для развёрнутого высказывания (различные лексические упражнения по теме, как самостоятельного характера, так и на основе уже данного текста). ?
2. Обучение различным речевым умениям (определение типа текста, темы, главной мысли; соотношение содержания и заголовка).?
3. Развитие памяти (зрительной, слуховой, моторной)
I. Организация урока - 1 мин.
II. Рассказ учителя о писателе и сказке "Премудрый пескарь» - 4 мин.
Возможные виды работы с текстом на данном уроке
1. Выборочное чтение отрывка литературного произведения.
2. Нахождение в тексте отрывка, который помог бы ответить на поставленный вопрос.
3. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль произведения.
4. Создание "проблемной" ситуации (постановка проблемного вопроса).
Работа с текстом - 15 минут
5. Сжатый пересказ текста – (5 минут)
Перед нами – семья пескарей. Глава семейства поучал детей быть предельно осторожными, так как маленьких рыб опасность подстерегает на каждом шагу. Главный герой послушался отца. Он решил спрятаться от мира, чтобы дожить до старости и умереть своей смертью.
Пескарь вырыл себе нору, где прятался днем. Даже поесть он выплывал ночью. Одинокий, дрожа от страха, он прожил более ста лет. И действительно умер своей смертью. Герой так и не понял, что надо жить в радости, которую ощущаешь в кругу друзей и близких.
2. Определение главной мысли отрывка из сказки (читают про себя) – (5 минут)
И начал, дрожа, помирать. Жил — дрожал, и умирал — дрожал.
Вся жизнь мгновенно перед ним пронеслась. Какие были у него радости? Кого он утешил? Кому добрый совет подал? Кому доброе слово сказал? Кого приютил, обогрел, защитил? Кто слышал об нем? Кто об его существовании вспомнит?
И на все эти вопросы ему пришлось отвечать: «Никому, никто».
Он жил и дрожал — только и всего.
И что́ всего обиднее: не слыхать даже, чтоб кто-нибудь премудрым его называл. Просто говорят: «Слыхали вы про остолопа, который не ест, не пьет, никого не видит, ни с кем хлеба-соли не водит, а все только распостылую свою жизнь бережет?» А многие даже просто дураком его называют и удивляются, как таких идолов вода терпит.
3. Беседа с классом. Создание проблемной ситуации – (5 минут)
1). Каков смысл названия сказки?
2). Подумайте, в каком значении употреблен здесь эпитет «премудрый»?
(в ироническом)
3). Так был или нет пескарь премудрым? Докажите своё мнение с опорой на текст (элемент диспута)
Задания из ВПР – 12 минут
1. Подобрать синонимы и антонимы к слову «премудрый» - (3 минуты)
2. Минутка чистописания (переписать указанный отрывок без единой ошибки):
Лежит он день-деньской в норе, ночей не досыпает, куска не доедает, все думает: «Кажется, что я жив? Ах, что-то завтра будет?» - (3 минуты)
3. Пятиминутка грамотности (переписать текст, вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, расставить недостающие знаки препинания) – (6 минут)
И пр…жил пр…мудрый пескарь целых сто лет. Все др…жал все др…жал. Ни друзей у него ни р…дных. В карты (не) игра…т, вина (не) пьет, табаку (не) курит, за красными девушками (не )гоняет…ся. Только др…жит да одну думу дума…т «Слава богу! Кажется, жив!»
III. Подведение итогов урока – 3 минуты
Общее время – 40 минут