Автор Тема: Рабочие материалы V.B.  (Прочитано 591601 раз)

0 Пользователей и 7 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн V.B.

  • Генеральный директор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 891
    • Просмотр профиля
Re: Рабочие материалы V.B.
« Ответ #160 : 18 ноября 2015, 23:44:02 »
                             Коллеги, откликнувшиеся на тему "Что такое метапредмет?"
     Спасибо за подобранную в Интернете информацию. Хотелось бы узнать ваше видение этого явления.

Оффлайн Freya

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 11156
    • Просмотр профиля
Re: Рабочие материалы V.B.
« Ответ #159 : 18 ноября 2015, 03:33:00 »
ДЛЯ ВЕРЫ ИВАНОВНЫ :                                                                                                                                                                " Новое  содержание  образования на основе принципов метапредметности . "                                                                                                                                                        Задача  современного  учителя − научить творчески мыслить школьников,  вооружить   их  таким важным умением, как умение учиться . Школа должна научить детей мыслить − причем, всех детей, без всякого исключения. Учителю  нашего времени  необходимо  стать конструктором новых педагогических ситуаций, заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

Среди существующих методологических подходов в образовании решению этих задач отвечает метапредметное обучение, которое обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.  Метапредметные  результаты образовательной деятельности − это способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

"Мета" – («за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда - мыследеятельностью.

Метадеятельность - универсальная деятельность, которая является "надпредметной". Предметная - это любая деятельность с предметом (строю, учу, лечу, книги пишу, людей кормлю, здания проектирую…). В любой предметной деятельности есть то, что делает ее осознанной и ответственной, то есть:
•стратегической (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ);
•исследовательской (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов, вывод);
•проектировочной (замысел, реализация, рефлексия);
•сценирующей (выстраивание вариантов сценария разворачивания событий);
•моделирующей (построение посредством знаковых систем мыслительных аналогов – логических конструктов изучаемых систем).
•конструирующей (выстраивание системы мыслительных операций, выполнение эскизов, рисунков, чертежей, позволяющих конкретизировать и детализировать проект);
•прогнозирующей (мысленное конструирование будущего состояния объекта на основе предвидения).

Метадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется уровнем владения им метазнаниями и метаспособами, т.е. уровнем развития личности.

Метазнания
- знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т.е. приёмы и методы познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с ним. Понятие «метазнания» указывает на знания, касающиеся способов использования знаний, и знания, касающиеся свойств знаний. Метазнания, выступают как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития человека, превращая его из «знающего» в «думающего».

Метазнания включают в себя философию предмета . Философия предмета включает в себя понятие, границы и методологию предмета как части науки.

Философские проблемы географии
заключаются в рамках ключевых аспектов взаимодействия общества и природы, проблем экологии, строящейся на основе принципов философии природы (натурфилософии), признающей целостность материального и духовного мира. К числу общих проблем, относятся : эволюция  жизни на  Земле , пространственное разнообразие природных условий, влияние природы на человека и общества на природу. Все эти проблемы - предмет как философии, так и географии. Проблема сохранения жизни на Земле становится краеугольным камнем формирования географической культуры.

Метаспособы - методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач.

Метаумения
- усвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки.
К ним относятся:
- теоретическое мышление: обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.;
- навыки переработки информации: анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию;
- критическое мышление: умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.;
- творческое мышление: перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми;
- регулятивные умения: задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция своей деятельности;
- качества мышления: гибкость, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.

В настоящее время формирование метаумений становится центральной задачей любого обучения.

Возможности формирования метадеятельности заложены в ряде методик, подходов и технологий:
•развивающее обучение Эльконина-Давыдова;
•мыследеятельностная педагогика;
•коммуникативная дидактика;
•эвристическое обучение;
•логико-смыслового моделирования;
•школа М. Щетинина и других.
Метапредметный подход обеспечивает целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежит в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания.
По мнению педагогов общей основой разнообразных инновационных моделей обучения, имеющей поисковую направленность, является интегративная надпредметная поисковая учебная деятельность  – исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая.
Суть деятельности заключается в том, что усвоение любого материала  происходит в процессе решения практической ,  исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации.

Метапредметные  результаты образовательной деятельности - способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребёнка.

В науке и педагогической практике все больше сторонников находит мыследеятельностная педагогика (Ю.В. Громыко), которая является продолжением теории развивающего обучения В.В. Давыдова.

Освоение метаспособов деятельности как процесса мыследеятельности и мыслепознания, основной упор которых направлен на формирование надпредметных компетентностей, происходит при использовании в учебном процессе определенных технологий обучения:
•развивающего обучения;
•критического мышления;
•ТРИЗ ;
•технологический компонент личностно-ориентированного урока;
•общеучебные умения и навыки .
Принцип  метапредметности  состоит также в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом (Ю. Громыко). Это составление ментальных карт, деревьев понятий, кластеров, граф, схем «фишбоун» (технология «за и против»), различных графических моделей знания, использование приемов сворачивания информации (конспект, таблица, схема) и пр.

В рамках Госстандарта нового поколения в систему учебных действий включены личностные, метапредметные и предметные результаты . Метапредметные образовательные результаты предполагают, что у учеников будут развиты: владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера, умениями организации собственной учебной деятельности, основными универсальными умениями информационного характера, информационным моделированием как основным методом приобретения знаний, широким спектром умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов, способами и методами освоения новых инструментальных средств, основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Метапредметный подход нашел отражение и в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения, в которых определены личностные, метапредметные и предметные результаты, описаны требования к ним, выделены учебные задачи и ситуации.
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:
- познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
- готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые, в том числе, и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
География – предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать и т.д. Эти умения формируются при выполнении практических работ. Таким образом, практические работы в географии – основной путь достижения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения. Тем более что специфика географии как учебного предмета, предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний. На метапредметных уроках ученик не запоминает, а осмысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий, открывая эти понятия заново.                                                                          Метапредметные результаты изучения курса географии 6, 7 классов.
Регулятивные (учебно-организационные):
•ставить учебную задачу под руководством учителя;
•планировать свою деятельность под руководством учителя;
•работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
•работать в соответствии с предложенным планом;
•участвовать в совместной деятельности;
•сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами.
•оценивать работу одноклассников.
Познавательные
учебно-логические:

•выделять главное, существенные признаки понятий;
•определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
•сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
•высказывать суждения, подтверждая их фактами;
•классифицировать информацию по заданным признакам;
•выявлять причинно-следственные связи;
•решать проблемные задачи;
•анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;
учебно-информационные:
•поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях;
•работа с текстом и внетекстовыми компонентами: выделение главной мысли, поиск определений понятий, составление простого и сложного плана, поиск ответов на вопросы, составление вопросов к текстам, составление логической цепочки, составление по тексту таблицы,схемы;
•качественное и количественное описание объекта;
•классификация и организация информации;
•создание текстов разных типов (описательные, объяснительные) и т.д.

Метапредметные результаты изучения курса географии 8, 9 классов


Регулятивные (учебно-организационные):

•Ставить учебные задачи.
•Вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи.
•Выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи.
•Планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями.
•Оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями.
•Владеть различными способами самоконтроля.

Познавательные
учебно-логические:

•Классифицировать в соответствии с выбранными признаками;
•Сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;
•Систематизировать информацию;
•Структурировать информацию;
•Определять проблему и способы ее решения;
•Формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;
•Владеть навыками анализа и синтеза;

учебно-информационные:

•поиск и отбор необходимых источников информации;
•представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах;
•работа с текстом и внетекстовыми компонентами: составление тезисного плана, выводов, конспекта, тезисов выступления;
•перевод информации из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т.п.);
•использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;
•создание собственной информации и её представление в соответствии с учебными задачами;
•составление рецензии, аннотации.

Коммуникативные:

•выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;
•уметь вести дискуссию, диалог;
•находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
Литература:
1.Валькова, Г.  Логико - смысловые модели  - дидактическая многомерная технология  / Г. Валькова, Ф. Зайнуллина, В. Штейнберг // Директор школы. - 2009. - № 1.
2.География : Примерные программы по учебным предметам : 6-9 классы. – М. : Просвещение, 2015.
3.3. Громыко, Ю. В. Метапредмет "Знак". -  М.,  2001. - 285 с.
4.4. Громыко, Н. В. Метапредмет "Знание". -  М., 2001. – 540 с.
5.5. Громыко, Ю. В. Метапредмет "Проблема". - М., 1998. - 376 с.
6.Громыко, Н. В. Обучение схематизации : сборник сценариев для проведения уроков и тренингов. – М., 2005.
7.Громыко, Н. В. Как сценировать учебное «метапредметное» занятие? – М. : Институт опережающих исследований, 2010.
8.Громыко, Н. В. Метапредметный подход как ядро российского образования / Н. В. Громыко, М. В. Половкова  // Сборник статей для участников финала Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2009». – С - Пб, 2009. – 30с.; http: // www.teacher-of-russia.ru.
9.9. Ковалева, Г.С. Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ // Г.С. Ковалева, Э. А. Красновский, К. А. Краснянская, О. Б. Логинова, О. А.Татур // www. standart. edu. ru/.
10.Колесина, К. Ю. Метапроектное обучение : теория и технологии реализации в учебном процессе : Автореф. дисс. … д-ра пед. наук : 13.00.01. Ростов-на-Дону : ЮФУ, 2009. - 35 с.
11.Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования  / Рос.акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М. : Просвещение, 2008.
12.Крылов, А. И. Актуальные проблемы преподавания географии в аспекте требований к  результатам обучения ФГОС /  Вестник кафедры географии ВСГАО. -  2010. - № 1 (1).
13.Кузнецов, А. А. О школьных стандартах второго поколения / А. А. Кузнецов  // Муниципальное образование : инновации и эксперимент. - 2008. - № 2. - С. 3 - 6.
14.14.  Федорова, С. Ш. Технология присвоения метазнаний // http: // www. festival.1september.ru/articles/100689/.
15.15. Фоменко, И. А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности  // http: // www. fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/.
16. Хуторской, А. В. Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования // Педагогика. – 1999. - № 7. – С.15 - 22.

Оффлайн SA

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 406
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Re: Рабочие материалы V.B.
« Ответ #158 : 17 ноября 2015, 18:03:01 »
Метапредметы в школе*

Понять, что такое «метапредмет», проще всего по аналогии. Μετά в древнегреческом языке означало и предлог, и приставку со значениями «после», «следующее», «за», а также «через», «между». Разберем несколько слов с приставкой мета- и постараемся понять общее значение приставки:

- Метафизика - то, что после физики – изучение первоначального бытия, описание принципов, на которых строится физика.
- Метапсихология – наука, изучающая аксиомы психологии.
- Метафора (греч. перенос) – скрытое сравнение, создание нового образа из «деталей» других образов на основании сходства признаков.

В эпистемологии приставка «мета-» означает «о себе».

- Метаязык - язык, предназначенный для описания языка, то есть язык более высокого уровня.
- Метаданные - данные о данных.
- Метагалактика – наблюдаемая вселенная.
- Метаэтика – иследование этики.

Что же такое метапредмет? Ответ нам дает статья А.В. Хуторского «Учебный метапредмет». Автор приводит две точки зрения: 1. Это то, что предшествует учебному предмету, как бы находится за ним, существует до его конкретного проявления (А.В.Хуторской). 2. Предмет, в основе которого деятельность, не относящаяся к предметной (Ю.В. Громыко).

Метапредмет в понимании А.В. Хуторского может охватывать несколько учебных дисциплин. Это система, находящаяся «за обычными учебными курсами» и позволяющая описывать их с более общих, «корневых» позиций. Метапредмет может быть частью, темой обычного предмета, а может охватывать несколько предметов. Все мы привыкли к разделению образования на математику, русский язык, географию и т.д. Метапредмет устанавливает другие, непривычные нам границы. Кто может доказать, что именно такое разделение предметов правильное? Тем более, в голове ученика они все равно сливаются в единую систему знаний.

О метапредметах многое говорят их названия: «Числа», «Слово», «Культура», «Мироведение», «Естествознание». Содержание метапредмета основано на фундаментальных образовательных объектах (число, пространство, государство, информация). А сами метапредметы существуют в виде связок учебных направлений. Метапредмет «Числа» - это алгебра, геометрия, тригонометрия, математический анализ во взаимосвязи. Метапредмет «Слово» может включать несколько гуманитарных предметов, например, русский язык, литературу и историю.

Главное отличие метапредмета от традиционного предмета – намного более широкие рамки, самостоятельное добывание знаний (эвристическая деятельность).

*Статья дорабатывается.

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38314
    • Просмотр профиля
Re: Рабочие материалы V.B.
« Ответ #157 : 17 ноября 2015, 16:57:24 »
Уважаемый Александр Григорьевич!
    Хотелось   бы встретиться с   вами по поводу обсуждения темы экспериментальной  площадки "Научно-методический центр "Современное  образование".
    Предлагаемый  мною вариант  - "метапредмет", "предмет". На эту  тему  заканчиваю  статью.

Оффлайн Neta

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 5733
  • Neta
    • Просмотр профиля
Re: Рабочие материалы V.B.
« Ответ #156 : 17 ноября 2015, 15:59:01 »
ДЛЯ ВЕРЫ ИВАНОВНЫ

МЕТАПРЕДМЕТНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Мир, в котором мы живем, предельно сложен, но в то же время органичен и целостен. Чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А все потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними.

Научная группа под руководством доктора психологических наук Юрия Громыко, начиная с 1990 года, разработала технологию метапредметного обучения («мета» – означает «стоящее за»).
По мнению Н. ГРОМЫКО, заместителя директора Института инновационных стратегий развития общего образования при Департаменте образования города Москвы, кандидата философских наук, метапредметное обучение -  одна из самых эффективных технологий сегодня.
Смысл образования состоит в выявлении и реализации внутреннего потенциала человека по отношению к себе и внешнему миру В этом заключена метапредметная суть образования.

Цель метапредметного образования – самореализация ученика. Что делают метапредметы? Они пытаются говорить о том, о чем современная массовая школа не умеет – о смысле жизни, о ценности жизни, причем делает это не назидательно, как делала советская школа, а качественно, технологично.
У молодого человека должно быть сформировано политическое и гражданское сознание, умение самоопределяться в различных жизненных ситуациях.Такую задачу решают метапредметные технологии.
Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Особенно глубокая пропасть пролегает между гуманитариями и представителями естественно-научных дисциплин.

Введение метапредметного подхода в образовании - попытка осторожно, постепенно, без всяких резких революционных реформ развернуть образование навстречу новым потребностям и новым вызовам, вызовам уже не XVII, а именно XXI века.
Профессионалы XXI века - специалисты самого широкого профиля, для которых не существует непроходимого водораздела между гуманитарным и естественно-научным знанием, между смежными и, наоборот, совершенно не смежными дисциплинами.
Именно таких специалистов должно готовить среднее и высшее образование, потому возникают новые требования к педагогу XXI века.

Любой педагог-предметник должен быть еще хотя бы немножко полипредметником, метапредметником.
Как преодолеть взаимное отчуждение учебных предметов. В качестве одного из вариантов решения и был разработан метапредметный тип интеграции, связанный в первую очередь с разработкой нового содержания образования.
Метапредмет существует в разных предметах – истории, литературе, химии, физике, а с другой стороны, каждый предмет может быть расслоен по разным метапредметам.

В нескольких московских школах (в частности, в московской школе №1314) уже проводится эксперимент по преподаванию таких метапредметов, как «Проблема», « «Знак», «Знание» «Смысл», «Россия в мире»

Вот как строится преподавание на метапредмете «Проблема»:
Допустим, вы работаете на уроке истории или обществоведения с понятием «государство». Предлагая учащимся разные источники, вы можете показать, что это понятие у разных мыслителей предстает по-разному, в основе разных конструкций понятия лежат совершенно разные ряды различений: у Ленина - один, у Платона - другой, у Осипа Мандельштама - третий.

И хотя мы имеем в первом случае дело с текстом политика, во втором - философа, а в третьем - поэта, анализируя их тексты, мы вычленяем некое универсальное метапредметное правило: понятие создается на основе различений. Это правило можно потом проверить при работе с любым другим понятием на любом другом предметном материале.
Любое понятие связано с владением идеей, которая заложена в этом понятии. На базе этой идеи человек овладевает набором различений, которые позволяет делать идея. Если я владею понятием «революция», я могу отличить революцию от бунта, смуты или переворота.

Метапредмет « «Знак»:
 Допустим, учащийся освоил способ решения задачи на основе соотношения трех параметров на материале математики. Чтобы проверить, насколько глубоко учащийся освоил этот способ, ему предлагают решить тот же тип задачи на соотношение трех параметров уже на материале химии или физики. Если учащийся распознает, что это тот же тип задачи, быстро находит способ, которым надо ее решать, то можно сказать, что это средство (таковым в данном случае выступает способ) учащимся действительно освоено как средство универсальное - матапредметное.
Учебный предмет как образовательная форма, конечно, не умрет, но будет развиваться лишь в той мере, в какой эта образовательная форма будет пронизана метапредметным подходом.
Метаурок  активно использует такие методические формы, как:
•    Дискуссии с метапредметными комментариями.
•    Коллективная игра в мыслительный эксперимент.

Метапредмет «Россия в мире» :

 Используя литературу, историю, в целом русскую культуру, необходимо формировать на уроке проблемную ситуацию, требующую личного самоопределения. Старшеклассник должен уметь в сложной ситуации выделить проблему и предложить ее решение. Историю нужно преподавать так, чтобы у школьника формировалась позиция его исторического и национального самоопределения.

Метапредмет «Проблема»
Преподавание литературы с использованием метапредметной технологии напрямую связано с работой по формированию мировоззрения учащихся. Современному школьнику сложно разобраться в том, кому верить и какие ценности для себя выбирать. В такой ситуации ребятам должна помочь классическая литература, где даны культурные образцы. Читая классику, школьники могут понять, что такое настоящая любовь, свобода выбора, совесть, ответственность. Но, к сожалению, изучение литературы зачастую сводится лишь к анализу художественных особенностей произведений. Использование метапредметной технологии на уроке литературы дает возможность, разбирая художественное произведение, выделять основные понятия – любовь, смысл жизни, свобода… Таким образом, при изучении «Смерти Ивана Ильича» Льва Толстого ребята говорят не только о метафорах, но и прежде всего  о смысле жизни, о любви, свободе, ответственности.
 Метапредметное обучение - это еще и реальная возможность повысить качество образования.



Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38314
    • Просмотр профиля
Re: Рабочие материалы V.B.
« Ответ #155 : 17 ноября 2015, 14:25:17 »
Набросок приглашения на круглый стол


Уважаемые коллеги!
 
Научно- методический  центр «Школа-ВУЗ «Современное  образование» приглашает Вас принять участие в работе научно-практической конференции «О дальнейших путях развития  педагогики в РФ. К вопросу о развитии понятия метапредмет и его практическое  использование в  образовательном  процессе», посвященной 25-летию работы учебного заведения .(?)
Конференция состоится в  форме круглого стола  и  будет посвящена обсуждению вопроса метапредметного  обучения.
По результатам проведения конференции будет издан сборник научных трудов(?)

  Руководители конференции –

Исполнительный секретарь конференции – тел.:
 
Мероприятие состоится по адресу: Малый  Головин пер 14
Начало в …
 
Всех, кто планирует принять участие в семинаре просим подтвердить участие до 00000 ноября по адресу… или  по телефонам 

 
С уважением, научно- методический центр «Школа-ВУЗ «Современное  образование»

Оффлайн V.B.

  • Генеральный директор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 891
    • Просмотр профиля
Re: Рабочие материалы V.B.
« Ответ #154 : 16 ноября 2015, 00:14:35 »
     Спасибо, Алла! Прочитала также статью SA во "Мнении о Школе". Предлагаю поручить ему обзор литературы о метапредмете. Пусть даст свое видение.

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38314
    • Просмотр профиля
Re: Рабочие материалы V.B.
« Ответ #153 : 15 ноября 2015, 21:34:21 »
«Мета» в переводе с греческого означает «после, за, через», то есть выход за рамки собственно предмета
Сегодня понятия “метапредмет” и “метапредметное обучение” приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов. Метапредметы - это предметы, отличные от предметов традиционного цикла.  Создание этой новой   учебной   формы опирается на основу мировоззренческой идет психолога В.В. Давыдова о том, что школа должна в первую очередь учить детей мыслить.
В настоящее время этим вопросом активно занимаются многие деятели педагогики. В частности, доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования психологи, педагоги, методологи Ю.В. Громыко, Н.В. Громыко.
Основные цели метапредметного урока:
-обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедеятельность учащегося;
-активное применение знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности;
-подготовка учащихся к реальной жизни и формирование способности решать личностно-значимые проблемы;
-формирование ключевых компетенций: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой и компетенции личностного самосовершенствования;
-формирование метапредметных и универсальных учебных действий с учетом реальных потребностей и интересов в общении и познании;   
-ориентация на развитие у школьников базовых способностей, выработка метапредметных знаний на примере столкновений позиций науки и искусства;
-умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
Следует отметить, что научно-исследовательский центр Школа-ВУЗ «Современное образование» постоянно практикует новаторство в плане использования разного типа методических приемов. Мы используем лучшие дидактико-методические образцы развития предметной формы знания и привносим в них свои методические разработки. Уже несколько лет у  нас проводятся  метапредметные уроки и занятия,   причём эта форма  обучения  выстраивается не только поверх традиционных предметов, но входит  в   саму  структуру  урока.
Интернет-поиск, интернет-книга, интернет-тетрадь, интерактивные метапредметные уроки «Литературно-исторический клуб» и  «Английский клуб» - это занятия, которые  отвечают  всем  целям  и задачам   метапредмета, обучают   ребёнка  мыслить и работать  самостоятельно,  грамотно работать  с  информацией, развивают   базовые знания,  умения  и  навыки.

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38314
    • Просмотр профиля
Re: Рабочие материалы V.B.
« Ответ #152 : 15 ноября 2015, 13:54:45 »
А.В. Хуторской Учебный метапредмет
http://khutorskoy.ru/science/concepts/terms/metapredmet.htm

Громыко "Метапредмет. Проблема" -отправила  почтой.

Громыко  И.В. Половкина М. "МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД КАК ЯДРО РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ " - на почте

Хуторской "Метапредметное содержание  образования с  позиций человекосообразности" - на  почте

Хуторской "Метапредметное содержание и результаты образования:
как реализовать федеральные государственные
образовательные стандарты (ФГОС)" = на  почте

Метапредметный подход. Что это такое?
http://www.ug.ru/article/64

Метапредметы и метапредметные результаты обучения Лаер А . А - на  почте

Н Громыко Это не заумь и не страшно
Смысл и назначение метапредметного подхода в образовании - на почте

Метапредмет как способ введения учащихся в культуру работы со знаниями

http://1314.ru/know

ФГОС | Школа Метапредметность  в  образовании

http://edu.enterinfo.ru/tag/%D1%84%D0%B3%D0%BE%D1%81/

В основном большинство  статей в  интернете об одном  и том же, статьи  каких то  учителей,  использующих  этот метод. и все ссылаются  на  Громыко (его и  её) и  Хуторского

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38314
    • Просмотр профиля
Re: Рабочие материалы V.B.
« Ответ #151 : 13 ноября 2015, 22:53:09 »
Открываем интерактивные горизонты

Наша Школа-ВУЗ «Современное образование» не стоит на месте, а осваивает новые и перспективные виды учебной деятельности - «Интернет-поиск», «Интернет-книга», «Интернет-тетрадь».

Сориентироваться в глобальном информационном пространстве и найти только нужную информации – довольно сложная задача. «Интернет-поиск» помогает сориентироваться в ресурсах международной сети, быстро найти ответы на непростые вопросы.

«Интернет-книга» позволяет легко и быстро ориентироваться в тексте. Это незаменимы помощник для подготовки письменных работ.

Продемонстрировать свои умения теперь можно с помощью «Интернет-тетради», где вместо создания письменных текстов ребята набирают электронный текст. «Интернет-тетрадь» была апробирована на Литературно-историческом клубе. Учащиеся успешно справились с задачей, продемонстрировав оперативность, высокий уровень грамотности и знание культуры общения в сети.

Новая четверть – новый клуб!

Последний Литературно-исторический клуб прошел в новом, измененном формате. Учащихся разделены на 3 группы, которые менялись по цепочке. Каждая группа успела посетить 3 вида занятий:

1. Занятие по программе "Учим работать самостоятельно" на тему "История основания Москвы". Творческий рассказ учителя завершается небольшой письменной работой  о «Москве».

2. Одна из основ обучения русскому языку – комплексный анализ текста. Здесь сочетаются различные виды деятельности: пересказ, списывание, изложение, диктант.

3. Обучение работе с видеоматериалом. Мы не просто смотрим фильмы, мы с ними работаем. После просмотра обязательно есть домашние задание, которое нужно размещается на форуме.


Оффлайн Freya

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 11156
    • Просмотр профиля
Re: Рабочие материалы V.B.
« Ответ #150 : 12 ноября 2015, 23:18:33 »
ГИА
1-5    сентября   1. Приказ о назначении ответственного за ГИА по ОО и др.
                           2. Внесение данных участников ГИА в АИС-Контингент.
10-15 сентября  1. Заявления об участие в ГАИ и об использовании персональных данных.
15      октября    1. Регистрация в МРКО на получение модуля РИС ГИА.
19-20 октября    1. Получение модуля РИС ГИА в РЦОИ.
20-31 октября    1. Заполнение данных в модуль РИС ГИА в РЦОИ.
25 октября         1. Регистрация в МРКО на сдачу модуля РИС ГИА.
2-3 ноября          1. Сдача в РЦОИ модуля РИС ГИА.
10-11 ноября      1. Выдача участникам ГИА новых форм заявлений, разрешений.
                            2. Ознакомление с правилами проведения ГИА.
12-13 ноября      1. Сбор заполненных форм.
                            2. Сдача по эл. почте в РЦОИ таблицы по участникам итогового сочинения (изложения).
                            3. Формирование папки и изучение материалов по итоговому сочинению (изложению), ознакомление преподавателей задействованных, учеников.

Оффлайн О.М.

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 7708
    • Просмотр профиля
Re: Рабочие материалы V.B.
« Ответ #149 : 11 ноября 2015, 17:37:13 »
ГИА
1-5    сентября   1. Приказ о назначении ответственного за ГИА по ОО и др.
                           2. Внесение данных участников ГИА в АИС-Контингент.
10-15 сентября  1. Заявления об участие в ГАИ и об использовании персональных данных.
15      октября    1. Регистрация в МРКО на получение модуля РИС ГИА.
19-20 октября    1. Получение модуля РИС ГИА в РЦОИ.
20-31 октября    1. Заполнение данных в модуль РИС ГИА в РЦОИ.
25 октября         1. Регистрация в МРКО на сдачу модуля РИС ГИА.
2-3 ноября          1. Сдача в РЦОИ модуля РИС ГИА.
10-11 ноября      1. Выдача участникам ГИА новых форм заявлений, разрешений.
                            2. Ознакомление с правилами проведения ГИА.
12-13 ноября      1. Сбор заполненных форм.
                            2. Сдача по эл. почте в РЦОИ таблицы по участникам итогового сочинения (изложения).
                            3. Формирование папки и изучение материалов по итоговому сочинению (изложению), ознакомление преподавателей задействованных, учеников.








Оффлайн Spirit of Finland

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 13922
  • Удача сопутствует смелым!
    • Просмотр профиля
Re: Рабочие материалы V.B.
« Ответ #148 : 11 ноября 2015, 17:20:09 »
1.

Ретро-интерактивный кабинет

2.

Ретро-интерактивный кабинет

3.

Ретро-интерактивный кабинет

4.

Ретро-интерактивный кабинет

5.

Компьютерный класс

6.

Компьютерный класс

7.

Компьютерный класс

Оффлайн Neta

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 5733
  • Neta
    • Просмотр профиля
Re: Рабочие материалы V.B.
« Ответ #147 : 11 ноября 2015, 16:43:53 »
Урок в 11 классе по подготовке к ЕГЭ по русскому языку.Отработка задания номер 7. Грамматические ошибки.
В "Открытом банке заданий" каждый ученик вышел на задания по отработке навыка нахождения и классификации грамматических ошибок.В течение заданного времени (10-15 минут) ученики решали лингвистические задачи. Ответы записали в тетради. Потом проверили правильность выполнения задания.Подвели итоги.

Материал к заданию (один из вариантов):

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
В) ошибка в построении сложного предложения
Г) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
Д) нарушение в построении предложения с косвенной речью

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) В начале апреля уже шумели скворцы и летают в саду желтые бабочки.
2) По приезду в Петербург экскурсанты сразу же отправились в Эрмитаж,
3) Некоторые из писем, написанными А.Н. Островским накануне его отъезда в Щелыково, хранятся в московском музее драматурга.
4) Дети редко прислушиваются и выполняют советы старших.
5) Выбрав пьесу для постановки, началось распределение ролей.
6) Н.А.Некрасов писал, что «я лиру посвятил народу своему».
7) Пьеса  разоблачает « тёмное царство» и как Дикие  и Кабанихи жестоко относятся к зависимым от них людям.
8) Есть у Васильева интересная картина «Старец», запечатлевший сильный характер.
9) Все, кто ехал из нашего села в Москву, останавливался в гостеприимной квартире Немоляевых.

Необходимо соотнести предложения и классифицировать обнаруженную ошибку, а потом внести выбранный ответ в таблицу.
 
 А    Б    В    Г    Д
 9    2    7    5    6
   






Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 41936
    • Просмотр профиля
Re: Рабочие материалы V.B.
« Ответ #146 : 11 ноября 2015, 15:10:12 »
Предмет "Интернет-книга" в нашей частной школе мы внедряем даже в начальной школе. Например, на уроке литературного чтения  ребята читают произведения в учебнике, а потом находят их в интернете и работают с текстом уже там. Интернет-книга увеличивает возможности учащихся в получении знаний, расширяет кругозор, способствует навыкам самостоятельной работы.

 
.