Основоположником теории круговорота локальных цивилизаций является итальянский философ Джанбатиста Вико. Согласно его теории, каждая нация в своем развитии проходит следующие стадии: божественная; героическая; человеческая. В течение этих стадий происходит рождение, распад и упадок наций и их культур.
Дальнейшее развитие эта теория получила в трудах немецкого философа Освальда Шпенглера (1880 – 1936) и английского историка и философа Арнольда Тойнби (1889 – 1975).
Одна из крупнейших работ Освальда Шпенглера - «Закат Европы», в которой он создает свой метод исследования истории, в рамках которого рассматривает ряд культурных формаций древности, и на основе проводимых им параллелей с современностью пытается определить судьбу Запада. Речь идет о том, чтобы проследить судьбу одной культуры, а именно западноевропейско – американской, которая – единственная на планете – пребывает сейчас в совершенной форме, причем проследить ее на стадиях, этой культурой еще не пройденных. Под таким углом зрения закат Запада означает проблему цивилизации. Важнейшая задача, которую ставит перед собой О.Шпенглер, - развенчание европоцентризма, с позиций которого история трактовалась достаточно продолжительное время и нередко трактуется до сих пор. По мнению Шпенглера, европоцентрическая точка зрения приводит к тому, что «любая из культур, предшествовавших нашей, расценивается как находящаяся на низшей ступени, незавершенная, тем самым как бы завещающая нам продолжение начатого».
Культурологическая концепция Шпенглера строится на сопоставлении и противопоставлении культуры и цивилизации. В мировой истории Шпенглер выделяет восемь типов культур, достигших полноты своего развития: античность; Западная Европа; арабская культура; Египет; Вавилон; Индия; Китай; культура майи. Для Шпенглера их существование в разные времена на самых отдаленных территориях планеты – это свидетельство не единого мирового процесса, а единства проявления культуры во всем ее многообразии. Культура у Шпенглера – сложившийся в веках исторический индивидуум, историко – культурная целостность, сущность которой образует религия.
Культура для О.Шпенглера - живое существо высшего порядка, выросшее "со своей возвышенной беспечностью", "подобно цветам в поле". Шпенглер подчеркивает локальность культур, слабость связей между ними. Шпенглер убежден в том, что человечество нельзя трактовать как единое целое, что у истории нет целей и нет никакой направленности.
Термином цивилизации Шпенглер обозначает последнюю, неизбежную фазу всякой культуры. Цивилизация как исключительно технико – механическое явление противоположна культуре как царству органически – жизненного. Цивилизация, обладая одними и теми же признаками во всех культурах, есть выражение отмирания целого как организма, затухание одушевляющей его культуры, возврат в небытие культуры.