Автор Тема: Сборник. Русский устный  (Прочитано 1972 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 16854
    • Просмотр профиля
Re: Сборник. Русский устный
« Ответ #119 : 19 Июнь 2017, 15:55:10 »
7. Образец урока. Чехов

ЗДЕСЬ

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 16854
    • Просмотр профиля
Re: Сборник. Русский устный
« Ответ #118 : 19 Июнь 2017, 15:13:36 »
6. Образец урока. Достоевский
ЗДЕСЬ

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 16854
    • Просмотр профиля
Re: Сборник. Русский устный
« Ответ #117 : 19 Июнь 2017, 14:18:17 »
5. Образец урока. Крылов

ЗДЕСЬ

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 16854
    • Просмотр профиля
Re: Сборник. Русский устный
« Ответ #116 : 19 Июнь 2017, 13:21:35 »
4. Образец урока. Грибоедов

ЗДЕСЬ

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 16854
    • Просмотр профиля
Re: Сборник. Русский устный
« Ответ #115 : 19 Июнь 2017, 11:55:35 »
3. Образец урока. Тургенев

ЗДЕСЬ

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 16854
    • Просмотр профиля
Re: Сборник. Русский устный
« Ответ #114 : 19 Июнь 2017, 11:28:44 »
2. Образец урока. Лермонтов
ЗДЕСЬ

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 16854
    • Просмотр профиля
Re: Сборник. Русский устный
« Ответ #113 : 17 Июнь 2017, 21:46:59 »
1. Образец урока. Пушкин

ЗДЕСЬ

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 16854
    • Просмотр профиля
Re: Сборник. Русский устный
« Ответ #112 : 16 Июнь 2017, 15:43:57 »
А.П.Чехов

1. Детство А.П.Чехова

    Антон Павлович Чехов родился 17  января 1860 года в Таганроге в семье купца третьей гильдии. Отец и дед его были крепостными. Дед Чехова Егор Михайлович ценой напряженного труда скопил три с половиной тысячи рублей и к 1841 году выкупил всю семью из крепостного состояния. А отец, Павел Егорович, будучи уже свободным человеком, выбился в люди и завел в Таганроге собственное торговое дело, небольшой магазин по торговле “колониальными товарами” . Он увлекался церковным пением, руководил церковным хором, играл на скрипке, неплохо писал красками.
    Природные способности Павла Чехова передались и его пятерым детям: Александр и Антон стали писателями, Николай художником и карикатуристом, Мария - педагогом, а Михаил Чехов - артистом мирового уровня. 
Антон Чехов учился в классической гимназии, одновременно помогая отцу в торговле. К гимназическим годам относятся первые литературные опыты Чехова водевили, сцены, очерки, анекдоты и т. п.; некоторые из них он посылает в редакции столичных юмористических журналов.
   В 1876 году произошел переезд семьи Чеховых в Москву. Торговля в Таганроге стала убыточной.
  В Москве семья Чеховых долго, почти три года, живет в тяжкой бедности. Несмотря на это, все дети продолжали учиться, а Антон, зарабатывая на жизнь репетиторством, остается до окончания учебы в гимназии в Таганроге и приезжает в Москву только в 1879 году для того, чтобы сразу поступить на медицинский факультет Московского университета, где слушал лекции знаменитых профессоров — Н. Склифосовского, Г. Захарьина и др

2. Первые литературные опыты
     После поступления  литературный труд становится для Чехова основным источником заработка: с этого времени его "юмористические мелочи" регулярно публикуются на страницах массовых иллюстрированных журналов под разнообразными псевдонимами. С 1880—87 Чехов сотрудничал под псевдонимами «Антоша Чехонте», «Антоша Ч.", «Брат моего брата», «Рувер», «Человек без селезенки».
      После окончания университета (1884) Чехов начинает практику уездного врача в Воскресенске (сейчас — город Истра), в больнице известного врача П.А. Архангельского. Появляются такие рассказы как «Беглец», «Хирургия».    Затем Чехов работает в Звенигороде, временно заведуя больницей. Появляются темы для таких рассказов, как «Мертвое тело», «На вскрытии», «Сирена». Основным жанром в его творчестве этого периода является традиционный  короткий рассказ, сценка, этюд, набросок, основой сюжета которого служит забавное или нелепое происшествие, любопытный или смешной случай из жизни. Рассеянные по периодике, написанные в рамках определенного объема и к установленному сроку, призведения этого времени составили сборники "Пестрые рассказы"  и "Невинные речи".

3. Путешествие на Сахалин
     1887 году Чехов отправился в путешествие на юг, в родные места; позже он ездил по «гоголевским местам», в Крым, на Кавказ. Поездка на юг оживила воспоминания Чехова о проведённой там молодости и дала ему материал для «Степи», первого его произведения в толстом журнале — «Северный вестник». Дебют в таком журнале привлёк большое внимание критики. Но неудовлетворенность своим творчеством, своими знаниями, особенно знанием жизни, подвигает его на решение, удивившее современников, — ехать на остров Сахалин, остров царской каторги и ссылки.
    Путь через Сибирь занял 82 дня, за которые Чехов написал девять очерков, объединённых под общим названием «Из Сибири». На Сахалин Чехов прибыл 11  июля. За несколько месяцев пребывания на нём Чехов общался с людьми, узнавал истории их жизней, причины ссылки и набирал богатый материал для своих заметок. Он провёл настоящую перепись населения Сахалина, собрав несколько тысяч карточек о жителях острова. Администрация острова строго запретила общаться с политическими заключёнными, но он нарушал этот запрет. Возвращался Чехов с Сахалина морским путём, на пароходе «Петербург».
    В следующие 5 лет Чехов писал книгу «Остров Сахалин». Путешествие на Сахалин оказало огромное влияние на все его последующие произведения.


4. Поздние годы

    С 1890 по 1892 год, по возвращении в Москву из поездки по Сахалину, Чехов поселился в небольшом двухэтажном флигеле на Малой Дмитровке. Здесь он работал над книгой «Остров Сахалин», рассказами «Попрыгунья», «Дуэль», «Палата № 6», а также встречался с писателями В. Г. Короленко, Д. В. Григоровичем, В. А. Гиляровским, В. И. Немировичем-Данченко, известными актёрами А. П. Ленским и А. И. Южиным, художником И. И. Левитаном. Флигель сохранился до нашего времени и отмечен памятной доской с барельефом А. П. Чехова.
    С 1892 по 1899 годы Чехов проживал в подмосковном имении Мелихово, где сейчас работает один из главных чеховских музеев. За годы «мелиховского сидения» было написано 42 произведения. Позднее Чехов много путешествовал по Европе. Последние годы Чехов, у которого обострился туберкулёз, для поправления здоровья, постоянно живёт в своём доме под Ялтой, лишь изредка приезжая в Москву, где его жена, артистка Ольга Леонардовна Книппер, занимает одно из выдающихся мест в труппе образованного в 1898 года МХТ (Станиславского).
     Роковую роль в жизни писателя сыграло путешествие на Сахалин — была распутица и ехать пришлось тысячи километров на лошадях, в сырой одежде и насквозь промокших валенках.Летом 1904 года Чехов выехал на курорт в Германию. Из-за резкого обострения болезни, с которой ему не удалось справиться, писатель скончался 2 (15) июля 1904 года в Баденвайлере, Германия.


5.    Рассказы Чехова
     Рассказы А.П. Чехова отличаются своей реалистичностью и лаконичностью. Писателю удается отразить все нюансы человеческой жизни коротко, изящно и остроумно; так, что читатели надолго запоминают эти истории. Некоторые из рассказов посвящены тому, как ведет себя человек в обществе других людей (в зависимости от того, каких именно).
     Например, рассказ «Хамелеон», в котором показывается, насколько легко человек готов менять свое мнение, если поймет, что для него есть выгода. Например, рассказ «Хамелеон», в котором показывается, насколько легко человек готов менять свое мнение, если поймет, что для него есть выгода. Зависимость людей от социального статуса и связанных с ним предрассудков показана в рассказе «Толстый и тонкий».
     Также проблеме статуса посвящен рассказ    «Смерть чиновника», главный герой которого умирает из-за патологического преклонения перед людьми высшего чина. 
      Рассказ «Лошадиная фамилия» также показывает, сколько стереотипно человеческое мышление. Однако здесь уже затрагиваются стереотипы не социально-сословные, а обыкновенные, бытовые. Несколько человек никак не могут вспомнить фамилию доктора, помнят лишь, что фамилия какая-то «лошадиная».

6. "Вишнёвый сад"
     Впервые А.П. Чехов сообщил о начале работы над новой пьесой в 1901 году в письме своей супруге О.Л. Книппер- Чеховой. Работа над пьесой продвигалась очень трудно, это было вызвано тяжелой болезнью Антона Павловича. В 1903 году она была завершена и представлена руководителям Московского художественного театра. В 1904 году состоялась премьера пьесы. И с этого момента пьесу «Вишневый сад» смотрят уже на протяжении ста лет.
     Пьеса «Вишневый сад» стала лебединой песней А.П. Чехова. В ней заключены размышления о будущем России и ее людях, копившиеся в его мыслях годами. А само художественное своеобразие пьесы стали вершиной творчества Чехова-драматурга, еще раз показав, почему именно его считают новатором, вдохнувшего в весь русский театр новую жизнь.
    Темой пьесы «Вишневый сад» послужила ситуация продажи с аукциона родового гнезда обедневших дворян. Аналогичная трагедия произошла и в жизни Чехова, их дом, вместе с лавкой отца был продан за долги еще в 80х годах ХIХ века, и это оставило неизгладимый след в его памяти.
    И уже, будучи состоявшимся писателем, Антон Павлович пытался понять психологическое состояние людей, лишавшихся своего дома.

7. "Чайка"

    В 1895 году А.П.Чехов начал работать над «Чайкой». Эта пьеса, быть может, наиболее личное из всех его про­изведений. Это единственная его крупная вещь, непосред­ственно посвященная теме искусства. Автор рассказывает о своем затаенном — о трудном пути художника, о сущнос­ти художественного таланта, о том, что такое человеческое счастье.
    Впервые пьеса была опубликована в  журнале «Русская мысль». Премьера же состоялась 17 октября 1896 года на сцене петербургского Александринского театра. Однако эта постановка не имела успеха.
    После провала «Чайки», Чехов, написавший уже к тому моменту несколько пьес, отрёкся от театра. Однако, в 1898 году, постановка «Чайки» Московского Художественного Театра, основанного Станиславским и Немировичем-Данченко, имела огромный успех у публики
     Главное в «Чайке» — тема подвига. В искусстве побеж­дает тот, кто способен к подвигу. На берегу красивого озера жила прелестная девушка Нина Заречная. Она мечтала о сцене, о славе. В нее был влюблен молодой сосед по имению Константин Треплев, начинающий писатель. Нина Заречная, сохраняя живость характера, вмес­те с тем представляется поэтическим символом. Это сама душа искусства, побеждающая мрак, холод, всегда стремя­щаяся «вперед и выше!»

А.П.Чехов

1. Детство А.П.Чехова

    Антон Павлович Чехов родился 17  января 1860 года в Таганроге в семье купца. Отец и дед его были крепостными. Дед Чехова выкупил всю семью, а  отец открыл в Таганроге магазин. Его дети Александр и Антон стали писателями, Николай художником, Мария - педагогом, а Михаил Чехов - артистом. 
Антон Чехов учился в гимназии. В это время он писал  водевили, сцены, очерки, анекдоты .
   В 1876 году семья Чеховых переехала в Москву.
  В Москве  дети продолжали учиться, а Антон, зарабатывая на жизнь репетиторством,приезжает в Москву только в 1879 году для того, чтобы сразу поступить на медицинский факультет Московского университета.

2. Первые литературные опыты
     После поступления  произведения Чехова регулярно публикуются на страницахжурналов под разнообразными псевдонимами: «Антоша Чехонте», «Антоша Ч.", «Брат моего брата», «Рувер», «Человек без селезенки».
      После окончания университета Чехов работает уездным врачом в Воскресенске . Появляются такие рассказы как «Беглец», «Хирургия».    Затем Чехов работает  заведует больницей в Звенигороде.  Он пишет  короткие рассказы, основой сюжета которых служит забавное или нелепое происшествие, любопытный или смешной случай из жизни. Они входили в сборники "Пестрые рассказы"  и "Невинные речи".

3. Путешествие на Сахалин
     1887 году Чехов отправился в путешествие  в Крым, на Кавказ. В поездке на юг оживили воспоминания Чехова о  молодости. Он пишет рассказ «Степь» и печатает его в журнале «Северный вестник».
Чехов решает ехать на остров Сахалин, остров царской каторги и ссылки.
    Путь через Сибирь занял 82 дня, за которые Чехов написал девять очерков, объединённых под общим названием «Из Сибири». На Сахалин Чехов прибыл 11  июля. За несколько месяцев пребывания на нём Чехов общался с людьми, узнавал истории их жизней. Он провёл настоящую перепись населения Сахалина.
    В следующие 5 лет Чехов писал книгу «Остров Сахалин». Путешествие на Сахалин оказало огромное влияние на все его последующие произведения.


4. Поздние годы

    По возвращении в Москву из поездки по Сахалину, Чехов поселился в флигеле на Малой Дмитровке. Здесь он работал над книгой «Остров Сахалин», рассказами «Попрыгунья», «Дуэль», «Палата № 6», встречался с известными писателями, художниками  и артистами.
    Позднее Чехов проживал в подмосковном имении Мелихово, где сейчас работает один из главных чеховских музеев. Там было написано 42 произведения. Позднее Чехов много путешествовал по Европе.
     Роковую роль в жизни писателя сыграло путешествие на Сахалин — ехать пришлось долго в сырой одежде и насквозь промокших валенках. Летом 1904 года Чехов выехал в Германию, где  и скончался 2 июля 1904 года .


5.    Рассказы Чехова
     Рассказы А.П. Чехова  читатели запоминают. Некоторые из рассказов посвящены тому, как ведет себя человек в обществе других людей.
     Например, рассказ «Хамелеон» показывает, насколько легко человек готов менять свое мнение, если есть выгода.  Зависимость людей от положения в обществе показана в рассказе «Толстый и тонкий».
     Этому же посвящен рассказ  «Смерть чиновника».
      А в рассказе «Лошадиная фамилия» несколько человек никак не могут вспомнить фамилию доктора, помнят лишь, что фамилия какая-то «лошадиная».

6. "Вишнёвый сад"
     Работа над пьесой "Вишнёвый сад" продвигалась очень трудно из-за  болезни Антона Павловича. В 1904 году состоялась премьера пьесы. И с этого момента пьесу «Вишневый сад» смотрят уже на протяжении ста лет.
  Пьеса стала вершиной творчества Чехова-драматурга, еще раз показав, почему он вдохнул в  русский театр новую жизнь.
    Темой пьесы «Вишневый сад» послужила ситуация продажи  родового гнезда обедневших дворян, Антон Павлович пытается понять  состояние людей, лишавшихся своего дома.

7. "Чайка"

    В 1895 году А.П.Чехов начал работать над «Чайкой». Эта пьеса посвящена теме искусства. Автор рассказываето трудном пути художника, о том, что такое человеческое счастье.
    Впервые пьеса была опубликована в  журнале «Русская мысль». Премьера же состоялась на сцене петербургского Александринского театра, однако постановка не имела успеха.
    После провала «Чайки», Чехов  отрёкся от театра. Однако, в 1898 году, постановка «Чайки» Московского Художественного Театра имела огромный успех.
     На берегу красивого озера жила прелестная девушка Нина Заречная-это сама душа искусства, побеждающая мрак, холод.









Оффлайн Mila

  • PR
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6655
    • Просмотр профиля
Re: Сборник. Русский устный
« Ответ #111 : 15 Июнь 2017, 17:40:45 »
Лев Николаевич Толстой

1. Детство
         
        Толстой Лев Николаевич  - великий русский писатель, граф.
   Лев Николаевич Толстой родился в 1828 году в Ясной Поляне. Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Мать, Мария Николаевна, - урожденная княжна Волконская. Отец, Николай Ильич Толстой, -  участник Отечественной войны, запомнившийся писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте.  У них было четыре сына - Николай, Сергей, Дмитрий и Лев - и дочь Мария
   Очень рано писатель остался сиротой. Самое благотворное влияние на осиротевших детей оказала дальняя родственница Татьяна Александровна Ергольская, заменившая им мать.
   Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести "Детство".

2. Образование

    Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом родственницы и опекунши детей П. И. Юшковой. В 1844 Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета, но учиться ему было скучно. Он  перевелся на юридический факультет, где проучился неполных два года: и эти занятия не вызывали у него живого интереса. В это время Толстой увлекался больше балами и другими светскими развлечениями, чем науками.   
   Весной 1847, подав прошение об увольнении из университета "по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам", Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым намерением самостоятельно изучить весь курс юридических наук, чтобы сдать экзамен экстерном. Он также намеривался самостоятельно выучить "практическую медицину", языки, сельское хозяйство, историю, географическую статистику, написать диссертацию и "достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи".
   После лета в деревне, разочарованный неудачным опытом хозяйствования, осенью 1847 Толстой уехал сначала в Москву, затем в Петербург, чтобы держать кандидатские экзамены в университете. Образ его жизни в этот период часто менялся: то он сутками готовился и сдавал экзамены, то страстно отдавался музыке, то мечтал поступить юнкером в конногвардейский полк.



3. Кавказ

В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека, выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ и участвуя в военных действиях (сначала добровольно, потом был принят на службу).
   Кавказская природа и патриархальная простота казачьей жизни поразили Льва
Николаевича и  легли в основу произведений, открывших читателям не только Толстого- писателя, но и психолога,  живописца. Некоторые из рассказов "Набег", "Рубка" появились уже в 50-х годах, а некоторые вышли спустя много лет. Рассказ «Кавказский пленник" был написан спустя два десятилетия. Он имел автобиографический характер, Толстой сам едва не попал в плен к горцам.
   Вернувшись в Россию, Толстой записал в дневнике, что полюбил этот "край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи: война и свобода".
   На Кавказе Толстой написал повесть "Детство" и отправил ее в журнал "Современник", не раскрыв своего имени (она была напечатана под инициалами «Л. Н.»). Литературный дебют сразу принес Толстому настоящее признание.

4. Крымская кампания. Петербург

       В 1854 Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест. Скучная штабная жизнь вскоре заставила его перевестись в Крымскую армию, в осажденный Севастополь, где он командовал батареей, проявив редкую личную храбрость (награжден орденом св. Анны и медалями). В Крыму Толстого получил новые впечатления, собирался издавать журнал для солдат, здесь он начал писать цикл "Севастопольских рассказов", имевших огромный успех. В это же время у Толстого появляются мечты об "основании новой религии", очищенной от таинственности, «религии практической».
       В ноябре 1855 Толстой приехал в Петербург и сразу вошел в кружок "Современника" (Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, А. Н. Островский, И. А. Гончаров и др.), где его встретили как "великую надежду русской литературы" (Некрасов). Однако Толстой чувствовал себя чужим в этой среде: "Люди эти мне опротивели, и сам себе я опротивел".
   Осенью 1856 г. Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную Поляну, а затем побывал во Франции, Италии, Швейцарии, Германии (швейцарские впечатления отражены в рассказе "Люцерн"), осенью вернулся в Ясную Поляну.
 

5. Народная школа

 
    В 1859 году Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей. Лев Николаевич помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны.  Это занятие настолько увлекло Толстого, что в 1860 года он вторично отправился за границу, чтобы знакомиться с устройством школ в Европе.
   Толстой много путешествовал. Он побывал в Англии, Германии, Франции, Швейцарии, Бельгии. Везде старался узнать и изучить популярные педагогические системы. Собственные идеи Толстой изложил в специальных статьях, доказывая, что основой обучения должна быть "свобода учащегося" и отказ от насилия в преподавании.
        Яснополянская школа принадлежала к числу оригинальных педагогических экспериментов.В школе дети сидели, кто где хотел, кто сколько хотел и кто как хотел. Определённой программы преподавания не было. Единственная задача учителя заключалась в том, чтобы заинтересовать класс. Занятия шли успешно. Их вёл сам Толстой при помощи нескольких постоянных учителей.
   В 1862 году Толстой издавал педагогический журнал "Ясная Поляна" с книжками для чтения в качестве приложения. Эти книжки стали в России такими же классическими образцами детской литературы, как и составленные им в начале 1870-х годов "Азбука" и "Новая Азбука".

6. "Война и мир"

        "Война и мир" (1863-1869) - знаменитый роман-эпопея, известный во всём мире.
       В сентябре 1862 Толстой женился на восемнадцатилетней дочери врача Софье Андреевне Берс и сразу после венчания увез жену из Москвы в Ясную Поляну, где полностью отдался семейной жизни и хозяйственным заботам.
   Уже с осени 1863 года Толстой был  захвачен новым литературным замыслом, который долгое время носил название "Тысяча восемьсот пятый год". Лев Николаевич  читал воспоминания и переписку людей александровской эпохи, работал в архивах, изучал масонские рукописи, ездил на Бородинское поле, продвигаясь в работе медленно, много раз переделывая рукопись.  В копировании рукописей ему много помогала жена.
   В начале 1865 г. "Русском вестнике" была напечатана первая часть "Войны и мира". Роман читался взахлеб, вызвал множество горячих откликов и споров. Сам Толстой характеризовал свой замысел как попытку "писать историю народа" и считал невозможным определить его жанровую природу ("не подойдет ни под какую форму, ни романа, ни повести, ни поэмы, ни истории").

 
7. Последние годы


   Л.Н. Толстой в острой форме ставил перед собой и перед обществом вопросы смысла жизни и веры, подвергал критике все государственные институты, доходя до отрицания науки, искусства, суда, брака, достижений цивилизации.
   Постепенно Толстой отказывается от прихотей и удобств богатой жизни, много занимается физическим трудом, одевается в простейшую одежду, становится вегетарианцем, отдаёт семье всё своё крупное состояние, отказывается от прав литературной собственности.
   Лев Николаевич отрицал церковные трактовки бессмертия и отвергал церковный авторитет,  критиковал церковное учение. Он не признавал в правах государство, так как оно строится, по его мнению, на насилии и принуждении.  В 1901 г. Синод окончательно склонился к мысли о публичном осуждении Толстого и об отлучении его от церкви.
   Но идеи толстовства постепенно начинали проникать в общество. Например, уже в начале 1885 года в России происходит прецедент отказа от военной службы со ссылкой на религиозные убеждения Толстого.
   В ночь на 28 октября  1910 года Л. Н. Толстой тайно покинул навсегда Ясную Поляну в сопровождении лишь своего врача Д. П. Маковицкого.  Однако по дороге писатель заболел воспалением лёгких и сопровождающие вынуждены были в тот же день прервать поездку. Лев Николаевич Толстой умер 7 ноября 1910 года. Похоронен в Ясной Поляне.






Оффлайн Mila

  • PR
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6655
    • Просмотр профиля
Re: Сборник. Русский устный
« Ответ #110 : 14 Июнь 2017, 16:20:17 »
И.А.Крылов

Тексты  для старшей школы


1. Детство, образование

Крылов Иван Андреевич (1769 —  1844) - русский баснописец, драматург, журналист.
    Отец — Андрей Прохорович Крылов — офицер, выслужившийся из рядовых. Во время пугачевского бунта руководил обороной Яицкого городка. Там же, в Яицком городке, Крылов провел раннее детство, но во время бунта находился с матерью, Марией Алексеевной, в Оренбурге. Грамоте выучился дома (отец его был большой любитель чтения, после него к сыну перешёл целый сундук книг).
   В 1775 году Андрей Прохорович вышел в отставку , и Крыловы переехали в Тверь. Отец вскоре умер. Семья оказалась в большой нужде. Крылов из милости учился у домашних учителей состоятельных соседей, у них же выучил французский.
 
   По словам современника, Крылов «посещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые площади, качели и кулачные бои, где толкался между пёстрой толпой, с жадностью прислушиваясь к речам простолюдинов». В это время он увлёкся уличными боями, стенка на стенку. А так как он был физически очень крепким, то выходил зачастую победителем над взрослыми мужиками.

2. Начало службы

  После смерти отца, Андрея Прохоровича, мать, впавшая в нужду и подрабатывавшая услугами в богатых домах, упросила местное начальство принять девятилетнего сына, получившего домашнее образование, на службу - переписывать деловые бумаги.  Крылов был записан в гражданскую службу подканцеляристом Калязинского нижнего земского суда, а затем Тверского магистрата.
  В конце 1782 г. Крылов поехал в Санкт-Петербург с матерью, намеревавшейся хлопотать о пенсии и о лучшем устройстве судьбы сына.
  В 1783 году Крылову пришлось поступить на службу в Казенную палату. В это время он активно занимался самообразованием. Кроме французского, он выучился читать и писать по-немецки и по-итальянски. Хорошо играл на скрипке, выучил теорию музыки, разбирался в математике. Он познакомился с узким кругом литераторов, в числе которых был и Г. Р. Державин с женой, которая покровительствовала Крылову.


3. Крылов. Начало творчества.

    Начал литературное поприще как драматург (трагедии «Клеопатра», «Филомена», комедия «Бешеная семья», 1786-1788). Сочинил комедию «Проказники», где под именем Рифмокрада осмеял драматурга Я. Б. Княжнина и его жену, дочь А. П. Сумарокова. За этот памфлет Крылов был по жалобе Княжнина отлучен от театра. В 1788 г. начинает заниматься журналистикой. Начал издание сатирического журнала «Почта духов». В журнале в виде переписки гномов и других духов давалась широкая сатирическая картина русского общества времен Екатерины. Журнал был запрещен, возможно, из-за усилившихся строгостей по причине революции 1789 во Франции. Затем издаёт журналы «Зритель» и «Санкт-Петербургский Меркурий». Здесь он также выступал обличителем нравов общества, но уже в более мягкой форме, от сатиры переходит к морализаторству. Открыл свою книготорговую лавку. Но и эти журналы были запрещены, причем есть свидетельства, что с Крыловым беседовала сама императрица.

4. Крылов. Опала

    С осени 1795 года из-за истории с журналами ему запрещено жить в столицах, имя его исчезает со страниц печати. Императрица предложила Крылову на пять лет за счёт правительства уехать попутешествовать за границу, однако тот отказался.
  В 1797 года Крылов поступил личным секретарем к генералу князю С. Ф. Голицыну. После внезапной опалы генерала Крылов последовал добровольно в ссылку за хозяином и до 1801 года был компаньоном ссыльного семейства, давал уроки русского языка его младшим детям и их друзьям. Отход от литературной деятельности по «внешним» причинам совпал с глубоким внутренним переломом, пережитым Крыловым: отныне он уже не верит в возможность переделки человека литературой, сохраняя преданность идеям Просвещения, предпочитает книжным идеалам практический мужицкий опыт. В ссылке Крыловым был создан цикл стихотворных переложений псалмов, в печати появились несколько его прозаических «мелочей».
   В 1802 и в 1807 годах в Москве и в Петербурге состоялись постановки пьес Крылова "Пирог" и "Модная лавка". Они были лишены всякой дидактики и имели шумный успех.

5. Крылов. Басни
   В 1809 вышла первая книга басен Крылова. Всего им написано около 200 басен (последнее и наиболее полное издание, сборник в 9-ги книгах, выпущен в декабре 1843, в книжную торговлю поступил позже, причем часть тиража бесплатно раздавалась на похоронах писателя). Многие произведения (например, «Стрекоза и Муравей», «Волк и ягненок» и пр.) восходят к образцам, заимствованным у Эзопа, Федра, Лафонтена. Однако реалистическая убедительность образов, конфликт между нравственностью и лицемерием, корыстью, жестокостью, трусостью, а также "живой" язык заставляют видеть в Крылов реформатора басенного жанра.
   Басни Крылова лишены сухого морализаторства, нравственный вывод, заключенный в ней, является выражением здравого смысла, воплощен в формах живого разговорного языка. Благодаря этим качествам многие речения из басен Крылова вошли в русский язык на правах поговорок: «А Ларчик просто открывался», «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать», «Да только воз и ныне там».

 6. Крылов. Общественное признание.

Крылов воспринимался современниками как своего рода литературный персонаж. Сам писатель подчеркнуто отстранялся от всех общественных событий, в обществе нарочито подчеркивал свои пороки (лень, чревоугодие, неряшливость, увлеченность картами). Уже в 1820-е годы стал он персонажем многочисленных анекдотов, впрочем, всегда благожелательных. До самой старости, однако, он продолжал заниматься самообразованием: изучал древнегреческий, брал уроки английского. Его ценили и принимали в самых разных по своим взглядам литературных кружках. По некоторым сведениям, у Крылова был Пушкин незадолго до дуэли, он же, по свидетельству современников, был последним, кто простился с телом великого поэта на отпевании.
    В феврале 1812 года Крылову назначена пожизненная пенсия, в 1830 в нарушение правил (Крылов не имел университетского образования) писателю был присвоен чин статского советника. В 1838 было торжественно властями и общественностью отмечен юбилей Крылова — 70-летие со дня рождения и 50-летие литературной деятельности.

7. Последние годы жизни

В конце жизни Крылов был обласкан царской фамилией. Имел чин статского советника, шеститысячный пенсион.

Крылов жил долго и своим привычкам не изменял ни в чём. Полностью растворился в лени и гурманстве. Он, умный и не слишком добрый человек, в конце концов сжился с ролью добродушного чудака, нелепого, ничем не смущающегося обжоры. Придуманный им образ пришёлся ко двору, и в конце жизни он мог позволить себе всё, что угодно. Не стеснялся быть обжорой, неряхой и лентяем.
   
Одно время он даже получал приглашения на маленькие обеды к императрице, о которых высказывался потом весьма нелестно из-за скудости порций блюд, подаваемых к столу.
    В последние годы жизни Крылов испытывал проблемы со здоровьем. Возможно, этому способствовал лишний вес и грузная фигура. Последним его распоряжением была просьба раздать всем, кто его помнил, по экземпляру своего нового издания.
     Умер Крылов в 1844 году в Петербурге. Похороны были пышными. Граф Орлов — второй человек в государстве — отстранил одного из студентов и сам нёс гроб. Некоторые друзья Крылова вместе с приглашением на похороны получили экземпляр изданных им самим басен с надписью "Приношение. На память об Иване Андреевиче по его желанию".


Тексты для начальной школы





1. Детство, образование

Крылов Иван Андреевич (1769 —  1844) - русский баснописец, драматург, журналист.
    Его отец был офицером, принимал участие в подавлении пугачёвского бунта.  Крылов провел раннее детство в разъездах. Грамоте выучился дома (отец его был большой любитель чтения, после него к сыну перешёл целый сундук книг).
   После смерти отца семья оказалась в большой нужде. Крылов из милости учился у домашних учителей состоятельных соседей, у них же выучил французский.
 
2. Начало службы

  В 9 лет Крылов, получивший домашнее образование, поступил на службу - переписывать деловые бумаги. 
  В конце 1782 г. Крылов переехал в Санкт-Петербург с матерью, которая хотела хлопотать о пенсии и об устройстве судьбы сына. Там ему тоже пришлось поступить на службу. В это же время он активно занимался самообразованием. Кроме французского, он выучился читать и писать по-немецки и по-итальянски. Хорошо играл на скрипке, разбирался в математике.

3. Начало творчества

    Начал литературное поприще как драматург (трагедии «Клеопатра», «Филомена», комедии «Проказники», «Бешеная семья», 1786-1788).
    В 1788 г. начинает заниматься журналистикой. Издаёт  журнал «Почта духов», где в виде переписки гномов и других духов  показана широкая сатирическая картина русского общества. Журнал был запрещен. Затем издаёт журналы «Зритель» и «Санкт-Петербургский Меркурий». Открыл свою книготорговую лавку. Но и эти журналы были запрещены, причем есть свидетельства, что с Крыловым беседовала сама императрица.

4.  Опала
           С осени 1795 года из-за истории с журналами Крылову  запрещено жить в столицах, имя его исчезает со страниц печати. Императрица предложила Крылову на пять лет за счёт правительства уехать попутешествовать за границу, однако тот отказался.
    В 1797 года Крылов поступил личным секретарем к генералу князю С. Ф. Голицыну. После внезапной опалы генерала Крылов последовал добровольно в ссылку за хозяином и до 1801 года был компаньоном ссыльного семейства, давал уроки русского языка его младшим детям и их друзьям.
    В 1802 и в 1807 годах в Москве и в Петербурге состоялись постановки пьес Крылова "Пирог" и "Модная лавка". Они имели шумный успех.

5.  Басни

   В 1809 вышла первая книга басен Крылова. Всего им написано около 200 басен.  Многие произведения (например, «Стрекоза и Муравей», «Волк и ягненок» и другие) восходят к образцам, заимствованным у Эзопа, Федра, Лафонтена. 
   Басни Крылова имели огромный успех. Многие изречения из басен Крылова вошли в русский язык на правах поговорок: «А Ларчик просто открывался», «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать», «Да только воз и ныне там».
 
6.  Общественное признание

     В  1820-е годы стал Крылов персонажем многочисленных анекдотов. Он сам подчеркивал свои пороки (лень, чревоугодие, неряшливость, увлеченность картами). Однако,  до самой старости, он продолжал заниматься самообразованием: изучал древнегреческий, брал уроки английского.
       В феврале 1812 года Крылову назначена пожизненная пенсия, в 1830 в нарушение правил (Крылов не имел университетского образования) писателю был присвоен чин статского советника.         В 1838 было торжественно властями и общественностью отмечен юбилей Крылова — 70-летие со дня рождения и 50-летие литературной деятельности.

7. Последние годы жизни

   В конце жизни Крылов был обласкан царской фамилией. Придуманный им образ пришёлся ко двору, и в конце жизни он мог позволить себе всё, что угодно. Не стеснялся быть обжорой, неряхой и лентяем.
       В последние годы жизни Крылов испытывал проблемы со здоровьем. Возможно, этому способствовал лишний вес и грузная фигура.

    Умер Крылов в 1844 году в Петербурге. Похороны были пышными. Некоторые друзья Крылова вместе с приглашением на похороны получили экземпляр изданных им самим басен с надписью "Приношение. На память об Иване Андреевиче по его желанию".

ЗАДАНИЕ 2
Условный диалог.
У вас берут интервью. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы. На ознакомление с вопросами – 1 минута. Ответ на каждый вопрос – 1 минута.


№1
1. В каком году  родился Крылов?
Ответ: ____________________________
2. Где  был отец Крылов?
Ответ: ____________________________
3. Где учился Крылов?
Ответ: _____________________________
4. Как жила семья Крылова после смерти отца?
Ответ: _____________________________
5. В чём с удовольствием участвовал Крылов?
Ответ: ______________________________


  №2
1. Во сколько лет Крылов поступил на службу?
Ответ: ____________________________
2. Зачем Крылов с матерью переехали в Петербург?
Ответ: ____________________________
3. Где работал Крылов в Петербурге?
Ответ: _____________________________
4. Чем занимался Крылов кроме службы?
Ответ: _____________________________
5. В каких областях Крылов достиг успехов?
Ответ: ______________________________

  №3
1. В качестве кого Крылов начал свою литературную деятельность?
Ответ: ____________________________
2. Назовите некоторые пьесы Крылова?
Ответ: ____________________________
3. Какой первый журнал издавал Крылов?
Ответ: _____________________________
4. Что отражал Крылов в своих журналах?
Ответ: _____________________________
5. Кто беседовал с Крыловым о его журналах?
Ответ: ______________________________

  №4
1. С какого года Крылову было запрещено было жить в столицах?
Ответ: ____________________________
2. Чем была вызвана опала?
Ответ: ____________________________
3. Что предложила императрица Крылову?
Ответ: _____________________________
4. Чем занимался Крылов во время опалы?
Ответ: _____________________________
5. Какие пьесы Крылова имели шумный успех?
Ответ: ______________________________

  №5
1. В каком году вышла первая книга басен Крылова?
Ответ: ____________________________
2. Сколько басен было написано Крыловым?
Ответ: ____________________________
3. Каких баснописцев вы можете назвать?
Ответ: _____________________________
4. Назовите басни Крылова, которые вы знаете?
Ответ: _____________________________
5. Процитируйте известные вам изречения из басен Крылова?
Ответ: ______________________________


  №6
1. Персонажем чего стал Крылов ?
Ответ: ____________________________
2. Какие свои пороки Крылов подчёркивал?
Ответ: ____________________________
3. Чем занимался Крылов до самой старости?
Ответ: _____________________________
4. Какие поощрения получил Крылов от государства?
Ответ: _____________________________
5. Почему Крылов получил чин статского советника в нарушение правил?
Ответ: ______________________________


  №7
1. Почему Крылов в последние годы жизни был обласкан царской фамилией?
Ответ: ____________________________
2.
Что позволял себе Крылов при дворе?
Ответ: ____________________________
3. Какие проблемы со здоровьем испытывал Крылов?
Ответ: _____________________________
4. Когда умер Крылов?
Ответ: _____________________________
5. Что получили его друзья после его смерти?
Ответ: ______________________________


ЗАДАНИЕ 3
Произнесите монолог по картине. Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
1.

Сундук с книгами

1. Опишите картину.
2. Расскажите о своих любимых баснях Крылова.

Не забудьте рассказать,
•   как эта картинка связана с детством Крылова;
•   вспомните, какое образование получил Крылов;
•   какие басни Крылова вы знаете;
•   какое произведение запомнилось больше всего.
Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.

2.


Канцелярия

1. Опишите картину.
2. Расскажите о своих любимых баснях Крылова.

Не забудьте рассказать,
•   как эта картинка связана с детством Крылова;
•   вспомните, во сколько лет Крылов поступил на службу;
•   какие басни Крылова вы знаете;
•   какое произведение запомнилось больше всего.
Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.


3.



1. Опишите картину.
2. Расскажите о своих любимых баснях Крылова.

Не забудьте рассказать,
•   как эта картинка связана с творчеством Крылова;
•   вспомните, какие журналы издавал Крылов;
•   какие басни Крылова вы знаете;
•   какое произведение запомнилось больше всего.
Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.


4.


С. Яровой. Иллюстрация к басне Крылова

1. Опишите картину.
2. Расскажите о своих любимых баснях Крылова.

Не забудьте рассказать,
•   какая басня Крылова изображена на этой картинке;
•   вспомните, что послужило причиной опалы и чем занимался Крылов в это время;
•   какие басни Крылова вы знаете;
•   какое произведение запомнилось больше всего.
Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.

5.


Иллюстрация к басне Крылова

1. Опишите картину.
2. Расскажите о своих любимых баснях Крылова.

Не забудьте рассказать,
•   какая басня Крылова изображена на этой картинке;
•   какое историческое событие связано с этой басней;
•   какие басни Крылова вы знаете;
•   какое произведение запомнилось больше всего.
Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.

6.



Иллюстрация к басне Крылова

1. Опишите картину.
2. Расскажите о своих любимых баснях Крылова.

Не забудьте рассказать,
•   какая басня Крылова изображена на этой картинке;
•   что осуждает автор в этой басне;
•   какие басни Крылова вы знаете;
•   какое произведение запомнилось больше всего.
Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.


7.


Иллюстрация к басне Крылова

1. Опишите картину.
2. Расскажите о своих любимых баснях Крылова.

Не забудьте рассказать,
•   какая басня Крылова изображена на этой картинке;
•   что осуждает автор в этой басне;
•   какие басни Крылова вы знаете;
•   какое произведение запомнилось больше всего.
Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.




Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 16854
    • Просмотр профиля
Re: Сборник. Русский устный
« Ответ #109 : 14 Июнь 2017, 16:07:30 »
Тексты для старшей школы
1. Детство И.С. Тургенева
    Иван Сергеевич Тургенев - русский прозаик, поэт, драматург, критик, публицист,  переводчик.
   Родился в семье Сергея Николаевича и Варвары Петровны Тургеневых. Отец, отставной кавалерийский офицер, происходил из старинного дворянского рода, мать – из малородовитой, но богатой помещичьей семьи Лутовиновых.
     Детство Тургенева прошло в родительском имении Спасском-Лутовинове, близ г. Мценска Орловской губернии. Первым его учителем был крепостной секретарь его матери Федор Лобанов. В 1827 г. Тургенев переехал с семьей в Москву, где продолжил свое образование в частных пансионах, затем под руководством московских педагогов Погорельского, Дубенского и Клюшникова, позднее известного поэта.
    К 14 годам Тургенев свободно говорил на трех иностранных языках и успел познакомиться с лучшими произведениями европейской и русской литературы. В 1833 г. он поступил в московский университет, а в 1834 г. перевелся в Петербургский, где окончил в 1837 г. словесное отделение философского факультета.
2. Студенческие годы Тургенева
    В студенческие годы Тургенев начал писать. Его первыми поэтическими опытами были переводы, небольшие поэмы, лирические стихотворения и драма «Стено» , написанные в модном тогда романтическом духе. Среди университетских профессоров Тургенева выделялся Плетнев, один из близких друзей Пушкина. Познакомившись с первыми произведениями Тургенева, Плетнев объяснил юному студенту их незрелость, но выделил и напечатал 2 наиболее удачных стихотворения, побуждая ученика продолжить занятия литературой.
   В 1836 году Тургенев окончил университет. Мечтая о научной деятельности, в следующем году он выдержал выпускной экзамен и получил степень кандидата. В 1838 году отправился в Германию, где поселился в Берлине и всерьёз взялся за учёбу. В Берлинском университете посещал лекции по истории римской и греческой литературы, а дома занимался грамматикой древнегреческого и латинского языков. Знание древних языков позволило ему свободно читать античных классиков. Овладев самыми свежими выводами современной философской науки, Тургенев в 1841 г. возвращается в Россию.
 В январе 1843 Тургенев поступает на службу в Министерство внутренних дел.

3. Тургенев  и Полина Виардо. Вдали  от Родины
    В 1843 г. Тургенев познакомился с гастролировавшей в Петербурге знаменитой французской певицей Полиной Виардо и полюбил ее. В 1845 г. он на время последовал за нею во Францию, а вначале 1847 г. уехал заграницу уже надолго. Семья Виардо становится частицей его жизни, он привязан к Полине, с Луи Виардо его связывает нечто вроде дружбы, а их дочь стала для писателя родной. В те годы Тургенев практически жил в семье Виардо, писатель то снимал дома по соседству, то надолго останавливался в доме своей возлюбленной. Тургенев готов довольствоваться и простой дружбой, лишь бы хотя бы время от времени видеть, как Виардо поворачивает свою тонкую шею и смотрит на него своими загадочными черными глазами. Отъезд вырвал Тургенев из привычной литературной и светской среды, новые условия жизни побудили его углубиться в себя и многое в себе переоценить. Он достигает настоящего профессионализма в своей писательской работе, его взгляды на искусство становятся более простыми и строгими.
    В разлуке крепла любовь к Родине. В заграничном уединении пробуждались давние впечатления, сохранившиеся от детства или накопленные во время поездок на охоту в Спасское. В памяти возникли картины деревенской и усадебной жизни, русские пейзажи, разговоры, встречи, бытовые сценки. Так зарождались «Записки охотника», которые принесли Тургеневу широкую известность.
4. Записки охотника
    Еще перед отъездом писатель передал в журнал «Современник» очерк «Хорь и Калиныч». Неожиданный успех очерка, опубликованного в начале 1847 г., навел Тургенева на мысль написать целый ряд других таких же. На протяжении пяти лет они появляются друг за другом на страницах «Современника», а в 1852 г. автор выпускает их отдельным изданием.
В сборнике рассказов "Записки охотника" объединяющей фигурой является «охотник», рассказчик-литератор, дворянин по общественному положению. «Охотник» просто расска­зывает о том, что с ним случилось, что он видел и запо­мнил — и все; он как будто бы совсем не задумывается над тем, что то, о чем идет речь сейчас. Но, в  то же  время, Тургенев, сравнивая, сопоставляя, систематизируя,  разрабатывает тему такого размаха, о каком до него осме­лился говорить вслух только Гоголь.
    Здесь представлена целостная картина России, освещенная любовным, поэтическим отношением автора к родной земле, раз­мышлениями о настоящем и будущем ее талантливого народа.  В этом произведении автор большое внимание уделяет портретным характеристикам, манерам, привычкам и вкусам ге­роев.  Рассказчик совер­шает вояж по России, но география его весьма необширная — это Орловская область. Он встречается по пути с различными типами людей, в результате чего вырисовывается картина рос­сийского быта.
5. Снова в России. "Рудин"
    Февральская революция и июньские события застали Тургенева в Париже. Глубоко проникнутый принципами либерализма, писатель в политических убеждениях всегда был «постепеновцем», и социалистическое возбуждение 40-х гг. коснулось его мало. В 1850 г. Тургенев вернулся в Россию, но с матерью, умершей в том же году, он так и не свиделся. Разделив с братом крупное состояние матери, он по возможности облегчил тяготы доставшихся ему крестьян.
   В 1852 г. после смерти Гоголя Тургенев написал некролог, которого не пропустила петербургская цензура, потому что, как выразился известный критик Мусин-Пушкин, «о таком писателе преступно отзываться столь восторженно».     Тургенев отослал статейку в Москву В. И. Боткину, и тот её напечатал в «Московских Ведомостях». В этом усмотрели «бунт», и автор «Записок Охотника» был водворен на съезжую, где пробыл целый месяц. Затем он был выслан в свою деревню и только благодаря усиленным хлопотам гр. Алексея Толстого года через два вновь получил право жить в столицах.
    Перелом намечается в первом Тургеневском романе «Рудин», написанным в разгар проигранной Крымской войны. Тургенев пытается осмыслить, завершившуюся эпоху. Проблему «лишнего человека» он видит по-новому. Характер Рудина, героя романа,  предстает своеобразной загадкой русской общественной жизни. В лице Рудина Тургенев показывает безволье и бездеятельность поколения 40-х годов, его бесцельное прозябание и бесплодную гибель.   
    Перед нами богато одаренный человек с лучшими намерениями, но совершенно пасующий перед действительностью, страстно зовущий и увлекающий других, но сам совершенно лишённый страсти и темперамента, он вдохновляется собственными словами и в ту минуту, когда он говорит, ему искренно кажутся легко преодолимыми всякие препятствия.
6. "Дворянское гнездо". "Накануне"
     Если в «Рудине» Тургенев "казнил" только праздно болтающих людей поколения сороковых годов, то в «Дворянском Гнезде» он пропел отходную всему своему поколению и без малейшей горечи уступал место молодым силам. В лице Лаврецкого мы несомненно имеем одного из самых симпатичных представителей дворянско-помещичьей полосы русской жизни, но вся его  жизнь была отдана личным радостям или личному горю. Потеряв за границей своё семейное счастье, он приезжает на родину с твёрдым намерением взяться за «дело». Но увы! это «дело» смутно для него самого. Достаточно было, поэтому, первых проблесков сочувствия к нему со стороны героини романа Лизы, чтобы  жажда личного счастья снова залила все его существо — а вторичная незадача снова и окончательно надломила мягкого романтика. Героиня романа  Лиза Калитина принадлежит к числу самых обаятельных фигур русской литературы. Лиза воплощает собою русскую женщину, вся жизнь которой сводилась к любви и когда, потерпев неудачу в ней, она лишалась всякой цели существования.  Тургенев уже видел нарождение новой русской женщины, сделал её центром следующего общественного романа своего: «Накануне».
  Героиня романа, Елена, как молодая девушка, она ждала, конечно, прежде всего любви. Но в выборе, который она сделала между тремя влюбленными в неё молодыми людьми, ярко сказалась психология новой русской женщины, она требует деятельной борьбы со злом. Вот почему её воображение так поражено встречею с болгарином Инсаровым, подготовляющим восстание против турок. «Освободить свою родину. Эти слова так велики, что даже выговорить страшно». Выбор её сделан. Она пренебрегает приличиями, отказывается от обеспеченного положения и идёт с Инсаровым на борьбу и может быть на смерть, когда Инсаров преждевременно умирает от чахотки, Елена решает «остаться верной его памяти», оставшись верной «делу всей его жизни».

"Отцы  и дети". Уход
     Изменения, происходящие в  обществе  шестидесятых годов  XIX века обозначены в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», написанном в 1862 году. Публикация романа пришлась на период сильнейшего обострения общественной борьбы. В Петербурге происходили студенческие волнения, пожары, что повлекло массовые аресты и усиление реакции со стороны правительства. Появление произведения Тургенева вызвало ожесточенные споры.
     Роман  переносит читателей во времена кризиса крепостнической системы в России и обострения борьбы между «отцами» (либералами) и «детьми» (революционерами-демократами). В этот период появляется новый тип общественного деятеля — разночинца-демократа, стремящего бороться за изменение политического строя России.
     Центральный герой романа, Евгений Васильевич Базаров, как раз таков. Он изначально противопоставлен всем героям романа, потому что человек иной среды — сын уездного лекаря. С гордостью скажет потом Базаров: «Мой дед землю пахал». Демократическое происхождение героя проявится потом в его взглядах, словах, во взаимоотношениях с родителями, даже в отношении к любимой женщине.
    Но Тургенев показывает, что идеи нигилистов могут разрушиться под влиянием сильных эмоций. Базаров влюбляется в Анну Одинцову, хотя сам презирает себя за это. В итоге Базаров умирает едва ли не из-за своей любви: думая об Одинцовой во время операции, он порезал руку и заразился. Но на самом деле, умирает он из-за своей ненадобности: он, как и прочие нигилисты, не нужен России. Следовательно, и жить незачем. Базаров - еще один сверхчеловек, который в итоге становится лишним.
    Одна из главных идей романа - примирение всех сословий и всех поколений. Тургенев считает, что Россия может стать счастливой лишь в этом случае, иначе начнутся бесконечный конфликты.
     К концу жизни слава Тургенева достигла своего апогея как в России , так и в Европе, где критика причислила его к первым писателям века.  Смерть его (в Буживале под Парижем, 22 августа 1883 г.) произвела огромное впечатление.       Тело великого писателя было, согласно его желанию, привезено в Петербург и похоронено на Волковом кладбище при таком стечении народа, которого никогда ни до того, ни после того не было.
Тексты для начальной школы
1. Детство И.С. Тургенева
    Иван Сергеевич Тургенев - русский писатель и поэт.
   Родился в семье Сергея Николаевича и Варвары Петровны Тургеневых. Отец происходил из старинного дворянского рода, мать – из  богатой помещичьей семьи Лутовиновых.
     Детство Тургенева прошло в родительском имении Спасском-Лутовинове. Первым его учителем был крепостной секретарь его матери Федор Лобанов. В 1827 г. Тургенев переехал с семьей в Москву, где продолжил свое образование в частных пансионах.
    К 14 годам Тургенев свободно говорил на трех иностранных языках и успел познакомиться с лучшими произведениями европейской и русской литературы. В 1833 г. он поступил в московский университет, а в 1834 г. перевелся в Петербургский.
2. Студенческие годы Тургенева
    В студенческие годы Тургенев начал писать. Его первыми поэтическими опытами были  небольшие поэмы и лирические стихотворения.
   В 1836 году Тургенев окончил университет. Мечтая о научной деятельности в 1838 году он отправился в Германию, где поселился в Берлине и всерьёз взялся за учёбу. В Берлинском университете посещал лекции по истории римской и греческой литературы, а дома занимался грамматикой древнегреческого и латинского языков. В 1841 г. Тургенев  возвращается в Россию и поступает на службу в Министерство внутренних дел.

3. Тургенев  и Полина Виардо. Вдали  от Родины
    В 1843 г. Тургенев познакомился с  знаменитой французской певицей Полиной Виардо и полюбил ее. Он последовал за нею во Францию.  Тургенев практически жил в семье Виардо, писатель  снимал дома по соседству.
    В разлуке крепла любовь к Родине. В заграничном уединении пробуждались впечатления, сохранившиеся от детства или накопленные во время поездок на охоту в Спасское. В памяти возникли картины деревенской и усадебной жизни, русские пейзажи, разговоры, встречи, бытовые сценки. Так зарождались «Записки охотника», которые принесли Тургеневу широкую известность.
4. Записки охотника
    Еще перед отъездом писатель передал в журнал «Современник» очерк «Хорь и Калиныч». Неожиданный успех навел Тургенева на мысль написать целый ряд других таких же.
   В сборнике рассказов "Записки охотника" объединяющей фигурой является «охотник», рассказчик.  «Охотник» просто расска­зывает о том, что с ним случилось, что он видел и запо­мнил.
    Здесь представлена картина России, освещенная любовным, поэтическим отношением автора к родной земле, раз­мышлениями о настоящем и будущем ее талантливого народа.  Рассказчик совер­шает путешествие по России. Он встречается по пути с различными людими, в результате чего вырисовывается картина рос­сийского быта.
5. Снова в России. "Рудин"
    Февральская революция и июньские события застали Тургенева в Париже. В 1850 г.  Тургенев вернулся в Россию.
   В 1852 г. после смерти Гоголя Тургенев написал некролог, которого не пропустила петербургская цензура, но его напечатали в «Московских Ведомостях». В этом усмотрели «бунт», и автор «Записок Охотника» был выслан в свою деревню и только  года через два вновь получил право жить в столицах.
    Перелом намечается в первом Тургеневском романе «Рудин».  Характер Рудина, героя романа,  предстает своеобразной загадкой. В лице Рудина Тургенев показывает  бездеятельность поколения 40-х годов.   
6. "Дворянское гнездо". "Накануне"
    В «Дворянском Гнезде» Тургенев прощается со своим поколением  и  уступает место молодым силам. Лаврецкий один из самых симпатичных представителей дворянской полосы русской жизни, но вся его  жизнь была отдана личным радостям. Он приезжает на родину с твёрдым намерением взяться за «дело». Но «дело»непонятно ему самому.  Героиня романа  Лиза Калитина принадлежит к числу самых обаятельных фигур русской литературы. Лиза воплощает собою русскую женщину, вся жизнь которой сводилась к любви.  Тургенев уже видел рождение новой русской женщины, сделал её героиней романа своего: «Накануне».
  Героиня романа, Елена,  пренебрегает приличиями  и идёт  на борьбу, оставшись верной «делу всей  жизни».

"Отцы  и дети". Уход
     Роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», написан в 1862 году.
     Герой романа, Евгений Васильевич Базаров — сын уездного лекаря. С гордостью скажет потом Базаров: «Мой дед землю пахал». Это проявляется  в его взглядах, словах, во взаимоотношениях с родителями, даже в отношении к любимой.
     Тургенев считает, что Россия может стать счастливой лишь в этом случае, иначе начнутся бесконечный конфликты.
     К концу жизни слава Тургенева достигла своей вершины как в России , так и в Европе.  Смерть его произвела огромное впечатление. Похоронен Тургенев на Волковом кладбище в Петербурге.
ЗАДАНИЕ 2
Условный диалог.
У вас берут интервью. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы. На ознакомление с вопросами – 1 минута. Ответ на каждый вопрос – 1 минута.  №1
1. В какой семье родился Тургенев?
Ответ: ____________________________
2. Где прошло детство писателя?
Ответ: ____________________________
3. Кто был первым учителем Тургенева?
Ответ: _____________________________
4. Где Тургенев продолжал своё образование в Москве?
Ответ: _____________________________
5. Сколько языков знал Тургенев?
Ответ: ______________________________


    №2
1. Когда Тургенев начал писать?
Ответ: ____________________________
2.Что он писал  в  это время?
Ответ: ____________________________
3. В каком году Тургенев окончил университет?
Ответ: _____________________________
4. Куда  отправился Тургенев,  чтобы  продолжить образование?
Ответ: _____________________________
5. Куда Тургенев поступил на службу, вернувшись  в Москву?
Ответ: ______________________________


   №3
1. Кого полюбил Тургенев?
Ответ: ____________________________
2. Куда  он уехал за своей возлюбленной?
Ответ: ____________________________
3. Какое чувство крепло на чужбине?
Ответ: _____________________________
4. Что вспоминал Тургенев в  разлуке с Родиной?
Ответ: _____________________________
5. В какое произведение воплотились его воспоминания?
Ответ: ______________________________

   №4
1. Какой первый из рассказов цикла был опубликован?
Ответ: ____________________________
2. Кто является объединяющей фигурой цикла?
Ответ: ____________________________
3. Что рассказывает охотник?
Ответ: _____________________________
4. Что предстаёт перед читателем?
Ответ: _____________________________
5. С кем встречается рассказчик в  своём путешествии, и  что из этого складывается?
Ответ: ______________________________


   №5
1. Где застала Тургенева февральская революция?
Ответ: ____________________________
2. К какому событию Тургеневым был написан некролог?
Ответ: ____________________________
3. Что последовало за публикацией некролога?
Ответ: _____________________________
4. Как называется  первый роман Тургенева?
Ответ: _____________________________
5. Кем предстаёт его главный герой?
Ответ: ______________________________

   №6
1. Кому уступил Тургенев место в своём втором романе?
Ответ: ____________________________
2.Как называется второй  роман Тургеневая?
Ответ: ____________________________
3. Как зовут главных героя  и героиню романа?
Ответ: _____________________________
4. Как называется третий  роман Тургенева и кто его главная героиня?
Ответ: _____________________________
5. Чему посвящает себя героиня  романа?
Ответ: ______________________________


   №7
1. Как  называется последний роман Тургенева?
Ответ: ____________________________
2.Каков его основной конфликт, отражённый в  названии?
Ответ: ____________________________
3. Как зовут главного героя романа, какого он происхождения?
Ответ: _____________________________
4. Какова, по мнению Тургенева, основная  идея романа?
Ответ: _____________________________
5. Где похоронен Тургенев?
Ответ: ______________________________


ЗАДАНИЕ 3
Произнесите монолог по картине. Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
1.

И.С. Тургенев  в детстве

1. Опишите картину.
2. Расскажите о своих любимых книгах.

Не забудьте рассказать,
•   кто изображён на картине;
•   как отличается одежда мальчика от современной одежды;
•   какие книги о природе вы знаете;
•   какое произведение запомнилось больше всего.

Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.


2.

Московский университет


1. Опишите картину.
2. Расскажите о своих любимых книгах.

Не забудьте рассказать,
•   что изображено на картине, какое это время;
•   как связано это место с жизнью Тургенева;
•   какие книги о природе вы знаете;
•   какое произведение запомнилось больше всего.

Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.

3.

И.С.Тургенев  и Полина Виардо

Не забудьте рассказать,
•   кто изображён на картине;
•   что связывало этих людей;
•   какие книги о природе вы знаете;
•   какое произведение запомнилось больше всего.
Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.


4.

Павла Гусев. Иллюстрация к произведению И.С. Тургенева "Записки охотника"

•   кто изображён на картине, какое  время года;
•   расскажи, что происходит на картине;
•   какие книги о природе вы знаете;
•   какое произведение запомнилось больше всего.

Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.



5.

В.А. Милашевский. Иллюстрация к роману И.С. Тургенева «Рудин».

•   кто изображён на картине, какое  время года;
•   расскажи, что происходит на картине;
•   какие книги о природе вы знаете;
•   какое произведение запомнилось больше всего.

Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.


6.

Иллюстрация Д.Боровского к роману 'Дворянское гнездо'

•   кто изображён на картине, какое  время года;
•   расскажи, что происходит на картине;
•   какие книги о природе вы знаете;
•   какое произведение запомнилось больше всего.

Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.


7.

Иллюстрация Д.Боровского к роману "Отцы  и дети'

•   кто изображён на картине,;
•   расскажи, что происходит на картине;
•   какие книги о природе вы знаете;
•   какое произведение запомнилось больше всего.

Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.

 

Оффлайн Mila

  • PR
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6655
    • Просмотр профиля
Re: Сборник. Русский устный
« Ответ #108 : 14 Июнь 2017, 16:02:27 »
4.


С. Яровой. Иллюстрация к басне Крылова

1. Опишите картину.
2. Расскажите о своих любимых баснях Крылова.

Не забудьте рассказать,
•   какая басня Крылова изображена на этой картинке;
•   вспомните, что послужило причиной опалы и чем занимался Крылов в это время;
•   какие басни Крылова вы знаете;
•   какое произведение запомнилось больше всего.
Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.

Оффлайн Mila

  • PR
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6655
    • Просмотр профиля
Re: Сборник. Русский устный
« Ответ #107 : 14 Июнь 2017, 15:56:06 »
3.



1. Опишите картину.
2. Расскажите о своих любимых баснях Крылова.

Не забудьте рассказать,
•   как эта картинка связана с творчеством Крылова;
•   вспомните, какие журналы издавал Крылов;
•   какие басни Крылова вы знаете;
•   какое произведение запомнилось больше всего.
Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.

Оффлайн Mila

  • PR
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6655
    • Просмотр профиля
Re: Сборник. Русский устный
« Ответ #106 : 14 Июнь 2017, 15:41:42 »
2.


Канцелярия

1. Опишите картину.
2. Расскажите о своих любимых баснях Крылова.

Не забудьте рассказать,
•   как эта картинка связана с детством Крылова;
•   вспомните, во сколько лет Крылов поступил на службу;
•   какие басни Крылова вы знаете;
•   какое произведение запомнилось больше всего.
Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.

Оффлайн Mila

  • PR
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6655
    • Просмотр профиля
Re: Сборник. Русский устный
« Ответ #105 : 14 Июнь 2017, 12:51:42 »
1.

Сундук с книгами

1. Опишите картину.
2. Расскажите о своих любимых баснях Крылова.

Не забудьте рассказать,
•   как эта картинка связана с детством Крылова;
•   вспомните, какое образование получил Крылов;
•   какие басни Крылова вы знаете;
•   какое произведение запомнилось больше всего.
Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.