Автор Тема: Сборник (русский язык, литература, методика)  (Прочитано 113220 раз)

0 Пользователей и 3 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 41964
    • Просмотр профиля
И.А.Крылов

1. Детство, образование


Крылов Иван Андреевич (1769 —  1844) - русский баснописец, драматург, журналист.
    Отец — Андрей Прохорович Крылов — офицер, выслужившийся из рядовых. Во время пугачевского бунта руководил обороной Яицкого городка. Там же, в Яицком городке, Крылов провел раннее детство, но во время бунта находился с матерью, Марией Алексеевной, в Оренбурге. Грамоте выучился дома (отец его был большой любитель чтения, после него к сыну перешёл целый сундук книг).
   В 1775 году Андрей Прохорович вышел в отставку , и Крыловы переехали в Тверь. Отец вскоре умер. Семья оказалась в большой нужде. Крылов из милости учился у домашних учителей состоятельных соседей, у них же выучил французский.
 
   По словам современника, Крылов «посещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые площади, качели и кулачные бои, где толкался между пёстрой толпой, с жадностью прислушиваясь к речам простолюдинов». В это время он увлёкся уличными боями, стенка на стенку. А так как он был физически очень крепким, то выходил зачастую победителем над взрослыми мужиками.

   

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38318
    • Просмотр профиля
1. Детство и учёба Ф. М. Достоевского
   11 ноября 1821 года родился известнейший российский писатель – Ф. М. Достоевский. Детство Фёдора Михайловича Достоевского прошло в большой семье, которая принадлежала к дворянскому классу. Он был вторым из семи детей. Отец семейства – Михаил Андреевич Достоевский работал в больнице для малоимущих. Мать – Мария Фёдоровна Достоевская происходила из купеческого рода. Когда Федору было 16 лет, внезапно умирает мать. Отец вынужден отправить старших сыновей в пансион К. Ф. Костомарова в Санкт-Петербурге. Через два года отца писателя убивают крепостные крестьяне.
   Достоевский учится в военно-инженерное училище и очень много читает как зарубежных поэтов – Гомера, Корнеля, Бальзака, Гюго, Гёте, Гофмана, Шиллера, Шекспира, Байрона, так и русских – Державина, Лермонтова, Гоголя и, конечно, Пушкина.
2. Начало литературной деятельности Достоевского.
   По окончании училища (конец 1843 г.) Ф. М. Достоевский был зачислен полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду, но уже в начале лета 1844, решив всецело посвятить себя литетатуре, подал в отставку и уволился в чине поручика.
    В январе 1844 Достоевский закончил перевод повести «Евгения Гранде» Бальзака, которым тогда он особенно увлекался. Перевод стал первой опубликованной литературной работой Достоевского. В 1844 он начинает и в мае 1845 после многочисленных переделок заканчивает роман «Бедные люди». Роман «Бедные люди», связь которого со «Станционным смотрителем» Пушкина и «Шинелью» Гоголя подчеркнул сам Достоевский , имел исключительный успех. Достоевский создает реалистическую картину жизни «забитых» обитателей «петербургских углов», галерею социальных типов от уличного нищего до «его превосходительства".
     В других произведениях молодого Достоевского — в повестях «Слабое сердце», «Белые ночи» и незаконченном романе «Неточка Незванова» — расширяется проблематика творчества писателя, усиливается психологизм с характерным акцентом на анализ сложнейших, неуловимых внутренних явлений.
3. Арест Ф. М. Достоевского.
   С марта—апреля 1847 Достоевский становится посетителем «пятниц» М.В.Буташевича-Петрашевского. Участвует он и в организации тайной типографии для печатания воззваний к крестьянам и солдатам. Арест Достоевского произошел 23 апреля 1849; его архив при аресте был отобран и, вероятно, уничтожен. 8 месяцев Достоевский провел в Алексеевском равелине Петропавловской крепости под следствием, во время , которого проявил мужество, скрывая многие факты и стремясь по возможности смягчить вину товарищей. Был признан следствием «одним из важнейших» среди петрашевцев, виновным в «умысле на ниспровержение существующих отечественных законов и государственного порядка».
22 декабря 1849 Достоевский вместе с другими ожидал на Семёновском плацу исполнения смертного приговора. По резолюции Николая I казнь была заменена ему 4-летней каторгой с лишением состояния» и последующей сдачей в солдаты.
4. Ф.М. Достоеский на каторге
   23 января 1850 года Достоевский прибыл в Омскую крепость, окружённую рвами и валами.  Достоевского отвели в караульную, где ему  обрили голову и облачили в двухцветную куртку. В таком виде он вступил в каторжный каземат.      В оковах люди мылись в бане, в кандалах играли комедию, в цепях лежали больными в госпитале.
   О своей жизни в остроге он писал брату: «...те 4 года считаю я за время, в которое я был похоронен живой и зарыт в гробу... Это было страдание невыразимое, бесконечное, потому что всякий час, всякая минута тяготела как камень у меня на душе».
   Но одновременно Достоевский с воодушевлением писал: «И в каторге между разбойниками я отличил наконец людей. Есть характеры глубокие, сильные, прекрасные, и как весело было под грубой корой отыскать золото .."
   Четыре года Достоевский читает на каторге одну книгу — Евангелие, подаренную ему в Тобольске женами декабристов — единственную книгу разрешенную в остроге. Постепенно рождается «новый человек»,четыре года страданий явились поворотным моментом в духовной биографии.
   3 января 1854 года заканчивался срок каторжных работ Достоевского.  В марте этого же года зачислен рядовым в Сибирский 7-й линейный батальон, стоявший в Семипалатинске.
   В Сибири Достоевский начал работу над воспоминаниями о каторге, послужившие источником для «Записок из Мертвого дома».
5. Семья и творчество Достоевского после каторги.
   В 1857 году Достоевский женился на овдовевшей М.Д. Исаевой, которая, по его словам, была «женщина души самой возвышенной и восторженной … ». Брак не был счастливым: Исаева дала согласие после долгих колебаний, измучивших Достоевского.
  В том же году его брат напечатал рассказ «Маленький герой», написанный Достоевским в Петропавловской крепости.     В это же время Достоевский пишет две «провинциальные» комические повести — «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели», Однако современная критика не оценила и обошла почти полным молчанием эти первые произведения «нового» Достоевского.
   18 марта 1859 Достоевский по прошению был уволен «по болезни» в отставку и получил разрешение жить в Твери (с воспрещением въезда в Петербургскую и Московскую губернии), где возобновил прежние литературные знакомства и завязал новые. Позже шеф жандармов известил тверского губернатора о разрешении Достоевскому жить в Петербурге.
6. "Преступление  и наказание"
  1864  год принес Достоевскому тяжелые утраты. 15 апреля умерла от чахотки его жена. Личность Марии Дмитриевны, как и обстоятельства их "несчастной" любви, отразились во многих произведениях Достоевского (в частности, в образах Катерины Ивановны — "Преступление и наказание" и Настасьи Филипповны — "Идиот").
   После смерти брата Достоевский взял на себя издание журнала "Эпоха"; журнал начал выходить регулярней, но  падение подписки  вынудило писателя прекратить издание. Он остался должным кредиторам около 15 тысяч рублей, которые смог выплатить лишь к концу жизни.
    Летом 1866 Достоевский находился в Москве и на даче , где ночами писал роман "Преступление и наказание".
Замысел этого романа созревал у Достоевского в течение многих лет.
 В основу сюжета легло преступление студента Родиона Раскольникова, убившего ради спасения близких старуху-процентщицу. При этом криминальная история стала для автора не только темой, но и поводом для размышлений о социальных обстоятельствах, толкающих человека на преступления, а также возможностью показать, какие сложные «химические» процессы происходят в душах людей. Одним из образов романа стал большой город второй половины XIX века, жизнь в котором полна конфликтов и драм.
  Роман имел огромный успех. Произведение оказало влияние на мировой литературный процесс: во французской, итальянской, немецкой литературе появились романы, продолжавшие развитие темы, заданной Достоевским
7. Последние годы жизни. "Братья Карамазовы"
   В последние годы жизни возрастает популярность Достоевского. В 1877 он был избран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук. В мае 1879 писателя пригласили на Международный литературный конгресс в Лондон, на сессии которого он был избран членом почетного комитета международной литературной ассоциации.
   «Братья Карамазовы» — последний роман Ф. М. Достоевского, который автор писал два года. Достоевский задумывал роман как первую часть эпического романа «История Великого грешника». В романе художественное воплощение получили многие идеи  творчества писателя. История Карамазовых— это не просто семейная хроника, а  обобщенное "изображение нашей современной действительности, нашей современной интеллигентской России". Философия и психология "преступления и наказания", дилемма "социализма и христианства", извечная борьба "божьего" и "дьявольского" в душах людей, традиционная для классической русской литературы тема "отцов и детей" — такова проблематика романа.
     В "Братьях Карамазовых" уголовное преступление связано с великими мировыми "вопросами" и вечными художественно-философскими темами.  Произведение было окончено в ноябре 1880 года. Писатель умер через два месяца после публикации.

Тексты для начальной школы
1. Детство и учёба Ф. М. Достоевского
   11 ноября 1821 года родился известнейший российский писатель – Ф. М. Достоевский. Детство Фёдора Михайловича Достоевского прошло в большой семье. Он был вторым из семи детей. Отец – Михаил Андреевич Достоевский работал в больнице для малоимущих. Мать – Мария Фёдоровна Достоевская происходила из купеческого рода. Когда Федору было 16 лет, внезапно умирает мать. Отец отправил старших сыновей в пансион  в Санкт-Петербурге. Через два года отца писателя убивают крепостные крестьяне.
   Достоевский учится в военно-инженерное училище и очень много читал как зарубежных поэтов, так и русских – Державина, Лермонтова, Гоголя и, конечно, Пушкина.
2. Начало литературной деятельности Достоевского.
   По окончании училища Ф. М. Достоевский был зачислен  инженером в Петербургскую инженерную команду, но уже в начале лета 1844, решил  посвятить себя литетатуре, подал в отставку и уволился.
    В январе 1844 Достоевский закончил перевод повести «Евгения Гранде» Бальзака. Перевод стал первой опубликованной литературной работой Достоевского. В  мае 1845 года  он заканчивает роман «Бедные люди». Роман имел исключительный успех.
     Другие произведения молодого Достоевского — повести «Слабое сердце», «Белые ночи» также имели большой успех у читателей.
3. Арест Ф. М. Достоевского.
   С марта 1847 года Достоевский становится посетителем «пятниц» М.В. Петрашевского. Участвует  в организации тайной типографии для печатания воззваний к крестьянам и солдатам. Арест Достоевского произошел 23 апреля 1849 года. 8 месяцев Достоевский провел в Алексеевском равелине Петропавловской крепости. Был признан виновным.
   22 декабря 1849 Достоевский вместе с другими ожидал на Семёновском плацу исполнения  приговора. По резолюции Николая I казнь была заменена ему 4-летней каторгой.
4. Ф.М. Достоеский на каторге
   23 января 1850 года Достоевский прибыл в Омскую крепость, окружённую рвами и валами.  Достоевского отвели в караульную, где ему  обрили голову и облачили в двухцветную куртку.  В оковах люди мылись в бане, в кандалах играли комедию, в цепях лежали больными в госпитале.
   Четыре года Достоевский читает на каторге одну книгу — Евангелие, подаренную ему в Тобольске женами декабристов — единственную книгу разрешенную в остроге.
   3 января 1854 года заканчивался срок каторжных работ Достоевского.
   В Сибири Достоевский начал работу над воспоминаниями, ставшие источником для «Записок из Мертвого дома».
5. Семья и творчество Достоевского после каторги.
   В 1857 году Достоевский женился на  М.Д. Исаевой. Брак не был счастливым.
  В том же году его брат напечатал рассказ «Маленький герой», написанный Достоевским в Петропавловской крепости.    В это же время Достоевский пишет две  повести — «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели».
   18 марта 1859 года Достоевский был уволен  в отставку и получил разрешение жить в Твери. Позже шеф жандармов известил тверского губернатора о разрешении Достоевскому жить в Петербурге.
6. "Преступление  и наказание"
     1864  год принес Достоевскому тяжелые утраты. 15 апреля умерла  его жена.
    Летом 1866 Достоевский находился в Москве и на даче , где ночами писал роман "Преступление и наказание".
Замысел этого романа созревал у Достоевского в течение многих лет.
 В основу сюжета легло преступление студента Родиона Раскольникова, убившего ради спасения близких старуху-процентщицу.Одним из образов романа стал большой город Петербург.
  Роман имел огромный успех. Произведение оказало влияние на мировую литературу.
7. Последние годы жизни. "Братья Карамазовы"
   В последние годы жизни возрастает популярность Достоевского. В 1877 он был избран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук.
   «Братья Карамазовы» — последний роман Ф. М. Достоевского, который автор писал два года. Достоевский задумывал роман как первую часть эпического романа «История Великого грешника». В романе художественное воплощение получили многие идеи  творчества писателя.
     В "Братьях Карамазовых"  преступление связано с великими мировыми "вопросами".  Произведение было окончено в ноябре 1880 года. Писатель умер через два месяца после публикации.

ЗАДАНИЕ 2
Условный диалог.
У вас берут интервью. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы. На ознакомление с вопросами – 1 минута. Ответ на каждый вопрос – 1 минута.  №1
1. В каком году  родился Достоевский?
Ответ: ____________________________
2. Где  работал отец Достоевского?
Ответ: ____________________________
3. В каком  городе находился пансион,  куда  отец Достоевского отправил сыновей?
Ответ: _____________________________
4. В каком училище учился Достоевский?
Ответ: _____________________________
5. Каких русских поэтов читает Достоевский в это  время?
Ответ: ______________________________


  №2
1. Какую профессию получил Достоевский по окончании училища?
Ответ: ____________________________
2. Чему решил посвятить себя Достоевский, выйдя в  отставку?
Ответ: ____________________________
3. Перевод романа какого писателя стал первой публикацией писателя?
Ответ: _____________________________
4. Какой роман Достоевского сразу имел оглушительный успех?
Ответ: _____________________________
5. Какие ещё произведения написал Достоевский в это время?
Ответ: ______________________________

  №3
1. Какие тайные общества посещал Достоевский?
Ответ: ____________________________
2. Когда произошёл арест Достоевского?
Ответ: ____________________________
3. Сколько месяцев провел писатель в Петропавловской крепости?
Ответ: _____________________________
4. Что проявил Достоевский, находясь под арестом?
Ответ: _____________________________
5. Чем, по  указу царя, была  заменена казнь?
Ответ: ______________________________

  №4
1. Где находилось место, где Достоевский отбывал каторгу?
Ответ: ____________________________
2. Чем была окружена крепость?
Ответ: ____________________________
3. Сколько лет отбывал писатель каторгу?
Ответ: _____________________________
4. Какую книгу  он читал в  заточении?
Ответ: _____________________________
5. Как называется книга воспоминаний о каторге?
Ответ: ______________________________

  №5
1. В каком году Достоевский женился на М.Исаевой?
Ответ: ____________________________
2. Был ли брак счастливым?
Ответ: ____________________________
3. Какую повесть напечатал брат писателя?
Ответ: _____________________________
4. Какие две повести пишет Достоевский в это  время?
Ответ: _____________________________
5. В каком городе получил разрешение жить писатель до возвращения в Петербург?
Ответ: ______________________________


  №6
1. Какую тяжёлую утрату принёс Достоевскому  1864 год ?
Ответ: ____________________________
2. Какой роман начал писать Достоевский  на подмосковной даче?
Ответ: ____________________________
3. Что легло в основу сюжета романа?
Ответ: _____________________________
4. Имел ли успех роман Достоевского?
Ответ: _____________________________
5. На что оказал влияние роман Достоевского "Преступление  и наказание"?
Ответ: ______________________________


  №7
1. Что происходит с популярностью Достоевского в  последние годы жизни ?
Ответ: ____________________________
2. Куда он был избран член-корреспондентом?
Ответ: ____________________________
3. Как называется  последний роман писателя?
Ответ: _____________________________
4. Что получило воплощение в этом романе?
Ответ: _____________________________
5. Когда было окончено произведение?
Ответ: ______________________________


ЗАДАНИЕ 3
[/center]Произнесите монолог по картине. Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
1.

Ф.М. Достоевский в детстве

1. Опишите картину.
2. Расскажите о своих любимых книгах.

Не забудьте рассказать,
•   что перед нами картина или старинная фотография, кто изображён на ней;
•   как отличается одежда детей от современной одежды;
•   какие книги вы предпочитаете читать;
•   какое произведение запомнилось больше всего.

Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.

2.

Обложка к роману Ф.М.Достоевского "Бедные люди"

1. Опишите картину.
2. Расскажите о своих любимых книгах.

Не забудьте рассказать,
•   что изображено на картинке;
•   как можно догадаться, что действие романа происходит в 19 веке;
•   какие книги вы предпочитаете читать;
•   какое произведение запомнилось больше всего.

Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.

3.

Петропавловская крепость. Алексеевский равелин

1. Опишите картину.
2. Расскажите о своих любимых книгах.

Не забудьте рассказать,
•   в каком городе находится Петропавловская крепость;
•   как связано это место  с жизнью Достоевского;
•   какие книги вы предпочитаете читать;
•   какое произведение запомнилось больше всего.

Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.


4.

Омск. Место заключения Ф.М. Достоевского во  время каторги

1. Опишите картину.
2. Расскажите о своих любимых книгах.

Не забудьте рассказать,
•   в каком городе находится Петропавловская крепость;
•   как связано это место  с жизнью Достоевского;
•   какие книги вы предпочитаете читать;
•   какое произведение запомнилось больше всего.

Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.

5.

Обложка к роману Ф.М.Достоевского "Дядюшкин сон"

1. Опишите картину.
2. Расскажите о своих любимых книгах.

Не забудьте рассказать,
•   что изображено на картинке;
•   как можно догадаться, что действие романа происходит в 19 веке;
•   какие книги вы предпочитаете читать;
•   какое произведение запомнилось больше всего.

Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.

6.

Иллюстрация к роману Достоевского "Преступление  и наказание"

1. Опишите картину.
2. Расскажите о своих любимых книгах.

Не забудьте рассказать,
•   что изображено на картинке;
•   герой какого романа Достоевского изображён на ней;
•   какие книги вы предпочитаете читать;
•   какое произведение запомнилось больше всего.

Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.

7.

Иллюстрация к роману Достоевского "Братья Карамазовы"


1. Опишите картину.
2. Расскажите о своих любимых книгах.

Не забудьте рассказать,
•   что изображено на картинке;
•   герои какого романа Достоевского изображёны на ней;
•   какие книги вы предпочитаете читать;
•   какое произведение запомнилось больше всего.

Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.









Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38318
    • Просмотр профиля
ЗАДАНИЕ 1
Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 1,5  минуты  на подготовку. Обратите внимание на то, что чтение текста вслух не должно занимать более 3 минут.
1. Детство А.С. Пушкина
    Александр Сергеевич Пушкин родился  6 июня 1799 в Москве, на Немецкой улице, в семье небогатого дворянина, потомка старинного боярского рода. Мать Пушкина, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, была внучкой Абрама Петровича Ганнибала — "арапа Петра Великого".
    В раннем детстве Александр Пушкин не только не представлял ничего выдающегося, но своей неповоротливостью и молчаливостью приводил в отчаяние мать свою. Когда принимались слишком энергично исправлять его характер и манеры, он убегал к бабушке Марье Алексеевне Ганнибал; она же была первой наставницей Пушкина в русском языке. Только с нею да с няней Ариной Родионовной Пушкин мог говорить по-русски: остальные объяснялись с детьми по-французски, приучив детей так же общаться между собой.
    Вначале Пушкин учился плохо (особенно трудно давалась ему арифметика). Около 9 лет пристрастился к чтению. 12-летний мальчик, характер которого постоянно пытались изменить, с удовольствием покинул родительский дом. 11 января 1811 был обнародован указ о предстоящем открытии Царскосельского лицея, и Пушкина решено было поместить туда.
2. Пушкин в Царскосельском лицее
     В 1811 году Пушкин поступил в только что открытый Царскосельский лицей — привилегированное учебное заведение, предназначенное для подготовки  высших государственных чиновников из детей дворянского сословия.
Число воспитанников было ограничено, и они были устроены наилучшим образом: никаких унизительных наказаний не было; каждый имел свою особую комнатку.
     Кайданов, преподававший в лицее географию и историю, говорил о Пушкине: "при малом прилежании, оказывает очень хорошие успехи". За прекрасное знание французского языка Пушкина прозвали французом.
В лицее Пушкин впервые почувствовал себя Поэтом: талант его был признан товарищами по лицею, среди которых были Дельвиг, Кюхельбекер, Пущин, наставниками лицея, а также такими корифеями русской литературы, Державиным, Жуковским, Батюшковым, Карамзиным.
    В 1814 году Пушкин впервые выступил в печати со стихотворением "К другу-стихотворцу", а  8 января 1815 года, в день публичного экзамена, переходного в старший класс, прозвучали "Воспоминания в Царском Селе".
3. После лицея. Михайловское
  После окончания лицея в июне 1817 в чине коллежского секретаря Пушкин был определен на службу в Коллегию иностранных дел, где не работал и дня, всецело отдавшись творчеству. К этому периоду относятся стихотворения "Вольность", "К Чаадаеву", "Деревня" , "На Аракчеева», которые, были настолько известны, что, по свидетельству современников, "в то время не было сколько-нибудь грамотного прапорщика, который не знал их наизусть". Еще до окончания лицея, Пушкин начал писать поэму "Руслан и Людмила".
    В мае он был сослан на юг России за то, что "наводнил Россию возмутительными стихами". За три года ссылки написаны "Кавказский пленник", "Бахчисарайский фонтан" , а также "Узник", "Песнь о вещем Олеге"  и многие другие стихотворения; начат роман в стихах "Евгений Онегин".
    В июле 1823 Пушкин был выслан в имение матери Михайловское. Здесь поэт вел уединенный образ жизни. Няня Арина Родионовна рассказывала ему сказки по вечерам. В Михайловской ссылке Пушкин продолжил писать "Евгения Онегина", начал "Бориса Годунова" и другие произведения.
4. После восстания декабристов. Пушкин и Николай I
   Узнав о восстании декабристов и аресте многих своих друзей, Пушкин с  волнением ждал вестей из столицы. Дни томительного ожидания закончились в сентябре 1826, когда поэт  получил приказ Николая I, недавно коронованного в Кремле, немедленно прибыть к нему в Москву.
    После восстания декабристов Николай I искал пути примирения с обществом. Возвращение  любимого поэта из ссылки могло способствовать этому. Кроме того, император надеялся привлечь Пушкина на свою сторону, сделать его придворным поэтом. Как о великой милости, он объявил Пушкину, что сам будет его цензором. Цензорство царя обернулось полицейским надзором: поэту было запрещено не только издавать, но и читать где бы то ни было свои произведения, не просмотренные царем..
   Пушкин безуспешно просил разрешения поехать на Кавказ. В это же время поэт сватается к Наталье  Гончаровой, первой красавице Москвы, но, не получив определенного ответа, самовольно уезжает на Кавказ. Впечатления от этой поездки переданы в его очерках "Путешествие в Арзрум", в стихотворениях "Кавказ", "Обвал", "На холмах Грузии...". Возвратившись в Петербург, поэт получил от шефа жандармов Бенкендорфа письмо с резким выговором от императора за поездку без разрешения, раскрывшее со всей ясностью враждебное отношение Николая I к Пушкину.
5. Пушкин. Болдинская осень. Женитьба.
    В апреле 1830 Пушкин вновь сделал Н. Гончаровой предложение, которое на этот раз было принято, и в сентябре уехал в свое имение Болдино, чтобы устроить дела и подготовиться к свадьбе. Эпидемия холеры вынудила его задержаться здесь на несколько месяцев. Этот период творчества поэта известен как "Болдинская осень". Испытывая большой творческий подъем, Пушкин писал своему другу и издателю П. Плетневу: "Уж я тебе наготовлю всячины, и прозы, и стихов" — и сдержал свое слово: в Болдине написаны такие произведения, как "Повести покойного Ивана Петровича Белкина", "Маленькие трагедии", "Сказка о попе и о работнике его Балде", множество стихотворений, закончен "Евгений Онегин".
   18 февраля 1831 в Москве Пушкин обвенчался с Н.Гончаровой. Летом 1831 вновь поступил на государственную службу в Иностранную коллегию с правом доступа в государственный архив. Начал писать "Историю Пугачева", историческое исследование "История Петра I". Последние годы жизни Пушкина прошли в тяжелой обстановке все обострявшихся отношений с царем и вражды к поэту со стороны аристократии. Чтобы не лишиться доступа в архив, Пушкин был вынужден смириться с назначением его камер-юнкером двора, оскорбительным для поэта, так как  это придворное звание обычно "жаловалось" молодым людям.
6."Современник". Смерть поэта
    В конце 1835 Пушкин получил разрешение на издание своего журнала, названного им "Современник". Он надеялся, что журнал будет способствовать развитию русской словесности, и делал все для достижения этой цели — художественный уровень журнала был необычайно высок. Пушкин собрал вокруг себя созвездие блистательных талантов: Жуковский, Баратынский, Вяземский, Д. Давыдов, Гоголь, Тютчев, Кольцов.
    Зимой 1836 завистники и враги Пушкина из высшей петербургской аристократии пустили в ход подлую клевету на его жену, связывая ее имя с именем царя, а затем и с именем пользующегося расположением Николая I барона Дантеса, нагло ухаживавшего за Натальей Николаевной. Чтобы защитить свою честь, Пушкин вызвал Дантеса на дуэль, которая состоялась 27 января 1837 на Черной речке. Поэт был смертельно ранен и через два дня скончался.     "Солнце русской поэзии закатилось", — написал В. Жуковский.         
     Опасаясь демонстраций, царь приказал тайно вывезти тело Пушкина из Петербурга. Гроб сопровождали жандарм и старый друг семьи поэта, А. Тургенев. Похоронен Пушкин на кладбище Святогорского монастыря, в пяти верстах от села Михайловское.
7. Сказки Пушкина
  «Что за прелесть эти сказки!» – писал Пушкин брату осенью 1824 года из Михайловского. Вечерами Арина Родионовна восполняла, по словам поэта, недостатки его воспитания, рассказывая сказки, ведь при жизни поэта сборников русских народных сказок не было.
Пушкин раньше многих других понял, сколько красоты и правды заключено в народных сказках и песнях. И, взойдя на вершину своей славы, он захотел приблизиться к простой мудрости народной сказки.
   Это было очень трудно. Ведь сказки создавались веками, создавал их весь русский народ. Пушкин должен был как бы вместить в себя века, опыт всего народа. Все эти сказки народ принял и полюбил.   Да и как было не признать, если все в них так прекрасно и просто – и герои и события, – если каждая строчка просится, чтобы ее запомнили. Поэтому мы так любим и ценим сказки, созданные Пушкиным.
Кто с детства не знает "Сказку о рыбаке  и рыбке", "Сказку  о мёртвой царевне  и  семи богатырях", "Сказку  и царе Салтане", "Сказку о золотом петушке", "Сказку  о попе  и работнике его Балде", Руслана и Людмилу"?  Эти сказки с их обаятельными персонажами, и сто лет назад, и сегодня нравились и нравятся не только детям, но и взрослым, так как способны не только забавлять и вдохновлять, но и подавать надежды и радовать. Ото всех героев сказочных произведений Александра Сергеевича исходит свет и тепло. Каждую сказку можно считать истинным литературным шедевром, в котором высмеиваются трусость и глупость, лень и жадность и одновременно прославляется смелость и находчивость.  Воистину «там русский дух, там Русью пахнет»! 

Для начальной школы
1. Детство А.С. Пушкина
    Александр Сергеевич Пушкин родился  6 июня 1799 в Москве. Мать Пушкина, Надежда Осиповна, была внучкой Абрама Петровича Ганнибала — "арапа Петра Великого".
    В раннем детстве Александр Пушкин мог говорить по-русски только с бабушкой Марьей Алексеевной да с няней Ариной Родионовной. Все остальные в семье говорили по-французски.
    Вначале Пушкин учился плохо, особенно трудно давалась ему математика. Но в  9 лет пристрастился к чтению. В 12 лет Пушкина отправили учиться в Царскосельский лицей.
2. Пушкин в Царскосельском лицее
     В 1811 году Пушкин поступил в Царскосельский лицей. Воспитанников было всего 30 человек, каждый имел свою особую комнатку.
Пушкина за прекрасное знание французского языка прозвали французом.
В лицее Пушкин впервые почувствовал себя Поэтом: талант его был признан товарищами и учителями.
    В 1814 году Пушкин впервые выступил в печати со стихотворением "К другу-стихотворцу", а  8 января 1815 года, в день публичного экзамена, переходного в старший класс, прозвучали "Воспоминания в Царском Селе",
3. После лицея. Михайловское
  После окончания лицея в июне 1817 году Пушкин был определен на службу в Коллегию иностранных дел. Но не работал ни дня, всецело отдавшись творчеству. Еще до окончания лицея, Пушкин начал писать поэму "Руслан и Людмила".
    В мае он был сослан на юг России за то, что "наводнил Россию возмутительными стихами". За три года ссылки написаны "Кавказский пленник", "Узник", "Песнь о вещем Олеге"  и многие другие произведения.
    В июле 1823 Пушкин был выслан в имение матери Михайловское. Здесь поэт вел уединенный образ жизни. Няня Арина Родионовна рассказывала ему сказки по вечерам. В Михайловской ссылке Пушкин продолжил писать стихотворения и поэмы.


4. После восстания декабристов. Пушкин и Николай I
       После восстания декабристов Николай I вернул Пушкина из ссылки. Император лично проверял все новые произведения Пушкина. Поэту было запрещено не только издавать, но и читать где бы то ни было свои произведения, не просмотренные царем..
    В это же время поэт сватается к Наталье  Гончаровой, первой красавице Москвы. Не получив определенного ответа, самовольно, без разрешения царя, уезжает на Кавказ. Впечатления от этой поездки переданы в его стихотворениях "Кавказ", "На холмах Грузии...".
5. Пушкин. Болдинская осень. Женитьба.
    В сентябре 1830 года Пушкин уехал в свое имение Болдино, чтобы устроить дела и подготовиться к свадьбе с Натальей Гончаровой. Но эпидемия холеры заставила его задержаться здесь на несколько месяцев. Этот период творчества поэта известен как "Болдинская осень".
   18 февраля 1831 в Москве Пушкин обвенчался с Н. Гончаровой. Последние годы жизни Пушкина прошли в тяжелой обстановке. На него ополчились и царь, и светское общество.
6."Современник". Смерть поэта
    В конце 1835 Пушкин получил разрешение издавать свой журнал. В этом журнали печатались произведения Жуковского, Баратынского, Д. Давыдова, Гоголя, Тютчева, Кольцова.
    Зимой 1836 завистники и враги Пушкина стали клеветать на его жену. Чтобы защитить свою честь, Пушкин вызвал Дантеса на дуэль, которая состоялась 27 января 1837 на Черной речке. Поэт был ранен и через два дня умер.     "Солнце русской поэзии закатилось", — написал В. Жуковский.         
     Царь приказал тайно вывезти тело Пушкина из ПетербургаПохоронен Пушкин на кладбище Святогорского монастыря.
7. Сказки Пушкина

   «Что за прелесть эти сказки!» – писал Пушкин из Михайловского. Вечерами Арина Родионовна, рассказывая сказки, ведь при жизни поэта сборников русских народных сказок не было.
   Пушкин понял, сколько красоты и правды заключено в народных сказках и песнях. Сказки создавались веками, создавал их весь русский народ. Пушкин должен был выразить опыт всего народа. Все его сказки народ принял и полюбил.   Все в них так прекрасно и просто, каждая строчка просится, чтобы ее запомнили. Поэтому мы так любим и ценим сказки, созданные Пушкиным.
Кто с детства не знает "Сказку о рыбаке  и рыбке", "Сказку  о мёртвой царевне  и  семи богатырях", "Сказку  и царе Салтане", "Сказку о золотом петушке", "Сказку  о попе  и работнике его Балде", Руслана и Людмилу"? Воистину «там русский дух, там Русью пахнет»! 
ЗАДАНИЕ 2
Условный диалог.
У вас берут интервью. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы. На ознакомление с вопросами – 1 минута. Ответ на каждый вопрос – 1 минута.  №1
1. Кому  приходилась  внучкой мать А.С. Пушкина?
Ответ: ____________________________
2. Чем маленький Пушкин приводил  в  отчаянье свою мать?
Ответ: ____________________________
3. Кто был первой наставницей Пушкина в  русском языке?
Ответ: _____________________________
4. Как звали няню А.С. Пушкина?
Ответ: _____________________________
5. Какой  предмет давался Пушкину труднее всего?
Ответ: ______________________________

№2
1. В какое учебное заведение поступил Пушкин в 1811 году?
Ответ: ____________________________
2. Кого готовило это учебное заведение  и каковы были условия пребывания воспитанников?
Ответ: ____________________________
3. Как прозвали Пушкина в лицее и за что?
Ответ: _____________________________
4. Назовите товарищей Пушкина  по лицею и  его наставников.
Ответ: _____________________________
5. Какое стихотворение читал Пушкин на публичном экзамене?
Ответ: ______________________________


№3
1. Куда был направлен на службу Пушкин после окончания лицея?
Ответ: ____________________________
2. Какую поэму начал писать Пушкин в  это время?
Ответ: ____________________________
3. За что поэт был  сослан на юг?
Ответ: _____________________________
4. Какие  произведения А.С. Пушкин написал во время южной ссылки?
Ответ: _____________________________
5. Как проводил вечера А.С Пушкин во  время ссылки  в Михайловское?
Ответ: ______________________________

№4
1. Какой  приказ и от кого получил Пушкин в сентябре 1826года?
Ответ: ____________________________
2. На что надеялся  император, возвращая поэта из  ссылки?
Ответ: ____________________________
3. О чём сообщили Пушкину как  о  великой милости?
Ответ: _____________________________
4. К кому Пушкин безуспешно сватался в  эту  пору?
Ответ: _____________________________
5. За что поэт получил резкий выговор императора?
Ответ: ______________________________

№5
1. Зачем А.С Пушкин в апреле 1830 года поехал  в Болдино, и  что помешало ему  вернуться?
Ответ: ____________________________
2. Какие произведения написаны А.С Пушкиным в период «болдинской осени»?
Ответ: ____________________________
3. Какое событие произошло в феврале 1831 года?
Ответ: _____________________________
4. В какой обстановке прошли  последние годы жизни Пушкина?
Ответ: _____________________________
5. Почему должность камер-юнкера была оскорбительной для поэта??
Ответ: ______________________________

№6
1. Как назывался журнал,  к изданию которого приступил А.С Пушкин в 1835 году?
Ответ: ____________________________
2. Кого из блистательных писателей того времени собрал вокруг себя Пушкин?
Ответ: ____________________________
3. Кого Пушкин вызвал на дуэль и почему?
Ответ: _____________________________
4. Где происходила роковая для поэта дуэль?
Ответ: _____________________________
5. Где похоронен А.С. Пушкин?
Ответ: ______________________________

№7
1. Как называл сказки А.С.Пушкин?
Ответ: ____________________________
2. Кто рассказывал сказки поэту в Михайловском?
Ответ: ____________________________
3. Издавались ли сборники сказок при жизни А.С.Пушкина?
Ответ: _____________________________
4. Какие сказки написал А.С.Пушкин?
Ответ: _____________________________
5.Каковы герои сказок  А.С. Пушкина?
Ответ: ______________________________
ЗАДАНИЕ 3
Произнесите монолог по картине. Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
Репин И.Е. «Пушкин на лицейском экзамене»
1. Опишите картину.
2. Расскажите о своих любимых произведениях Пушкина.

Не забудьте рассказать,
•   какой момент биографии Пушкина изображён на картине;
•   какие эмоции вызывает стихотворение Пушкина у  слушателей;
•   как вы познакомились с произведениями Пушкина;
•   какое произведение запомнилось больше всего.

Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.

 









 

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 41964
    • Просмотр профиля
Сказки Пушкина

«Что за прелесть эти сказки!» – писал Пушкин брату осенью 1824 года из Михайловского. Вечерами Арина Родионовна восполняла, по словам поэта, недостатки его воспитания, рассказывая сказки, ведь при жизни поэта сборников русских народных сказок не было.
Пушкин раньше многих других понял, сколько красоты и правды заключено в народных сказках и песнях. И, взойдя на вершину своей славы, он захотел приблизиться к простой мудрости народной сказки.
   Это было очень трудно. Ведь сказки создавались веками, создавал их весь русский народ. Пушкин должен был как бы вместить в себя века, опыт всего народа. Все эти сказки народ принял и полюбил.   Да и как было не признать, если все в них так прекрасно и просто – и герои и события, – если каждая строчка просится, чтобы ее запомнили. Поэтому мы так любим и ценим сказки, созданные Пушкиным.

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 41964
    • Просмотр профиля
1.

Неизвестный художник.  Александр Грибоедов в отроческие годы.

1. Опишите картину.
2. Расскажите о своих любимых театральных постановках.

Не забудьте рассказать,
•   в каком возрасте, на ваш взгляд, изображён поэт на этой картине;
•   расскажите, как одет мальчик,  вспомните,  чему  обучали его  в  детстве;
•   какие театральные постановки вы видели;
•   какое произведение запомнилось больше всего.
Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.



2.



Гусарский разъезд. Художник А. Сафонов. 1912 г.

1. Опишите картину.
2.  Расскажите о своих любимых театральных постановках.

Не забудьте рассказать,
•   какое время изображено на картине; как вы думаете, о чём беседуют люди, изображённые на картинке;
•   как эта картинка связана с биографией Грибоедова;
•   какие театральные постановки вы видели;
•   какое произведение запомнилось больше всего. 

Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.


3.




1. Опишите картину.
2. Расскажите о своих любимых театральных постановках.

Не забудьте рассказать,
•   любите ли вы читать;
•   расскажите об истории создания комедии "Горе от ума";
•   какие театральные постановки вы видели;
•   какое произведение запомнилось больше всего.

Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.


4.


Неизвестный художник. "Союз спасения" Грибоедов  и декабристы
1. Опишите картину.
2. Расскажите о своих любимых театральных постановках.

Не забудьте рассказать,
•   как вы думаете, кто изображён на этой картинке;
•   как эта картинка связана с биографией Грибоедова;
•   какие театральные постановки вы видели;
•   какое произведение запомнилось больше всего.

Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.


5.


Д.Н. Кардовский. Иллюстрация к комедии Грибоедова "Горе  от  ума"

1. Опишите картину.
2. Расскажите о своих любимых театральных постановках.

Не забудьте рассказать,
•   кого вы видите на картине;
•   какой афоризм из комедии "Горе от ума" вы можете подобрать к этой сцене;
•   какие театральные постановки вы видели;
•   какое произведение запомнилось больше всего.

Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.


6.


Неизвестный художник. Русское посольство в Персии

1. Опишите картину.
2. Расскажите о своих любимых театральных постановках.

Не забудьте рассказать,
•   кого вы видите на этой картине;
•   расскажите, в какой стране происходит это действие;
•   какие театральные постановки вы видели;
•   какое произведение запомнилось больше всего.

Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.


7.


Памятник А. С.Грибоедову в посольстве России в Тегеране

1. Опишите картину.
2. Расскажите о своих любимых театральных постановках.

Не забудьте рассказать,
•   памятник кому изображён на этой картинке;
•   как вы думаете, почему памятник Грибоедову установлен именно в Тегеране;
•   какие театральные постановки вы видели;
•   какое произведение запомнилось больше всего.

Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.


8.


Неизвестный художник. А.Грибоедов и Н.Чавчавадзе

1. Опишите картину.
2. Расскажите о своих любимых театральных постановках.

Не забудьте рассказать,
•   кто изображён на этой картине;
•   расскажите, что связывает людей, изображённых на этой картинке;
•   какие театральные постановки вы видели;
•   какое произведение запомнилось больше всего.

Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.


Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 41964
    • Просмотр профиля
1.
М. Ю. Лер­мон­тов в дет­стве. Порт­рет ра­бо­ты неиз­вест­но­го ху­дож­ни­ка

1. Опишите картину.
2. Расскажите о своих любимых произведениях Лермонтова.

Не забудьте рассказать,
•   в каком возрасте, на ваш взгляд, изображён поэт на этой картине;
•   расскажите, как одет маленький Лермонтов,  вспомните,  чему  обучали его  в  детстве;
•   как вы познакомились с произведениями Лермонтова;(любите ли вы стихи? Почему (не)любите?);
•   какое произведение запомнилось больше всего. (стихи какого жанра вам нравятся более всего.

Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.



2.



Школа гвардейских подпрапорщиков в Петербурге

1. Опишите картину.
2. Расскажите о своих любимых произведениях Лермонтова.

Не забудьте рассказать,
•   какое время изображено на картинке - современность или прошлое;
•   расскажите, где учился Лермонтов,  нравилось ли ему там учиться;
•   как вы познакомились с произведениями Лермонтова;
•   какое произведение запомнилось больше всего.

Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.


3.


Решетнев М.А. Лермонтов на Кавказе

1. Опишите картину.
2. Расскажите о своих любимых произведениях Лермонтова.

Не забудьте рассказать,
•   какой эпизод из жизни Лермонтова изображён на картинке;
•   расскажите, что послужило причиной ссылки;
•   как вы познакомились с произведениями Лермонтова;
•   какое произведение запомнилось больше всего.

Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.


4.


Фёдоров Д.М. Лермонтов в походе на Кавказе

1. Опишите картину.
2. Расскажите о своих любимых произведениях Лермонтова.

Не забудьте рассказать,
•   где и с кем находится поэт;
•   как вы думаете, о чём беседуют люди, изображённые на картинке;
•   как вы познакомились с произведениями Лермонтова;
•   какое произведение запомнилось больше всего.

Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.


5.


М.Ю. Лермонтов. Вид Пятигорска

1. Опишите картину.
2. Расскажите о своих любимых произведениях Лермонтова.

Не забудьте рассказать,
•   что изображено на картине Лермонтова;
•   как вы думаете, какие чувства испытывал художник, когда рисовал эту картину;
•   как вы познакомились с произведениями Лермонтова;
•   какое произведение запомнилось больше всего.

Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.


6.


А. Иткин. Иллюстрация к роману"Герой нашего времени"

1. Опишите картину.
2. Расскажите о своих любимых произведениях Лермонтова.

Не забудьте рассказать,
•   кого вы видите на картине;
•   опишите местность, которую вы видите на картине;
•   как вы познакомились с произведениями Лермонтова;
•   какое произведение запомнилось больше всего.

Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.


7.


Лопухина В.А. Миниатюра Э. Мартена Лермонтов М.Ю. Автопортрет

1. Опишите картину.
2. Расскажите о своих любимых произведениях Лермонтова.

Не забудьте рассказать,
•   кого вы видите на картине;
•   расскажите о том, что связывало этих людей;
•   как вы познакомились с произведениями Лермонтова;
•   какое произведение запомнилось больше всего.

Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.


8.


Неизвестный художник. Дуэль Лермонтова и Мартынова

1. Опишите картину.
2. Расскажите о своих любимых произведениях Лермонтова.

Не забудьте рассказать,
•   какой эпизод из жизни поэта изображён на картинке;
•   что послужило причиной этого события,  кто был противником Лермонтова;
•   как вы познакомились с произведениями Лермонтова;
•   какое произведение запомнилось больше всего.

Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 41964
    • Просмотр профиля


Место гибели Лермонтова

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 41964
    • Просмотр профиля
7.



Лермонтов и Лопухина

1. Опишите картину.
2. Расскажите о своих любимых произведениях Лермонтова.

Не забудьте рассказать,
•   кого вы видите на картине;
•   расскажите о том, что связывало этих людей;
•   как вы познакомились с произведениями Лермонтова;
•   какое произведение запомнилось больше всего.

Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 41964
    • Просмотр профиля


Дом-музей М. Ю. Лермонтова, ст. Тамань.

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38318
    • Просмотр профиля

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38318
    • Просмотр профиля

Дуэль Лермонтова

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 41964
    • Просмотр профиля


Домик М. Ю. Лермонтова, станица Тамань

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 41964
    • Просмотр профиля


Дом-музей М. Ю. Лермонтова, ст. Тамань.

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 41964
    • Просмотр профиля

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 41964
    • Просмотр профиля
6.



"Герой нашего времени". Печорин

1. Опишите картину.
2. Расскажите о своих любимых произведениях Лермонтова.

Не забудьте рассказать,
•   кого вы видите на картине;
•   опишите местность, которую вы видите на картине;
•   как вы познакомились с произведениями Лермонтова;
•   какое произведение запомнилось больше всего.

Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.

 
.