Екатерина Дашкова и ее деятельность на посту первого президента Академии наукВ январе 1783 г. Е. Р. Дашкова была назначена на должность директора Петербургской Академии наук и приступила к исполнению обязанностей. Дашкова взяла в свои руки руководство Академией наук в то время, когда после директорства В. Г. Орлова и С. Г. Домашнева это ведущее научное и учебное учреждение находилось в упадке. В крайне заброшенном состоянии были и отдельные подразделения Академии, в том числе Университет и Гимназия, или, как они назывались после слияния, - Училище Академии.
После 1783 г., на протяжении почти 14 лет, Училище Академии находилось в ведении выдающейся сподвижницы Екатерины II, замечательной поборницы российского Просвещения - "мадам директор" Е. Р. Дашковой.
Предметом особой заботы Дашковой были меры, подтверждающие статус Училища Академии как школы высшего просвещения, университета.
Как известно, Дашкова не только принуждала других старательно учиться и учить, но и сама занималась со студентами. При Дашковой сохранилась и упрочилась традиция поощрения академических занятий и стремления к академическому поприщу учащихся, происходивших из семей деятелей российской науки.
Социальный облик учащейся молодежи во времена Дашковой отнюдь не был чисто дворянским. Она принимала в Училище и "от родителей низкого состояния рожденных". В их числе оказался и Василий Попугаев, принятый в 1885 г., в будущем - один из видных публицистов и поэтов-свободолюбцев радищевской плеяды.
Таким образом, обращаясь к оценке, данной Дашковой тяжелому состоянию университетского курса при Академии, мы не должны забывать о необходимости некоторой коррекции этой оценки .
Итак, основу обучения в академическом Училище составили лекции академиков-профессоров. Особым успехом у слушателей пользовались лекции "физико-математические, химические, зоологические, ботанические, минералогические". Училище Академии располагало достаточной базой учебных практик, основу которой составляли "ботанический огород", анатомический театр, физическая и химическая лаборатории, библиотека.
Еще одним крупным педагогическим предприятием Дашковой на посту директора Академии было восстановление и поддержание материальными средствами, замечательной традиции чтения публичных лекций на русском языке, возникшей еще в период ректорства Ломоносова в Петербургском университете. Это доброе начинание сохранилось и после отставки Дашковой. Лекции читались профессорами в Гимназии вплоть до начала XIX в., когда академические учебные заведения были ликвидированы.
Первое обсуждение вопроса о публичных лекциях состоялось 3 июля 1783 г. в Конференции Академии наук с участием Дашковой. Чтобы заинтересовать профессоров в чтении лекций и привлечь слушателей, на следующий год после вступления в должность Дашкова увеличила содержание всем профессорам и открыла три бесплатных курса: математики, геометрии, естественной истории.
"Мадам директор" проявляла незаурядную изобретательность, заботясь о том, чтобы "публичные занятия" не прерывались даже в тех случаях, когда учебные помещения, отводимые для этих занятий, оказывались не готовы.
Дашкова довела число обучавшихся в гимназии до 89 человек, "которые, смею утверждать, - писала она, - гораздо лучше накормлены, одеты и обучены, чем прежде" . Не менее энергичные меры были проведены ею по совершенствованию учебного процесса.
В своей статье "О смысле слова "воспитание"", опубликованной в "Собеседнике любителей Российского Слова" в 1783 г., которую можно в определенном смысле рассматривать как манифест Дашковой при ее вступлении в должность директора, она писала: "В университетах английских, а особливо в Эдинбургском университете, в коем гораздо строже прочих экзаменуют для получения степени, должно знать следующие науки так твердо, чтоб при публичном экзамене (...) быть в состоянии удовольствовать своим ответом ... Логику, Риторику, Историю, Географию, высшую Математику, нравственную Философию, Юриспруденцию, Философию естественную, ... наконец Химию ..." .
Дашкова была убеждена в педагогической целесообразности высоких требований на экзаменах, в необходимости гласности и торжественности проверки знаний. Этому своему убеждению она следовала настойчиво и последовательно во вверенных ей учебных заведениях.
Уже в самом начале деятельности Дашковой во главе Петербургского университета и Академии наук был наведен порядок и в организации регулярных строгих экзаменов. И в этом случае Дашкова обратилась к опыту Эдинбургского университета.
Экзамены проводились строго дважды в год: в марте - апреле и в сентябре - октябре.
Директор Академии наук не только сама присутствовала на экзаменах, требовала совершенствования формы проверки знаний, она была столь же внимательна к содержанию ответов. И ее взыскательный надзор за ходом юношеской мысли не оставался без последствий.
Как педагог и воспитатель российского юношества, как организатор учебного процесса в доме Строгановых на Стрелке Васильевского острова, Дашкова была глубоко убеждена, что настоящее дело, практика лучше совершенствуют профессиональные навыки, чем всевозможные словесные призывы и наставления.
Гениальность женщин не знает границ.....