Автор Тема: Сборник (русский язык, литература, методика)  (Прочитано 113335 раз)

0 Пользователей и 6 Гостей просматривают эту тему.

Онлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 41967
    • Просмотр профиля
Лев Николаевич Толстой

1. Детство
         
        Толстой Лев Николаевич  - великий русский писатель, граф.
   Лев Николаевич Толстой родился в 1828 году в Ясной Поляне. Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Мать, Мария Николаевна, - урожденная княжна Волконская. Отец, Николай Ильич Толстой, -  участник Отечественной войны, запомнившийся писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте.  У них было четыре сына - Николай, Сергей, Дмитрий и Лев - и дочь Мария
   Очень рано писатель остался сиротой. Самое благотворное влияние на осиротевших детей оказала дальняя родственница Татьяна Александровна Ергольская, заменившая им мать.
   Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести "Детство".

2. Образование

    Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом родственницы и опекунши детей П. И. Юшковой. В 1844 Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета, но учиться ему было скучно. Он  перевелся на юридический факультет, где проучился неполных два года: и эти занятия не вызывали у него живого интереса. В это время Толстой увлекался больше балами и другими светскими развлечениями, чем науками.   
   Весной 1847, подав прошение об увольнении из университета "по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам", Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым намерением самостоятельно изучить весь курс юридических наук, чтобы сдать экзамен экстерном. Он также намеривался самостоятельно выучить "практическую медицину", языки, сельское хозяйство, историю, географическую статистику, написать диссертацию и "достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи".
   После лета в деревне, разочарованный неудачным опытом хозяйствования, осенью 1847 Толстой уехал сначала в Москву, затем в Петербург, чтобы держать кандидатские экзамены в университете. Образ его жизни в этот период часто менялся: то он сутками готовился и сдавал экзамены, то страстно отдавался музыке, то мечтал поступить юнкером в конногвардейский полк.



3. Кавказ

В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека, выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ и участвуя в военных действиях (сначала добровольно, потом был принят на службу).
   Кавказская природа и патриархальная простота казачьей жизни поразили Льва
Николаевича и  легли в основу произведений, открывших читателям не только Толстого- писателя, но и психолога,  живописца. Некоторые из рассказов "Набег", "Рубка" появились уже в 50-х годах, а некоторые вышли спустя много лет. Рассказ «Кавказский пленник" был написан спустя два десятилетия. Он имел автобиографический характер, Толстой сам едва не попал в плен к горцам.
   Вернувшись в Россию, Толстой записал в дневнике, что полюбил этот "край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи: война и свобода".
   На Кавказе Толстой написал повесть "Детство" и отправил ее в журнал "Современник", не раскрыв своего имени (она была напечатана под инициалами «Л. Н.»). Литературный дебют сразу принес Толстому настоящее признание.

4. Крымская кампания. Петербург

       В 1854 Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест. Скучная штабная жизнь вскоре заставила его перевестись в Крымскую армию, в осажденный Севастополь, где он командовал батареей, проявив редкую личную храбрость (награжден орденом св. Анны и медалями). В Крыму Толстого получил новые впечатления, собирался издавать журнал для солдат, здесь он начал писать цикл "Севастопольских рассказов", имевших огромный успех. В это же время у Толстого появляются мечты об "основании новой религии", очищенной от таинственности, «религии практической».
       В ноябре 1855 Толстой приехал в Петербург и сразу вошел в кружок "Современника" (Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, А. Н. Островский, И. А. Гончаров и др.), где его встретили как "великую надежду русской литературы" (Некрасов). Однако Толстой чувствовал себя чужим в этой среде: "Люди эти мне опротивели, и сам себе я опротивел".
   Осенью 1856 г. Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную Поляну, а затем побывал во Франции, Италии, Швейцарии, Германии (швейцарские впечатления отражены в рассказе "Люцерн"), осенью вернулся в Ясную Поляну.
 

5. Народная школа

 
    В 1859 году Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей. Лев Николаевич помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны.  Это занятие настолько увлекло Толстого, что в 1860 года он вторично отправился за границу, чтобы знакомиться с устройством школ в Европе.
   Толстой много путешествовал. Он побывал в Англии, Германии, Франции, Швейцарии, Бельгии. Везде старался узнать и изучить популярные педагогические системы. Собственные идеи Толстой изложил в специальных статьях, доказывая, что основой обучения должна быть "свобода учащегося" и отказ от насилия в преподавании.
        Яснополянская школа принадлежала к числу оригинальных педагогических экспериментов.В школе дети сидели, кто где хотел, кто сколько хотел и кто как хотел. Определённой программы преподавания не было. Единственная задача учителя заключалась в том, чтобы заинтересовать класс. Занятия шли успешно. Их вёл сам Толстой при помощи нескольких постоянных учителей.
   В 1862 году Толстой издавал педагогический журнал "Ясная Поляна" с книжками для чтения в качестве приложения. Эти книжки стали в России такими же классическими образцами детской литературы, как и составленные им в начале 1870-х годов "Азбука" и "Новая Азбука".

6. "Война и мир"

        "Война и мир" (1863-1869) - знаменитый роман-эпопея, известный во всём мире.
       В сентябре 1862 Толстой женился на восемнадцатилетней дочери врача Софье Андреевне Берс и сразу после венчания увез жену из Москвы в Ясную Поляну, где полностью отдался семейной жизни и хозяйственным заботам.
   Уже с осени 1863 года Толстой был  захвачен новым литературным замыслом, который долгое время носил название "Тысяча восемьсот пятый год". Лев Николаевич  читал воспоминания и переписку людей александровской эпохи, работал в архивах, изучал масонские рукописи, ездил на Бородинское поле, продвигаясь в работе медленно, много раз переделывая рукопись.  В копировании рукописей ему много помогала жена.
   В начале 1865 г. "Русском вестнике" была напечатана первая часть "Войны и мира". Роман читался взахлеб, вызвал множество горячих откликов и споров. Сам Толстой характеризовал свой замысел как попытку "писать историю народа" и считал невозможным определить его жанровую природу ("не подойдет ни под какую форму, ни романа, ни повести, ни поэмы, ни истории").

 
7. Последние годы


   Л.Н. Толстой в острой форме ставил перед собой и перед обществом вопросы смысла жизни и веры, подвергал критике все государственные институты, доходя до отрицания науки, искусства, суда, брака, достижений цивилизации.
   Постепенно Толстой отказывается от прихотей и удобств богатой жизни, много занимается физическим трудом, одевается в простейшую одежду, становится вегетарианцем, отдаёт семье всё своё крупное состояние, отказывается от прав литературной собственности.
   Лев Николаевич отрицал церковные трактовки бессмертия и отвергал церковный авторитет,  критиковал церковное учение. Он не признавал в правах государство, так как оно строится, по его мнению, на насилии и принуждении.  В 1901 г. Синод окончательно склонился к мысли о публичном осуждении Толстого и об отлучении его от церкви.
   Но идеи толстовства постепенно начинали проникать в общество. Например, уже в начале 1885 года в России происходит прецедент отказа от военной службы со ссылкой на религиозные убеждения Толстого.
   В ночь на 28 октября  1910 года Л. Н. Толстой тайно покинул навсегда Ясную Поляну в сопровождении лишь своего врача Д. П. Маковицкого.  Однако по дороге писатель заболел воспалением лёгких и сопровождающие вынуждены были в тот же день прервать поездку. Лев Николаевич Толстой умер 7 ноября 1910 года. Похоронен в Ясной Поляне.






Онлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 41967
    • Просмотр профиля
И.А.Крылов

Тексты  для старшей школы


1. Детство, образование

Крылов Иван Андреевич (1769 —  1844) - русский баснописец, драматург, журналист.
    Отец — Андрей Прохорович Крылов — офицер, выслужившийся из рядовых. Во время пугачевского бунта руководил обороной Яицкого городка. Там же, в Яицком городке, Крылов провел раннее детство, но во время бунта находился с матерью, Марией Алексеевной, в Оренбурге. Грамоте выучился дома (отец его был большой любитель чтения, после него к сыну перешёл целый сундук книг).
   В 1775 году Андрей Прохорович вышел в отставку , и Крыловы переехали в Тверь. Отец вскоре умер. Семья оказалась в большой нужде. Крылов из милости учился у домашних учителей состоятельных соседей, у них же выучил французский.
 
   По словам современника, Крылов «посещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые площади, качели и кулачные бои, где толкался между пёстрой толпой, с жадностью прислушиваясь к речам простолюдинов». В это время он увлёкся уличными боями, стенка на стенку. А так как он был физически очень крепким, то выходил зачастую победителем над взрослыми мужиками.

2. Начало службы

  После смерти отца, Андрея Прохоровича, мать, впавшая в нужду и подрабатывавшая услугами в богатых домах, упросила местное начальство принять девятилетнего сына, получившего домашнее образование, на службу - переписывать деловые бумаги.  Крылов был записан в гражданскую службу подканцеляристом Калязинского нижнего земского суда, а затем Тверского магистрата.
  В конце 1782 г. Крылов поехал в Санкт-Петербург с матерью, намеревавшейся хлопотать о пенсии и о лучшем устройстве судьбы сына.
  В 1783 году Крылову пришлось поступить на службу в Казенную палату. В это время он активно занимался самообразованием. Кроме французского, он выучился читать и писать по-немецки и по-итальянски. Хорошо играл на скрипке, выучил теорию музыки, разбирался в математике. Он познакомился с узким кругом литераторов, в числе которых был и Г. Р. Державин с женой, которая покровительствовала Крылову.


3. Крылов. Начало творчества.

    Начал литературное поприще как драматург (трагедии «Клеопатра», «Филомена», комедия «Бешеная семья», 1786-1788). Сочинил комедию «Проказники», где под именем Рифмокрада осмеял драматурга Я. Б. Княжнина и его жену, дочь А. П. Сумарокова. За этот памфлет Крылов был по жалобе Княжнина отлучен от театра. В 1788 г. начинает заниматься журналистикой. Начал издание сатирического журнала «Почта духов». В журнале в виде переписки гномов и других духов давалась широкая сатирическая картина русского общества времен Екатерины. Журнал был запрещен, возможно, из-за усилившихся строгостей по причине революции 1789 во Франции. Затем издаёт журналы «Зритель» и «Санкт-Петербургский Меркурий». Здесь он также выступал обличителем нравов общества, но уже в более мягкой форме, от сатиры переходит к морализаторству. Открыл свою книготорговую лавку. Но и эти журналы были запрещены, причем есть свидетельства, что с Крыловым беседовала сама императрица.

4. Крылов. Опала

    С осени 1795 года из-за истории с журналами ему запрещено жить в столицах, имя его исчезает со страниц печати. Императрица предложила Крылову на пять лет за счёт правительства уехать попутешествовать за границу, однако тот отказался.
  В 1797 года Крылов поступил личным секретарем к генералу князю С. Ф. Голицыну. После внезапной опалы генерала Крылов последовал добровольно в ссылку за хозяином и до 1801 года был компаньоном ссыльного семейства, давал уроки русского языка его младшим детям и их друзьям. Отход от литературной деятельности по «внешним» причинам совпал с глубоким внутренним переломом, пережитым Крыловым: отныне он уже не верит в возможность переделки человека литературой, сохраняя преданность идеям Просвещения, предпочитает книжным идеалам практический мужицкий опыт. В ссылке Крыловым был создан цикл стихотворных переложений псалмов, в печати появились несколько его прозаических «мелочей».
   В 1802 и в 1807 годах в Москве и в Петербурге состоялись постановки пьес Крылова "Пирог" и "Модная лавка". Они были лишены всякой дидактики и имели шумный успех.

5. Крылов. Басни
   В 1809 вышла первая книга басен Крылова. Всего им написано около 200 басен (последнее и наиболее полное издание, сборник в 9-ги книгах, выпущен в декабре 1843, в книжную торговлю поступил позже, причем часть тиража бесплатно раздавалась на похоронах писателя). Многие произведения (например, «Стрекоза и Муравей», «Волк и ягненок» и пр.) восходят к образцам, заимствованным у Эзопа, Федра, Лафонтена. Однако реалистическая убедительность образов, конфликт между нравственностью и лицемерием, корыстью, жестокостью, трусостью, а также "живой" язык заставляют видеть в Крылов реформатора басенного жанра.
   Басни Крылова лишены сухого морализаторства, нравственный вывод, заключенный в ней, является выражением здравого смысла, воплощен в формах живого разговорного языка. Благодаря этим качествам многие речения из басен Крылова вошли в русский язык на правах поговорок: «А Ларчик просто открывался», «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать», «Да только воз и ныне там».

 6. Крылов. Общественное признание.

Крылов воспринимался современниками как своего рода литературный персонаж. Сам писатель подчеркнуто отстранялся от всех общественных событий, в обществе нарочито подчеркивал свои пороки (лень, чревоугодие, неряшливость, увлеченность картами). Уже в 1820-е годы стал он персонажем многочисленных анекдотов, впрочем, всегда благожелательных. До самой старости, однако, он продолжал заниматься самообразованием: изучал древнегреческий, брал уроки английского. Его ценили и принимали в самых разных по своим взглядам литературных кружках. По некоторым сведениям, у Крылова был Пушкин незадолго до дуэли, он же, по свидетельству современников, был последним, кто простился с телом великого поэта на отпевании.
    В феврале 1812 года Крылову назначена пожизненная пенсия, в 1830 в нарушение правил (Крылов не имел университетского образования) писателю был присвоен чин статского советника. В 1838 было торжественно властями и общественностью отмечен юбилей Крылова — 70-летие со дня рождения и 50-летие литературной деятельности.

7. Последние годы жизни

В конце жизни Крылов был обласкан царской фамилией. Имел чин статского советника, шеститысячный пенсион.

Крылов жил долго и своим привычкам не изменял ни в чём. Полностью растворился в лени и гурманстве. Он, умный и не слишком добрый человек, в конце концов сжился с ролью добродушного чудака, нелепого, ничем не смущающегося обжоры. Придуманный им образ пришёлся ко двору, и в конце жизни он мог позволить себе всё, что угодно. Не стеснялся быть обжорой, неряхой и лентяем.
   
Одно время он даже получал приглашения на маленькие обеды к императрице, о которых высказывался потом весьма нелестно из-за скудости порций блюд, подаваемых к столу.
    В последние годы жизни Крылов испытывал проблемы со здоровьем. Возможно, этому способствовал лишний вес и грузная фигура. Последним его распоряжением была просьба раздать всем, кто его помнил, по экземпляру своего нового издания.
     Умер Крылов в 1844 году в Петербурге. Похороны были пышными. Граф Орлов — второй человек в государстве — отстранил одного из студентов и сам нёс гроб. Некоторые друзья Крылова вместе с приглашением на похороны получили экземпляр изданных им самим басен с надписью "Приношение. На память об Иване Андреевиче по его желанию".


Тексты для начальной школы





1. Детство, образование

Крылов Иван Андреевич (1769 —  1844) - русский баснописец, драматург, журналист.
    Его отец был офицером, принимал участие в подавлении пугачёвского бунта.  Крылов провел раннее детство в разъездах. Грамоте выучился дома (отец его был большой любитель чтения, после него к сыну перешёл целый сундук книг).
   После смерти отца семья оказалась в большой нужде. Крылов из милости учился у домашних учителей состоятельных соседей, у них же выучил французский.
 
2. Начало службы

  В 9 лет Крылов, получивший домашнее образование, поступил на службу - переписывать деловые бумаги. 
  В конце 1782 г. Крылов переехал в Санкт-Петербург с матерью, которая хотела хлопотать о пенсии и об устройстве судьбы сына. Там ему тоже пришлось поступить на службу. В это же время он активно занимался самообразованием. Кроме французского, он выучился читать и писать по-немецки и по-итальянски. Хорошо играл на скрипке, разбирался в математике.

3. Начало творчества

    Начал литературное поприще как драматург (трагедии «Клеопатра», «Филомена», комедии «Проказники», «Бешеная семья», 1786-1788).
    В 1788 г. начинает заниматься журналистикой. Издаёт  журнал «Почта духов», где в виде переписки гномов и других духов  показана широкая сатирическая картина русского общества. Журнал был запрещен. Затем издаёт журналы «Зритель» и «Санкт-Петербургский Меркурий». Открыл свою книготорговую лавку. Но и эти журналы были запрещены, причем есть свидетельства, что с Крыловым беседовала сама императрица.

4.  Опала
           С осени 1795 года из-за истории с журналами Крылову  запрещено жить в столицах, имя его исчезает со страниц печати. Императрица предложила Крылову на пять лет за счёт правительства уехать попутешествовать за границу, однако тот отказался.
    В 1797 года Крылов поступил личным секретарем к генералу князю С. Ф. Голицыну. После внезапной опалы генерала Крылов последовал добровольно в ссылку за хозяином и до 1801 года был компаньоном ссыльного семейства, давал уроки русского языка его младшим детям и их друзьям.
    В 1802 и в 1807 годах в Москве и в Петербурге состоялись постановки пьес Крылова "Пирог" и "Модная лавка". Они имели шумный успех.

5.  Басни

   В 1809 вышла первая книга басен Крылова. Всего им написано около 200 басен.  Многие произведения (например, «Стрекоза и Муравей», «Волк и ягненок» и другие) восходят к образцам, заимствованным у Эзопа, Федра, Лафонтена. 
   Басни Крылова имели огромный успех. Многие изречения из басен Крылова вошли в русский язык на правах поговорок: «А Ларчик просто открывался», «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать», «Да только воз и ныне там».
 
6.  Общественное признание

     В  1820-е годы стал Крылов персонажем многочисленных анекдотов. Он сам подчеркивал свои пороки (лень, чревоугодие, неряшливость, увлеченность картами). Однако,  до самой старости, он продолжал заниматься самообразованием: изучал древнегреческий, брал уроки английского.
       В феврале 1812 года Крылову назначена пожизненная пенсия, в 1830 в нарушение правил (Крылов не имел университетского образования) писателю был присвоен чин статского советника.         В 1838 было торжественно властями и общественностью отмечен юбилей Крылова — 70-летие со дня рождения и 50-летие литературной деятельности.

7. Последние годы жизни

   В конце жизни Крылов был обласкан царской фамилией. Придуманный им образ пришёлся ко двору, и в конце жизни он мог позволить себе всё, что угодно. Не стеснялся быть обжорой, неряхой и лентяем.
       В последние годы жизни Крылов испытывал проблемы со здоровьем. Возможно, этому способствовал лишний вес и грузная фигура.

    Умер Крылов в 1844 году в Петербурге. Похороны были пышными. Некоторые друзья Крылова вместе с приглашением на похороны получили экземпляр изданных им самим басен с надписью "Приношение. На память об Иване Андреевиче по его желанию".

ЗАДАНИЕ 2
Условный диалог.
У вас берут интервью. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы. На ознакомление с вопросами – 1 минута. Ответ на каждый вопрос – 1 минута.


№1
1. В каком году  родился Крылов?
Ответ: ____________________________
2. Где  был отец Крылов?
Ответ: ____________________________
3. Где учился Крылов?
Ответ: _____________________________
4. Как жила семья Крылова после смерти отца?
Ответ: _____________________________
5. В чём с удовольствием участвовал Крылов?
Ответ: ______________________________


  №2
1. Во сколько лет Крылов поступил на службу?
Ответ: ____________________________
2. Зачем Крылов с матерью переехали в Петербург?
Ответ: ____________________________
3. Где работал Крылов в Петербурге?
Ответ: _____________________________
4. Чем занимался Крылов кроме службы?
Ответ: _____________________________
5. В каких областях Крылов достиг успехов?
Ответ: ______________________________

  №3
1. В качестве кого Крылов начал свою литературную деятельность?
Ответ: ____________________________
2. Назовите некоторые пьесы Крылова?
Ответ: ____________________________
3. Какой первый журнал издавал Крылов?
Ответ: _____________________________
4. Что отражал Крылов в своих журналах?
Ответ: _____________________________
5. Кто беседовал с Крыловым о его журналах?
Ответ: ______________________________

  №4
1. С какого года Крылову было запрещено было жить в столицах?
Ответ: ____________________________
2. Чем была вызвана опала?
Ответ: ____________________________
3. Что предложила императрица Крылову?
Ответ: _____________________________
4. Чем занимался Крылов во время опалы?
Ответ: _____________________________
5. Какие пьесы Крылова имели шумный успех?
Ответ: ______________________________

  №5
1. В каком году вышла первая книга басен Крылова?
Ответ: ____________________________
2. Сколько басен было написано Крыловым?
Ответ: ____________________________
3. Каких баснописцев вы можете назвать?
Ответ: _____________________________
4. Назовите басни Крылова, которые вы знаете?
Ответ: _____________________________
5. Процитируйте известные вам изречения из басен Крылова?
Ответ: ______________________________


  №6
1. Персонажем чего стал Крылов ?
Ответ: ____________________________
2. Какие свои пороки Крылов подчёркивал?
Ответ: ____________________________
3. Чем занимался Крылов до самой старости?
Ответ: _____________________________
4. Какие поощрения получил Крылов от государства?
Ответ: _____________________________
5. Почему Крылов получил чин статского советника в нарушение правил?
Ответ: ______________________________


  №7
1. Почему Крылов в последние годы жизни был обласкан царской фамилией?
Ответ: ____________________________
2.
Что позволял себе Крылов при дворе?
Ответ: ____________________________
3. Какие проблемы со здоровьем испытывал Крылов?
Ответ: _____________________________
4. Когда умер Крылов?
Ответ: _____________________________
5. Что получили его друзья после его смерти?
Ответ: ______________________________


ЗАДАНИЕ 3
Произнесите монолог по картине. Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
1.

Сундук с книгами

1. Опишите картину.
2. Расскажите о своих любимых баснях Крылова.

Не забудьте рассказать,
•   как эта картинка связана с детством Крылова;
•   вспомните, какое образование получил Крылов;
•   какие басни Крылова вы знаете;
•   какое произведение запомнилось больше всего.
Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.

2.


Канцелярия

1. Опишите картину.
2. Расскажите о своих любимых баснях Крылова.

Не забудьте рассказать,
•   как эта картинка связана с детством Крылова;
•   вспомните, во сколько лет Крылов поступил на службу;
•   какие басни Крылова вы знаете;
•   какое произведение запомнилось больше всего.
Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.


3.



1. Опишите картину.
2. Расскажите о своих любимых баснях Крылова.

Не забудьте рассказать,
•   как эта картинка связана с творчеством Крылова;
•   вспомните, какие журналы издавал Крылов;
•   какие басни Крылова вы знаете;
•   какое произведение запомнилось больше всего.
Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.


4.


С. Яровой. Иллюстрация к басне Крылова

1. Опишите картину.
2. Расскажите о своих любимых баснях Крылова.

Не забудьте рассказать,
•   какая басня Крылова изображена на этой картинке;
•   вспомните, что послужило причиной опалы и чем занимался Крылов в это время;
•   какие басни Крылова вы знаете;
•   какое произведение запомнилось больше всего.
Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.

5.


Иллюстрация к басне Крылова

1. Опишите картину.
2. Расскажите о своих любимых баснях Крылова.

Не забудьте рассказать,
•   какая басня Крылова изображена на этой картинке;
•   какое историческое событие связано с этой басней;
•   какие басни Крылова вы знаете;
•   какое произведение запомнилось больше всего.
Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.

6.



Иллюстрация к басне Крылова

1. Опишите картину.
2. Расскажите о своих любимых баснях Крылова.

Не забудьте рассказать,
•   какая басня Крылова изображена на этой картинке;
•   что осуждает автор в этой басне;
•   какие басни Крылова вы знаете;
•   какое произведение запомнилось больше всего.
Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.


7.


Иллюстрация к басне Крылова

1. Опишите картину.
2. Расскажите о своих любимых баснях Крылова.

Не забудьте рассказать,
•   какая басня Крылова изображена на этой картинке;
•   что осуждает автор в этой басне;
•   какие басни Крылова вы знаете;
•   какое произведение запомнилось больше всего.
Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.




Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38318
    • Просмотр профиля
Тексты для старшей школы
1. Детство И.С. Тургенева
    Иван Сергеевич Тургенев - русский прозаик, поэт, драматург, критик, публицист,  переводчик.
   Родился в семье Сергея Николаевича и Варвары Петровны Тургеневых. Отец, отставной кавалерийский офицер, происходил из старинного дворянского рода, мать – из малородовитой, но богатой помещичьей семьи Лутовиновых.
     Детство Тургенева прошло в родительском имении Спасском-Лутовинове, близ г. Мценска Орловской губернии. Первым его учителем был крепостной секретарь его матери Федор Лобанов. В 1827 г. Тургенев переехал с семьей в Москву, где продолжил свое образование в частных пансионах, затем под руководством московских педагогов Погорельского, Дубенского и Клюшникова, позднее известного поэта.
    К 14 годам Тургенев свободно говорил на трех иностранных языках и успел познакомиться с лучшими произведениями европейской и русской литературы. В 1833 г. он поступил в московский университет, а в 1834 г. перевелся в Петербургский, где окончил в 1837 г. словесное отделение философского факультета.
2. Студенческие годы Тургенева
    В студенческие годы Тургенев начал писать. Его первыми поэтическими опытами были переводы, небольшие поэмы, лирические стихотворения и драма «Стено» , написанные в модном тогда романтическом духе. Среди университетских профессоров Тургенева выделялся Плетнев, один из близких друзей Пушкина. Познакомившись с первыми произведениями Тургенева, Плетнев объяснил юному студенту их незрелость, но выделил и напечатал 2 наиболее удачных стихотворения, побуждая ученика продолжить занятия литературой.
   В 1836 году Тургенев окончил университет. Мечтая о научной деятельности, в следующем году он выдержал выпускной экзамен и получил степень кандидата. В 1838 году отправился в Германию, где поселился в Берлине и всерьёз взялся за учёбу. В Берлинском университете посещал лекции по истории римской и греческой литературы, а дома занимался грамматикой древнегреческого и латинского языков. Знание древних языков позволило ему свободно читать античных классиков. Овладев самыми свежими выводами современной философской науки, Тургенев в 1841 г. возвращается в Россию.
 В январе 1843 Тургенев поступает на службу в Министерство внутренних дел.

3. Тургенев  и Полина Виардо. Вдали  от Родины
    В 1843 г. Тургенев познакомился с гастролировавшей в Петербурге знаменитой французской певицей Полиной Виардо и полюбил ее. В 1845 г. он на время последовал за нею во Францию, а вначале 1847 г. уехал заграницу уже надолго. Семья Виардо становится частицей его жизни, он привязан к Полине, с Луи Виардо его связывает нечто вроде дружбы, а их дочь стала для писателя родной. В те годы Тургенев практически жил в семье Виардо, писатель то снимал дома по соседству, то надолго останавливался в доме своей возлюбленной. Тургенев готов довольствоваться и простой дружбой, лишь бы хотя бы время от времени видеть, как Виардо поворачивает свою тонкую шею и смотрит на него своими загадочными черными глазами. Отъезд вырвал Тургенев из привычной литературной и светской среды, новые условия жизни побудили его углубиться в себя и многое в себе переоценить. Он достигает настоящего профессионализма в своей писательской работе, его взгляды на искусство становятся более простыми и строгими.
    В разлуке крепла любовь к Родине. В заграничном уединении пробуждались давние впечатления, сохранившиеся от детства или накопленные во время поездок на охоту в Спасское. В памяти возникли картины деревенской и усадебной жизни, русские пейзажи, разговоры, встречи, бытовые сценки. Так зарождались «Записки охотника», которые принесли Тургеневу широкую известность.
4. Записки охотника
    Еще перед отъездом писатель передал в журнал «Современник» очерк «Хорь и Калиныч». Неожиданный успех очерка, опубликованного в начале 1847 г., навел Тургенева на мысль написать целый ряд других таких же. На протяжении пяти лет они появляются друг за другом на страницах «Современника», а в 1852 г. автор выпускает их отдельным изданием.
В сборнике рассказов "Записки охотника" объединяющей фигурой является «охотник», рассказчик-литератор, дворянин по общественному положению. «Охотник» просто расска­зывает о том, что с ним случилось, что он видел и запо­мнил — и все; он как будто бы совсем не задумывается над тем, что то, о чем идет речь сейчас. Но, в  то же  время, Тургенев, сравнивая, сопоставляя, систематизируя,  разрабатывает тему такого размаха, о каком до него осме­лился говорить вслух только Гоголь.
    Здесь представлена целостная картина России, освещенная любовным, поэтическим отношением автора к родной земле, раз­мышлениями о настоящем и будущем ее талантливого народа.  В этом произведении автор большое внимание уделяет портретным характеристикам, манерам, привычкам и вкусам ге­роев.  Рассказчик совер­шает вояж по России, но география его весьма необширная — это Орловская область. Он встречается по пути с различными типами людей, в результате чего вырисовывается картина рос­сийского быта.
5. Снова в России. "Рудин"
    Февральская революция и июньские события застали Тургенева в Париже. Глубоко проникнутый принципами либерализма, писатель в политических убеждениях всегда был «постепеновцем», и социалистическое возбуждение 40-х гг. коснулось его мало. В 1850 г. Тургенев вернулся в Россию, но с матерью, умершей в том же году, он так и не свиделся. Разделив с братом крупное состояние матери, он по возможности облегчил тяготы доставшихся ему крестьян.
   В 1852 г. после смерти Гоголя Тургенев написал некролог, которого не пропустила петербургская цензура, потому что, как выразился известный критик Мусин-Пушкин, «о таком писателе преступно отзываться столь восторженно».     Тургенев отослал статейку в Москву В. И. Боткину, и тот её напечатал в «Московских Ведомостях». В этом усмотрели «бунт», и автор «Записок Охотника» был водворен на съезжую, где пробыл целый месяц. Затем он был выслан в свою деревню и только благодаря усиленным хлопотам гр. Алексея Толстого года через два вновь получил право жить в столицах.
    Перелом намечается в первом Тургеневском романе «Рудин», написанным в разгар проигранной Крымской войны. Тургенев пытается осмыслить, завершившуюся эпоху. Проблему «лишнего человека» он видит по-новому. Характер Рудина, героя романа,  предстает своеобразной загадкой русской общественной жизни. В лице Рудина Тургенев показывает безволье и бездеятельность поколения 40-х годов, его бесцельное прозябание и бесплодную гибель.   
    Перед нами богато одаренный человек с лучшими намерениями, но совершенно пасующий перед действительностью, страстно зовущий и увлекающий других, но сам совершенно лишённый страсти и темперамента, он вдохновляется собственными словами и в ту минуту, когда он говорит, ему искренно кажутся легко преодолимыми всякие препятствия.
6. "Дворянское гнездо". "Накануне"
     Если в «Рудине» Тургенев "казнил" только праздно болтающих людей поколения сороковых годов, то в «Дворянском Гнезде» он пропел отходную всему своему поколению и без малейшей горечи уступал место молодым силам. В лице Лаврецкого мы несомненно имеем одного из самых симпатичных представителей дворянско-помещичьей полосы русской жизни, но вся его  жизнь была отдана личным радостям или личному горю. Потеряв за границей своё семейное счастье, он приезжает на родину с твёрдым намерением взяться за «дело». Но увы! это «дело» смутно для него самого. Достаточно было, поэтому, первых проблесков сочувствия к нему со стороны героини романа Лизы, чтобы  жажда личного счастья снова залила все его существо — а вторичная незадача снова и окончательно надломила мягкого романтика. Героиня романа  Лиза Калитина принадлежит к числу самых обаятельных фигур русской литературы. Лиза воплощает собою русскую женщину, вся жизнь которой сводилась к любви и когда, потерпев неудачу в ней, она лишалась всякой цели существования.  Тургенев уже видел нарождение новой русской женщины, сделал её центром следующего общественного романа своего: «Накануне».
  Героиня романа, Елена, как молодая девушка, она ждала, конечно, прежде всего любви. Но в выборе, который она сделала между тремя влюбленными в неё молодыми людьми, ярко сказалась психология новой русской женщины, она требует деятельной борьбы со злом. Вот почему её воображение так поражено встречею с болгарином Инсаровым, подготовляющим восстание против турок. «Освободить свою родину. Эти слова так велики, что даже выговорить страшно». Выбор её сделан. Она пренебрегает приличиями, отказывается от обеспеченного положения и идёт с Инсаровым на борьбу и может быть на смерть, когда Инсаров преждевременно умирает от чахотки, Елена решает «остаться верной его памяти», оставшись верной «делу всей его жизни».

"Отцы  и дети". Уход
     Изменения, происходящие в  обществе  шестидесятых годов  XIX века обозначены в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», написанном в 1862 году. Публикация романа пришлась на период сильнейшего обострения общественной борьбы. В Петербурге происходили студенческие волнения, пожары, что повлекло массовые аресты и усиление реакции со стороны правительства. Появление произведения Тургенева вызвало ожесточенные споры.
     Роман  переносит читателей во времена кризиса крепостнической системы в России и обострения борьбы между «отцами» (либералами) и «детьми» (революционерами-демократами). В этот период появляется новый тип общественного деятеля — разночинца-демократа, стремящего бороться за изменение политического строя России.
     Центральный герой романа, Евгений Васильевич Базаров, как раз таков. Он изначально противопоставлен всем героям романа, потому что человек иной среды — сын уездного лекаря. С гордостью скажет потом Базаров: «Мой дед землю пахал». Демократическое происхождение героя проявится потом в его взглядах, словах, во взаимоотношениях с родителями, даже в отношении к любимой женщине.
    Но Тургенев показывает, что идеи нигилистов могут разрушиться под влиянием сильных эмоций. Базаров влюбляется в Анну Одинцову, хотя сам презирает себя за это. В итоге Базаров умирает едва ли не из-за своей любви: думая об Одинцовой во время операции, он порезал руку и заразился. Но на самом деле, умирает он из-за своей ненадобности: он, как и прочие нигилисты, не нужен России. Следовательно, и жить незачем. Базаров - еще один сверхчеловек, который в итоге становится лишним.
    Одна из главных идей романа - примирение всех сословий и всех поколений. Тургенев считает, что Россия может стать счастливой лишь в этом случае, иначе начнутся бесконечный конфликты.
     К концу жизни слава Тургенева достигла своего апогея как в России , так и в Европе, где критика причислила его к первым писателям века.  Смерть его (в Буживале под Парижем, 22 августа 1883 г.) произвела огромное впечатление.       Тело великого писателя было, согласно его желанию, привезено в Петербург и похоронено на Волковом кладбище при таком стечении народа, которого никогда ни до того, ни после того не было.
Тексты для начальной школы
1. Детство И.С. Тургенева
    Иван Сергеевич Тургенев - русский писатель и поэт.
   Родился в семье Сергея Николаевича и Варвары Петровны Тургеневых. Отец происходил из старинного дворянского рода, мать – из  богатой помещичьей семьи Лутовиновых.
     Детство Тургенева прошло в родительском имении Спасском-Лутовинове. Первым его учителем был крепостной секретарь его матери Федор Лобанов. В 1827 г. Тургенев переехал с семьей в Москву, где продолжил свое образование в частных пансионах.
    К 14 годам Тургенев свободно говорил на трех иностранных языках и успел познакомиться с лучшими произведениями европейской и русской литературы. В 1833 г. он поступил в московский университет, а в 1834 г. перевелся в Петербургский.
2. Студенческие годы Тургенева
    В студенческие годы Тургенев начал писать. Его первыми поэтическими опытами были  небольшие поэмы и лирические стихотворения.
   В 1836 году Тургенев окончил университет. Мечтая о научной деятельности в 1838 году он отправился в Германию, где поселился в Берлине и всерьёз взялся за учёбу. В Берлинском университете посещал лекции по истории римской и греческой литературы, а дома занимался грамматикой древнегреческого и латинского языков. В 1841 г. Тургенев  возвращается в Россию и поступает на службу в Министерство внутренних дел.

3. Тургенев  и Полина Виардо. Вдали  от Родины
    В 1843 г. Тургенев познакомился с  знаменитой французской певицей Полиной Виардо и полюбил ее. Он последовал за нею во Францию.  Тургенев практически жил в семье Виардо, писатель  снимал дома по соседству.
    В разлуке крепла любовь к Родине. В заграничном уединении пробуждались впечатления, сохранившиеся от детства или накопленные во время поездок на охоту в Спасское. В памяти возникли картины деревенской и усадебной жизни, русские пейзажи, разговоры, встречи, бытовые сценки. Так зарождались «Записки охотника», которые принесли Тургеневу широкую известность.
4. Записки охотника
    Еще перед отъездом писатель передал в журнал «Современник» очерк «Хорь и Калиныч». Неожиданный успех навел Тургенева на мысль написать целый ряд других таких же.
   В сборнике рассказов "Записки охотника" объединяющей фигурой является «охотник», рассказчик.  «Охотник» просто расска­зывает о том, что с ним случилось, что он видел и запо­мнил.
    Здесь представлена картина России, освещенная любовным, поэтическим отношением автора к родной земле, раз­мышлениями о настоящем и будущем ее талантливого народа.  Рассказчик совер­шает путешествие по России. Он встречается по пути с различными людими, в результате чего вырисовывается картина рос­сийского быта.
5. Снова в России. "Рудин"
    Февральская революция и июньские события застали Тургенева в Париже. В 1850 г.  Тургенев вернулся в Россию.
   В 1852 г. после смерти Гоголя Тургенев написал некролог, которого не пропустила петербургская цензура, но его напечатали в «Московских Ведомостях». В этом усмотрели «бунт», и автор «Записок Охотника» был выслан в свою деревню и только  года через два вновь получил право жить в столицах.
    Перелом намечается в первом Тургеневском романе «Рудин».  Характер Рудина, героя романа,  предстает своеобразной загадкой. В лице Рудина Тургенев показывает  бездеятельность поколения 40-х годов.   
6. "Дворянское гнездо". "Накануне"
    В «Дворянском Гнезде» Тургенев прощается со своим поколением  и  уступает место молодым силам. Лаврецкий один из самых симпатичных представителей дворянской полосы русской жизни, но вся его  жизнь была отдана личным радостям. Он приезжает на родину с твёрдым намерением взяться за «дело». Но «дело»непонятно ему самому.  Героиня романа  Лиза Калитина принадлежит к числу самых обаятельных фигур русской литературы. Лиза воплощает собою русскую женщину, вся жизнь которой сводилась к любви.  Тургенев уже видел рождение новой русской женщины, сделал её героиней романа своего: «Накануне».
  Героиня романа, Елена,  пренебрегает приличиями  и идёт  на борьбу, оставшись верной «делу всей  жизни».

"Отцы  и дети". Уход
     Роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», написан в 1862 году.
     Герой романа, Евгений Васильевич Базаров — сын уездного лекаря. С гордостью скажет потом Базаров: «Мой дед землю пахал». Это проявляется  в его взглядах, словах, во взаимоотношениях с родителями, даже в отношении к любимой.
     Тургенев считает, что Россия может стать счастливой лишь в этом случае, иначе начнутся бесконечный конфликты.
     К концу жизни слава Тургенева достигла своей вершины как в России , так и в Европе.  Смерть его произвела огромное впечатление. Похоронен Тургенев на Волковом кладбище в Петербурге.
ЗАДАНИЕ 2
Условный диалог.
У вас берут интервью. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы. На ознакомление с вопросами – 1 минута. Ответ на каждый вопрос – 1 минута.  №1
1. В какой семье родился Тургенев?
Ответ: ____________________________
2. Где прошло детство писателя?
Ответ: ____________________________
3. Кто был первым учителем Тургенева?
Ответ: _____________________________
4. Где Тургенев продолжал своё образование в Москве?
Ответ: _____________________________
5. Сколько языков знал Тургенев?
Ответ: ______________________________


    №2
1. Когда Тургенев начал писать?
Ответ: ____________________________
2.Что он писал  в  это время?
Ответ: ____________________________
3. В каком году Тургенев окончил университет?
Ответ: _____________________________
4. Куда  отправился Тургенев,  чтобы  продолжить образование?
Ответ: _____________________________
5. Куда Тургенев поступил на службу, вернувшись  в Москву?
Ответ: ______________________________


   №3
1. Кого полюбил Тургенев?
Ответ: ____________________________
2. Куда  он уехал за своей возлюбленной?
Ответ: ____________________________
3. Какое чувство крепло на чужбине?
Ответ: _____________________________
4. Что вспоминал Тургенев в  разлуке с Родиной?
Ответ: _____________________________
5. В какое произведение воплотились его воспоминания?
Ответ: ______________________________

   №4
1. Какой первый из рассказов цикла был опубликован?
Ответ: ____________________________
2. Кто является объединяющей фигурой цикла?
Ответ: ____________________________
3. Что рассказывает охотник?
Ответ: _____________________________
4. Что предстаёт перед читателем?
Ответ: _____________________________
5. С кем встречается рассказчик в  своём путешествии, и  что из этого складывается?
Ответ: ______________________________


   №5
1. Где застала Тургенева февральская революция?
Ответ: ____________________________
2. К какому событию Тургеневым был написан некролог?
Ответ: ____________________________
3. Что последовало за публикацией некролога?
Ответ: _____________________________
4. Как называется  первый роман Тургенева?
Ответ: _____________________________
5. Кем предстаёт его главный герой?
Ответ: ______________________________

   №6
1. Кому уступил Тургенев место в своём втором романе?
Ответ: ____________________________
2.Как называется второй  роман Тургеневая?
Ответ: ____________________________
3. Как зовут главных героя  и героиню романа?
Ответ: _____________________________
4. Как называется третий  роман Тургенева и кто его главная героиня?
Ответ: _____________________________
5. Чему посвящает себя героиня  романа?
Ответ: ______________________________


   №7
1. Как  называется последний роман Тургенева?
Ответ: ____________________________
2.Каков его основной конфликт, отражённый в  названии?
Ответ: ____________________________
3. Как зовут главного героя романа, какого он происхождения?
Ответ: _____________________________
4. Какова, по мнению Тургенева, основная  идея романа?
Ответ: _____________________________
5. Где похоронен Тургенев?
Ответ: ______________________________


ЗАДАНИЕ 3
Произнесите монолог по картине. Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
1.

И.С. Тургенев  в детстве

1. Опишите картину.
2. Расскажите о своих любимых книгах.

Не забудьте рассказать,
•   кто изображён на картине;
•   как отличается одежда мальчика от современной одежды;
•   какие книги о природе вы знаете;
•   какое произведение запомнилось больше всего.

Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.


2.

Московский университет


1. Опишите картину.
2. Расскажите о своих любимых книгах.

Не забудьте рассказать,
•   что изображено на картине, какое это время;
•   как связано это место с жизнью Тургенева;
•   какие книги о природе вы знаете;
•   какое произведение запомнилось больше всего.

Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.

3.

И.С.Тургенев  и Полина Виардо

Не забудьте рассказать,
•   кто изображён на картине;
•   что связывало этих людей;
•   какие книги о природе вы знаете;
•   какое произведение запомнилось больше всего.
Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.


4.

Павла Гусев. Иллюстрация к произведению И.С. Тургенева "Записки охотника"

•   кто изображён на картине, какое  время года;
•   расскажи, что происходит на картине;
•   какие книги о природе вы знаете;
•   какое произведение запомнилось больше всего.

Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.



5.

В.А. Милашевский. Иллюстрация к роману И.С. Тургенева «Рудин».

•   кто изображён на картине, какое  время года;
•   расскажи, что происходит на картине;
•   какие книги о природе вы знаете;
•   какое произведение запомнилось больше всего.

Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.


6.

Иллюстрация Д.Боровского к роману 'Дворянское гнездо'

•   кто изображён на картине, какое  время года;
•   расскажи, что происходит на картине;
•   какие книги о природе вы знаете;
•   какое произведение запомнилось больше всего.

Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.


7.

Иллюстрация Д.Боровского к роману "Отцы  и дети'

•   кто изображён на картине,;
•   расскажи, что происходит на картине;
•   какие книги о природе вы знаете;
•   какое произведение запомнилось больше всего.

Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.

 

Онлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 41967
    • Просмотр профиля
4.


С. Яровой. Иллюстрация к басне Крылова

1. Опишите картину.
2. Расскажите о своих любимых баснях Крылова.

Не забудьте рассказать,
•   какая басня Крылова изображена на этой картинке;
•   вспомните, что послужило причиной опалы и чем занимался Крылов в это время;
•   какие басни Крылова вы знаете;
•   какое произведение запомнилось больше всего.
Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.

Онлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 41967
    • Просмотр профиля
3.



1. Опишите картину.
2. Расскажите о своих любимых баснях Крылова.

Не забудьте рассказать,
•   как эта картинка связана с творчеством Крылова;
•   вспомните, какие журналы издавал Крылов;
•   какие басни Крылова вы знаете;
•   какое произведение запомнилось больше всего.
Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.

Онлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 41967
    • Просмотр профиля
2.


Канцелярия

1. Опишите картину.
2. Расскажите о своих любимых баснях Крылова.

Не забудьте рассказать,
•   как эта картинка связана с детством Крылова;
•   вспомните, во сколько лет Крылов поступил на службу;
•   какие басни Крылова вы знаете;
•   какое произведение запомнилось больше всего.
Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.

Онлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 41967
    • Просмотр профиля
1.

Сундук с книгами

1. Опишите картину.
2. Расскажите о своих любимых баснях Крылова.

Не забудьте рассказать,
•   как эта картинка связана с детством Крылова;
•   вспомните, какое образование получил Крылов;
•   какие басни Крылова вы знаете;
•   какое произведение запомнилось больше всего.
Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.




Онлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 41967
    • Просмотр профиля
ЗАДАНИЕ 2
Условный диалог.
У вас берут интервью. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы. На ознакомление с вопросами – 1 минута. Ответ на каждый вопрос – 1 минута.


№1
1. В каком году  родился Крылов?
Ответ: ____________________________
2. Где  был отец Крылов?
Ответ: ____________________________
3. Где учился Крылов?
Ответ: _____________________________
4. Как жила семья Крылова после смерти отца?
Ответ: _____________________________
5. В чём с удовольствием участвовал Крылов?
Ответ: ______________________________


  №2
1. Во сколько лет Крылов поступил на службу?
Ответ: ____________________________
2. Зачем Крылов с матерью переехали в Петербург?
Ответ: ____________________________
3. Где работал Крылов в Петербурге?
Ответ: _____________________________
4. Чем занимался Крылов кроме службы?
Ответ: _____________________________
5. В каких областях Крылов достиг успехов?
Ответ: ______________________________

  №3
1. В качестве кого Крылов начал свою литературную деятельность?
Ответ: ____________________________
2. Назовите некоторые пьесы Крылова?
Ответ: ____________________________
3. Какой первый журнал издавал Крылов?
Ответ: _____________________________
4. Что отражал Крылов в своих журналах?
Ответ: _____________________________
5. Кто беседовал с Крыловым о его журналах?
Ответ: ______________________________

  №4
1. С какого года Крылову было запрещено было жить в столицах?
Ответ: ____________________________
2. Чем была вызвана опала?
Ответ: ____________________________
3. Что предложила императрица Крылову?
Ответ: _____________________________
4. Чем занимался Крылов во время опалы?
Ответ: _____________________________
5. Какие пьесы Крылова имели шумный успех?
Ответ: ______________________________

  №5
1. В каком году вышла первая книга басен Крылова?
Ответ: ____________________________
2. Сколько басен было написано Крыловым?
Ответ: ____________________________
3. Каких баснописцев вы можете назвать?
Ответ: _____________________________
4. Назовите басни Крылова, которые вы знаете?
Ответ: _____________________________
5. Процитируйте известные вам изречения из басен Крылова?
Ответ: ______________________________


  №6
1. Персонажем чего стал Крылов ?
Ответ: ____________________________
2. Какие свои пороки Крылов подчёркивал?
Ответ: ____________________________
3. Чем занимался Крылов до самой старости?
Ответ: _____________________________
4. Какие поощрения получил Крылов от государства?
Ответ: _____________________________
5. Почему Крылов получил чин статского советника в нарушение правил?
Ответ: ______________________________


  №7
1. Почему Крылов в последние годы жизни был обласкан царской фамилией?
Ответ: ____________________________
2.
Что позволял себе Крылов при дворе?
Ответ: ____________________________
3. Какие проблемы со здоровьем испытывал Крылов?
Ответ: _____________________________
4. Когда умер Крылов?
Ответ: _____________________________
5. Что получили его друзья после его смерти?
Ответ: ______________________________


Онлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 41967
    • Просмотр профиля

И.А.Крылов. Тексты для начальной школы

1. Детство, образование

Крылов Иван Андреевич (1769 —  1844) - русский баснописец, драматург, журналист.
    Его отец был офицером, принимал участие в подавлении пугачёвского бунта.  Крылов провел раннее детство в разъездах. Грамоте выучился дома (отец его был большой любитель чтения, после него к сыну перешёл целый сундук книг).
   После смерти отца семья оказалась в большой нужде. Крылов из милости учился у домашних учителей состоятельных соседей, у них же выучил французский.
 
2. Начало службы

  В 9 лет Крылов, получивший домашнее образование, поступил на службу - переписывать деловые бумаги. 
  В конце 1782 г. Крылов переехал в Санкт-Петербург с матерью, которая хотела хлопотать о пенсии и об устройстве судьбы сына. Там ему тоже пришлось поступить на службу. В это же время он активно занимался самообразованием. Кроме французского, он выучился читать и писать по-немецки и по-итальянски. Хорошо играл на скрипке, разбирался в математике.

3. Начало творчества

    Начал литературное поприще как драматург (трагедии «Клеопатра», «Филомена», комедии «Проказники», «Бешеная семья», 1786-1788).
    В 1788 г. начинает заниматься журналистикой. Издаёт  журнал «Почта духов», где в виде переписки гномов и других духов  показана широкая сатирическая картина русского общества. Журнал был запрещен. Затем издаёт журналы «Зритель» и «Санкт-Петербургский Меркурий». Открыл свою книготорговую лавку. Но и эти журналы были запрещены, причем есть свидетельства, что с Крыловым беседовала сама императрица.

4.  Опала

           С осени 1795 года из-за истории с журналами Крылову  запрещено жить в столицах, имя его исчезает со страниц печати. Императрица предложила Крылову на пять лет за счёт правительства уехать попутешествовать за границу, однако тот отказался.
    В 1797 года Крылов поступил личным секретарем к генералу князю С. Ф. Голицыну. После внезапной опалы генерала Крылов последовал добровольно в ссылку за хозяином и до 1801 года был компаньоном ссыльного семейства, давал уроки русского языка его младшим детям и их друзьям.
    В 1802 и в 1807 годах в Москве и в Петербурге состоялись постановки пьес Крылова "Пирог" и "Модная лавка". Они имели шумный успех.

5.  Басни

   В 1809 вышла первая книга басен Крылова. Всего им написано около 200 басен.  Многие произведения (например, «Стрекоза и Муравей», «Волк и ягненок» и другие) восходят к образцам, заимствованным у Эзопа, Федра, Лафонтена. 
   Басни Крылова имели огромный успех. Многие изречения из басен Крылова вошли в русский язык на правах поговорок: «А Ларчик просто открывался», «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать», «Да только воз и ныне там».
 
6.  Общественное признание

     В  1820-е годы стал Крылов персонажем многочисленных анекдотов. Он сам подчеркивал свои пороки (лень, чревоугодие, неряшливость, увлеченность картами). Однако,  до самой старости, он продолжал заниматься самообразованием: изучал древнегреческий, брал уроки английского.
       В феврале 1812 года Крылову назначена пожизненная пенсия, в 1830 в нарушение правил (Крылов не имел университетского образования) писателю был присвоен чин статского советника.         В 1838 было торжественно властями и общественностью отмечен юбилей Крылова — 70-летие со дня рождения и 50-летие литературной деятельности.

7. Последние годы жизни

   В конце жизни Крылов был обласкан царской фамилией. Придуманный им образ пришёлся ко двору, и в конце жизни он мог позволить себе всё, что угодно. Не стеснялся быть обжорой, неряхой и лентяем.
       В последние годы жизни Крылов испытывал проблемы со здоровьем. Возможно, этому способствовал лишний вес и грузная фигура.

    Умер Крылов в 1844 году в Петербурге. Похороны были пышными. Некоторые друзья Крылова вместе с приглашением на похороны получили экземпляр изданных им самим басен с надписью "Приношение. На память об Иване Андреевиче по его желанию".

Онлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 41967
    • Просмотр профиля
7. Последние годы жизни

В конце жизни Крылов был обласкан царской фамилией. Имел чин статского советника, шеститысячный пенсион.

Крылов жил долго и своим привычкам не изменял ни в чём. Полностью растворился в лени и гурманстве. Он, умный и не слишком добрый человек, в конце концов сжился с ролью добродушного чудака, нелепого, ничем не смущающегося обжоры. Придуманный им образ пришёлся ко двору, и в конце жизни он мог позволить себе всё, что угодно. Не стеснялся быть обжорой, неряхой и лентяем.
   
Одно время он даже получал приглашения на маленькие обеды к императрице, о которых высказывался потом весьма нелестно из-за скудости порций блюд, подаваемых к столу.

    В последние годы жизни Крылов испытывал проблемы со здоровьем. Возможно, этому способствовал лишний вес и грузная фигура. Последним его распоряжением была просьба раздать всем, кто его помнил, по экземпляру своего нового издания.

    Умер Крылов в 1844 году в Петербурге. Похороны были пышными. Граф Орлов — второй человек в государстве — отстранил одного из студентов и сам нёс гроб. Некоторые друзья Крылова вместе с приглашением на похороны получили экземпляр изданных им самим басен с надписью "Приношение. На память об Иване Андреевиче по его желанию".

Онлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 41967
    • Просмотр профиля
2. Начало службы

  После смерти отца, Андрея Прохоровича, мать, впавшая в нужду и подрабатывавшая услугами в богатых домах, упросила местное начальство принять девятилетнего сына, получившего домашнее образование, на службу - переписывать деловые бумаги.  Крылов был записан в гражданскую службу подканцеляристом Калязинского нижнего земского суда, а затем Тверского магистрата.
  В конце 1782 г. Крылов поехал в Санкт-Петербург с матерью, намеревавшейся хлопотать о пенсии и о лучшем устройстве судьбы сына.
  В 1783 году Крылову пришлось поступить на службу в Казенную палату. В это время он активно занимался самообразованием. Кроме французского, он выучился читать и писать по-немецки и по-итальянски. Хорошо играл на скрипке, выучил теорию музыки, разбирался в математике. Он познакомился с узким кругом литераторов, в числе которых был и Г. Р. Державин с женой, которая покровительствовала Крылову.

Онлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 41967
    • Просмотр профиля
 6. Крылов. Общественное признание. 

Крылов воспринимался современниками как своего рода литературный персонаж. Сам писатель подчеркнуто отстранялся от всех общественных событий, в обществе нарочито подчеркивал свои пороки (лень, чревоугодие, неряшливость, увлеченность картами). Уже в 1820-е годы стал он персонажем многочисленных анекдотов, впрочем, всегда благожелательных. До самой старости, однако, он продолжал заниматься самообразованием: изучал древнегреческий, брал уроки английского. Его ценили и принимали в самых разных по своим взглядам литературных кружках. По некоторым сведениям, у Крылова был Пушкин незадолго до дуэли, он же, по свидетельству современников, был последним, кто простился с телом великого поэта на отпевании.
    В феврале 1812 года Крылову назначена пожизненная пенсия, в 1830 в нарушение правил (Крылов не имел университетского образования) писателю был присвоен чин статского советника. В 1838 было торжественно властями и общественностью отмечен юбилей Крылова — 70-летие со дня рождения и 50-летие литературной деятельности.

Онлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 41967
    • Просмотр профиля
5. Крылов. Басни

   В 1809 вышла первая книга басен Крылова. Всего им написано около 200 басен (последнее и наиболее полное издание, сборник в 9-ги книгах, выпущен в декабре 1843, в книжную торговлю поступил позже, причем часть тиража бесплатно раздавалась на похоронах писателя). Многие произведения (например, «Стрекоза и Муравей», «Волк и ягненок» и пр.) восходят к образцам, заимствованным у Эзопа, Федра, Лафонтена. Однако реалистическая убедительность образов, конфликт между нравственностью и лицемерием, корыстью, жестокостью, трусостью, а также "живой" язык заставляют видеть в Крылов реформатора басенного жанра.
   Басни Крылова лишены сухого морализаторства, нравственный вывод, заключенный в ней, является выражением здравого смысла, воплощен в формах живого разговорного языка. Благодаря этим качествам многие речения из басен Крылова вошли в русский язык на правах поговорок: «А Ларчик просто открывался», «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать», «Да только воз и ныне там».

Онлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 41967
    • Просмотр профиля
4. Крылов. Опала

    С осени 1795 года из-за истории с журналами ему запрещено жить в столицах, имя его исчезает со страниц печати. Императрица предложила Крылову на пять лет за счёт правительства уехать попутешествовать за границу, однако тот отказался.
  В 1797 года Крылов поступил личным секретарем к генералу князю С. Ф. Голицыну. После внезапной опалы генерала Крылов последовал добровольно в ссылку за хозяином и до 1801 года был компаньоном ссыльного семейства, давал уроки русского языка его младшим детям и их друзьям. Отход от литературной деятельности по «внешним» причинам совпал с глубоким внутренним переломом, пережитым Крыловым: отныне он уже не верит в возможность переделки человека литературой, сохраняя преданность идеям Просвещения, предпочитает книжным идеалам практический мужицкий опыт. В ссылке Крыловым был создан цикл стихотворных переложений псалмов, в печати появились несколько его прозаических «мелочей».
   В 1802 и в 1807 годах в Москве и в Петербурге состоялись постановки пьес Крылова "Пирог" и "Модная лавка". Они были лишены всякой дидактики и имели шумный успех.

Онлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 41967
    • Просмотр профиля
3. Крылов. Начало творчества.

    Начал литературное поприще как драматург (трагедии «Клеопатра», «Филомена», комедия «Бешеная семья», 1786-1788). Сочинил комедию «Проказники», где под именем Рифмокрада осмеял драматурга Я. Б. Княжнина и его жену, дочь А. П. Сумарокова. За этот памфлет Крылов был по жалобе Княжнина отлучен от театра. В 1788 г. начинает заниматься журналистикой. Начал издание сатирического журнала «Почта духов». В журнале в виде переписки гномов и других духов давалась широкая сатирическая картина русского общества времен Екатерины. Журнал был запрещен, возможно, из-за усилившихся строгостей по причине революции 1789 во Франции. Затем издаёт журналы «Зритель» и «Санкт-Петербургский Меркурий». Здесь он также выступал обличителем нравов общества, но уже в более мягкой форме, от сатиры переходит к морализаторству. Открыл свою книготорговую лавку. Но и эти журналы были запрещены, причем есть свидетельства, что с Крыловым беседовала сама императрица.

 
.