Образование - это не угадайка
Формула смысла (09.06.17)
Гость - директор Института опережающих исследований Юрий Громыко.
Ведущие "Вестей ФМ" – Дмитрий Куликов и Ольга Подолян
ГРОМЫКО: Я хотел сегодня, чтобы мы поговорили об образовании, но в следующем контексте.
Основная идея заключается в том, что происходит разрушение духовной традиционной матрицы, которая всегда лежала в основе российского образования и это ведет к разрушению коллективного, общественного сознания. Это то, что происходило с образованием последние 10 лет. В соответствии с этим возникает вопрос, выполняет ли школа свою основную функцию, учит ли она, и нужно ли ходить в школу, если можно взять репетитора и "натаскиваться на тесты"?
Будет ли этот результат позитивным по отношению к матрице воспроизводства нашего общего народного, национального, политического сознания и в части подготовленности к дальнейшей карьере и работе.
С одной стороны, согласно утверждению Кузьминова, школа должна воспитывать, удерживать в определенном социализационном поле. Например, не выпускать школьников на митинги Навального, но, то, что произошло в Москве, означает полный воспитательный провал, потому что, оказывается, детей, которые плохо разбираются, что происходит в политике и стране очень легко вытащить и заставить выйти с протестами. Но у меня более важный вопрос: Не означает ли утверждение Кузьминова, что школа должна перестать учить вообще? То есть она должна погрузиться в ограничивающий социальный контроль, с полной потерей учебной функции.
КУЛИКОВ: Я бы не придавал этому значения, потому что идеологи Российского образование, базирующиеся в Высшей Школе экономики, навязывали нам идею, что воспитание надо вообще убрать из образования. Школа должна учить учиться, воспитания в школе быть не должно. И Высшая Школа Экономики рассказывала нам это в течение последних 25 лет.
ГРОМЫКО: Я считаю, что к этому надо абсолютно серьезно относиться, но совсем с другой стороны: То, что стала делать Ольга Юрьевна – разворачивать образование к восстановлению норм, которые были осмыслены в советской школе. Основной вопрос, с моей точки зрения, это формирование управленческой команды. Для того, чтобы этот разворот осуществить, нужны управленцы образования на всех уровнях, здесь надо сказать, что подготовка управленцев образования захвачена Высшей Школы и экономики и фондом подготовки кадров. Отсюда вопрос – кто сможет подготовить управленцев, чтобы они смогли ставить разумные и осмысленные цели восстановления матрицы российского образования. Для этого надо уходить от системы гипертрофированного надзирательного контроля. Цифровизация современной общеобразовательной школы доходит, до того, что системы слежения фиксируют все происходящее в школе, и этот контроль удесятерился по сравнению с системой надзора, который был установлен в советской школе.
Второй момент - это показатель качества образования, который никак не связан с ЕГЭ. Это означает, что нужно возвращаться к системе советской системе оценки, которая больше походила на экзамен, то есть осуществлялась коммуникация с коллективом преподавателей, возможность в этом общении определить, способен ли учащийся отвечать на вопросы, рассуждать, а не просто старается угадать вариант ответа, и, таким образом, прощаться с ЕГЭ.
Третий момент - это переход от финансово-распределительных функций в управлении к содержательному управлению, связанному с восстановлением научно-методических центров, развитием региональных программ образования, оценкой работы педагогов . Однако, все эти вопросы при подготовке на основе перенимания западного менеджмента не ставятся, поэтому у министра образования очень сложная задача. Необходимы люди, которые смогли бы развернуть процесс восстановления качества российского образования, подразумевающее возврат к советскому проекту и советской школе, которая является более продуманным, чем постсоветское современное образование. По вопросам образования есть сильный раскол – не надо ли прикончить школу, как институт и перейти на уровень индивидуализированных программ и тьюторов, эта линия усиленно продвигается. По аналогии с медициной: сейчас большое количество людей с различными заболеваниями пытается перейти на самолечение, и в тех ситуациях, когда речь идет о тяжелых случаях, становится понятно, что человек, как бы он ни погружался в интернет, он принять институциональное решение не способен.
Если придерживаться такой системы образования, то ответить на вопрос, образован человек или нет,будет невозможно, потому что это будет подменяться игрой в сертификаты и дипломы - человек открывает ящик и спрашивает: "Какой диплом Вам показать?". А тому, сформированы ли у него важнейшие родовые функции, воля, целеполагание, определенный объем знаний будет придаваться наименьшее значение. ПТакое образование работает на определенную цель: управление социумом, лишение человека его подлинной сущности, то есть способности к суждениям.