Современное образование

Содержание. Часть 3 => Москва и москвоведение => Тема начата: Mari от 09 декабря 2016, 11:41:05

Название: История образования в Москве и России: Школы, Универси
Отправлено: Mari от 09 декабря 2016, 11:41:05
(https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a0/Moscow_State_University_crop.jpg/300px-Moscow_State_University_crop.jpg)
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: Mari от 09 декабря 2016, 15:11:23
Славяно-Греко-Латинская Академия дала начало всему высшему образованию в России. Целью создания Академии была подготовка образованных людей для нужд России. Академия давала образование не только детям аристократии, государственных и церковных чиновников, но и торговцев, и даже холопов. Первоначально студентов Академии насчитывалось около 100, в начале XVIII века 600, а в начале XIX века более 1600.

Выпускниками Академии вышли выдающиеся деятели науки, государства, дипломатии, церкви, искусства и культуры, самый известный из которых основатель Московского государственного университета Михаил Васильевич Ломоносов.

По уставу академии на неё возлагались помимо собственно учительских также цензурные и даже полицейские функции, и, кроме того, юрисдикция трибунала по делам христианской веры. Была закрыта в 1814 году.
(https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/1d/Ploshchad_Revolyutsii_-_metro_entrance_03_by_shakko.jpg/250px-Ploshchad_Revolyutsii_-_metro_entrance_03_by_shakko.jpg)
Строения Славяно-греко-латинской академии расположены на территории Заиконоспасского монастыря, вдоль Китайгородской стены. На фото — за вестибюлем метро и Круглой башней
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: born to be wild от 09 декабря 2016, 18:36:04
В этой рубрике мы расскажем о зарождении образования на Руси и в Москве в частности. И так, начнем свое повествование...

Школы на территории Древней Руси впервые появились после принятия христианства в 988 году. По указу князя Владимира детей из семей духовных лиц и старост отдавали на книжное учение в школу Новгорода, созданную Ярославом Мудрым. В ней ученики постигали чтение, письмо, русский язык, счет и христианское вероучение. Кроме этого, на Руси существовали школы высшего типа, предназначенные для будущих церковных и государственных деятелей. В них детей обучали богословию, философии, риторике и грамматике, а также истории, географии и естествознанию.
В древние времена образованные люди ценились очень высоко и назывались «книжными мужами».

Завтра ждите продолжения...
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: born to be wild от 10 декабря 2016, 20:53:11
     На Руси учебные заведения именовались училищами: слово школа вошло в обиход начиная с XIV века. Уже в первой половине XI века нам известны дворцовая школа князя Владимира в Киеве и школа, основанная Ярославом Мудрым в Новгороде в 1030 году.
     Содержание образования, как и в учебных заведениях Запада, составляли восходящие к античности семь свободных искусств: грамматика, риторика, диалектика (так называемый тривиум), арифметика, геометрия, музыка и астрономия (так называемый квадривиум). Особые школы существовали для обучения грамоте и иностранным языкам; в 1086 году в Киеве было открыто первое женское училище. По образцу киевской и новгородской при дворах русских князей открывались и другие школы – например, в Переяславле, Чернигове, Суздале школы создавались при монастырях.
     Школы были не только учебными заведениями, но и центрами культуры, в них делались переводы древних и византийских авторов, переписывались рукописи.
     Некоторые историки российского образования, и в числе их такой компетентный историк, как П.Н. Милюков, высказывали мнение (опираясь на факты, относящиеся к XV–XVI вв.), что в Древней Руси большинство населения было не только малообразованным, но и вообще безграмотным. Однако сохранились многочисленные свидетельства обратного. Например, открыты так называемые граффити (надписи, сделанные на стенах соборов и церквей; особенно известны граффити Новгородского и Киевского Софийских соборов), оставленные явно случайными прихожанами. Найдены многочисленные берестяные грамоты XI–XIII вв., причем не только в Великом Новгороде, но и в других древнерусских городах; по их содержанию видно, что их авторами были люди самого различного социального положения, в том числе купцы, ремесленники, даже крестьяне, встречались и грамоты, написанные женщинами. Сохранилась даже грамота, служившая ребенку школьной тетрадкой. Есть и другие как прямые, так и косвенные свидетельства относительно широкого распространения грамотности в Древней Руси.
     Упадок культурной жизни Древней Руси в результате татаро-монгольского нашествия (как известно, в это время погибла большая часть древнерусских рукописей) отразился и на образовании. Из в основном светского оно стало почти исключительно духовным (монастырским). Именно православные монастыри сыграли в это время (XIII–XV вв.) роль хранителей и распространителей российского образования
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: Mari от 10 декабря 2016, 21:25:24
ПЕРВЫЙ УЧЕБНИК ЧТЕНИЯ

Первая в России печатная книга для обучения чтению была выпущена более 400 лет назад тоже Иваном Федоровым. Она содержала необходимые правила грамматики, знакомила детей не только с буквами, но и с числами. В ней много поучительных афоризмов, наставлений, изречений.

 

ПЕРВЫЙ БУКВАРЬ


Буквари, да и другие учебники были самыми читаемыми книгами на Руси. Авторами первых русских букварей были справщики (редакторы) Московского печатного двора. Создатель «Букваря языка славенска, сиречь начало учения детем...» (1634 года) — «подьячий сын Василий Бурцев» (Бурцов-Протопопов).

В 1694 году монах Карион Истомин (ок.1640 — 1717), русский поэт и просветитель представил ко двору первый русский иллюстрированный букварь. Каждая буква алфавита сопровождалась рисунком предмета на эту букву. Букварь знакомил с латинской, греческой и польской азбуками. В книге почти полностью отсутствовали религиозные тексты. Предназначался букварь не только «отрокам», но и, что было тогда новым, «отроковицам».

(https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/80/Azbuka1578-1.png/320px-Azbuka1578-1.png)
Острожская азбука 1578 года
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: пан от 11 декабря 2016, 14:46:48
Славяно-Греко-Латинская Академия дала начало всему высшему образованию в России. Целью создания Академии была подготовка образованных людей для нужд России. Академия давала образование не только детям аристократии, государственных и церковных чиновников, но и торговцев, и даже холопов. Первоначально студентов Академии насчитывалось около 100, в начале XVIII века 600, а в начале XIX века более 1600.

По уставу академии на неё возлагались помимо собственно учительских также цензурные и даже полицейские функции, и, кроме того, юрисдикция трибунала по делам христианской веры. Была закрыта в 1814 году.

Созданная  выходцами  с  Украины, она  во  многом  копировала  средневековые  университеты, которые  так  же  выполняли задачи  цензурного  комиета
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: born to be wild от 13 декабря 2016, 06:47:39
Образование получило государственное значение при Петре 1, которому для осуществления реформ требовались образованные люди. Молодых людей отправляли учиться морскому и корабельному делу за границу, а для обучения в русских учреждениях нанимали иностранных специалистов. Также при Петре 1 была создана система светской школы, которая была необходима для осуществления преобразований в сфере военной, культурной и хозяйственной отраслей. Сам Петр все чаще задумывался о создании российских школ – именно при нем были открыты общие и специализированные школы, закладывались условия для открытия Академии наук.





Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: born to be wild от 17 декабря 2016, 14:41:47
Первая российская школа математических и навигационных наук была учреждена Петром 1 в 1700 году. Она стала первым светским учебным заведением в Москве и Европе. В школе обучались от 200 до 500 учеников, которые находились на полном содержании учреждения. Правила школы были весьма суровы – за прогулы с учеников взимались большие штрафы, а побег карался смертной казнью. Преподавали в школе английские педагоги, которые специализировались на арифметике, геометрии, плоской и сферической тригонометрии, навигации, основах географии и морской астрономии.

Все дисциплины в первой школе России изучались последовательно, а сама учеба приравнивалась к службе.

В 1715 году старшеклассников перевели в Петербург, где была создана Морская академия, выпустившая не одно поколение известны теоретиков и практиков военно-морского дела, а также руководителей экспедиций, которые прославили Россию. По типу первой школы математических и навигационных наук впоследствии были созданы еще две школы – артиллерийская и инженерная. Они были казенными профессиональными учреждениями высшего уровня, подготавливавшими квалифицированных техников. Также в Москве была основана медицинская школа, которая спустя несколько лет открылась и в Петербурге.


Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: Mari от 21 декабря 2016, 17:29:02
Школа математических и навигацких наук (школа Пушкарского приказа ) — первое в России артиллерийское, инженерное и морское училище, историческая предтеча и предшественник всей современной системы инженерно-технического образования России, основано в Москве 14 (25) января 1701 года:1-2 по указу Петра Первого для подготовки артиллеристов, инженеров и моряков армии и флота. Просуществовала до 1753 года

День учреждения школы отмечается как день штурмана Военно-Морского Флота Российской Федерации.
(https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/34/Suhareva_Tower_by_Prohorov.jpg/200px-Suhareva_Tower_by_Prohorov.jpg)
С момента основания находилась в ведении Оружейной палаты, подчинённой Пушкарскому приказу, которой руководил Ф. А. Головин. Под школу была выделена Сухарева башня со всеми строениями и землей. В Военной энциклопедии Сытина сказано, что Московская пушкарская школа заведена и построена стараниями А. А. Виниуса. Изначально школу возглавлял Яков Вилимович Брюс.

Главным предметом обучения были математические и навигацкие науки (артиллерийские, инженерные и морские науки). Школа выпускала молодых людей во все роды оружия и службы, военные и гражданские, которые требовали некоторых научных знаний или просто знания русской грамоты. Таким образом из школы выходили, кроме моряков, инженеры, артиллеристы, учителя в другие школы, геодезисты, архитекторы, гражданские чиновники, писаря, мастеровые и т. д..

После смерти Ф. А. Головина в 1706 году школа перешла в ведение Приказа Морского флота, а затем, в 1712 году, в ведение Адмиралтейской канцелярии. Главный надзор за школой осуществлял граф Ф. М. Апраксин.

На основании указа царя Петра I от 16 (27) января 1712 года  школа расширена, образованы дополнительные инженерные и артиллерийские школы (классы).
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: Mari от 30 декабря 2016, 14:32:02
Курсы В.И. Герье

В 1872 году профессор московского университета В. И. Герье организовал в Москве высшие женские курсы. Согласно положению, утвержденному 6 мая 1872 года министром народного просвещения, графом Д. А. Толстым, московские высшие женские курсы были частным учебным заведением, которое имело своей задачей дать возможность девицам, окончившими средние учебные заведения, продолжать общее образование.
(http://www.rosimperija.info/wp-content/uploads/2012/03/%D0%9D.%D0%90.-%D0%AF%D1%80%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE-%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BA%D0%B0-186x300.jpg)
Курс ученья сначала был двухлетний, но с 1879 года он стал трёхлетним, а из учебной программы был исключён общеобразовательный курс энциклопедического характера по естественным наукам. Таким образом, курсы В. И. Герье приобрели историко-филологическую направленность.
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: рейтар от 02 января 2017, 09:00:05
Говоря  о  первых  школах, не  забудем  и  о  дьячках  и  других  свещенниках, которые  часто  выступали  как  первые  учителя,  а  так  же  врачи, архитекторы, агрономы  и  прочие.
Для  многих  наших  соотечественников  дорога  к  знаниям  начиналась  с  местного  батюшки, который  учил  их  грамоте.
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: born to be wild от 05 января 2017, 17:48:09
В 1714 году был издан указ о всеобщей учебной повинности для детей, по которому все дети священников, дьяков и дворян отныне обязаны научиться читать, чтобы получить разрешение жениться. Но образование в большинстве дворянских семей давалось тяжело, поэтому император вынужден был применять определённые меры. По установленному при Петре I и императрице Анне Иоановне порядку каждый семилетний мальчик-дворянин был обязан явиться в так называемую Геральдмейстерскую контору Сената, сказать, сколько ему лет, чему он учился, где служили его предки, сколько крепостных душ у его родителей. Затем недоросля, так называли тогда мальчиков, отпускали домой. Через пять лет на «втором смотре» ребёнок должен был уметь читать и писать. После этого его отправляли на военную или гражданскую службу, разрешая остаться дома только в том случае, если родители обязывались обучать сына иностранному языку, арифметике, географии, закону Божьему. В пятнадцать лет юноша являлся на новый смотр.

Негативные стороны российского образования того времени высмеивает Д. И. Фонвизин в знаменитой комедии «Недоросль».
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: Mari от 05 января 2017, 20:18:11
(http://mtdata.ru/u29/photo6EF6/20372305550-0/original.jpg)

Юности честное зерцало
— русский литературно-педагогический памятник начала XVIII века, подготовленный по указанию Петра I.

Авторы издания неизвестны. Предполагаемый составитель — епископ Рязанский и Муромский Гавриил (Бужинский). В создании книги принимал активное участие и курировал её издание сподвижник Петра, Яков Брюс. «Зерцало» было издано в соответствии с духом петровских реформ, когда основу всей книгопечатной продукции составляли разного рода руководства и наставления.

Издание состоит из двух отдельных частей. По-видимому, оно имело (или предполагало) типографские варианты, о чём свидетельствует отдельная нумерация страниц каждой части.

В первой части были помещены азбука, таблицы слогов, цифр и чисел, а также нравоучения из священного писания. Её можно считать одним из первых пособий по обучению гражданскому шрифту и арабскому написанию цифр, введёнными указом Петра I в 1708 году вместо прежнего церковнославянского обозначения.

Вторая часть — это собственно «зерцало», то есть правила поведения для «младых отроков» и девушек дворянского сословия. Фактически, это первый в России учебник этикета. Юному дворянину рекомендовалось учиться в первую очередь иностранным языкам, верховой езде, танцам и фехтованию. Добродетелями девушки признавались смирение, почтение к родителям, трудолюбие и молчаливость, целомудрие. Сочинение регламентировало практически все аспекты общественной жизни: от правил поведения за столом до государственной службы. Книга призвана была формировать стереотип поведения светского человека, избегающего дурных компаний, мотовства, пьянства, грубости и придерживающегося европейских светских манер.

Принято считать, что вторая часть представляет собой компиляцию из западноевропейских (в основном, немецких) изданий аналогичного содержания, возможно, дополненных лично Петром. В числе прочих источников, называют, в частности «О воспитанности нравов детских» («De civilitate morum puerilium») Эразма Роттердамского. Переводчиком Эразма Роттердамского в начале XVIII века был И. В. Паузе, и его также обычно причисляют к создателям «Зерцала».

«Юности честное зерцало» на долгие годы стало руководством о правилах хорошего тона и поведения в обществе. Популярность издания у современников была так велика, что в том же 1717 году книга была выпущена ещё дважды. А в 1719 году книга вышла уже четвёртым изданием, и неоднократно переиздавалась вновь вплоть до конца XIX века.
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: born to be wild от 08 января 2017, 15:26:56
Создание Академии наук прямо связано с реформаторской деятельностью Петра I. Как только начали учреждаться некоторые училища, возникла мысль и о создании академии наук. Пример Парижской академии, беседы Петра со многими учеными за границей, советы Лейбница, неоднократные представления многих иностранцев, сподвижников Петра, убедили его в необходимости завести в России академию наук.

Официальное открытие Академии наук состоялось в Санкт-Петербурге 27 декабря 1725. Основная деятельность академии проходила уже после смерти Петра. 

Первоначально она делилась на три класса (отделения):
•математика, астрономия с географией и навигацией, механика;
•физика, анатомия, химия, ботаника;
•красноречие, древности, история, право.

Штат Академии наук состоял из 11 профессоров и нескольких адъюнктов. Студентов в университете было сначала очень мало. В основном это были дети дворян или живших в России иностранцев; однако уже вскоре были введены стипендии и особые места для «казеннокоштных» студентов (учившихся за счет государства). Среди казеннокоштных студентов были разночинцы и даже крестьяне (например, М.В. Ломоносов). В гимназии также учились дети солдат, мастеровых и крестьян, однако они обычно ограничивались низшими (младшими) классами. 

В XVIII веке при академии содержались библиотека, музей Кунсткамера, обсерватория, физический кабинет, химическая лаборатория (основана в 1748 М. В. Ломоносовым), анатомический театр, художественные классы, мастерские, типография.

При Академии наук созданы Академический университет и Академическая гимназия.

Первым президентом академии был назначен медик Лаврентий Блюментрост. Заботясь о соответствии деятельности Академии мировому уровню, Петр I пригласил в неё ведущих иностранных ученых. 

С 1728 г. стал издаваться ежегодный сборник трудов «Комментарии Петербургской академии наук» (на латинском языке), который приобрел в ученом мире популярность и авторитет одного из ведущих научных изданий Европы. Была создана собственная типография, и ей было поручено издание всей литературы в стране, кроме церковной. Это обозначило ведущую роль Академии в общем развитии российской культуры.

Распространению научных знаний активно содействовали издания Академии. В «Примечаниях на Ведомости» печатались статьи о природных явлениях, минералах, машинах и приборах, о путешествиях, о дальних странах и народах, о болезнях и их лечении, о поэтическом и драматическом искусстве, об опере и многом другом. 

И, наконец, значимое событие - 1746 году состоялось назначение первого русского президента Академии, им стал граф К. Г. Разумовский. В Академию начали избираться отечественные ученые. Первыми русскими академиками стали С. П. Крашенинников - автор первой естественнонаучной книги («Описание Земли Камчатки»), написанной на русском языке, М. В. Ломоносов, поэт В. К. Тредиаковский, а позже астрономы Н. И. Попов, С. Я. Румовский, П. Б. Иноходцев, натуралисты И. И. Лепехин, Н. Я. Озерецковский, В. Ф. Зуев.

Обобщая итог образовательной реформы Петра I , отметим:
•возникновение системы профессионального образования;
•открытие большого количества школ;
•образование молодых дворян о за границей;
•учеба стала одним из видов государственной службы;
•изменение содержания образования: на первом месте – не церковные, а светские науки;
•создание светских учебников и издание первой печатной газеты «Ведомости»;
•основание в1714 году первой библиотеки; 
•создание первого музея - Кунсткамера в 1714 году в Петербурге;
•создание Академии наук в 1725 году;
•развитие отечественной науки: внедряются русские изобретения, организуются географические, геологические и иные экспедиции;
•введение нового летоисчисления с 1 января 1700 года, от Рождества Христова.

Система образования, созданная Петром I, сыграла гигантскую роль в развитии российского образования, «вписав» его в европейскую систему образования.
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: DAЛ$ от 12 января 2017, 15:28:40
Екатерина Дашкова и ее деятельность на посту первого президента Академии наук

(https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/73/E._Vorontsova-Dashkova_by_Dm._Levitsky_%281784%2C_Hillwood%29.jpg/250px-E._Vorontsova-Dashkova_by_Dm._Levitsky_%281784%2C_Hillwood%29.jpg)

В январе 1783 г. Е. Р. Дашкова была назначена на должность директора Петербургской Академии наук и приступила к исполнению обязанностей. Дашкова взяла в свои руки руководство Академией наук в то время, когда после директорства В. Г. Орлова и С. Г. Домашнева это ведущее научное и учебное учреждение находилось в упадке. В крайне заброшенном состоянии были и отдельные подразделения Академии, в том числе Университет и Гимназия, или, как они назывались после слияния, - Училище Академии.
     После 1783 г., на протяжении почти 14 лет, Училище Академии находилось в ведении выдающейся сподвижницы Екатерины II, замечательной поборницы российского Просвещения - "мадам директор" Е. Р. Дашковой.
     
     Предметом особой заботы Дашковой были меры, подтверждающие статус Училища Академии как школы высшего просвещения, университета.
     
   
     Как известно, Дашкова не только принуждала других старательно учиться и учить, но и сама занималась со студентами. При Дашковой сохранилась и упрочилась традиция поощрения академических занятий и стремления к академическому поприщу учащихся, происходивших из семей деятелей российской науки.
     Социальный облик учащейся молодежи во времена Дашковой отнюдь не был чисто дворянским. Она принимала в Училище и "от родителей низкого состояния рожденных". В их числе оказался и Василий Попугаев, принятый в 1885 г., в будущем - один из видных публицистов и поэтов-свободолюбцев радищевской плеяды.
     Таким образом, обращаясь к оценке, данной Дашковой тяжелому состоянию университетского курса при Академии, мы не должны забывать о необходимости некоторой коррекции этой оценки .
     Итак, основу обучения в академическом Училище составили лекции академиков-профессоров. Особым успехом у слушателей пользовались лекции "физико-математические, химические, зоологические, ботанические, минералогические". Училище Академии располагало достаточной базой учебных практик, основу которой составляли "ботанический огород", анатомический театр, физическая и химическая лаборатории, библиотека.
     Еще одним крупным педагогическим предприятием Дашковой на посту директора Академии было восстановление и поддержание материальными средствами, замечательной традиции чтения публичных лекций на русском языке, возникшей еще в период ректорства Ломоносова в Петербургском университете. Это доброе начинание сохранилось и после отставки Дашковой. Лекции читались профессорами в Гимназии вплоть до начала XIX в., когда академические учебные заведения были ликвидированы.
     Первое обсуждение вопроса о публичных лекциях состоялось 3 июля 1783 г. в Конференции Академии наук с участием Дашковой. Чтобы заинтересовать профессоров в чтении лекций и привлечь слушателей, на следующий год после вступления в должность Дашкова увеличила содержание всем профессорам и открыла три бесплатных курса: математики, геометрии, естественной истории.
     "Мадам директор" проявляла незаурядную изобретательность, заботясь о том, чтобы "публичные занятия" не прерывались даже в тех случаях, когда учебные помещения, отводимые для этих занятий, оказывались не готовы.
   
     Дашкова довела число обучавшихся в гимназии до 89 человек, "которые, смею утверждать, - писала она, - гораздо лучше накормлены, одеты и обучены, чем прежде" . Не менее энергичные меры были проведены ею по совершенствованию учебного процесса.
     В своей статье "О смысле слова "воспитание"", опубликованной в "Собеседнике любителей Российского Слова" в 1783 г., которую можно в определенном смысле рассматривать как манифест Дашковой при ее вступлении в должность директора, она писала: "В университетах английских, а особливо в Эдинбургском университете, в коем гораздо строже прочих экзаменуют для получения степени, должно знать следующие науки так твердо, чтоб при публичном экзамене (...) быть в состоянии удовольствовать своим ответом ... Логику, Риторику, Историю, Географию, высшую Математику, нравственную Философию, Юриспруденцию, Философию естественную, ... наконец Химию ..." .
Дашкова была убеждена в педагогической целесообразности высоких требований на экзаменах, в необходимости гласности и торжественности проверки знаний. Этому своему убеждению она следовала настойчиво и последовательно во вверенных ей учебных заведениях.
     Уже в самом начале деятельности Дашковой во главе Петербургского университета и Академии наук был наведен порядок и в организации регулярных строгих экзаменов. И в этом случае Дашкова обратилась к опыту Эдинбургского университета.
     Экзамены проводились строго дважды в год: в марте - апреле и в сентябре - октябре.
 
     Директор Академии наук не только сама присутствовала на экзаменах, требовала совершенствования формы проверки знаний, она была столь же внимательна к содержанию ответов. И ее взыскательный надзор за ходом юношеской мысли не оставался без последствий.
 
     
     Как педагог и воспитатель российского юношества, как организатор учебного процесса в доме Строгановых на Стрелке Васильевского острова, Дашкова была глубоко убеждена, что настоящее дело, практика лучше совершенствуют профессиональные навыки, чем всевозможные словесные призывы и наставления.

(http://стилиус.рф/DACHKOVA/JPEG/akademiy1.jpg)

Гениальность женщин не знает границ.....
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: Spirit of Finland от 22 января 2017, 02:17:01
Российская академия музыки имени Гнесиных

Российская академия музыки (РАМ) имени Гнесиных — федеральное государственное музыкально-педагогическое образовательное учреждение высшего образования в г. Москве, расположенное по адресу Поварская улица, д. 30-36.

Академия является одним из двух базовых высших учебных заведений учебно-методического объединения РФ по образованию в области музыкального искусства, наряду с Московской консерваторией. Один из ведущих музыкальных вузов России и мира.

С 2016 года Академия отнесена к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации (по указу Президента РФ В.В.Путина №175 от 11 апреля 2016 года)

(https://prv0.lori-images.net/rossiiskaya-akademiya-muzyki-imeni-gnesinyh-ram-im-0022577688-preview.jpg)
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: Arsenovna от 23 января 2017, 20:19:14
Аудиторный корпус Московского университета

Моховая ул., д.9, стр.1


На углу Моховой и Никитской улиц Пашков приказал построить дворец «для устройства балов». По неизвестным причинам строительство дома не было окончено. К 1832 г. в нем не было окон, дверей и печей. Император Николай I повелел купить его для университета, и этот корпус получил название Аудиторного.

В 1830-е гг. территория, занимаемая Московский университетом, стала мала, поэтому в 1832 г. император Николай I распорядился купить для него участок с двумя домами, который располагался через улицу от Главного здания университета. Во второй половине XVI века этот участок, возможно, входил в состав Опричного двора Ивана Грозного. От Опричного двора осталось небольшое одноэтажное здание с полуподвалом, в котором размещается типография факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова.




(http://www.hist.msu.ru/Science/HisUni/Images/1884.jpg)


В конце XVII века этот участок оказался во владении богатой семьи Пашковых, в частности он принадлежал богачу П.Е. Пашкову, сыну денщика Петра I. Для них было построено архитектором Баженовым несколько зданий на Моховой улице, в частности, знаменитый Пашков дом. На углу Моховой и Никитской улиц Пашков приказал построить дворец «для устройства балов». По неизвестным причинам строительство дома не окончили, недостроенным стоял дворец Пашковых почти 40 лет. К 1832 г. в нем не было окон, дверей и печей. Император Николай I повелел купить его для университета, и этот корпус получил название Аудиторного. С 1970 г. в нем располагается факультет журналистики  МГУ им. М.В. Ломоносова.

Московскому архитектору Е.Д.Тюрину было поручено перестроить дворец Пашковых в здание, приспособленное под нужды университета. В 1835 году Аудиторный корпус был открыт, в  XIX веке в нем читали лекции знаменитые профессора историко-филологического и юридического  факультетов: Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев, С.П. Шевырев, В.О. Ключевский, Н.С. Тихонравов, М.М. Ковалевский. Публичные лекции в этом здании были очень популярны у московской публики. На верхнем этаже Аудиторного корпуса помещался механический кабинет, переименованный в 1901 г. в Кабинет прикладной механики, который возглавлял Н.Е. Жуковский. На балюстраде около него  стояла аэродинамическая труба, одна из первых в мире (она была разрушена в 1941 г.). На втором этаже располагалось старейшее в  Европе Математическое общество.

В 1833-37 гг. подвергся перестройке и корпус усадьбы слева от Аудиторного корпуса, где у Пашковых располагался манеж, а потом театр. Он был перестроен для размещения в нем университетской церкви Святой Татьяны. Отделка церкви, как и роспись итальянского художника Ланжилотто погибли в советское время.

В университетской домовой церкви студенты и профессора прощались со многими из тех, кто вписал навсегда свое имя в историю русской науки и культуры. Здесь отпевали Т.Н. Грановского и С.М. Соловьева прощались с А.Г. Столетовым и Н.С. Тихонравовым, отcюда выносили гроб с телом Н.В. Гоголя.

Университетский домовый храм был закрыт в 1918 году. В 1922 году, в пятую годовщину октябрьской революции, в храме был открыт клуб. 6 мая 1958 года великая русская актриса Александра Яблочкина торжественно открыла здесь Студенческий театр МГУ. Здесь ставил свои первые пьесы известный сегодня театральный режиссер М. Розовский, и ныне покойный Ролан Быков, здесь раскрылся сценический талант И. Савиной, А. Демидовой, А. Кортнева, И. Богушевской и др.

В 1993 г. была восстановлена община при церкви Святой Татианы, 25 января 1995 года, в Татьянин день, здесь вновь была освящена домовая церковь Московского университета.

В 1901-1904 (1905) гг. Аудиторный корпус был еще раз перестроен архитектором К.М. Быковским. Новый вид приобрел вход в здание,  над парадной лестницей вознесся купол стеклянной крыши. Был надстроен двумя этажами переход  к церковному корпусу. С фасада здания убрали фронтон,  изменили число колонн портика, размеры окон и сократили почти вдвое число окон. Появилась ажурная решетка перед зданием. Со стороны двора было достроено новое крыло: расширена Большая аудитория (в советское время она называлась Коммунистической – сейчас Академическая аудитория №232). Центральную часть  здания заняла великолепная парадная лестница и три яруса балюстрад под центральным куполом здания. Быковский надстроил корпус в сторону Никитской улицы, построив вторую большую аудиторию (бывшую Ленинскую – сейчас ауд. 201). После перестройки перестала существовать старая большая аудитория, где проводились публичные лекции, а также  и знаменитая Профессорская аудитория, которая находилась в центральной части здания. Тогда же К.М. Быковским было  построено здание Научной библиотеки университета с ротондой на углу. В таком виде ансамбль зданий и Аудиторный корпус сохранились до перестройки после Великой Отечественной войны.

С 1919 г. в Аудиторном корпусе располагался рабфак (рабочий факультет) МГУ. Затем, в 1920-е годы в Аудиторном корпусе находился факультет общественных наук, реорганизованный затем в историко-этнологический факультет и факультет права.

В годы Великой Отечественной войны здание Аудиторного корпуса пострадало. Особенно сильные разрушения были вызваны  29 октября 1941 г. падением большой фугасной бомбы рядом со зданием. Взрывной волной были выбиты все  окна и двери, сорвана крыша, выбиты стекла из купола.  В научной библиотеке МГУ также были выбиты окна и двери и разрушены стеллажи, книги, газеты и журналы были раскиданы по полу.  Взрыв сильно искорежил чугунную решетку перед зданием.  В 1942-1943 гг. реставрацией Аудиторного корпуса руководил архитектор С.А. Торопов. Тогда же была восстановлена чугунная ограда, отлитая  по рисунку Е.Д. Тюрина.

После окончания строительства высотного здания  и других корпусов часть факультетов МГУ переехала на Ленинские горы, а в Аудиторном корпусе с 1970 г. располагается факультет журналистики МГУ.

Первый памятник М.В. Ломоносову  - бронзовый бюст на чугунном постаменте работы скульптора С.И. Иванова с надписью: «Ломоносову Московский университет. 1876» - был открыт перед Аудиторным корпусом в день 120-летия университета 12 января 1877 г. Во время бомбежки в октябре 1941 г. был разрушен постамент этого памятника. Тогда бюст Ломоносова перенесли на площадку парадной лестницы клуба  МГУ им. М.В. Ломоносова (сейчас он – в приделе храма Святой Татьяны).

А перед университетом установили новый памятник скульптура С.Д. Меркурова, изображавшего молодого Ломоносова, стоявшего во весь рост и опирающегося на глобус. Этот гипсовый памятник стал быстро разрушаться от снега и дождей.

Поэтому в 1957 г. был открыт существующий ныне памятник  М.В. Ломоносову работы скульптора И.И. Козловского.


Авторы статьи: Гутнов Д.А. (профессор, доктор исторических наук, факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова) и Минаева О.Д. (доцент, кандидат исторических наук, факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова)


(http://www.hist.msu.ru/Science/HisUni/Images/Nov98.jpg)
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: Arsenovna от 25 января 2017, 15:08:16
Учебный корпус с домовым храмом во имя иконы Божьей Матери «Взыскание погибших» при Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова
ул. Зацепа, д. 41, корп. 4

(http://mostreet.ru/wp-content/uploads/2013/08/Ulica-Zacepa-dom-41-Hram-2013_05.jpg)



Коммерческие училища и Коммерческий институт Московского общества распространения коммерческого образования основаны по инициативе предпринимателя и финансового деятеля А.С.Вишнякова.

В 1904 г. по проекту гражданского инженера Н.Л. Шевякова в течение года было выстроено двухэтажное каменное здание Женского училища с домовой церковью. 9 июня 1905 года состоялось освящение храма во имя иконы Божией Матери “Взыскание погибших”, а уже осенью того же года в училище начались занятия.
Интересно техническое решение здания. Особенность конфигурации участка обусловила сложную, в плане близкую к Г-образной, форму здания. Восточная его часть была занята объемом храма, который акцентировал угол улицы Зацепы и Б. Строченовского переулка. Сам храм был вытянут вдоль линии улицы с некоторым отступом, частично заполненным крытым крыльцом-папертью, и квадратной двухэтажной шатровой колокольней.
Основной четверик храма увенчан большим куполом на высоком световом барабане. Второй купол значительно меньших размеров возвышался над граненой по форме алтарной частью. В отделке фасадов использовались майоликовые панно и керамические плитки, ими в частности был облицован шатер колокольни.
Со стороны двора к церкви примыкал объем для лестниц, по которым можно было попасть как в церковь, так и в основное здание училища. В крыле здания училища, примыкающего к церкви, вдоль Зацепы на уровне второго этажа находился рекреационный зал, он, в случае необходимости, за счет раскрытия раздвижной железной перегородки соединялся с храмом, что позволяло вмещать до 800-900 молящихся!
Архитектура храма решена в формах неорусского стиля. Остальные части училища, хотя и отличалась по своему характеру от храма, также в определенной степени ориентировалась на древнерусскую архитектуру, что, выразилось в постановке высоких теремных кровель и трех шатров (утраченных впоследствии), отмечающих места размещения входов в здание. Над циркульными окнами окнами второго этажа и на аттике располагались гипсовые стилизованные надписи «Московское общество распространенiя коммерческаго образованiя» и «Женское коммерческое училище», хорошо видные на фотографии 1912 года. В башенке с шатром находился вход в училище со стороны Зацепы, над входом была надпись «Глаголевские торговые классы».
В 1905 году появилась ограда с воротами, в 1909 году строится двухэтажный каменный корпус для Приготовительных классов коммерческих училищ (Зацепа ул., д. 41, корп. 4 – часть, архитектор А.У. Зеленко). Учебный корпус, вдоль Большого Строченовского переулка,  вплотную примыкал к стене южной лестничной пристройки церкви. В результате образовался единый объем П-образной формы. Корпус приготовительных классов представлял собой двухэтажный каменный объем сложной формы. В 1912 г. здание приготовительных классов внутри было коренным образом перестроено по проекту П.А. Заруцкого.
После революции в здании женского коммерческого училища разместился Промышленно-экономический техникум имени Г.В. Плеханова.
Домовая церковь была закрыта в 1925 г. Сразу же после закрытия в 1926 г. помещения храма были перестроены (проект гражданского инженера В.И. Краузе). Мраморный иконостас разобрали, а в арочном проеме между храмом и алтарем соорудили стену, само же помещение храма разделили на два этажа.
В 1930 году двухэтажное здание приготовительных классов было надстроено двумя этажами, кроме того, со стороны южного торца была сделана пристройка для лестниц. Возможно, тогда же была разобрана часть прясел ограды. Чуть позже в середине 1930-х гг. было надстроено двумя этажами западное дворовое крыло здания б. Женского коммерческого училища.
К середине 1980-х гг. здание храма понесло значительные утраты: был разрушен главный купол, его барабан оставался открытым. В ходе восстановительных работ последнего времени глава храма была восстановлена с нарушением первоначального контура, частично восстановлено декоративное убранство. К лестничной клетке бывшего корпуса приготовительных классов пристроено крыльцо, имитирующее формы северного входа в храм, выполнена решетка ограды с рисунком, подобным оригинальному.
В 2014-2016 годах в рамках реставрации здания был восстановлен исторический облик и интерьеры на средства Российского экономического университета, возглавляемого ректором В.И. Гришиным, сотрудников и попечителей Университета.
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: Iren от 07 июня 2017, 00:57:19
     Очень интересная информация собрана в этом разделе!
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: Дети к. Гранта от 10 августа 2017, 22:24:01
      Копия с  поста №12 и наше мнение

     1714 году был издан указ о всеобщей учебной повинности для детей, по которому все дети священников, дьяков и дворян отныне обязаны научиться читать, чтобы получить разрешение жениться. Но образование в большинстве дворянских семей давалось тяжело, поэтому император вынужден был применять определённые меры. По установленному при Петре I и императрице Анне Иоановне порядку каждый семилетний мальчик-дворянин был обязан явиться в так называемую Геральдмейстерскую контору Сената, сказать, сколько ему лет, чему он учился, где служили его предки, сколько крепостных душ у его родителей. Затем недоросля, так называли тогда мальчиков, отпускали домой. Через пять лет на «втором смотре» ребёнок должен был уметь читать и писать. После этого его отправляли на военную или гражданскую службу, разрешая остаться дома только в том случае, если родители обязывались обучать сына иностранному языку, арифметике, географии, закону Божьему. В пятнадцать лет юноша являлся на новый смотр.
Негативные стороны российского образования того времени высмеивает Д. И. Фонвизин в знаменитой комедии «Недоросль».

    А мы считаем, что Фонвизин высмеивает не негативные стороны образования, а  недорослей, которые не хотят учиться.
    А также вопрос - почему дети дьяков, священников и дворян обязаны учиться. Где же свобода и их личное решение? Дети же должны САМИ решать!
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: Mari от 12 августа 2017, 23:29:19
Классическая гимназия имени Ивана и Александры Медведниковых было одним из самых известных средних учебных заведений дореволюционной России. Гимназия была учреждена в 1901 году по высочайшему повелению Николая II, сначала она располагалась на Поварской, а несколькими годами позже переехала в Староконюшенный переулок. Проект здания с элементами модерна разработал архитектор Иван Сергеевич Кузнецов. Здание было не только красивым, но и прогрессивным, в нем даже была создана система вентиляции с пылеосадочными камерами, трижды в час обновляющая воздух в классах, а шинели в раздевалках нагревались и просушивались. Гимназии покровительствовали крупные промышленники-меценаты. После революции гимназия стала обычной школой, в годы войны занятия продолжались, а здании также размещались курсы медсестер. Сегодня уникальный памятник архитектуры и российского образования явно нуждается в профессиональной реставрации: во многих местах отвалившаяся штукатурка оголила кирпичную основу здания, постепенно разрушаются декоративные элементы.
(https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/8e/Moscow%2C_Povarskaya_40%2C_embassy_of_Cameroon.jpg/390px-Moscow%2C_Povarskaya_40%2C_embassy_of_Cameroon.jpg)
Первое здание гимназии.
Поварская, 40 (ныне посольство Камеруна)

(http://mir24.tv/media/images/uploaded/about_big14495852.jpg)
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: О.М. от 13 августа 2017, 11:48:29
  Информативная тема.
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: info от 02 сентября 2017, 23:27:55
(https://img-fotki.yandex.ru/get/249307/294208613.22d/0_1bb199_61c54b1_L.jpg) (https://fotki.yandex.ru/next/users/school-so2/album/523437/view/1814937)

Школа-ВУЗ "Современное образование". Малый Головин пер. д.14. Год основания - 1990. Фотография от августа 2017 года.
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: DAЛ$ от 04 сентября 2017, 16:21:18
Столичные школьники с 1 сентября смогут бесплатно посещать музеи Москвы


Об этом сообщил Сергей Собянин на педагогическом совете "Школа объединяет город". По словам мэра, это необходимо для того, чтобы педагоги смогли проще осуществить интеграцию с научными и культурными возможностями столицы.

Будем надеяться, что школьников такой подарок мотивирует.

(https://pp.userapi.com/c841621/v841621088/1efdb/ZZlwCgNGX7U.jpg)
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: Mari от 05 сентября 2017, 00:23:42
Это замечательно!
На самом  деле,  учителя тоже  должны входить  в эту  категорию! :)
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: NLO от 28 октября 2017, 11:50:51
Факты о советской школе:
1) Советское образование не всегда было бесплатным. С 1940 года появилось постановление об установлении платы за обучение в последних трех классах школ и вузах. Плата за обучение в 8-10 классах средних школ, техникумах, педагогических и других училищах составляла от 150 до 200 рублей в год. Обучение в вузах – дороже, 300-500 рублей год. Плата за образование была отменена только в 1956 году.
2) Право граждан на бесплатное образование всех уровней – от начального до высшего – было законодательно закреплено только в Конституции СССР 1977 года (статья 45).
3) В 1943 году мальчиков и девочек вновь начали обучать раздельно. Интересно, что это начинание это распространялось только на Москву, Ленинград, столицы союзных республик и некоторые крупные города. В конце концов было официально признано, что реформа не дает преимуществ в организации педагогического процесса, но при этом создает трудности в воспитательной работе. Совет Министров СССР отменил разделение классов по гендерному признаку спустя 11 лет, в 1954 году.
4) С 1943 года педагогов обязали вникать во внешкольную жизнь детей и даже ходить к отстающим ученикам домой. Вообще, отстающих учеников «тянули» не только учителя, но и товарищи по классу – например, за неуспевающими учениками устанавливалось шефство, то есть прикреплялся отличник, который занимался с ними дополнительно. Хронически неуспевающих учеников не отчисляли из школы, а оставляли на второй год.
  5) Единая школьная форма была утверждена в 1948 году и выглядела, как сказали бы сейчас, в стиле «милитари» — гимнастерка, фуражка с кокардой, поясной ремень с крупной пряжкой. Осенью 1963 форму изменили на более «гражданскую» — полушерстяной однобортный пиджак на трех пластмассовых пуговицах и классические брюки (под пиджак рекомендовалось носить белую или однотонную рубашку). Более привычная глазу форма появилось еще десятилетие спустя: в 1975 году она стала темно-синей, пластмассовые пуговицы заменили на алюминиевые, а для старшеклассников из того же материала сделали довольно элегантный брючный костюм. Советская школьная форма пережила СССР — и официально была отменена только в 1994 году.
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: Mari от 28 октября 2017, 19:43:10
Первая советская школьная форма
(https://deti.mail.ru/pre_square800_resize/pic/photolib/2014/08/13/574651_600.jpg)
(https://cs4.pikabu.ru/post_img/2015/12/31/7/145155829326076914.jpg)

(http://retroforma.ru/images/postcard-4.jpg)
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: Spirit of Finland от 28 октября 2017, 21:42:13
Что-то есть в этой форме!
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: asdfg от 28 октября 2017, 21:44:46
Что-то есть в этой форме!
То, чего нет сейчас!
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: Helga от 04 декабря 2017, 17:32:16
Это замечательно!
На самом  деле,  учителя тоже  должны входить  в эту  категорию! :)

А что? Сопровождающие педагоги должны покупать билет?
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: рейтар от 08 декабря 2017, 17:37:44
Что-то есть в этой форме!

По  мне  не  слишком  красивая
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: Ежик от 08 марта 2018, 02:00:18
По  мне  не  слишком  красивая

     А по мне и красивая, и удобная!
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: Mari от 08 марта 2018, 21:24:11
По крайней мере, дети выглядят вполне счастливыми)
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: DAЛ$ от 09 марта 2018, 13:58:54
По крайней мере, дети выглядят вполне счастливыми)

А детство, хоть сейчас, хоть в СССР должно быть счастливым!
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: Mari от 09 марта 2018, 20:56:58
Да)
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: Б.Я. от 05 августа 2018, 23:25:33
(http://www.hist.msu.ru/Science/HisUni/Images/1884.jpg)[/center

. В 1835 году  был открыт Аудиторный корпус МГУ им. Ломоносова
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: Mari от 28 ноября 2018, 23:33:53
(http://tehne.com/assets/i/upload/event/albom-zdanii-moskovskogo-gorodskogo-obshchestvennogo-upravleniia-1910-e-006.jpg)
Городское начальное училище им. Николая II на Миусской площади, нач. ХХ века
Здесь начал свой путь в науку академик Тихомиров.
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: Spirit of Finland от 28 ноября 2018, 23:39:30
Случайно не в этом ли здании находился недавно РосФинНадзор?
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: Mila от 31 марта 2019, 10:12:24
По крайней мере, дети выглядят вполне счастливыми)
Самое главное)
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: Mari от 31 марта 2019, 15:39:12
(http://tehne.com/assets/i/upload/event/albom-zdanii-moskovskogo-gorodskogo-obshchestvennogo-upravleniia-1910-e-003.jpg)
Первое Высшее пятиклассное женское училище на Б. Андроньевской улице
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: Mila от 27 апреля 2019, 08:44:24
Прямо классика)
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: Mari от 23 февраля 2020, 20:57:31
(https://um.mos.ru/upload/resize_cache/iblock/b14/640_640_2/1%20%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F.jpg)


Четырёхэтажное здание на Страстном бульваре было построено в 1874-1878 годах по проекту архитектора Николая Александровича Тютюнова. Это одна из ранних работ зодчего, отметившегося в Москве строительством ряда доходных домов и участием совместно со своим коллегой Р. А. Гёдике в проектировании детской больницЫ Святого Владимира.

В доме расположилась Московская 1-я женская гимназия Ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны.

Ещё в 1797 году Мария Федоровна стала заведовать московским и петербургским воспитательными домами со всеми их заведениями, вошедшими в ведение канцелярии императрицы. В 1854 года устраивается «Ведомство учреждений императрицы Марии» (с 1880 года — Собственная Его Императорского Величества канцелярия по учреждениям императрицы Марии).

Обучение в 1-й гимназии было платным, и предпочтение отдавалось девочкам из «хороших семей». Впрочем, как и в иных гимназиях действовали определённые квоты на бесплатное обучение.
Наряду с гимназиями Ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны в Российской империи действовали и женские гимназии, находившиеся в ведомстве Министерства народного просвещения, которые предназначались для всех сословий и вероисповеданий.

По окончанию обучения выпускницам выдавались аттестат, удостоверение о поведении и разрешение на право заниматься педагогической деятельностью в роли домашней наставницы.
В 1-й женской гимназии в разные годы учились знаменитые впоследствии актрисы В. Н. Пашенная, А. Г. Коонен, О. В. Гзовская. В 1905 – 1917 годах здесь работал и жил композитор С. В. Рахманинов, памятник которому установлен неподалёку, на Страстном бульваре.

Помимо гимназии в здании располагались жилые квартиры. А также Музей наглядных пособий по естествознанию.
После революции гимназия закрылась. А в 1920 - 1930-е годы здесь размещался Коммунистический университет трудящихся Востока имени И. В. Сталина, в котором учился, в частности, известный политический деятель Китая Дэн Сяопин.

Позже здание было передано Всесоюзному Радиокомитету.

Сегодня здесь находится Агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать)
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: andre от 06 мая 2020, 09:34:46
В феодальной Москве письменность и образование были привилегиями
духовенства и знати. В московских и подмосковных монастырях, княжеских и
боярских домах велась переписка и перевод книг, подготовка книжных писцов
из монахов и светских доброхотов. Мальчиков обучали книжным хитростям в
монастырских и церковных школах и на основании договора у частных мастеров
грамоты.
 Деловые бумаги того времени – завещательные письма, межкняжеские договоры
и др., а также летописи и летописные своды конца 14 нач. 15вв.
свидетельствуют о распространении не только церковной грамотности. В Москве
читали, кроме церковных книг, светские прозаические и поэтические
произведения – «Слово о полку Игореве», «Задонщину», «Слово о Мамаевом
побоище», и др.
Продолжение следует.......
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: andre от 12 мая 2020, 14:30:25
Продолжение

С конца 15 в, когда Москва превращается в столицу русского
централизованного гос-ва. Для приказов , новых административных учреждений
требовались образованные дьяки, подъячие, переводчики, писцы. Грамотность и
образование все глубже проникает в среду дворянства и состоятельных слоев
купеческого и ремесленного населения. Большое влияние на развитие культуры
и просвещения оказало возникновение в сер. 16 века книгопечатания в Москве
.
 Москва с древнейших времен являлась центром русского книжного дела.
Старейшая известная московская рукописная книга – Сийское евангелие 1339г.
В 14 –16вв. в Москве работали рукописные мастерские, тесно связанные со
школами рус. живописцев Феофана Грека, Андрея Рублева и др. В сер. 16в.
около 1553г. в Москве в Китай-городе основан печатный двор – первая
московская государственная типография. Первые книги изданные здесь не имели
выходных данных, поэтому типографию называют еще и « анонимная типография».
1 марта 1564г. И.Федоров и Петр Мстиславец в гос. Моск. Типографии Печатный
двор выпускают первую точно датированную и имеющую выходные данные
печатную книгу «Апостол» - образец высокого типографского искусства. До
конца 17в. здесь было напечатано свыше 500 книг, среди которых были
светские книги , в том числе – учебники.

Продолжение следует......
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: andre от 08 августа 2020, 20:12:26
Продолжение:
В 17в. рукописные учебные пособия ( псалтыри, часословы, азбуковники) все более вытесняются печатными. Для печатных букварей , в которых кроме азбуки давались первоначальные сведения по грамматике, арифметике, тексты для чтения, образцом служила первая славяно-русская азбука И.Федорова, напечатанная им во Львове в 1574г. В 17в. популярны были такие учебники, как Букварь Бурцова-Протопопова, «Букварь языка славенска…» Симеона Полоцкого, Букварь Поликарпова для школ со славянской, греческой и латинской азбукой, «Грамматика» Смотрицкого –по ней учился Ломоносов и др. Правила поведения детей в школе, в церкви, за столом, во время игр, при встрече со взрослыми и т.д. нашло свое отражение в рукописном пособии Славинецкого «Гражданство обычаев детских».

Продолжение следует.......
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: рейтар от 10 сентября 2020, 20:37:46
Заметим, что  вместо  Азбуки  часто  использовали  Часовник- сборник  молитв, которые  все  знали
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: DAЛ$ от 10 сентября 2020, 22:22:01
Заметим, что  вместо  Азбуки  часто  использовали  Часовник- сборник  молитв, которые  все  знали

И дети были более образованные! Дело во времени или в книге? :dumaet:
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: Mila от 19 сентября 2020, 22:00:08
Молитвы трудно учить - они же на старославянском. Значит, память хорошо развивали.
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: Hotchpotch от 26 ноября 2020, 13:46:45
Молитвы трудно учить - они же на старославянском. Значит, память хорошо развивали.


Молитвы не надо учить. Их нужно повторять ежедневно, сами запомнятся
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: Mila от 27 ноября 2020, 21:04:35

Молитвы не надо учить. Их нужно повторять ежедневно, сами запомнятся
Точно знаю, что в старые времена их заставляли учить в школах. И наказывали сильно, если не мог ответить.
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: рейтар от 29 ноября 2020, 20:49:21
Точно знаю, что в старые времена их заставляли учить в школах. И наказывали сильно, если не мог ответить.
К  сожалению, да.
И  в  этого  как  только  отменили  обязательное  посещение  церквей, посещяемость  их  упала  в  десять  раз.
Потому  что  зазубрить  молитву  и  верить- это  очень  разные  вещи
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: DAЛ$ от 29 ноября 2020, 21:19:42

Молитвы не надо учить. Их нужно повторять ежедневно, сами запомнятся

вот точно, а если с умом читать, так можно и мудрость их понять
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: Hotchpotch от 06 декабря 2020, 19:31:22
вот точно, а если с умом читать, так можно и мудрость их понять


Ща  в меня полетят тапки, но я  не вижу там мудрости. Обращение   к Богу за помощью вижу. А более - ничего
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: DAЛ$ от 06 декабря 2020, 23:27:44

Ща  в меня полетят тапки, но я  не вижу там мудрости. Обращение   к Богу за помощью вижу. А более - ничего

там написано очень правильные мысли! что Бог на первом месте, а все остальное потом, а когда это смещается у людей возникают проблемы
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: Mila от 13 декабря 2020, 19:43:36

Ща  в меня полетят тапки, но я  не вижу там мудрости. Обращение   к Богу за помощью вижу. А более - ничего
Мудрость есть, конечно. Если задуматься и попытаться понять старославянский. Для меня, например, было открытием, что в молитве о выздоровлении болеющих есть слова с просьбой благословить руки врачей!
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: Hotchpotch от 12 января 2021, 13:12:54
Мудрость есть, конечно. Если задуматься и попытаться понять старославянский. Для меня, например, было открытием, что в молитве о выздоровлении болеющих есть слова с просьбой благословить руки врачей!

Хорошие слова! Кто верит, тот получает благословение
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: DAЛ$ от 13 января 2021, 10:38:21
Хорошие слова! Кто верит, тот получает благословение

Верить надо всегда! это самое главное!
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: Mila от 16 января 2021, 13:22:49
Верить надо всегда! это самое главное!
Иногда это бывает трудно. но надо себя пересиливать и видеть свет в конце тоннеля.
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: рейтар от 16 января 2021, 17:25:38
Верить надо всегда! это самое главное!
Только  надо  думать, во  что  верить, а  некоторые  верят  во  всяких  виссарионов  и  прочих  жуликов
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: Mila от 17 января 2021, 18:59:16
Только  надо  думать, во  что  верить, а  некоторые  верят  во  всяких  виссарионов  и  прочих  жуликов
Вот тоже загадка! Как умные и образованные люди на это ведутся?
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: рейтар от 18 января 2021, 21:18:45
Вот тоже загадка! Как умные и образованные люди на это ведутся?
К  сожалению, очень  часто  на  это  ведутся  очень  умные  и  образованные  люди, уставшие  от  сложностей  жизни
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: Mila от 18 января 2021, 23:55:55
К  сожалению, очень  часто  на  это  ведутся  очень  умные  и  образованные  люди, уставшие  от  сложностей  жизни
Все люди ищут смысл жизни. Все умные люди. А те, кто не задумывается об этом, они не умные?
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: DAЛ$ от 19 января 2021, 22:40:47
Все люди ищут смысл жизни. Все умные люди. А те, кто не задумывается об этом, они не умные?

они решают задачи,как Пелерман
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: Hotchpotch от 25 января 2021, 22:20:37
Все люди ищут смысл жизни. Все умные люди. А те, кто не задумывается об этом, они не умные?


Те, кто ищет смысл жизни, те хотят быть счастливыми и найти своё место в  жизни. А остальные - просто живут
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: Mic от 27 января 2021, 12:23:07

Те, кто ищет смысл жизни, те хотят быть счастливыми и найти своё место в  жизни. А остальные - просто живут
Мне почему-то кажется, что все хотят найти свое место в жизни. Просто не у всех получается.
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: Mila от 24 февраля 2021, 20:12:46

Те, кто ищет смысл жизни, те хотят быть счастливыми и найти своё место в  жизни. А остальные - просто живут
Я, кстати, завидую тем, кто "просто живут".
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: Вик от 25 февраля 2021, 15:16:57
Мне почему-то кажется, что все хотят найти свое место в жизни. Просто не у всех получается.
Многие живут как будто по инерции.
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: Mila от 27 февраля 2021, 20:55:36
В Москве есть школа, которая работает с XIX века. Ее открыли в 1884, и тогда здесь могли учиться только девочки. Классы были созданы при Доме воспитания для детей-сирот, чьи отцы погибли на русско-турецкой войне. В 1887 учебное заведение стало Елизаветинской женской гимназией (в честь великой княгини Елизаветы Федоровны).
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: balaena от 24 апреля 2021, 17:01:44
В Москве есть школа, которая работает с XIX века. Ее открыли в 1884, и тогда здесь могли учиться только девочки. Классы были созданы при Доме воспитания для детей-сирот, чьи отцы погибли на русско-турецкой войне. В 1887 учебное заведение стало Елизаветинской женской гимназией (в честь великой княгини Елизаветы Федоровны).
И где находится эта школа? Там до сих пор учатся только девочки?
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: Mila от 25 апреля 2021, 19:28:24
И где находится эта школа? Там до сих пор учатся только девочки?
Не думаю, что там учатся только девочки. Времена сейчас другие.
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: Mila от 25 сентября 2021, 14:20:47

Ботаническому саду 1 Московского медуниверситете им. И. М. Сеченова завтра исполняется 75 лет.
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: рейтар от 14 ноября 2021, 18:01:29
Ботаническому саду 1 Московского медуниверситете им. И. М. Сеченова завтра исполняется 75 лет.
Интересно, а  растения  для  лекарств  там  когда  нибудь  выращивали
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: Вик от 24 ноября 2021, 20:11:38
Интересно, а  растения  для  лекарств  там  когда  нибудь  выращивали
Я знаю, что есть Аптекарский огород МГУ. Вот там точно выращивали лекарственные растения.
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: Mila от 28 ноября 2021, 20:56:14
История образования без МГУ - этого не может быть! Вот как строился главный корпус.

(https://c.radikal.ru/c24/2111/13/a189165f734d.jpg) (http://www.radikal.ru)
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: Hotchpotch от 25 марта 2023, 11:45:42
Я знаю, что есть Аптекарский огород МГУ. Вот там точно выращивали лекарственные растения.

Сейчас таам просто сад и оранжереи
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: Енот от 26 марта 2023, 11:22:29
Мне почему-то кажется, что все хотят найти свое место в жизни. Просто не у всех получается.


Согласна, это важно.Когда человек находит своё место в жизни, то он становится более спокойным, уверенным в завтрашнем дне.
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: Вик от 28 марта 2023, 23:18:58

Согласна, это важно.Когда человек находит своё место в жизни, то он становится более спокойным, уверенным в завтрашнем дне.
Здесь моральное удовлетворение - самое главное.
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: Енот от 29 марта 2023, 10:51:40
Здесь моральное удовлетворение - самое главное.

Конечно,моральная компенсация за упорный и долгий труд и затраченные усилия на преодоление жизненных ситуаций.
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: Вик от 04 апреля 2023, 12:16:41
Конечно,моральная компенсация за упорный и долгий труд и затраченные усилия на преодоление жизненных ситуаций.
Но без достойной оплаты моральное удовлетворение будет постепенно таять.
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: Вик от 30 мая 2023, 18:27:17
Из истории МГУ:

М.В. Ломоносов разработал одинаковое начало обучения для всех студентов МГУ. Они обязаны были пройти курс обучения на факультете философии и получить базовые гуманитарные знания. Только после этого студенты могли отправиться на обучение в том направлении, которое им интересно, будь то юриспруденция, медицина или та же философия.

Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: рейтар от 01 июня 2023, 22:39:59
Да, это  традиционная  схема  средневековых  университетов.
Вначале  учились  на  артистическом (от  слова  искусство  по  латыни)  факультете, где  люди  получали базовое образование (многие  приходя  в  университет, не  умели  читать  и  писать  на  латыни (а  некторые  и  на  родном  языке), а  уже  потом  начинали  учиться  по  специальности.
Кстати  и  сейчас   во  многих  университетах  1-2  курс  даются  базовые  вещи
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: Вик от 03 июня 2023, 22:06:15
Да, это  традиционная  схема  средневековых  университетов.
Вначале  учились  на  артистическом (от  слова  искусство  по  латыни)  факультете, где  люди  получали базовое образование (многие  приходя  в  университет, не  умели  читать  и  писать  на  латыни (а  некторые  и  на  родном  языке), а  уже  потом  начинали  учиться  по  специальности.
Кстати  и  сейчас   во  многих  университетах  1-2  курс  даются  базовые  вещи
Мне кажется, именно этим и отличается университетское образование от остальных.
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: Вик от 03 июня 2023, 22:07:26
Да, это  традиционная  схема  средневековых  университетов.
Вначале  учились  на  артистическом (от  слова  искусство  по  латыни)  факультете, где  люди  получали базовое образование (многие  приходя  в  университет, не  умели  читать  и  писать  на  латыни (а  некторые  и  на  родном  языке), а  уже  потом  начинали  учиться  по  специальности.
Кстати  и  сейчас   во  многих  университетах  1-2  курс  даются  базовые  вещи
Поэтому сейчас в театральных не артистические, а актёрские факультеты?))
Название: Re: История образования в Москве и России: Школы, Универ
Отправлено: рейтар от 30 июня 2023, 23:37:57
Поэтому сейчас в театральных не артистические, а актёрские факультеты?))
Вполне  может  быть, но  точно  не  знаю.
Думаю, это  связанно  с  тем, что  эти  вузы  в  основном  возникали  в  советские  время, и  названия    брали  из  русского, а  не  латинского  языка