Автор Тема: Об учебниках  (Прочитано 51675 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн АЛЁНА

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4079
    • Просмотр профиля
Re: Об учебниках
« Ответ #36 : 23 марта 2015, 09:23:21 »
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко обратилась к представителям РАН, Академии образования и педагогическому сообществу с просьбой создать базовый учебник по русскому языку, сообщает РИА Новости.

«Жизненно необходимо сегодня создание базового учебника по русскому языку. Академия наук, Академия образования, педагогическое сообщество должны считать его создание приоритетом в Году литературы», — заявила она на церемонии открытия Года литературы в Санкт-Петербурге.

Спикер Совфеда отметила возвращение сочинений в выпускных классах как знаковый шаг. По мнению Матвиенко, проведение Года литературы понять гуманистические идеи созданные русскими классиками, а также приобщить молодежь к национальной культуре.

aif.ru

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 41936
    • Просмотр профиля
Re: Об учебниках
« Ответ #35 : 24 января 2015, 20:12:40 »
И в начальной школе есть такая же проблема с учебником русского языка. Например, тема "Приставки и предлоги" преподносится так, что дети начинают делать ошибки там, где раньше писали, не задумываясь, правильно. Просто запутываются. Я вообще думаю, эту тему проводить потом обзорно.

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38314
    • Просмотр профиля
Re: Об учебниках
« Ответ #34 : 23 января 2015, 15:38:58 »
Нет, мы это, конечно, вполне "могём", ;D ;D ;D но тогда возникает вопрос: а чем, собственно, занимаются в Министерстве образования?!>:( >:( >:(
Можно   ответить одним   словом,   но  Заратустра  не позволяет ;)

Оффлайн Neta

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 5733
  • Neta
    • Просмотр профиля
Re: Об учебниках
« Ответ #33 : 23 января 2015, 15:05:27 »
Очень странный учебник по русскому языку для 9 класса. Очень замысловатые, непростые примеры на вроде бы нетрудные правила. Упражнения просто запутывают учеников.
Не странный  - безобразный!!! >:( >:( >:( Ни одного нормального примера на сложнейшие темы синтаксиса. >:( >:( Какая-то просто бредятина! :o :o :o
 Приходится к каждому уроку разрабатывать свой материал. Нет, мы это, конечно, вполне "могём", ;D ;D ;D но тогда возникает вопрос: а чем, собственно, занимаются в Министерстве образования?! Неужели они настолько оторвались от народа, что не понимают, что по этим так называемым "новым" учебникам совершенно невозможно ни учить, ни учиться!!! >:( >:( >:(

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 41936
    • Просмотр профиля
Re: Об учебниках
« Ответ #32 : 20 января 2015, 12:44:25 »
Так и делаем. Но от учебников совсем отказаться нельзя.

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38314
    • Просмотр профиля
Re: Об учебниках
« Ответ #31 : 18 января 2015, 22:25:37 »
Заменяйте  задания своими.

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 41936
    • Просмотр профиля
Re: Об учебниках
« Ответ #30 : 18 января 2015, 21:35:55 »
Очень странный учебник по русскому языку для 9 класса. Очень замысловатые, непростые примеры на вроде бы нетрудные правила. Упражнения просто запутывают учеников.

Оффлайн АЛЁНА

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4079
    • Просмотр профиля
Re: Об учебниках
« Ответ #29 : 30 декабря 2014, 08:27:25 »
Правительство утвердило Концепцию ФЦП "Русский язык" на 2016–2020 годы

На сайте Правительства РФ опубликовано распоряжение, утвержденное в рамках государственной программы "Развитие образования" на 2013–2020 годы. Объём финансирования программы за счёт средств федерального бюджета составит более 6 миллиардов рублей.

Согласно справке к документу, проект Концепции ФЦП "Русский язык" на 2016–2020 годы внесён Минэкономразвития России во исполнение поручений Правительства России. Государственный заказчик – координатор программы – Минобрнауки РФ.

В 2015 году заканчивает свое действие ФЦП "Русский язык" на 2011–2015 годы. Срок реализации новой программы – 2016–2020 годы (первый этап – 2016–2018 годы, второй этап – 2019–2020 годы).

На первом этапе планируется:

- комплекс научно-исследовательских работ в области функционирования, развития и изучения русского языка;

- техническое, учебно-методическое обеспечение единого электронного образовательного пространства, объединяющего ресурсы для организации обучения русскому языку и на русском языке на всех уровнях подготовки;

- подготовка, переподготовка, повышение квалификации преподавателей русского языка;

- организационно-методическое обеспечение поддержки русских школ в странах СНГ и других иностранных государствах;

- поставка учебников, учебных пособий, научно-популярных книг и журналов по русскому языку, литературе и культуре в иностранные государства (в российские центры науки и культуры, русские школы (классы));

- создание полноценных условий для обучения иностранных граждан русскому языку в объёмах, необходимых для их трудовой деятельности в России;

- создание центров коллективного доступа к российским образовательным, информационно-просветительским и социокультурным ресурсам на базе российских центров науки и культуры и образовательных организаций в странах СНГ и других иностранных государствах.

На втором этапе программы планируется:

- развитие кадрового потенциала в сфере русского языка;

- завершение формирования инфраструктуры системы открытого образования на русском языке и обучения русскому языку;

- обеспечение широкой вариативности программ обучения русскому языку с использованием дистанционных технологий образования;

- расширение присутствия русского языка в сети Интернет;

- повышение популярности и престижа русского языка и образования на русском языке.

Подписанным распоряжением устанавливается предельный (прогнозный) объём финансирования Программы за счёт средств федерального бюджета – 6 767 500 000 рублей (в ценах соответствующих лет).

"Концепция направлена на реализацию системных мер на основе координации и кооперации федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации, образовательных, научных, культурных, спортивных, неправительственных, общественных организаций и бизнес-структур в сфере поддержки и продвижения русского языка", - говорится в сообщении на сайте кабмина.

По информации government.ru

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 41936
    • Просмотр профиля
Re: Об учебниках
« Ответ #28 : 18 декабря 2014, 23:16:32 »
Ещё немного об этой концепции.
Пока люди образованные и образовательные (иногда это разные персонажи) обсуждали итоги вернувшегося в классы обязательного сочинения, в школьных кабинетах литературы взорвалась бомба похлеще. Называется она "Концепция школьного филологического образования". Если ее примут, то именно ею должны будут руководствоваться учителя в преподавании русского языка и литературы.
Никакой вариативности и свободы творчества: любить чтение дети будут по тщательно отобранным книжкам. Если Достоевский — то только каноническое "Преступление и наказание". Из Куприна - два рассказа, не больше, не меньше. Современных книжек — две штуки! Зато у Некрасова надо знать обязательные 15 стихов, у Тютчева — 14.
Зато - что важно! - концепция предлагает увеличить число уроков по литературе до 5 в неделю в старших классах. Сейчас на литературу отводится всего три часа. Тут не только осмысливать — читать некогда! Конечно, часы надо увеличивать, а как - математику сократить, или заставить детей до полуночи в школе сидеть?
Известные учителя недавно написали письмо министру образования и науки Дмитрию Ливанову со своими соображениями по поводу предлагаемой Концепции.
"Живой читательский интерес, а не штудирование однотипного учебного материала, любовь к чтению, а не формальное запоминание сюжета и предметного мира произведений отечественной классики в действительности создают единое образовательное пространство нашей страны", подчеркивают учителя в письме.
Мы попросили известных преподавателей словестности объяснить, что заставило их взяться за переписку с министром.
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
Мы тебя научим классику любить!
Сергей Волков, учитель литературы школы №57, член Общественного совета при Минобрнауки России:
- Концепцию разрабатывала общественная организация «Ассоциация учителей литературы и русского языка», в сокращении – АССУЛ. Она была создана осенью 2013 года по сути решением сверху. Понятно: учительские сообщества разрозненны, чтобы ими управлять, нужны структуры. Вот такая назначенная сверху структура возникла - и теперь пытается пустить корни в учительскую толщу, чтобы было ощущение, что растет она оттуда.
Концепция мыслится и подается как общеколлективный текст почти мифологического статуса, как скрижали завета. На самом же деле среди авторов разные люди – есть профессиональные филологи, есть управленцы от образования, есть и практики, работающие или в прошлом работавшие в школах. У руководства же стоят разработчики ЕГЭ и авторы некоторых линий учебников, представители некоторых издательств. Их задача – сохранить и закрепить в школе статус-кво, при котором их продукция школой востребована. Обосновать это положение идеологически и не дать ему измениться. Они боятся вариативности и выступают за единообразие. В частности, их голубая мечта – единый безальтернативный список произведений для изучения в школе. И такой список есть в Концепции – примерно 370 текстов. Разделите это на 7 лет, с 5 по 11 класс - и вы увидите, что этим списком можно ребенка и учителя только придавить, как могильной плитой.
Если Концепция будет принята, то на бумаге мы будем видеть картину роста духовности и патриотизма, а на деле жизнь будет течь как и текла. Просто мало-мальски творческим, ищущим учителям будет сложнее – дышать «ворованным воздухом» (выражение Мандельштама) всегда несладко. Нужно будет опять проходить одно, писать в журналы другое. Нужно будет как-то отчитываться о непройденном – а изучить все эти произведения в отведенное на литературу время невозможно. Концепция же оперирует нереалистически большим количеством часов на предмет, которые просто неоткуда взять в современной школе. Значит, в нее заложено вранье. В условиях вранья жить не только трудно, но и крайне неприятно.
И сложно будет детям. Сегодня, когда есть большая проблема привлечения ребенка к чтению, на уроке литературы школьник не получит помощи. Его опять будут гнать сквозь строй книг и авторов, не давая поднять голову и так и норовя ударить новым шпицрутеном.
А вместо этого надо просто брать в руки книжку и читать, и делать это с удовольствием на их глазах. Чем чаще – тем лучше. Нам надо возвращать ребенку радость чтения – а это невозможно, когда книжки, с которыми мы должны к нему прийти, выбрали за нас. Когда нам не оставили времени, не только не разгрузив программу, в чем она давно нуждается, но перегрузив ее. Когда поставили заслон современной литературе, которая часто быстрее может «зацепить» ребенка, чем классика.
Что может сделать литература? Требовать сформировать любовь невозможно, но довольно часто получается и это. Плюс ребенок должен прочитать какое-то посильное количество текстов, значимых для нашей культуры, и поразмышлять над ними, устно и письменно. Получив какие-то навыки общения с текстом как со знаковой системой, в которой на разных уровнях скрыт смысл. Плюс очень важно эмоционально пережить встречу хотя бы с некоторым количеством книг – потому что в такие моменты растет душа человека. И вот такие встречи и должны организовывать ребенку школьные уроки литературы.
Услышит ли Минобрнауки письмо учителей? Посмотрим. У него столько ушей, что, с одной стороны, оно слышит всё, с другой стороны, это услышанное часто сливается в какофонию и не дает возможности понять, куда же плыть. А еще у Минобрнауки есть необходимость слышать и выполнять поручения вышестоящих инстанций. И учитывая высокую прописку учредителя ООО АССУЛ, можно предположить, что его-то голос министерство различит хорошо...
Конечно, хуже может быть всегда. Даже когда кажется, что хуже некуда. Это очень оптимистическое состояние бытия, как мне кажется.
Единая концепция — к единому учебнику
Евгения Абелюк, учитель литературы лицея № 1525 "Воробьевы горы", доцент Департамента образовательных программ Высшей школы экономики:
- Насколько я понимаю, пока никакого официального статуса у этой Концепции нет. Потому что системный документ — это федеральный государственный стандарт, который был принят, и примерная программа, составленная по нему. Этот стандарт пытается литературное образование как-то улучшить, чтобы сохранить его престиж. В сегодняшней ситуации нечтения просто кричать, что образование у нас хорошее и его надо любой ценой сохранить в том виде, в каком мы сейчас его имеем — это значит, все потерять.
Эта Концепция противоречит федеральному стандарту, который ставит во главу угла вариативность и результат. По-моему люди, которые сделали ее в тот момент, когда стандарт уже принят, преследовали отчасти конъюнктурные цели. Я не была на съезде, где ее принимали, но слышала, что ее авторы выступали против единого учебника литературы. Но, как мне представляется, такая концепция — как раз основание для такого учебника.
Вообще, весь этот документ написан в ура-патриотической стилистике. И она оставляет тяжелое впечатление. Авторы утверждают, что они первыми пытаются сохранить в литературном образовании национальные ценности и традиции. Но это далеко не так. Боюсь, перед нами очередное бряцание словами, которые очень легко могут стать обоснованием агрессивной позиции.
Сегодня, чтобы сохранить традиции, надо что-то изменить, потому что мы теряем традицию осмысленного чтения — почти уже потеряли. Те изменения, которые предлагает федеральный стандарт, как раз и делаются для того, чтобы сохранить традицию обращения к русской классике.

Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38314
    • Просмотр профиля
Re: Об учебниках
« Ответ #27 : 03 декабря 2014, 23:06:59 »
Открытое письмо в защиту литературного образования собрало десятки подписей педагогов
По мнению специалистов, новая концепция ущемляет право выбора детей и педагогов
На портале Института проблем образовательной политики “Эврика” опубликовано открытое письмо-обращение, сбор подписей под которым продолжается. "Мы хотим высказать несколько соображений, которые стоит учесть тем, кто будет решать судьбу литературного образования", - отмечают авторы письма.

​"Живой читательский интерес, а не штудирование однотипного учебного материала, любовь к чтению, а не формальное запоминание сюжета и предметного мира произведений отечественной классики в действительности создают единое образовательное пространство нашей страны. Давайте его сохранять", - призывают создатели обращения. Мы приводим выдержки из него. С полным текстом письма можно ознакомиться на сайте "Эврики".

"Рабочей группой, организованной общественным объединением "Ассоциация учителей русского языка и литературы" (АССУЛ), на средства гранта Общества "Знание" России подготовлен документ под названием "Концепция школьного филологического образования. Русский язык и литература. Проект" (далее – Концепция), который поступил в Министерство образования и науки Российской Федерации. Мы хотим высказать несколько соображений, которые стоит учесть тем, кто будет решать судьбу этого документа и литературного образования в целом.

1) Прежде всего, неясным остается статус данного текста. Разработчики Концепции позиционируют ее как важный этап "реализации Федерального закона "Об образовании в РФ" и как важнейшее содержательное и концептуальное дополнение к Федеральному государственному образовательному стандарту, требующему корректировки и конкретизации". Однако, с нашей точки зрения, данный документ является противоречащим самой идее рамочного по своей сути Федерального государственного образовательного стандарта, внедрение которого сопровождается разработкой подробных примерных образовательных программ. Концепция, подменяя собой примерные образовательные программы, устанавливает избыточное регулирование, не подкреплённое необходимыми ресурсами...

2) Очевиден реакционно-охранительный характер Концепции, постоянное противопоставление национальных традиций и мировых тенденций в образовании. Авторы Концепции предлагают филологическому образованию в России отказаться от пути, по которому идут все страны с развитой системой образования, и искать свой, "особый" путь. При этом никакого анализа международного опыта в деле изучения литературы не представлено, что также свидетельствует о неясности, неосознанности выбранного "особого" пути. В то время как все страны стремятся уйти от диктата дидактических единиц, жёсткого перечня изучаемых литературных произведений, в Концепции предлагается возродить и усилить данный устаревший подход, фактически формирующий у молодого поколения неприязнь к чтению.

...

4) Принцип унификации доминирует в Концепции над многообразием и вариативностью. Жестко оговаривается, что "основной способ предъявления произведения в школе – чтение его полного текста", что препятствует возможностям словесника учитывать степень готовности обучающихся к восприятию больших текстов, толкает его на механическое увеличение объема прочитанного в ущерб качеству чтения. Утверждения же о необходимости вариативности, которые есть в Концепции, противоречат жестко заданному в виде списка "единому ядру" обязательных для освоения произведений, объем и количество которых не только заведомо превышает возможности их полноценного освоения современными школьниками, но и блокирует возможность учителя добавлять в рабочую программу иные произведения и имена.

5) Понимая, что предложенный список невозможно текстуально изучить в школе, составители популистски предлагают увеличить количество часов на литературу в школе – до 4 часов в неделю на каждый из предметов в общей школе (до 5 часов – в профильных классах), никак не объясняя, за счет каких ресурсов эти часы могут быть добавлены. Содержательный объем Концепции рассчитан исходя из этих, совершенно нереальных для современной школы, часов. Всего предлагается изучить более 370 литературных произведений, не считая литературоведческих терминов и понятий. Это в среднем более 50 произведений в год.

...

8) Данная Концепция позиционируется её составителями в качестве "выражающей согласованную позицию профессионального сообщества", однако сама процедура предварительного ее обсуждения была далека от сложившихся сегодня норм и правил общественного экспертирования такого рода документов: обсуждения организовывались в закрытых группах или на выездных мероприятиях, на которые приглашались лишь лояльные к АССУЛ эксперты; после обнародования первого варианта проекта Концепции замечания к ней принимались по электронной почте, а тексты экспертиз вывешивались избирательно и без возможности задать вопросы составителям или авторам экспертных заключений. К сожалению, документ носит анонимный характер или, по крайней мере, не включает в себя перечня его разработчиков; отсутствует их официальный список и на сайте Ассоциации учителей русского языка и литературы.

Все это заставляет нас признать данный документ не только некорректным по форме, но и отрицательно влияющим на качество образования. Положения Концепции противоречат ключевым изменениям в сфере образовательной политики последних десяти лет, когда самостоятельность образовательных организаций, деятельностный подход в обучении, лучшие достижения отечественной культурно-исторической психологии стали обретать реальные черты в практике работы многих школ. Внедрение документа ставит под вопрос деятельность множества талантливых учителей-словесников, использующих в своей профессиональной деятельности инновационные подходы и технологии преподавания с опорой на современные филологические и методические концепции и инструментарий, в том числе органично сочетая национальные и мировые традиции и опыт преподавания родного языка и литературы.

Таким образом, предлагаем пересмотреть ключевые положения концепции, обеспечив разумный выбор и вариативность. Единство в многообразии всегда укрепляло традиции отечественной педагогики, взращённой именами К.Д. Ушинского, А.В. Луначарского, С.Т. Шацкого, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, Л.С. Выготского и др. Живой читательский интерес, а не штудирование однотипного учебного материала, любовь к чтению, а не формальное запоминание сюжета и предметного мира произведений отечественной классики в действительности создают единое образовательное пространство нашей страны. Давайте его сохранять".

Под письмом стоят десятки подписей педагогов, экспертов. В их числе Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики “Эврика”, Сергей Волков, учитель литературы ГБОУ ЦО №57, главный редактор журнала “Литература”, член Общественного совета МОН, Игорь Реморенко, ректор Московского городского педагогического университета, Александр Авдеев, кандидат исторических наук, доцент ПСТГУ, учитель истории школы-интерната "Интеллектуал", Наталья Митряева, учитель русского языка и литературы, школа №1392, г. Москва и др.

Напомним, критика по поводу создания данной концепции, а также законопроекта о единых учебниках звучала не единожды.

Оффлайн Spirit of Finland

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 13922
  • Удача сопутствует смелым!
    • Просмотр профиля
Re: Об учебниках
« Ответ #26 : 03 декабря 2014, 22:23:49 »
Кстати, тут тоже попахивает "клиповым" мышлением с такими заданиями...

Оффлайн Mila

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 41936
    • Просмотр профиля
Re: Об учебниках
« Ответ #25 : 03 декабря 2014, 22:14:33 »
Уважаемая Нета, я абсолютна согласна с тем, что Вы отметили в статье! "Трещотка, хрущоба, трущоба" - это всё из ЕГЭ. Те, кто составляет ЕГЭ, просто путают необходимые для всех и практические знания по русскому языку с лингвистическими олимпиадами или заданиями на кружке типа "Занимательно о языке". Эти задания сбивают всех: и учеников, и учителей. Кому может в жизни пригодиться умение находить оксюморон или синекдоху? или правильно написать слово "чащоба"? А вот неумение правильно и связно сформулировать свою мысль может перечеркнуть карьеру.

Оффлайн Neta

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 5733
  • Neta
    • Просмотр профиля
Re: Об учебниках
« Ответ #24 : 03 декабря 2014, 14:54:29 »
Выдержка из этой статьи. Очень актуальна!
ЕГЭ в той форме, в которой он сейчас существует, только вредит изучению русского языка в средней школе. Теперь в школе все изучение русского языка направлено на зазубривание правописания слов, причем многие слова представляют собой исключения из правил. Это всякие "трещотки" и тому подобное. Мне кажется, если школьник не знает, как писать "трещотка", он без этого слова обойдется. Но ему приходится его зубрить. Вся система чуть ли не с пятого-шестого класса начинает равняться на ЕГЭ.
А в школе, между тем, следует уделять внимание и другим разделам предмета "Русский язык": теория, практика, речь. Теория – это грамматические правила, практика – то, как их применяют, всякие разборы, характеристики, формы, падежи и так далее. А изучение речи требует, чтобы ученики говорили правильно и хорошо, чтобы у них был большой словарный запас, чтобы они любили красивую русскую речь. Это мое кредо.
А ЕГЭ лишает учителя возможности заниматься развитием речи. Все направлено на подготовку к экзамену. Хорошо, что предусмотрен ЕГЭ по литературе, и даже сочинение, хотя, до тех пор пока президент об этом не сказал, мы никак не могли этого добиться. Что из этого выйдет? Посмотрим. Но, по крайней мере, литераторы это приветствуют. Важно, чтобы выпускник не только расставил буквы, но и показал, как он умеет писать по-русски, а еще лучше – показал, как он умеет по-русски говорить.



Оффлайн Mari

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 38314
    • Просмотр профиля
Re: Об учебниках
« Ответ #23 : 02 декабря 2014, 21:45:48 »
Лекант: я хочу, чтобы люди любили красивую русскую речь

Мнение о том, что нормы современного русского литературного языка серьезно отстают от жизни, сегодня можно часто услышать в СМИ. О том, насколько этот тезис соответствует действительности и как меняется сегодня владение русским языком у россиян, рассказал заведующий кафедрой современного русского языка МГОУ Павел Лекант.
Продолжение http://ria.ru/education/20141201/1035933828.html#ixzz3Kleciiur

Оффлайн Б.Я.

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1070
    • Просмотр профиля
Re: Об учебниках
« Ответ #22 : 26 ноября 2014, 22:41:33 »

    Но изучать как художественное произведение на уроках литературы - вряд ли стоит. 


     А вот это спорно!!!

 
.