Автор Тема: Рабочие материалы V.B.  (Прочитано 582704 раз)

0 Пользователей и 6 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн пан

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1993
    • Просмотр профиля
Re: Рабочие материалы V.B.
« Ответ #173 : 24 ноября 2015, 20:21:30 »
Макет речи для круглого стола

Говоря  о  внедрении  метапредметов,  я  думаю  что не  стоит  забывать  о  том, что   наша  школа  давно  уже  практикует  нечто  подобное. Я  говорю  о  многолетней  работе  нашего  литературно-исторического  клуба. Этот  проект  не  раз  служил  площадкой  для  отработки  различных  форм  подачи  и  обсуждения учебного    материала. Можно  вспомнить  и  о  дискуссию-обсуждение  личности  Ивана  Грозного, в  котором  участвовали  ученики  и     преподаватели  нашей  школы, и  фильмы, которые  мы  смотрели, и  различные  литературные  произведения  и  многое  другое.
В  первой  четверти  этого  года    мы  отрабатывали  взаимодействие  таких  предметов, как  история, литература  и  русский  язык  на  примере    изучения  Отечественной  войны  1812 г.  и   романа  «Война  и  мир»  Л.Н. Толстого.
Преподаватели  напоминали  и  дополняли  как  школьные  знания  связанные  с  этими  событиями ( исторические  личности, события, их отражение  в  романе, то  как  это  показано  в  классическом  фильме  Бондарчука), так  и  вместе  с  ребятами  участвовали  в  их  обсуждении, после  чего  обычно  следовали  письменные  задания.
Таким  образом, мы  практически  проводили  в  жизнь метапредметное     изучение.   

Оффлайн Spirit of Finland

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 13875
  • Удача сопутствует смелым!
    • Просмотр профиля
Re: Рабочие материалы V.B.
« Ответ #172 : 24 ноября 2015, 13:01:29 »
Для праздничного объявления!

Дорогие дети и взрослые!

Приближается Новый год! Все ждем елку, новогоднюю почту и деда Мороза. Записывайтесь, кем вы хотите быть на празднике:

Снежинки

Снежные королевы

Метелицы

Снеговики

Зайки серенькие

Лошадки мохноногие

Серые волки

Кощеи бессмертные

Бабки-ежки

Баба-Яга

Дед Мороз

Снегурочка

Оффлайн SA

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 406
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Re: Рабочие материалы V.B.
« Ответ #171 : 23 ноября 2015, 22:56:38 »
Макет речи для круглого стола

Интернет-поиск – один из первых метапредметов, внедренный в образовательный процесс Школы-ВУЗа. Умение искать информацию в интернете – одно из ключевых умений, предъявляемых человеку 21 века.

На первый взгляд, интернет-поиск не представляет собой ничего сложного. Вспомните фразу из рекламы «Ok Google». Но на самом деле все зависит от сложности вопросов, предъявляемых жизнью. Чтобы ответить на некоторые из них, недостаточно вбить вопрос в поисковик и нажать Enter. Требуется знание специальных команд, сужающих критерии запроса.

На наш взгляд, школьный предмет «Интернет-поиск» должен обучать действиям в сложных случаях. Поисковые системы пока что не достигли уровня искусственного интеллекта. Чтобы правильно сделать запрос, нужно знать принципы работы поисковой машины и специальные запросы и команды.

В разных поисковых системах способы поиска различаются. Разберем несколько эффективных способов поиска на примере Google.

Ситауация 1

Нам нужно найти стихотворение. Мы не знаем автора, но помним, что речь там шла о мечте и помним одну строку: «Я не успел желанье загадать». Пробуем найти стихотворение в Гугле обыкновенным поиском. На первой странице выводятся ссылки на видео или текст известной в шансоне группы «Бутырка». Если в запрос дописать слово «стихотворение», результаты поиска изменятся, но мы так и не найдем нужный текст.

Способ решения - поиск конкретной фразы

Введенную фразу «Я не успел желанье загадать» заключаем в кавычки, чтобы Google искал фразу именно в том виде. До или после кавычек дописываем слово мечта. Регистр не имеет значения. Важно написать слово «желанье» так, как у автора – с мягким знаком. Нажимаем «Найти». Стихотворение Ивана Крупкина «Моя мечта» на сайте paru-strok.ru - на первом месте в результатах!

Ситуация 2

Нам нужно узнать, что такое «зерцало» и как оно пишется. Вводим запрос «как пишется слово зерцало» и сталкиваемся с тем, что система автоматически исправляет нам «зерцало» («зирцало») на «зеркало». Зная первый способ, мы, конечно, можем заключить слово «зерцало» в кавычки.

Способ решения – упрощение запроса

Нужно в строку поиска вписать только одно слово «зерцало». Если ошибетесь, система исправит ошибку, но уже не на слово зеркало, как было в прошлом случае с длинным запросом, а на нужное нам слово, и даст его определение.

Ситуация 3

Нам нужно найти информацию об отношении школы к гаджетам. Поиск на сайте не выдает результата по запросу «гаджет».

Способ решения – использование поиска Google на конкретном сайте

Иногда поиск Google оказывается лучше поиска, встроенного на сайте. Чтобы найти материал о гаджетах на сайте нашей школы, в поисковую строку Google вводим «site:so-school.ru гаджет» и попадаем в тему форума «Бороться или не бороться с гаджетами», где обсуждается нужный вопрос.

Оффлайн Spirit of Finland

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 13875
  • Удача сопутствует смелым!
    • Просмотр профиля
Re: Рабочие материалы V.B.
« Ответ #170 : 23 ноября 2015, 18:54:45 »
Для круглого стола (набросок). Решила все-таки не удалять...

В этом году в Школе-ВУЗе стартовал новый метапредмет, который мы назвали "Интернет-тетрадь".
Наш 21 век сейчас сложно представить без Интернета. И ни для кого не секрет, что с каждым годом стремительно развиваются технологии. И наша Школа-ВУЗ тоже не стоит на месте! Мы работаем с 1990 года, нашей концепции уже почти 25 лет.

Оффлайн SA

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 406
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Re: Рабочие материалы V.B.
« Ответ #169 : 22 ноября 2015, 23:55:02 »
Объявление для рассылки родителям.

Уважаемые родители!

В Школе-ВУЗе «Современное образование» возродилась игра «Разведчик». В новом «Разведчике-2015» могут принять участие дети с 1 по 8 класс. Игра проходит каждый четверг с 14.20 до 15.00.

Разведчик – специально подготовленный человек, обладающий мощным и быстрым интеллектом, фотографической памятью, хорошей реакцией, внимательный, осторожный, смелый и сдержанный, развитый физически. Только о человеке, внушающем доверие, мы можем сказать: «Я бы с ним пошел в разведку».

Игра ставит следующие основные цели:

- развитие умения слушать;
- улучшение разных видов памяти (зрительной, слуховой);
- развитие внимания;
- тренировка логического и творческого мышления;
- развитие навыков интернет-поиска;
- тренировка различных двигательных умений.

Ребята действуют самостоятельно, отряд выбирает себе командира из учеников, но направляет ход игры учитель. Для участников «Разведчика» предусмотрены интересные и сложные задания, развивающие перечисленные выше качества. Важное внимание уделяется дисциплине. За успешное выполнение заданий предусмотрены вкусные и забавные призы.

Записаться на курс можно у Сергея Александровича,
моб. тел. 8-916-673-39-37.


Оффлайн SA

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 406
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Re: Рабочие материалы V.B.
« Ответ #168 : 22 ноября 2015, 23:34:57 »
Разведчик-2015. Объявление для детей.

Дорогие ребята!

В нашей школе проводится игра «Разведчик-2015». Группа юных разведчиков под руководством Командира (Сергея Александровича) выполняет интересные и сложные задания. В зависимости от возраста, задания различаются по сложности: от бесшумного прохода по этажам и расчета на первый-второй до передачи и расшифровки секретных посланий.

За успешное выполнение заданий полагаются награды и призы!

Игра проходит каждый четверг с 14.20 до 15.00 (начало в малом спортивном зале на 2-ом этаже). Приглашаются все желающие. Записаться в отряд разведчиков можно у Сергея Александровича.

Оффлайн SA

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 406
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Re: Рабочие материалы V.B.
« Ответ #167 : 21 ноября 2015, 22:09:28 »
     SA! Прочти внимательнее статью V.B. о метапредмете и тогда поймешь, что один справишься.

Верно, НАШИ метапредметы построены так, что с ними может справиться один учитель, и это большой плюс! Но я имел в виду метапредметы вообще.

Оффлайн info

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2579
    • Просмотр профиля
Re: Рабочие материалы V.B.
« Ответ #166 : 20 ноября 2015, 01:56:27 »
     SA! Прочти внимательнее статью V.B. о метапредмете и тогда поймешь, что один справишься.

Оффлайн Freya

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 11156
    • Просмотр профиля
Re: Рабочие материалы V.B.
« Ответ #165 : 19 ноября 2015, 17:37:34 »
Я считаю, что система метапредметов имеет перспективы в образовании, т.к. дает человеку не отдельные, мало связанные друг с другом знания, а комплексные знания, и учит его самостоятельно их добывать.
В общем, при всей глубине и пользе метапредметы достаточно трудны с точки зрения организации урока.
вот ,поэтому  , метапредметное обучение хорошо укладывается в проектную комплексную деятельность.

Оффлайн SA

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 406
  • Патриций
    • Просмотр профиля
Re: Рабочие материалы V.B.
« Ответ #164 : 19 ноября 2015, 17:26:09 »
                             Коллеги, откликнувшиеся на тему "Что такое метапредмет?"
     Спасибо за подобранную в Интернете информацию. Хотелось бы узнать ваше видение этого явления.

Я считаю, что система метапредметов имеет перспективы в образовании, т.к. дает человеку не отдельные, мало связанные друг с другом знания, а комплексные знания, и учит его самостоятельно их добывать.

Но меня беспокоит следующий вопрос: сколько учителей должно преподавать один метапредмет? Если один учитель, он должен очень хорошо разбираться во всех областях этого метапредмета. Если несколько, их работа должна быть очень слаженной. Если метапредмет проводить регулярно, каждый раз нужно договариваться, кто что будет говорить, какие задания давать и когда. И, пока один учитель ведет свою часть, остальные, получается, должны присутствовать на занятии и ждать своей очереди? Возможно, конечно, перемещение детей по группам из класса в класс, но так теряется время на переходы и организацию.

Не менее значимый вопрос - возраст детей. Проводить метапредметы для каждого класса отдельно нереально - не хватит учителей. А если детей собирать в группы, разница в возрасте между членами группы может быть значительной.

В общем, при всей глубине и пользе метапредметы достаточно трудны с точки зрения организации урока.

Оффлайн V.B.

  • Генеральный директор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 891
    • Просмотр профиля
Re: Рабочие материалы V.B.
« Ответ #163 : 19 ноября 2015, 10:44:29 »
Что такое метапредмет и каково его будущее

     Педагогика прошла через многие методы (главные направления) образования человека – от грамматико-переводного через прямой, аудиовизуальный, проблемный, коммуникативный к сознательно-практическому. Это движение особенно четко прослеживается при исследовании методик обучения иностранному языку и математике.
     К 80-ым годам прошлого века стало понятно, что ни один из них для образования человека в школе и ВУЗе в чистом виде существовать не может. Тогда и появился сознательно-практический метод, который мы сейчас называем более емким словом – комплексный.
     В конце 70-х, начале 80-х годов в некоторых учебных заведениях нашей страны началась работа по индивидуальному подходу к обучающемуся, внедрению компьютера (ЭВМ) и изучению проблемы «педагогика сотрудничества» в образовательном процессе.

     В 1990 году был основан научно-методический учебный центр «Школа-ВУЗ «Современное образование», который продолжил изучение и внедрение в практику вышеназванных тем, а также начал разработку новых, подсказанных временем. Среди последних – принцип непрерывного образования, который осуществляется у нас на «дистанции Школа-ВУЗ».
    Концепция, с которой ее автор организовывал Школу-ВУЗ «Современное образование» и которая за 25 лет деятельности преобразовывалась согласно движению жизни, является системой, где все разнообразные элементы соотнесены друг с другом. В то же время в ней существует ядро, каковым в настоящее время являются личностно-деятельностный подход (обучение личности в деятельности), комплексный метод и принцип непрерывного образования.

     Образование, которое современное государство предлагает современному человеку, раздроблено на отдельные учебные предметы. Успешно работавший в прошлом, в настоящем такой подход не отвечает требованиям действительности. В мире неопределенности, сложности и разнообразия человеку нужны целостная картина, разнообразный набор знаний, навыков, умений и компетентностей. Более того, о нем надо позаботиться как о личности – рассмотреть его, развить в нем определенные качества.
     Пройдя через вышеназванные подходы и методы, педагогика подошла к явлению, которое получило название «метапредмет». Отечественные исследователи метапредмета предлагают следующие его характеристики.
     1. Метапредмет – новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного процесса.
     2. Метапредмет – явление, выходящее за рамки собственно предмета (мета с греческого означает «за», «через», «над»).
     3. Метапредмет – конкретные действия и универсальные понятия, освоенные при совокупности изучения нескольких предметов.
     4. Метапредметный подход – переход от практики дробления на предметы к целостному восприятию мира.
     5. Метапредмет обеспечивает целостную картину мира в сознании ребенка.
     Как видно из приведенного материала, все эти характеристики объединяются понятиями – совокупность; тип интеграции учебного процесса; явление, выходящее за рамки собственно предмета; целостное восприятие мира. Самым близким к сути вопроса мы считаем термин «целостность», «целостная картина мира».
     Итак, мы рассматриваем метапредмет как предмет обучения человека целостному (с разных точек зрения, разнообразному, синтезированному…..) представлению о мире. Более того, считаем необходимым вспомнить какого именно человека мы обучаем. Мир целостный. А человек? Ну, конечно же, целостный. Подход к образовательному процессу человека как к процессу, предназначенному для обучения целостного человека, живущего в целостном и меняющемся с все возрастающей скоростью мире, приводит нас к необходимости постоянного слежения за образованием человека в этом мире, постоянного «педагогического в этот мир внедрения». И одним из способов такого внедрения определенно является метапредмет.

     Одним из первых метапредметов, внедренных в образовательный процесс научно-методического учебного центра «Школа-ВУЗ «Современное образование», является предмет, названный нами «Интернет-поиск». С исследованием этого предмета, его характеристикой и описанием можно познакомиться на форуме сайта Школы-ВУЗа, который в последние годы используется как научно-методическая площадка ППС (профессорско-преподавательского состава).
     Вот как видит наш ППС метапредмет «Интернет-поиск».
     В последнее время умение работать с информационным пространством стало жизненной необходимостью. Современные дети со всех сторон окружены огромным количеством информации и техническими средствами для её получения, но в основном используют это всё лишь для развлечения. И мало кто умеет добывать и использовать полученную информацию в образовательных целях. Интернет-поиск – это обучение человека с помощью средства XXI века, интернета. Мы развиваем навыки ученика с помощью обычного печатного текста? Точно так же мы можем развивать аналогичные навыки, пользуясь контентом (текстом) и информацией, размещенными в интернете. Методика проста. 1. Задать вопрос интернету. 2. Из полученной многочисленной информации составить собственный вывод. 3. Подготовиться к устному высказыванию. 4. Подготовиться к письменному высказыванию.
     Безусловно, существует множество других вариантов. Все в руках опытного учителя. Данная работа – разновидность работы с текстом учебника. С помощью Интернет-поиска можно углублять и расширять изучаемую тему, учить писать доклады и рефераты, готовиться к разного рода выступлениям.
     Ниже приведем высказывания некоторых из учителей и преподавателей, ведущих Интернет-поиск.

     Голоднова А.М., учитель начальной школы, помощник генерального директора по методической работе
     Казалось бы, легче лёгкого – задать вопрос интернету?!
     Однако именно на этом этапе ребята-новички испытывают трудности. Как правильно сформулировать вопрос? Какие слова использовать? Какой ответ мы получим, задав один вопрос? А другой? Какие странички откроются?
     Мы хотим донести до детей – интернет не игрушка, а помощник и средство познания мира. Ставится задача ознакомить ребят с нужными им сайтами, научить делать правильные запросы для поиска этих сайтов и ориентироваться на самом сайте. Одновременно выполняется задача обучения вниманию, четкому следованию указаниям учителя, развитию навыков работы с текстом на уровне ввода и первичного закрепления материала.

    Демков С.А., учитель русского языка и литературы, 7 класс
Я встраиваю Интернет-поиск в структуру уроков литературы. На эту работу отвожу до 20 минут. Даю задание на поиск, дети не просто находят ответ в интернете, а формируют его в уме, пользуясь ресурсами сети, затем кратко записывают в тетрадь. Задания подбираю сложные, чтобы прямой ввод вопроса в поисковик не давал результата. И учу применять разные методы поиска. Например, седьмому классу дал такой вопрос: "Кто привил Пушкину любовь к истории?" После неудач и определенных умственных усилий ответ был найден. И сколько было радости!

     Верещагина Л.Н., учитель начальной школы, 3 класс
А мы в пятницу с третьим классом провели Интернет-поиск на уроке ИЗО. Ввели запрос показать картинку-раскраску "Букет цветов к 8 марта". Потом выбрали понравившуюся, причём каждый ученик выбрал себе именно свою, не такую, как у остальных. Срисовали и пошли в класс раскрашивать. Дисциплина была на высшем уровне, потому что было интересно.

     Красько О.Э., учитель русского языка и литературы, 6 класс
Вчера, 18 февраля, урок литературы в 6 классе прошел в ретро-интерактивном кабинете. В таком формате занятия проходили впервые, хотя Интернет-поиском мы занимались почти каждый урок.
     Откуда мы черпаем нашу информацию? Из книг, учебников и интернета. И вот все это совмещено! Ребята имели возможность просмотреть и осмыслить сведения о жизни, творчестве и особенности языка Н. Лескова, используя учебник, книги и интернет-ресурсы. Одно добавляло другое, позволяя углубиться в тему. Урок прошел на одном дыхании, каждую минуту ребята были заняты, они искали что-то новое, чем хотели поделиться с одноклассниками.

     Кочеткова М.А., председатель родительского комитета
     Когда мы в третьем классе делали стенгазету ко Дню всех влюблённых, ребята сами предложили поискать информацию в интернете. Время было ограничено, я попросила их предложить мне варианты фраз, которые нужно было вбить в поисковую строку. Ребята предложили мне несколько вариантов, и я по ним с лёгкостью нашла всю необходимую информацию! Потом мы с ребятами отредактировали полученную информацию, сократили текст, и получились заметки в стенгазету!

     Орехова Н.А., учитель русского языка и литературы, 11 класс
     В связи с подготовкой к декабрьскому сочинению в 11 классе Интернет-поиск очень кстати. Из всего потока информации наши одиннадцатиклассники уже научились извлекать нужное и полезное. Теперь нам остаётся только "отшлифовывать" этот навык на каждом занятии и собирать материал к удачной сдаче как первого экзамена в декабре, так и второго – в мае.

     Зубкова Н.А., учитель географии и биологии, 6 класс
     Интернет-поиск прошел на уроке биологии 6 класса в теме "ЯДОВИТЫЕ РАСТЕНИЯ". Ребята формулировали проблему, вводили запросы в поисковик, анализировали письменно полученные ответы. Устные выступления оформляли в виде сообщений к уроку. Вот некоторые результаты находок: самое ядовитое растение, введенное в книгу рекордов Гиннеса, – касторовое дерево (или клещевина), в наших подмосковных лесах ядовиты ландыши, лютики, белладонна, борщевик... Поиски продолжаются! Успехов нашим 6-классникам!!

     Зубкова Н.А., учитель географии и биологии, 5 класс
     Собираемся с 5-клашками в "виртуальный поход" по стране и хотим начать с составления маршрута путешествия. Для этого мы посетим компьютерный класс, где каждый ученик произведет лично Интернет-поиск нужных объектов для маршрута (ручей, родник, пойму реки, ключ, домик лесника, мельницу, сад, рощу, лес, тропинку, шоссе, овраг, холм, болото и т.д.), а затем на листе бумаги при помощи азимутов, компаса, рулетки, масштабов учащиеся проложат уникальный маршрут своего пути и познакомят ребят класса со своим произведением.

     Верещагина Л.Н., учитель начальной школы, 4 класс
     Сегодня в 4 классе прошёл урок Интернет-поиска. Мы учились находить домашнее задание на нашем форуме. Ребята учились задавать поисковику запрос "Частная школа" и затем проходить весь путь до нужного домашнего задания. Работали с большим энтузиазмом, не испугали даже мои слова о том, что в честь такого события домашнее задание будет увеличено в 2 раза (это была шутка!).

     Матвеев С.Г., к.э.н., преподаватель английского языка, 10-11 классы, 1-2 курсы ВУЗа.
     Благодаря составляющей урока «Интернет-поиск» наши ученики уже лучше стали ориентироваться в необъятном пространстве информации. Старшие школьники активно применяют его (Интернет-поиск) при подготовке к занятиям под названием ЭПЭБ (Экономика, политика, экономическая безопасность), при подготовке к ЕГЭ по обществознанию и истории. Студенты – при подготовке по таким дисциплинам как мировая экономика, история экономических учений, международные экономические отношения, политология и т.д.

     Гурьев В.И., к.и.н., учитель истории, 9 класс
    Сегодня мои дети в очередной раз "обрадовали": им задано подготовить презентацию. На этот раз по истории. По огромной теме –– "Византия". Надо самостоятельно выбрать тему, найти материал и сделать презентацию. Всё просто. НО!!! Дети умеют делать презентации (вставлять картинки, текст, подбирать цвет и т.д.). Дети умеют рисовать в Paint, работать в фотошопе, строить таблицы. И ещё много чего умеют наши дети. НО!!! Они просто не могут найти информацию. Их пугает объём, который выдают поисковики. Они не могут сами определить надёжность источника и достоверность информации. Они не могут сузить большую общую тему до конкретной. Не могут задать вопрос интернету так, чтобы получить именно нужную информацию, а не тонны всего-всего. То есть дети не умеют вести Интернет-поиск. Школ, в которых учат детей работе с интернетом, – единицы. Конечно, такого учебного предмета нет. Но наша школа ввела обязательную составляющую – обучение Интернет-поиску. В наше время это абсолютно необходимо. И даже наши старшеклассники узнают в результате наших занятий по Интернет-поиску новое и полезное.
    Для реализации на практике данного направления (внедрения метапредмета в образовательный процесс) используется следующая материальная база:
     а) компьютерный класс;
     б) ретро-интерактивный кабинет.

   

Интернет-поиск в ретро-интерактивном кабинете

     Научно-методический учебный центр «Школа-ВУЗ «Современное образование» продолжает работу по внедрению метапредмета в образовательный процесс. Успешно развиваются следующие метапредметы: Интернет-книга, Интернет-тетрадь, ЭПЭБ (экономика, политика, экономическая безопасность). Метапредметны наши интерактивные занятия-клубы – Литературно-исторический и Английский.
     Создание и развитие метапредметов происходит и будет происходить вслед за развитием цивилизации.

      Литература

1. Асмолов А.Г. "Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия". Журнал "Психологические исследования", том 8, №10, 2015 г.
2. Адамский А.И., Асмолов А.Г., Архангельский А.Н., и др. "Манифест гуманистической педагогики", "Новая газета" № 112 от 12.10.2015.
3. Громыко Ю.В. "Метапредметный подход в образовании",
www.player.myshared.ru/203816
4. Громыко Н.В. "Методика организации проведения метапредметных занятий",
www.mosmetod.ru
5. Хуторской А.В. "Метапредметный подход в обучении". Научно-методическое пособие. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012.
6. Зимняя И.А. "Психология обучения неродному языку", Москва "Русский язык", 1989 г.
7. Шленкина В.И. "Наша концепция. Основы образовательного процесса", "Современное образование", М. 1999 г.
8. Шленкина В.И. "Наша концепция. Основы образовательного процесса", "Современное образование", М. 2015 г.

Оффлайн Freya

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 11156
    • Просмотр профиля
Re: Рабочие материалы V.B.
« Ответ #162 : 19 ноября 2015, 01:35:35 »
КАК соединить несоединимое?! Что общего можно найти между преподаванием,скажем,экономической географии, математики и литературы с русским на ОДНОМ УРОКЕ?! ???

 
Я думаю ,что экономическая география ,Нета , как и история ,гораздо ближе к литературе ,чем ВАМ показалось. Я привела пример в спойлере для того ,чтобы показать суть , глубину  тяжести проблем ,в которых  оказались  и  жили наши деды и прадеды в условиях разрухи народного хозяйства после Великой Отечественной Войны ( но это ведь характерно и для хозяйства страны и после других войн ).Что же отражает  наша  литература в послевоенные годы разных времен , как не самоотверженный подвиг советского  ( тогда ) народа  в период восстановления разрушенной экономики страны  ?Напомню , что экономическая география как раз занимается отраслями промышленности ,сельского хозяйства ,транспорта ,инфраструктуры и рекреационным хозяйством стран мира ( это и  есть предмет изучения  экон. географии ). Литература  нам затем и нужна , что  вдохновляет  и показывает  , каков человек на самом деле - в разных условиях бытия :  в горе , в разрухе , в голоде и холоде ,  в радости и   полным счастья ,  ,показывает нам , чего стоит ЧЕЛОВЕК и какого его предназначение на Земле , как он любит свою землю и защищает ее.  Вот пример-  экранизированный роман в стихах Е. Долматовского " Добровольцы " ,о  комсомольцах , строивших московское метро - отрасль экономики- транспорт.. http://www.youtube.com/watch?v=gjxy4aCMdrc#t=12  #Invalid YouTube Link#                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Повесть «Прощание с Матёрой» Валентина Распутина.Тоже прекрасный пример экономики (эк. географии ) и истории с литературой.  http://ok.ru/video/27808696911?fromTime=14                                                                                                                                                                                 Но есть и Николай  Островский - " Как закалялась сталь "  ( комсомольцы строят узкоколейку ) http://my.mail.ru/mail/lubashka46/video/1727/9197.html

Оффлайн Neta

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 5712
  • Neta
    • Просмотр профиля
Re: Рабочие материалы V.B.
« Ответ #161 : 19 ноября 2015, 00:15:32 »
Мне кажется это интересным. Но, если честно, непонятно практическое введение этой методики в школе на отдельном уроке. КАК соединить несоединимое?! Что общего можно найти между преподаванием,скажем,экономической географии, математики и литературы с русским на ОДНОМ УРОКЕ?! ???
Это уже перебор... А вот близкие предметы соединить вполне реально. Например,историю,обществознание и литературу. :) Но и здесь необходим инструмент овладения новой  методикой. Чего я так и не отыскала во множестве статей про метапредметы, хотя добросовестнейшим образом перевернула гору материалов! В основном, к сожалению, общие фразы и наукообразные умозаключения,смысл которых вряд ли понимают сами новаторы. Так что с метапредметами все очень непросто.
Но в нашей Школе есть пример такой метапредметности за пределами урока. Это ЭПЭБ и наш историко-литературный клуб! Мы фактически уже являемся экспериментальной площадкой метапредметных методик,и это только наше достижение! Мы все время на шаг опережаем официальную педагогику!😄

Оффлайн V.B.

  • Генеральный директор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 891
    • Просмотр профиля
Re: Рабочие материалы V.B.
« Ответ #160 : 18 ноября 2015, 23:44:02 »
                             Коллеги, откликнувшиеся на тему "Что такое метапредмет?"
     Спасибо за подобранную в Интернете информацию. Хотелось бы узнать ваше видение этого явления.

Оффлайн Freya

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 11156
    • Просмотр профиля
Re: Рабочие материалы V.B.
« Ответ #159 : 18 ноября 2015, 03:33:00 »
ДЛЯ ВЕРЫ ИВАНОВНЫ :                                                                                                                                                                " Новое  содержание  образования на основе принципов метапредметности . "                                                                                                                                                        Задача  современного  учителя − научить творчески мыслить школьников,  вооружить   их  таким важным умением, как умение учиться . Школа должна научить детей мыслить − причем, всех детей, без всякого исключения. Учителю  нашего времени  необходимо  стать конструктором новых педагогических ситуаций, заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

Среди существующих методологических подходов в образовании решению этих задач отвечает метапредметное обучение, которое обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.  Метапредметные  результаты образовательной деятельности − это способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

"Мета" – («за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда - мыследеятельностью.

Метадеятельность - универсальная деятельность, которая является "надпредметной". Предметная - это любая деятельность с предметом (строю, учу, лечу, книги пишу, людей кормлю, здания проектирую…). В любой предметной деятельности есть то, что делает ее осознанной и ответственной, то есть:
•стратегической (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ);
•исследовательской (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов, вывод);
•проектировочной (замысел, реализация, рефлексия);
•сценирующей (выстраивание вариантов сценария разворачивания событий);
•моделирующей (построение посредством знаковых систем мыслительных аналогов – логических конструктов изучаемых систем).
•конструирующей (выстраивание системы мыслительных операций, выполнение эскизов, рисунков, чертежей, позволяющих конкретизировать и детализировать проект);
•прогнозирующей (мысленное конструирование будущего состояния объекта на основе предвидения).

Метадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется уровнем владения им метазнаниями и метаспособами, т.е. уровнем развития личности.

Метазнания
- знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т.е. приёмы и методы познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с ним. Понятие «метазнания» указывает на знания, касающиеся способов использования знаний, и знания, касающиеся свойств знаний. Метазнания, выступают как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития человека, превращая его из «знающего» в «думающего».

Метазнания включают в себя философию предмета . Философия предмета включает в себя понятие, границы и методологию предмета как части науки.

Философские проблемы географии
заключаются в рамках ключевых аспектов взаимодействия общества и природы, проблем экологии, строящейся на основе принципов философии природы (натурфилософии), признающей целостность материального и духовного мира. К числу общих проблем, относятся : эволюция  жизни на  Земле , пространственное разнообразие природных условий, влияние природы на человека и общества на природу. Все эти проблемы - предмет как философии, так и географии. Проблема сохранения жизни на Земле становится краеугольным камнем формирования географической культуры.

Метаспособы - методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач.

Метаумения
- усвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки.
К ним относятся:
- теоретическое мышление: обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.;
- навыки переработки информации: анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию;
- критическое мышление: умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.;
- творческое мышление: перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми;
- регулятивные умения: задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция своей деятельности;
- качества мышления: гибкость, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.

В настоящее время формирование метаумений становится центральной задачей любого обучения.

Возможности формирования метадеятельности заложены в ряде методик, подходов и технологий:
•развивающее обучение Эльконина-Давыдова;
•мыследеятельностная педагогика;
•коммуникативная дидактика;
•эвристическое обучение;
•логико-смыслового моделирования;
•школа М. Щетинина и других.
Метапредметный подход обеспечивает целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежит в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания.
По мнению педагогов общей основой разнообразных инновационных моделей обучения, имеющей поисковую направленность, является интегративная надпредметная поисковая учебная деятельность  – исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая.
Суть деятельности заключается в том, что усвоение любого материала  происходит в процессе решения практической ,  исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации.

Метапредметные  результаты образовательной деятельности - способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребёнка.

В науке и педагогической практике все больше сторонников находит мыследеятельностная педагогика (Ю.В. Громыко), которая является продолжением теории развивающего обучения В.В. Давыдова.

Освоение метаспособов деятельности как процесса мыследеятельности и мыслепознания, основной упор которых направлен на формирование надпредметных компетентностей, происходит при использовании в учебном процессе определенных технологий обучения:
•развивающего обучения;
•критического мышления;
•ТРИЗ ;
•технологический компонент личностно-ориентированного урока;
•общеучебные умения и навыки .
Принцип  метапредметности  состоит также в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом (Ю. Громыко). Это составление ментальных карт, деревьев понятий, кластеров, граф, схем «фишбоун» (технология «за и против»), различных графических моделей знания, использование приемов сворачивания информации (конспект, таблица, схема) и пр.

В рамках Госстандарта нового поколения в систему учебных действий включены личностные, метапредметные и предметные результаты . Метапредметные образовательные результаты предполагают, что у учеников будут развиты: владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера, умениями организации собственной учебной деятельности, основными универсальными умениями информационного характера, информационным моделированием как основным методом приобретения знаний, широким спектром умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов, способами и методами освоения новых инструментальных средств, основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Метапредметный подход нашел отражение и в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения, в которых определены личностные, метапредметные и предметные результаты, описаны требования к ним, выделены учебные задачи и ситуации.
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:
- познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
- готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые, в том числе, и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
География – предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать и т.д. Эти умения формируются при выполнении практических работ. Таким образом, практические работы в географии – основной путь достижения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения. Тем более что специфика географии как учебного предмета, предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний. На метапредметных уроках ученик не запоминает, а осмысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий, открывая эти понятия заново.                                                                          Метапредметные результаты изучения курса географии 6, 7 классов.
Регулятивные (учебно-организационные):
•ставить учебную задачу под руководством учителя;
•планировать свою деятельность под руководством учителя;
•работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
•работать в соответствии с предложенным планом;
•участвовать в совместной деятельности;
•сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами.
•оценивать работу одноклассников.
Познавательные
учебно-логические:

•выделять главное, существенные признаки понятий;
•определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
•сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
•высказывать суждения, подтверждая их фактами;
•классифицировать информацию по заданным признакам;
•выявлять причинно-следственные связи;
•решать проблемные задачи;
•анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;
учебно-информационные:
•поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях;
•работа с текстом и внетекстовыми компонентами: выделение главной мысли, поиск определений понятий, составление простого и сложного плана, поиск ответов на вопросы, составление вопросов к текстам, составление логической цепочки, составление по тексту таблицы,схемы;
•качественное и количественное описание объекта;
•классификация и организация информации;
•создание текстов разных типов (описательные, объяснительные) и т.д.

Метапредметные результаты изучения курса географии 8, 9 классов


Регулятивные (учебно-организационные):

•Ставить учебные задачи.
•Вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи.
•Выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи.
•Планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями.
•Оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями.
•Владеть различными способами самоконтроля.

Познавательные
учебно-логические:

•Классифицировать в соответствии с выбранными признаками;
•Сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;
•Систематизировать информацию;
•Структурировать информацию;
•Определять проблему и способы ее решения;
•Формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;
•Владеть навыками анализа и синтеза;

учебно-информационные:

•поиск и отбор необходимых источников информации;
•представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах;
•работа с текстом и внетекстовыми компонентами: составление тезисного плана, выводов, конспекта, тезисов выступления;
•перевод информации из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т.п.);
•использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;
•создание собственной информации и её представление в соответствии с учебными задачами;
•составление рецензии, аннотации.

Коммуникативные:

•выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;
•уметь вести дискуссию, диалог;
•находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
Литература:
1.Валькова, Г.  Логико - смысловые модели  - дидактическая многомерная технология  / Г. Валькова, Ф. Зайнуллина, В. Штейнберг // Директор школы. - 2009. - № 1.
2.География : Примерные программы по учебным предметам : 6-9 классы. – М. : Просвещение, 2015.
3.3. Громыко, Ю. В. Метапредмет "Знак". -  М.,  2001. - 285 с.
4.4. Громыко, Н. В. Метапредмет "Знание". -  М., 2001. – 540 с.
5.5. Громыко, Ю. В. Метапредмет "Проблема". - М., 1998. - 376 с.
6.Громыко, Н. В. Обучение схематизации : сборник сценариев для проведения уроков и тренингов. – М., 2005.
7.Громыко, Н. В. Как сценировать учебное «метапредметное» занятие? – М. : Институт опережающих исследований, 2010.
8.Громыко, Н. В. Метапредметный подход как ядро российского образования / Н. В. Громыко, М. В. Половкова  // Сборник статей для участников финала Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2009». – С - Пб, 2009. – 30с.; http: // www.teacher-of-russia.ru.
9.9. Ковалева, Г.С. Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ // Г.С. Ковалева, Э. А. Красновский, К. А. Краснянская, О. Б. Логинова, О. А.Татур // www. standart. edu. ru/.
10.Колесина, К. Ю. Метапроектное обучение : теория и технологии реализации в учебном процессе : Автореф. дисс. … д-ра пед. наук : 13.00.01. Ростов-на-Дону : ЮФУ, 2009. - 35 с.
11.Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования  / Рос.акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М. : Просвещение, 2008.
12.Крылов, А. И. Актуальные проблемы преподавания географии в аспекте требований к  результатам обучения ФГОС /  Вестник кафедры географии ВСГАО. -  2010. - № 1 (1).
13.Кузнецов, А. А. О школьных стандартах второго поколения / А. А. Кузнецов  // Муниципальное образование : инновации и эксперимент. - 2008. - № 2. - С. 3 - 6.
14.14.  Федорова, С. Ш. Технология присвоения метазнаний // http: // www. festival.1september.ru/articles/100689/.
15.15. Фоменко, И. А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности  // http: // www. fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/.
16. Хуторской, А. В. Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования // Педагогика. – 1999. - № 7. – С.15 - 22.

 
.