Автор Тема: Сборник (русский язык, литература, методика)  (Прочитано 113332 раз)

0 Пользователей и 6 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 41964
    • Просмотр профиля
Россия в 1914 г. Начало Первой мировой войны.

В Первой мировой войне участвовали 38 государств. Поводом к войне послужило убийство сербскими заговорщиками в боснийском городе Сараево в июне 1914 г. наследника австрийского престола Франца Фердинанда. 15 июля Австро-Венгрия объявила войну Сербии. В ответ Россия как гарант независимости Сербии начала мобилизацию. Германия ультимативно потребовала ее прекратить и, получив отказ, объявила 19 июля войну России.
Причинами войны 1914–1918 гг. стали противоречия между группами капиталистических государств, борьба за сферы влияния, рынки сбыта, что вело к переделу мира. С одной стороны, это были Германия, Австро-Венгрия, Италия, оформившиеся в Тройственный союз, с другой  - Англия, Франция и Россия, объединившиеся в Антанту.

Непосредственными причинами вступления России в войну были противодействие гегемонии Германии в Европе и австрийскому проникновению на Балканы, претензии на свободный проход русского флота в Средиземное море, пересмотр в свою пользу режима контроля над проливом Дарданеллы, протекторат над всеми славянскими народами; поддержка на Балканах антиавстрийских и антитурецких настроений у сербов и болгар.
Первая мировая война была воспринята народом с пониманием: имел значение фактор объявления войны Германией России. На мобилизационные пункты в первые дни войны явилось 96 % подлежащих призыву. Состав русской армии в основном являлся крестьянским. Политические настроения солдат в первые годы войны определял лозунг «За веру, царя и Отечество». На волне антигерманских настроений в обществе указом царя Санкт-Петербург был переименован в Петроград.

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38318
    • Просмотр профиля

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 41964
    • Просмотр профиля
История России в 1907 - 1913 годах

1907 – 1913 – это период, ознаменованный важными социальными, политическими и экономическими событиями.
 С 1906 года начинается аграрная реформа, которая продолжается вплоть до 1917 года. П.А. Столыпин, знаменитый общественный и политический деятель, понимал, что социальные противоречия можно ликвидировать, либо устранив недовольства большей части населения страны, либо насильственными методами. Результатом проводимых преобразований стало то, что страна вышла из затяжного экономического кризиса, увеличился экспорт зерна, льна, животноводческой продукции. К 1913 году показатели производства были настолько высокими, что многие десятилетия страна не могла их превзойти. Но следствие этой реформы не достигло всех ожиданий. Не были решены проблемы голода и перенаселения.
П.А. Столыпин также провёл реформу образования, согласно которой население в возрасте от 8 до 12 в течение 4 лет должно было получать начальное образование. Так он пытался преодолеть безграмотность.
3 июня 1907 года произошёл третьеиюньский переворот. Причиной роспуска II Государственной Думы стала невозможность взаимодействия между правительством, возглавляемым премьер-министром Петром Столыпиным, и оппозиционной Думой, значительную часть которой составляли представители крайних левых партий. Любой правительственный закон фактически блокировался Думой. А думские законы – императором и Государственным Советом. Следствием стало то, что большинство в III Думе перешло к проправительственным фракциям — Октябристской и Националистической, позиции левых партий были существенно подорваны. Новая Дума смогла наладить конструктивную совместную деятельность с правительством. В стране установилось относительное спокойствие. 3 июня 1907 года считается последним днём Первой российской революции.




Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 41964
    • Просмотр профиля
Биография А.П. Чехова (сокращённая)

Антон Чехов родился в большой семье в Таганроге в 1860 г. Его отец, Павел Егорович, был купцом третьей гильдии. В браке с Евгенией Морозовой у них родилось шестеро детей, сам Антон был третьим.

Обстановка в доме Чеховых была строгой: детям не позволяли бездельничать. Ежедневно в пять часов утра братья пели в церковном хоре, а после школы помогали отцу в бакалейной лавке. Все дети должны были изучать ремесло: Антон, например, познавал профессию портного. Мать же учила детей быть отзывчивыми, уважать и поддерживать слабых, любить природу и окружающих.

Учиться будущий писатель начал в 1868 году в таганрогской гимназии.
В 1876 году вся семья уехала в Москву. Шестнадцатилетний Антон остался один и занимался репетиторством, чтобы заработать себе на жизнь. В эти годы он много читал, писал для журналов.
В 1879 году Чехов поступил на медицинский факультет Московского университета.  После окончания учёбы стал работать врачом в звенигородской больнице и продолжать писать.
К 1885 году Чехов был уже популярным автором малых рассказов.
 В 1890 году Антон Чехов отправился на остров Сахалин, чтобы исследовать быт русских тюрем. Через пять лет вышла художественно-публицистическая книга путевых записок о ссыльной колонии и каторге — «Остров Сахалин».
   После Сахалина писатель поселился в Москве на Малой Дмитровке. В эти годы Чехов был уже одним из самых читаемых авторов в России.
В подмосковном Мелихове, где у писателя было имение, он открыл медицинский пункт, построил три школы и колокольню, помогал прокладывать шоссейную дорогу и сам лечил больных. В последние годы жизни у Чехова обострился туберкулез, поэтому он переехал в Ялту. Последним произведением драматурга стала пьеса «Вишневый сад». Летом 1904 года он отправился на горный курорт в немецкий город Баденвайлер на лечение, где и умер. Его похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38318
    • Просмотр профиля
     Иван Грозный

    Еще в середине 30-х годов правительством было решено популяризировать личность Ивана Грозного как царя-заступника и главного создателя московского государства. Режиссёру Сергею Эйзенштейну поручили снять о правителе биографический фильм. Он приступил к работе в 1941 году — ходил по музеям, изучал костюмы, предметы быта, историческую литературу, тексты самого Грозного и все доступные изображения царя. Как только был написан сценарий — началась Великая Отечественная война, и режиссёр вместе с «Мосфильмом» были эвакуирован в Алма-Ату, где и была снята первая серия.
    На роль Ивана Грозного был утвержден Николай Черкасов, с которым режиссёр уже работал над «Александром Невским».  В ходе съемок Черкасову пришлось «примерить» более десятка вариантов грима для разных возрастов своего героя. При этом актёр так самоотверженно подходил к работе, что даже после завершения съемочного дня не мог выйти из образа.
   Первая серия вышла в 1945 году, была признана эталоном исторического произведения, и съемочная группа получила Сталинскую премию,  вторая серия вышла только 1958 в черновом варианте — уже после смерти и Сталина, и Эйзенштейна.
    Чарли Чаплин писал: «Фильм Эйзенштейна «Иван Грозный», который я увидел после второй мировой войны, представляется мне высшим достижением в жанре исторических фильмов.».
    "Иван Грозный" - фильм чёрно-белый, за исключением одной сцены во второй серии и финального эпизода.
сцена пляски опричников - одна из лучших сцен в мировом кинематографе.
    Каждое движение, каждая складка на одежде выверены, подчиняются какой-то жуткой гармонии: сочетание  веселья формы и страшного. Пляска опричников -страшная пляска. Режиссёр использовал краски фресок Спаса-Нередицы и росписей Феофана Грека.

<a href="https://www.youtube.com/watch?v=5tcPBx3O_H4" target="_blank">https://www.youtube.com/watch?v=5tcPBx3O_H4</a>
<a href="https://www.youtube.com/watch?v=jJmsV10MTJE" target="_blank">https://www.youtube.com/watch?v=jJmsV10MTJE</a>

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38318
    • Просмотр профиля
    «Небе́сный тихохо́д»
    В 1944 году уже было понятно, что конец войны не за горами. Правительство СССР дало киностудиям указ снять «весёлый, радостный фильм о наших доблестных воинах», и за съёмки взялась студия «Ленфильм», которая к тому времени уже вернулась из эвакуации. Режиссёром и сценаристом стал Семён Тимошенко.
    Фильм повествует о трёх неунывающих фронтовых друзьях-лётчиках, которые поклялись до конца войны «не влюбляться даже в самых красивых девчат». Однако одному из них — майору Василию Васильевичу Булочкину — по состоянию здоровья после ранения запрещено летать на скоростных самолётах, и он вынужден продолжать службу в ночной бомбардировочной авиации на лёгких самолётах «У-2». Столкнувшись благодаря этому с лётчицами женской эскадрильи и с Валей Петровой — журналисткой газеты «Пионерская правда», друзья один за другим нарушают своё жизненное обязательство.
    На роли Булочкина и Тучи без проб были утверждены популярные на тот момент Николай Крючков — на тот момент он уже получил Заслуженного артиста и Сталинскую премию — и Василий Меркурьев.
    Фильм снимали на аэродроме Левашово, для съёмок использовали действующие самолёты, а в качестве консультантов и дублёров были только что вернувшиеся с фронта лётчики.
<a href="https://www.youtube.com/watch?v=rVlaA5emmBI" target="_blank">https://www.youtube.com/watch?v=rVlaA5emmBI</a>


Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38318
    • Просмотр профиля
Советское кино 40-е годы( после войны)
    После войны количество выпускаемых фильмов резко упало — студии вернулись из эвакуации и были готовы работать, но у государства были иные нужды. Стране приходилось экономить буквально на всём. Все сценарии утверждал лично Сталин, киностудии сажались на голодный паёк, а сэкономленные деньги шли на восстановление других отраслей. Все это привело к спаду кинопроизводства.
    Было постановление снимать кино о современности, но на тяжёлой жизни людей, восстанавливающих мирную жизнь, не акцентировались. Разруха, фронтовые потери и человеческие трагедии обходились стороной. Кино должно было дать зрителям возможность отдохнуть от бытовых проблем.
     Экранизировали актуальные произведения писателей военных лет — в кинотеатрах шли премьеры «Молодой гвардии» по роману Александра Фадеева, «Повести о настоящем человеке» по повести Бориса Полевого, снимали фильмы о Победе и подвиге советских солдат — «Падение Берлина» и «Сталинградская битва», выходили музыкальные фильмы о радости труда — «Кубанские казаки» и «Сказание о земле сибирской».
Падение Берлина

Повесть о настоящем человке
Кубанские казаки


    В 1943 году фильм из СССР впервые получил премию «Оскар» — статуэтку за лучший документальный фильм присудили ленте «Разгром немецких войск под Москвой». Спустя четыре года Григорий Александров получил приз Венецианского кинофестиваля за лучший сценарий — он представлял европейской публике комедию «Весна».


Весна

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38318
    • Просмотр профиля
Советское кино 40-е годы
(начало)


    В начале 1930-х годов в кино пришёл звук, и все наработки предыдущих лет оказались устаревшими. Десять лет ушло на развитие звукового кино как нового вида искусства: усложнялась техника съёмок, появлялись новые жанры и имена, советские фильмы стали частыми гостями Венецианского кинофестиваля, прошёл первый международный кинофестиваль в Москве… Но наступили 40-е и кино было вынуждено снова меняться.
    Главным событием всего десятилетия стала война. Кинооператоры, режиссёры и актёры уходили на фронт, а киностудии эшелонами отправлялись в эвакуацию в Среднюю Азию. «Мосфильм», «Ленфильм» и ВГИК уехали в Алма-Ату, Киевская и Одесская киностудии перебазировались в Ташкент и Ашхабад, а «Союздетфильм» обосновался на крошечной киностудии «Таджикфильм» в Душанбе.
    Перед всеми кинематографистами была поставлена главная идеологическая задача — поднять дух армии и народа, внушить оптимизм и вселить уверенность в победе. Основным назначением кино стала пропаганда, почти все фильмы становились агитками за объединение, борьбу и труд на благо людей и страны. Работать приходилось в тяжёлых условиях — техники и помещений для съёмок не хватало, электричество давали с перебоями, декорации приходилось делать из подручных материалов, костюмы брали из эвакуированных музеев, кроме того, бытовые условия актёров и съёмочных групп были далеки от комфортных.
<a href="https://www.youtube.com/watch?v=WtpzVk9Ii0M" target="_blank">https://www.youtube.com/watch?v=WtpzVk9Ii0M</a>
Несмотря на отсутствие прежних мощностей, во время Великой Отечественной войны снималось в среднем 30 фильмов в год, а это превышало до- и послевоенные показатели. Из фронтового материала монтировали документальные ленты, а киностудии выпускали военно-патриотические фильмы и «боевые киносборники» с участием знаменитых актёров. Снимались лиричные фильмы про любовь и верность — солдаты должны были знать, что их ждут подруги и жёны. А те, кто остался в тылу, должны были верить, что бойцы вернутся… Готовые фильмы сразу отправлялись на фронт.
В Алма-Ате Иван Пырьев закончил комедию «Свинарка и пастух», Александр Столпер снял жизнеутверждающую мелодраму «Жди меня», а Сергей Эйзенштейн работал над самым грандиозным фильмом 40-х годов — исторической драмой «Иван Грозный».
   В Ташкенте были сняты самые популярные фильмы военных лет — пророческий «В 6 часов вечера после войны», в котором была показана будущая победа, и «Два бойца» с участием популярного актёра и певца Марка Бернеса.
В Душанбе главный сказочник советского кино Александр Роу снял патриотическую сказку «Кащей Бессмертный», в которой русское войско громило кащееву армию.


Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38318
    • Просмотр профиля
«Чапаев»


   В 1934 году вышел первый советский блокбастер «Чапаев». Режиссёры и сценаристы Георгий и Сергей Васильевы не были родными братьями, а всего лишь однофамильцами, однако решили взять себе псевдоним «братья Васильевы».
    Сценарий «Чапаева» был написан по одноименной книге  Д. Фурманова, , служивший комиссаром в 25-й дивизии в 1919 году и ставшего одним из главных героев. До них было снято множество фильмов о Гражданской войне, но всегда в качестве героев действовали вымышленные персонажи.
Главным действующим лицом картины является легендарный советский начдив Василий Иванович Чапаев. Его роль сыграл Борис Бабочкин.
  В фильме представлена не столько романтика, сколько трагедия Гражданской войны. Причём белые здесь,  были показаны достойными противники выбравшими не ту сторону. Психическая атака Каппелевцев – одна из лучших сцен в фильме. Одним из достоинств советского кино по прежнему оставались массовые сцены.
   Вообще «Чапаев» получился очень достоверным. Фильм был мгновенно разобран на цитаты. За год его просмотрело свыше 30 миллионов человек – цифра по тем временам небывалая. Фильм горячо приняли и ветераны Гражданской войны, и молодежь. Он стал лауреатом множества престижных советских, европейских и американских премий.



Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38318
    • Просмотр профиля
Любовь Орлова
    Любовь Орлова  - была настоящей звездой советского инематографа 30-х годов. Она с детства занималась музыкой, потом училась хореографии и пению, брала уроки актерского мастерства. В фильмах она сама пела, танцевала и выполняла акробатические трюки. В кино и на сцене актриса сыграла несколько десятков ролей, и была очень популярна у советских зрителей — девушки Советского Союза даже одевались и причесывались под Орлову.
    Любовь Орлова родилась в дворянской семье. На одном из домашних спектаклей Федор Шаляпин, восхищенный выступлением девочки, сказал, что она станет большой артисткой.
В 1919 году Любовь Орлова поступила в Московскую консерваторию по классу фортепиано. Из-за тяжелого положения в годы Гражданской войны ей приходилось совмещать учебу с работой. В 1926 году Любовь Орлова прошла конкурс в труппу Музыкального театра под руководством В.И. Немировича-Данченко. Ее приняли в хор, но вскоре режиссеры заметили, что молодая артистка хорошо танцует. Любовь Орлова стала выступать с танцевальными номерами.
    В 1933 году начинающий режиссер Григорий Александров предложил Любови Орловой попробоваться на роль Анюты в картине «Веселые ребята». На съемках у Григория Александрова и молодой актрисы начался роман, а после окончания работы они сразу поженились. С тех пор артистка долгие годы снималась только в фильмах Григория Александрова — «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь» — и играла в них главные роли. Каждый новый сценарий режиссер разрабатывал специально для Орловой. В его картинах раскрывались все таланты актрисы: актриса пела, танцевала, исполняла акробатические трюки. Именно александровские музыкальные комедии принесли актрисе всесоюзную славу. В моду вошли осветленные волосы, белые водолазки и обтягивающие юбки — все атрибуты образа советской кинозвезды. Во время Великой Отечественной войны Любовь Орлова выступала с концертами на фронте. Как только закончилась война, артистка вернулась в кино. В своем первом послевоенном фильме — «Весна» — Любовь Орлова сыграла женщин-двойников, сразу две главные роли.
После «Весны» Любовь Орлова стала актрисой Государственного академического театра имени Моссовета.
    «Слава Орловой в кино так велика и прочна, что, казалось, актриса уже немыслима вне экрана. Но творческое бесстрашие привело к новому повороту в ее биографии художника: она пришла на драматическую сцену, в среду опытных мастеров… и стала полноправной ведущей актрисой в этой труппе», -говорил актер Ростислав Плятт.

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38318
    • Просмотр профиля
Волга- Волга
    В фильме «Цирк» Александров хотел использовать стандартное клише для американской комедии тех лет – финальный поцелуй. Для завершения фильма «Цирк» этот шаблон ему использовать запретили, но режиссёр решил начать с него свой следующий фильм – «Волга-Волга» .
    Фильм «Волга-Волга», работа над которым велась создателями более 4 лет, является «эпическим» полотном о жизни и достижениях СССР второй половины 1930-х годов, своего рода киносимволом той эпохи. Появлению фильма предшествовало много событий: во-первых, в 1938 году пора было показать в кино, чего достиг СССР за десятилетие, во-вторых, был открыт канал Волга — Москва и в-третьих, появился лозунг «Биться за самодеятельность!» и начали поощряться всевозможные творческие коллективы и таланты-самородки. На одном из творческих конкурсов режиссёр Григорий Александров познакомился с деревенской девушкой, которую начальство очень не хотело отпускать в столицу — считало, что легкомысленные конкурсы ей ни к чему. Режиссёр решил снять комедию, которая не только будет отвечать всем требованиям времени, но и посмеется над бюрократизмом, душащим юные таланты.
     Роль упрямого бюрократа режиссёр отдал популярному ещё со времён немого кино комику Игорю Ильинскому. Актёр настолько вписался в образ, что спустя много лет сыграл примерно такого же героя в комедии Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь». После выхода «Волги-Волги» появился даже термин «бываловщина» — закостенелое и закрытое для новаторских идей.
    Роль талантливой почтальонши Стрелки сыграла актриса Любовь Орлова — жена и муза режиссёра. Для роли она подходила идеально — профессионально пела, зажигательно.
По одной из версий, название фильму дал Чарли Чаплин. Григорий Александров познакомился с ним во время поездки в США. Однажды он спел американскому актёру песню о Стеньке Разине — «Из-за острова на стрежень…», и Чаплину очень понравилась строчка «Волга, Волга, мать родная…». Он предложил Александрову назвать так один из фильмов, и режиссёру идея понравилась.
    Комедия «Волга-Волга» стала одним из любимых фильмов Иосифа Сталина. Он сам смотрел его много раз, всегда показывал фильм своим зарубежным гостам, а одну из копий отправил американскому президенту Франклину Рузвельту.

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38318
    • Просмотр профиля
Цирк     
«Цирк» — советский комедийный музыкальный художественный фильм, поставленный в 1936 году режиссёром Григорием Александровым по сценарию, основанному на пьесе Ильи Ильфа, Евгения Петрова и Валентина Катаева «Под куполом цирка. . Александров в молодости работал акробатом и постановка цирковых номеров была для него не в новинку.
      Действие происходит в СССР в 1930-е годы. Американский цирковой аттракцион «Полёт на Луну» приезжает на гастроли в СССР. Звезда номера Мэрион Диксон пользуется огромным успехом у советских зрителей. Но, зная факты её личной жизни, создатель номера немец Франц фон Кнейшиц шантажирует и эксплуатирует её.
      Руководство советского цирка начинает готовить собственный оригинальный номер, который может по эффектности затмить американский. Фон Кнейшиц, чтобы не потерять контракт, устраивает «диверсию» против советских артистов, а когда его план рушится — пытается опозорить Мэрион перед публикой. В итоге интригана с позором прогоняют, а Мэрион и её маленький сын-негритёнок находят в СССР свою новую Родину и любовь.
      Фильм вышел в прокат 23 мая 1936 года. Зрительская аудитория фильма «Цирк» за первый месяц проката в Москве и Ленинграде составила более 5 млн человек.
Музыка Исаака Дунаевского. «Песня о Родине» — одна из самых популярных и узнаваемых советских мелодий, звучавшая как марш во время демонстраций и парадов. В 1930-х годах обсуждалась возможность сделать эту песню гимном Советского Союза.
     Мелодия песни «А ну-ка песню нам пропой, весёлый ветер» не вошла в фильм и впоследствии была использована в картине «Дети капитана Гранта».
     Интересно,  что все сложные трюки в фильме за Любовь Орлову выполняли дублерши, однако танцевать (и сидеть, получая ожог третьей степени) на раскалённой от света софитов стеклянной «крышке» пушки актрисе приходилось самой.
     В фильме можно увидеть настоящий первомайский парад 1935 года, в постановке которого впервые принял участие хореограф Игорь Моисеев.  А на башнях Московского кремля можно видеть двуглавых орлов, которых ещё не заменили на рубиновые звёзды.

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38318
    • Просмотр профиля
Весёлые ребята 
     «Весёлые ребя́та» — первая музыкальная кинокомедия, снятая в 1934 году в СССР. Фильм считается классикой советской комедии. Первая из серии музыкальных комедий режиссёра Григория Александрова и композитора Исаака Дунаевского. Первая лирико-комедийная роль Любови Орловой. Картина имела большой успех как в СССР, так и за рубежом, где она демонстрировалась под названием «Москва смеётся».
      Это весёлая музыкальная история о похождениях талантливого пастуха-музыканта Кости Потехина (Леонид Утёсов). Будучи принятым за модного заграничного гастролёра, простодушный Костя произвёл сенсацию в Московском мюзик-холле, благодаря чему стал дирижёром джазового оркестра, а домашняя работница Анюта (Любовь Орлова) — певицей.
    «Весёлые ребята» -первая советская музыкальная кинокомедия, завоевавшая популярность и всенародную любовь. Песни напевают и поныне, порой того даже не замечая. Даже сейчас невероятные приключения талантливого пастуха Кости Потехина смотрятся с интересом. Такие картины не устаревают. Это настоящая классика мирового кинематографа.
      Интересно,  что создатель первого отечественного мюзикла «заимствовал» идеи не с… мультипликационных произведений Уолта Диснея. Студию мастера мультипликации Александров в Голливуде посещал неоднократно. Именно поэтому первоначальный сценарий комедии изобиловал мультипликационными вставками.
      По задумке авторов животные в фильме должны были вылакать всё спиртное и вести себя соответственно. Хрюшка с лёгкостью выпила коньяк и разыграла сцену с одного дубля. А вот пьяный бык вёл себя неадекватно. Для укрощения рогатого приглашали дрессировщика и даже гипнотизера. Овечку для фильма сыграла «переодетая» собачка, а мебель, которую с аппетитом уплетают в кадре коровы и козы, была специально изготовлена мастерами-бутафорами из макаронных изделий и соломы.

    Название "Веселые ребята" предложил Александрову Максим Горький. Поначалу, картина называлась просто: "Джаз - комедия". Он же показал фильм Сталину, а Иосиф Виссарионович дал картине "зеленый свет".
    На II МКФ в Венеции (1934) фильм получил премию за режиссуру и музыку и был включён в шестёрку лучших в мире кинолент.

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 41964
    • Просмотр профиля
Россия 1905 год

3 января 1905 года началась стачка на Путиловском заводе – забастовали все 12600 работников предприятия.

Поводом к акции стало незаконное увольнение четырех рабочих и последующий отказ руководства восстановить их в должностях.

Основными требованиями бастующих являлись: 8-часовой рабочий день, трехсменная работа, отмена сверхурочных, бесплатная медпомощь, установление минимума зарплаты и отсутствие наказания для участников забастовки.

Руководство стачкой осуществляло «Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга» во главе со священником Георгием Гапоном.
К бастующим присоединились рабочие других заводов, и количество стачечников выросло до 15 тысяч человек. Большинство крупных предприятий города  встали. Таким образом стачка стала событием большого политического значения.

22 января 1905 года у Зимнего дворца войска расстреляли демонстрацию рабочих и членов их семей, когда, организованные священником Гапоном, они собирались вручить петицию царю Николаю II. Было убито свыше 100 человек, что вызвало волну возмущения по всей России. Это событие получило название «Кровавое воскресенье».
Это стало началом Русской революции 1905 – 1907 годов. 10 января 1905 года забастовали десятки тысяч рабочих в Москве, затем в Баку, Киеве, Одессе, Харькове, Лодзи, Ковно, Вильно и других городах. Но проникновение оппозиционных и революционных взглядов в разные социальные группы шло неравномерно, и поэтому до октября 1905 года революционное движение развивалось вспышками, которые происходили разрозненно и подавлялись одна за другой. Происходили террористические акты (наибольший резонанс имело убийство великого князя Сергея Александровича.
В июне 1905 года из-за некачественной пищи произошло восста́ние на бронено́сце «Князь Потёмкин-Таври́ческий» - первый случай вооружённого мятежа целой воинской части в ходе этой революции.
Матросы захватили корабль в свои руки, убив при этом часть офицеров. Не имея чёткого плана дальнейших действий, восставшие повели корабль в Одессу, где намеревались пополнить запасы угля, воды и продовольствия. Но надежды восставших не оправдались, и броненосец сдался румынским властям.
 7 октября 1905 года началась Октябрьская стачка, в которой участвовало около 2 миллиона человек. Одновременно произошел всплеск крестьянского движения.

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 41964
    • Просмотр профиля
Россия в 1901 - 1904 годах


Российская империя вошла в 20 столетие с помещичьим землевладением, с крестьянским малоземельем, с политическим господством полицейско-помещичьего аппарата, с телесным наказанием для нижних чинов, отсутствием политических свобод.

Крестьяне являлись самой многочисленной социальной группой, при этом следует учитывать, что солдаты и рабочие в основном тоже  были выходцами из крестьян.
Отсутствие социальных реформ в стране вело к накоплению возмущения в народной среде и неизбежному социальному взрыву. 16 января 1902 года Л. Толстой обратился письменно к царю - "Любезному брату" – так озаглавил свое послание автор к Николаю II – и привлек внимание царя к  главнейшим проблемам в жизни 130-миллионного народа. Это прежде всего устранение "отжившего" самодержавия; отмена "исключительных законов", которые ставят рабочий народ  в ужасные условия; и главная задача - передача земли тем, кто ее обрабатывает своим трудом. Письмо Толстого осталось без ответа.

Между тем, спровоцированный введением золотого рубля кризис разрастался, захватывая многочисленные предприятия. Снизились цены на железо, чугун, уголь. Закрывались заводы, рудники, шахты. Более полумиллиона  трудящихся потеряли работу. Нищета и голод гнали людей на поиски средств пропитания. Избыточная рабочая сила не находила спроса ни в городах, ни в сельской местности. Это обстоятельство давало возможность капиталистам навязывать рабочим чрезвычайно низкую заработную плату, несмотря на рост цен на основные продукты питания. Рабочие отвечали на такой произвол рабочими стачками.
14 июля 1903 года был введён в эксплуатацию Великий Сибирский путь (историческое название) -  Транссиби́рская железнодорóжная магистрáль (Трансси́б) — железная дорога через Евразию, соединяющая Москву с крупнейшими восточносибирскими и дальневосточными промышленными городами России. Длина магистрали 9288,2 км, это самая длинная железная дорога в мире.
2 января 1904 г. Россия  разорвала с Японией дипломатические отношения, и вскоре началась ру́сско-япо́нская война́ за контроль над Маньчжурией, Кореей и Жёлтым морем. Самым известным событием этой войны стал подвиг моряков «Варяга» и «Корейца», который навсегда вошел в историю русского флота. Выдержав неравный бой с японской эскадрой и не спустив флага перед неприятелем, русские моряки, не сдались врагу и сами потопили свой корабль.

 
.