Правила ведения деловой беседы:
1. Говорить так, чтобы каждый участник беседы мог легко вступить в разговор и высказать свое мнение.
2. Недопустима нетерпимость к чужой точке зрения. Высказывая свое мнение, нельзя отстаивать его, горячась и повышая голос: спокойствие и твердость в интонациях действуют более убедительно.
3. Изящество в разговоре достигается через ясность, точность и сжатость высказываемых доводов и соображений. Во время беседы необходимо сохранять самообладание, хорошее расположение духа и благожелательность.
4. Серьезная полемика, даже при уверенности в своей правоте, негативно сказывается на взаимно полезных контактах и деловых отношениях. Необходимо помнить, что за спором идет ссора, за ссорой - вражда, за враждой - проигрыш обеих противостоящих сторон.
5. Нельзя перебивать говорящего. Лишь в крайних случаях, соблюдая вежливость, можно корректно сделать замечание.
6. Если в комнату вошел новый посетитель, необходимо прервать беседу и продолжить разговор после того, как пришедшего вкратце ознакомят с тем, что было сказано до его прихода.
7. Недопустимо в беседах злословить или поддерживать злословие в адрес отсутствующих.
8. Нельзя вступать в обсуждение вопросов, о которых нет достаточно ясного представления.
9. Говоря в беседе о третьих лицах, нужно называть их по имени-отчеству, а не по фамилии.
10. В беседе недопустимо называть друг друга по фамилии.
11. Не допускайте бестактных высказываний.
12. Неучтиво просить собеседника повторять сказанное под предлогом, что вы не расслышали деталей.
13. Если другой человек заговорит одновременно с вами, предоставьте право сначала высказаться ему.
14. Образованный и воспитанный человек - скромен: он не хвастает знаниями и знакомствами с людьми, занимающими высокое положение